Экономика природопользования: Методические указания по практическим занятиям для студентов специальности 260100 «Лесоинженерное дело» очной, очной сокращенной, заочной, заочной сокращенной форм обучения: Е.А. Хартанович – Красноярск: СибГТУ, 2006. – 25 с.
Рецензенты: Н.И. Попова, доцент, секция методсовета СибГТУ,
Практическое занятие 1. Экономическая оценка земельных, лесных и других видов природных ресурсов. Решение задач…………………..7
Практическое занятие 2. Оценка экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. Решение задач……………………..9
Практическое занятие 3. Практическая работа № 1 «Расчет ущерба от отдельного источника загрязнения»………………………………….12
Практическое занятие 4. Эффективность природоохранных мероприятий. Решение задач.….……………………………………..14
Практическое занятие 5. Практическая работа № 2 «Оценка экономического эффекта и эффективности затрат на водоохранные мероприятия»…………………………………………………………..19
Практическое занятие 7. Платежи за загрязнение окружающей среды. Решение задач………………………………………………….25
Практическое занятие 8. Деловая игра «У озера»…………………...27
Библиографический список…….……………...…………………….. 31
Приложения Приложение А (справочное). Справочные таблицы…...…………....32
Введение
Практические занятия выступают необходимым этапом в профессиональной подготовке студентов и в тоже время одной из основных форм организации учебного процесса студентов всех форм обучения.
Цель разработанного учебно-методического издания – организация и управление процессом обучения студентов спец. 260100 на основе выполнения ими под руководством преподавателя комплекса учебных заданий в объеме курса «Экономика природопользования».
Задачи данного учебно-методического издания – определение содержания, формы, объема и порядка проведения практических занятий у студентов спец. 260100 очной, очной сокращенной, заочной, заочной сокращенной форм обучения по названной учебной дисциплине.
При выполнении учебных заданий студентам необходимо знать:
- основные понятия курса;
- закономерности и принципы природопользования;
- основы ресурсопользования;
- сущность эколого-экономических показателей и методику их расчета;
- современные направления экологизации экономики;
- основы управления природопользованием и природоохранной деятельностью;
- методы оценки эффективности природоохранных мероприятий.
Студенты должны уметь:
- выполнять экономическую оценку природных ресурсов, ущерба от загрязнения окружающей среды и нерационального природопользования; выявлять факторы, влияющие на уровень этих показателей;
- использовать экономико-математические методы при решении эколого-экономических задач и планировании мероприятий природоохранного назначения;
- разрабатывать и обосновывать на основе эколого-экономических критериев эффективное решение с целью обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;
- проводить расчеты платежей за загрязнение окружающей среды и нерациональное природопользование.
Система учебных заданий построена в соответствии со спецификой учебной дисциплины «Экономика природопользования». Методические указания разработаны с учетом совместного их использования студентами с другими учебными изданиями по курсу.
Учебные задания предназначены для усвоения, закрепления пройденного материала, проверки знаний и умений студентов спец. 260100 по дисциплине «Экономика природопользования».
Курс «Экономика природопользования» изучается студентами специальности 26.01.00 очной формы обучения в 9 семестре (общая трудоёмкость 50 часов, лекции – 17 часов, практические занятия 17 часов), студентами очно-сокращенной формы обучения в 5 семестре (общая трудоёмкость 40 часов, лекции – 17 часов, практические занятия 17 часов);
студентами заочной формы обучения в 11 семестре (общая трудоёмкость 50 часов, лекции – 17 часов, практические занятия 17 часов); студентами заочно-сокращенной формы обучения в 7 семестре (общая трудоёмкость 50 часов, лекции – 17 часов, практические занятия 17 часов). Формой итогового контроля знаний является зачет.
В методических указаниях рассматриваются методы проведения экономической оценки различных видов ресурсов, ущерба от загрязнения окружающей среды, обоснования эффективности природоохранных мероприятий и расчета платежей за загрязнение окружающей среды. Приведены задания для самостоятельного решения по вариантам.
При подготовке учебных заданий автором использованы материалы методических указаний по экономике природопользования, составители Н.И. Клименко, Л.М. Долженко. – Красноярск: КГТА, 1997г.