Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Регулир. функции гос-ва в период перехода к новым экономическим отношениям.



В плановой эк-ке гос-во управляло почти всеми соц.-эк. процессами, кот. поддаются централизованному регулированию. Сис-мой директивных адресных заданий гос. органы определяли основные параметры деят-ти каждого п/п и его хоз. связи. За п/п сохранялось самостоятельность в решении прежде всего внутрихоз. вопросов: налаживание производства, орг-ции и оплаты труда и др.

В рын. эк-ке гос-во не осуществ. непосредств. управления эк. сферой, основной регулятор: рынок. Гос. регулир. играет глав. роль только в тех сферах, кот. определила нац. безопасность страны или в которой регуляторы в силу различных причин неэффективны.

Чисто рын. эк-ки нет ни в одной стране мира.

При переходе к рын.эк-ке роль гос. регулир. более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хоз-ва. Переход к рын. хоз-ву не происходит автоматически. Гос-во призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраст-ры рынка, условий его норм. функц-ния. Роль гос-ва в регулир. эк-ки определ. созданием усл. не только для функц. рынка, но и соблюдение баланса общественных интересов, соц. стабильности и защиты нац. интересов как во внутренней, так и во внеш. политике. Даже самый отлажен. рын. мех-зм не в состоянии справиться со всеми соц. и эк. проблемами жизни общества. Поэтому решение ряда проблем берет на себя гос-во. При переходе к рын. эк-ке выполняемые гос-вом функции в эк. процессах объективно должны постепенно сокращ-ся, для чего надо правильно определить приоритеты гос. управ. и обеспечить жизненно важные эк. и соц. потребности общества.

За гос-вом должны сохраняться ф-ции:

эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулир.;

•обеспеч. гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хоз-ния;

•формир. устойч. макроэк. ситуации, включая эффективное функц-ие финансовых учрежд.;

•обеспеч. min соц. стандартов по предоставлению благ и услуг общ-ого польз-ния (образов., здравоохр. и т.д.);

•реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

•развитие науки, инновац. деят-ти и информац. технологий;

• проведение актив. внешнеэк. политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;

•формирование производств., соц. и экологич. инфраструктур общегос. значения, обеспечение условий для роста эк-ки и улучш. жизнедеят. населения;

•поддержка соц. незащищенных групп населения;

•охрана окруж. среды, совершенствование экологич. регуляторов, международ. сотрудничество при решении экологич. проблем;

•формирование рациональных территориальных пропорций воспр-тва и комплексное разввитие производит. сил регионов;

•обеспеч. нац. безопасн. страны;

•созд. правовой базы рын. отношений и обеспеч. неукоснительного соблюд. законов, развитие институцион. инфрастр-ры;

•разработ. и реализ. стратегии соц.-эк. разв.

В переход. период более ответстветственной и сложной становится роль гос-ва по управл. собственностью. Надо преодолевать тотальную монополизацию гос. собственности, осуществлять ее разгосударствление и приватизацию.Задача гос. управления:создать возможность для эффектив. работы п/п с использованием рын. законов: конкуренции, спроса, предложения и т.д.

Для регулир. соц.-эк. процессов госу-во использ. сис-му методов и инструментов, кот. меняются в зависимости от сложившейся ситуации, накопление опыта, выбран. модели и стратегич. целей развития. Методы: правовые, административ., эк.

Особая форма гос. регулирования: разработка прогнозов и программ(как для страны, так и отдельн. отраслей и регионов и т.д.), кот. определяют стратегич. и тактич. цели и задачи развитиия, этапы и меры для их достижения, необходимые ср-ва для их реализации.

Вся сис-ма гос. регулирования нац. эк-ки д.б. направлена на обеспечение эк. безопасности страны, ее устойчивое развитие с учетом возможных изменений внутр. и внеш. факторов.

Важн. условия реализации госу-вом своих функций по управлению эк-кой при переходе к рынку: формирование соответствующей стр-ры гос. управления и аппарата, способного профессионально действовать в новой эк. и политич. среде.

Действующ. сис-ма гос. управления РБ, построенная по функционально-отраслевым и территориальным принципам, включает: министерства РБ; Гос. комитеты (Комитет гос. безопас., Гос. комитет погранич. войск, Гос. тамож. комитет и др.); комитеты при Сов.Министр. и гос. орг-ции, подчиненные Правительству РБ.

Сложив-ся сис-ма гос. управл. эк-кой в РБ еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных власт. стр-р при выполнении ими своих полномочий. Отчасти это происходит потому, что одни и те же полномочия закреплены за различ. уровнями управления. Формирование в РБ соц.-ориентир. рын. эк-ки требует повышения эффек-ти взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегос., так и регион. проблем, что в конечном счете обеспечит переход страны к устойчивому развитию.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.