Цель игры: практически закрепить навыки управления природопользованием и охраной ОС, с целью максимизации дохода предприятия.
Действие игры разворачивается в условной хозяйственной системе, состоящей из 8 предприятий, расположенных на берегу озера. Предприятия производят продукцию, на изготовление которой требуется много воды. Эту воду они берут из озера. Отработанная вода (промышленные стоки) сбрасывается в озеро.
Для каждого предприятия в течение одного технологического цикла, равного месяцу, может быть реализовано одно из следующих решений:
1) сброс неочищенных стоков;
2) очистка отработанной воды;
3) применение штрафных санкций к загрязнителям озера;
4) премирование тех, кто очищает стоки.
Принятое решение оценивается определенным количеством очков, которое означает прибыль предприятия за месяц. Цель каждого предприятия - набрать возможно большее количество очков, т.е. максимизировать прибыль,
В первом случае (решение "Сброс") предприятие получает довольно большой доход за данный технологический цикл, поскольку оно экономит на очистке воды. Однако каждый сброс неочищенных стоков ухудшает состояние озера и, следовательно, качество забираемой воды. В перспективе это приведет к снижению прибыли, поскольку всем предприятиям /придется осуществлять дополнительные затраты на очистку забираемой воды (перед началом производства).
Во втором случае (решение "Очистка") предприятие получает меньшую прибыль за данный технологический цикл. Но состояние озера при этом не ухудшается. Один раз в 12 месяцев в результате весеннего паводка происходит самоочистка озера, что ведет к улучшению качества воды. После паводка прибыль предприятий увеличивается, поскольку отпадает необходимость в дополнительной очистке воды на входе.
В третьем случае (решение "Штраф") руководство предприятия вместо того, чтобы заниматься производством, осуществляет поиск и наказание загрязнителей водоема в течение всего текущего месяца. По правилам игрывсе предприятия, производившие в данном месяце сброс неочищенных стоков, найдены. Вместо большой прибыли они получают штраф. Но и штрафующий несет в данном месяце некоторые убытки, ведь он вместо своей основной работы занимался общественными делами.
В четвертом случае (решение "Премия") руководство предприятия вместо того, чтобы заниматься производством, осуществляет работы по обеспечению эффективной эксплуатации общественных очистных сооружений (приводит в порядок водоводы и коллекторы, обновляет реагенты в очистных системах и т.п.). В результате каждое предприятие, производившее в данном месяце очистку своих стоков, получает дополнительную прибыль.
Но предприятие - поощритель несет в данном месяце некоторые убытки, ведь оно вместо своей основной работы выполняло общественные функции.
Для проведения игры в группе формируется несколько предприятий (по 3 - 4 чел. в каждом), мониторинговая служба (4 чел.). действует совет директоров предприятий.
Игра протекает и виде периодов, равных месячному хронологическому циклу. Всего таких периодов 48, т.е. в течение игры проходит 4 года. В каждом периоде представители предприятий принимают одно из четырех рассмотренных решений - "сброс", "очистка", "штраф", "премия".
Каждому решению соответствует определенный размер прибыли или убытков; Задача игроков - максимизировать суммарный за все месяцы размер дохода.
Решения принимаются анонимно. Только мониторинговая служба знает, кто какое решение принял в данном месяце. Игроки же не информированы, какое предприятие осуществило сброс неочищенных стоков и является виновником ухудшения состояния озера.
У предприятий имеется возможность для использования различных взаимовыгодных стратегий. Для этого каждый восьмой месяц проводится совет директоров, на котором игроки могут заключать различные соглашения о стратегии игры в последующие периоды. Однако по правилам игры эти соглашения носят рекомендательный характер. Любое предприятие ради личной выгоды может нарушать соглашения, что весьма соблазнительно.
За состоянием воды в озере следит мониторинговая служба. Состояние воды в каждый момент времени отражается положением индикатора (флажка или фишки) на шаровой матрице (таблица 8.1). Игровая матрица разбита на строки и позиции. Каждая строка соответствует определенному уровню качества воды, что находит отражение в количестве очков, которое то или иное предприятие может получить в данном месяце при очистке или сбросе промышленных стоков. В момент начала игры качество воды находится на среднем уровне. В зависимости от действий игроков и природных факторов (паводка) качество воды в озере ухудшается или улучшается. Соответственно этому перемещается индикатор по строкам и позициям матрицы.
Каждое решение "сброс" сдвигает индикатор на одну позицию влево. Как только индикатор проходит последнюю позицию строки, он смещается на нижележащую строку матрицы в крайнее правое положение.
Вверх по строкам матрицы (после паводка) индикатор движется также с учетом позиций.
Игра проводится в следующем порядке. Предприятия, согласно избранной стратегии, принимают одно из четырех возможных решении. Код принятого решения отражается в карточке предприятия (таблица 8.2), которая затем передается мониторинговой службе. Служба мониторинга., получив полную информацию от всех предприятий, изменяет в соответствии с правилами игры положение индикатора на игровой матрице и проставляет в карточке предприятия полученное им количество очков. После этого карточка возвращается предприятию.
Таблица 8.1 - Игровая матрица.
Характеристика воды
Позиции строки
Номер строки
Очки
для решений
№1
№2
Чистая вода
+6
+5
+4
Промышленно-чистая вода
+3
+2
+1
+
- 1
-2
-3
Грязная вода
-4
-5
-6
-3
-7
-8
-8
-20
Таблица 8.2 - Карточка предприятия
Номер хода
Код принятого решения
Количество очков
за принятое решение
с начала игры
…
…
…
…
…
…
…
…
Победителем считается предприятие, набравшее максимальное количество очков.
После завершения игры необходимо проанализировать ее результаты, оценить эффективность избранных предприятиями стратегий использования водных ресурсов, определять основные направления улучшения водопользования в данной хозяйственной системе.