Потребительский комплекс нац. Экономики представляет собой совокупность отраслей и видов экономической деятельности, которые заняты производством товаров и предоставлением разнообразных услуг населению, способствующих удовлетворяющих социально-экономических потребностей. Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и т.д.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг. Функционирование потребительского комплекса нац. экономики состоит в: 1)обеспечении населения высококачественными продовольственными и непродовольственными товарами; 2)в облегчении труда в домашнем хозяйстве, обеспечении необходимого жизненного комфорта; 3) экономии свободного времени и рационального его использования; 4)создании материальной основы для увеличения объема и совершенствования структуры потребления и накопления; 5)стимулировании научно-технического прогресса и развития инновационной деятельности; 6) обеспечении социального развития, соц. обслуживания, соц. безопасности.
В развитии многих отраслей потребительского комплекса высока роль малого бизнеса. Расширение сети малых предприятий позволит решить такие проблемы как: наиболее полное удовлетворение потребностей населения в необходимых видах товаров и услуг; создание новых рабочих мест, способствующих увеличению занятости населения. Расширение торговой деятельности приводит к экономии живого и овеществленного труда, ускоряет оборот общественного продукта, способствует более полному удовлетворению личных потребностей. Бытовое обслуживание определяет повседневную жизнь граждан, способствует эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов общества. Наиболее высокими темпами предполагается развивать услуги по ремонту бытовой техники, личного автотранспорта, мебели, услуг парикмахерских, прачечных, химчисток. От развития ЖКХ зависит функционирование производственной сферы, и всего хозяйственного комплекса.
30. Состояние, факторы и тенденции развития потребительского комплекса и его отраслей.
Розничный товарооборот в 2009 году составил 54736 млрд. руб., число объектов розничной торговой сети (на конец года) 43,4 тыс.
Распределение розничного товарооборота по формам собственности:
- государственная- 14,5 %
- частная – 81,9 %
- иностранная – 3,6 %
В общем объеме розничного товарооборота продовольственные товары занимают 51,1 %, непродовольственные – 48,9 %.
В условиях развития рыночных отношений число предприятия розничной торговли определяется прежде всего потребностями населения. Рост товарооборота и резкое расширение ассортимента обусловят в дальнейшем расширение торговой сети и увеличение торговых площадей за счет различных источников финансирования (промышленных, совместных, коллективных, частных и иностранных предприятий розничной торговли). В городах, особенно в Минске, строятся гипермаркеты, которые дают новые стимулы развитию отрасли.
На внутреннем рынке страны наблюдаются вместе с тем и такие негативные тенденции, как снижение продаж по отдельным товарным группам, увеличение остатков нереализованных товаров в промышленности и торговле. Отечественная продукция по своему качеству и особенно цене не всегда выдерживает конкуренцию с более дешевыми товарами, поступающими из России и стран вне СНГ. В связи с этим на предприятиях розничной торговли растут запасы мехов и меховых изделий, часов, шелковых тканей, одежды, белья и т.д. Многие предприятия не имеют оборотных средств для закупки новых товаров, так как торговые склады, оптовые базы забиты нереализованной продукцией. В целом в республике снижается прибыльность государственной розничной торговли, а многие магазины являются убыточными.
В перспективе развитие розничной торговли будет направлено на стабильное обеспечение различных категорий населения высококачественными товарами в широком ассортименте при высоком уровне обслуживания. Достижению этой цели должны способствовать система мер по расширению ассортимента отечественной продукции, развитие инфраструктуры товарных рынков, а также системы торгового обслуживания социально незащищенных групп населения, совершенствование методов организации торговли.
Продвижение отечественной продукции на внутренний рынок определяется углублением интеграции розничной торговли с предприятиями товаропроизводящих отраслей — промышленности, сельского хозяйства и фермерскими хозяйствами, осуществляющими поставку продуктов животноводства и растениеводства на взаимовыгодных условиях.
Число объектов общественного питания составило 11,7 тыс.
В июле 2003 г. в стране принята Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства РБ на период до 2015 года. Для ее реализации необходимы:
· внедрение высокоэффективных, надежных, безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг ЖКХ, основанных на достижениях НТП, местных возобновляемых н нетрадиционных источниках энергии;
· совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования;
· совершенствование организационных структур в ЖКХ, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды;
· совершенствование системы социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адресности выделяемых на эти цели средств.
В жилищно-коммунальном хозяйстве остается актуальной проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью предотвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.
Основными направлениями реформы ЖКХ являются:
• развитие системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение уровня оплаты со стороны населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения;
•совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг путем упорядочения существующей системы льгот, усиления адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;
•совершенствование системы управления, обслуживания и контроля за счет формирования специализированных организаций по управлению жилым фондом, перехода на договорные отношения, демонополизации ЖКХ, развития конкурентной среды;
•передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья.
31. Региональная экономическая политика в Республике Беларусь.
Участие РБ и ее административно-территориальных образований в процессе планирования устойчивого развития на национальном и международном уровнях ставит задачу учета основных стратегических целей устойчивого развития, признанных мировым сообществом.
Устойчивое развитие экономики – это постоянный рост социально-экономического и научно-технического потенциалов, способных удовлетворить возрастающие потребности нынешнего и будущих поколений в товарах и услугах на основе созданной оптимальной территориально-отраслевой структуры, обеспечивающей сбалансированное использование климатических условий, радикальное снижение потребления невозобновляемых ресурсов, сохранение биологического равновесия и благоприятной окружающей среды. (Мороз монография)
В РБ приоритеты и задачи государственной региональной политики зафиксированы в основных государственных прогнозах и программах. В частности, в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) намечены самые общие направления данного вида политики. В НСУР-2020 определены стратегические направления развития укрупненных проблемных регионов − основных объектов региональной политики белорусского государства, в том числе: депрессивных регионов, Солигорского промышленного района, Новополоцкого промышленного узла, Белорусского Полесья, Белорусского Поозерья; приграничных регионов, Минского столичного округа, а также территорий, загрязненных в результате катастрофы на ЧАЭС, имеющих официальный статус региона экологического бедствия.
В Программе социально-экономического развития РБ на 2006 – 2010 годы в качестве основной задачи региональной экономической политики определено обеспечение роста благосостояния населения независимо от мест его проживания на основе повышения уровня комплексного развития производительных сил и конкурентоспособности экономики регионов. При общем росте благосостояния населения важнейшей задачей становится опережающее увеличение доходов и улучшение условий проживания жителей там, где эти показатели ниже, чем в среднем по стране.
Для улучшения уровня и качества жизни населения в таких регионах в текущем пятилетии предусматривается:
− создать условия для повышения инновационной и инвестиционной деятельности, развития предпринимательства, особенно по производству потребительских товаров и оказанию бытовых услуг;
− активизировать развитие новых сфер приложения труда особенно в районах, где имеются объективные предпосылки для их формирования (приграничный сервис, обслуживание транспортных коридоров, туризм и др.);
− обеспечить приоритетное развитие производств и видов деятельности, ориентированных на использование местных ресурсов;
− повысить комплексность развития социальной инфраструктуры, прежде всего в районах с более низким уровнем обеспеченностью населения услугами;
− обеспечить государственную поддержку проблемных регионов (регионы с существенной долей неэффективно работающих предприятий, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС), а также малых городов с одним градообразующим предприятием.
Особое внимание со стороны государства в текущем пятилетии намечается уделить развитию малых и средних городов. Для этой цели разработана и реализуется Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних поселений на 2007–2010 годы.
К достоинствам проводимой в настоящее время в Республике Беларусь государственной региональной политики следует отнести то, что в настоящее время регионально ориентированные меры в нашей стране разрабатываются и реализуются практически всеми министерствами и другими республиканскими органами государственного управления Республики Беларусь. В качестве основных недостатков современной государственной региональной политики в Беларуси следует отметить:
− недостаточно полное и эффективное использование внутренних резервов обеспечения устойчивого социально-экономического развития, находящихся в самих регионах Беларуси, слабая правовая, организационная и финансовая поддержка местных инициатив;
− ориентация действующей системы государственного регулирования преимущественно на использование не стимулирующих, а перераспределительных налогово-бюджетных и других инструментов воздействия на экономику и социальную сферу регионов, которые, как и прежде, сопровождаются многочисленными и часто неэффективными административными мерами. (Фатеев В.С.,доктор экономических наук, профессор, Белорусский государственный экономический университет)
32. Региональный структурный анализ национальной экономики.
В Беларуси в качестве внутриреспубликанских регионов выступают области и г.Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства.
Регион (от лат . regio, regionis — область, местность, т.е. конкретная территория) можно определить как часть территории страны со специфическими природными, историческими и демографическими условиями, специализацией и комплексным развитием производства, единой производственной и социальной инфраструктурой. Как социально-экономическая системарегион представляет собой часть территории, на которой создан и развивается относительно самостоятельный хозяйственный комплекс, имеющий свою специфику в территориальном разделении труда. С воспроизводственной точки зрения регион не является замкнутой системой. Он тесно связан с другими территориям и в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена. Своеобразие природных, экономических и демографических условий определяет специфику хозяйства каждого региона — специализацию, отраслевую структуру, уровень социально-экономического развития.
Основой экономического потенциала регионов является промышленность, уровень развития которой, структура и специализация сложились в результате территориального разделения труда, наличия городских поселений и их транспортного положения, обеспеченности водными и минерально-сырьевым и ресурсами. Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции в стране имеют Гомельская область (22, 3 %) и Минск (21, 0 %), тогда как доля Гродненской области составляет 8,6 % , а Могилевской — 8,2 % .
Одной из отраслей специализации в регионах является пищевая промышленность, а в Брестской и Гродненской областях ей принадлежит первое место. Во всех областях, кроме Витебской, видное положение занимает машиностроение, которое в Минске является главной отраслью промышленности. Большинство регионов (кроме Брестской области и Минска) выделяются высоким уровнем развития химической и нефтехимической промышленности, в Минской и Могилевской областях она значительно преобладает над другим и отраслями. Ведущую роль в экономике Витебской и Гомельской областей играют отрасли топливно-энергетического комплекса. Для структуры промышленности всех регионов характерно преобладание отраслей, выпускающих средства производства. Территориальные пропорции с/х производства Беларуси обусловлены различиям и в уровне развития и размещения основных отраслей специализации, обеспеченности трудовым и ресурсами и основными средствами с/х назначения, почвенными, климатическими, экологическими и другим и особенностями регионов.
Социально-экономическое развитие регионов во многом зависит от наличия производственной инфраструктуры, особенно транспортной системы. Ведущую роль играет железнодорожный и автомобильный транспорт. Наибольшая плотность железных дорог — в Брестской, Витебской и Могилевской областях; наименьшая — в Минской. В Беларуси наблюдается достаточно выраженная региональная дифференциация обеспеченности учреждениям и социальной инфраструктуры. Самая благоприятная ситуация наблюдается в Минске, где основные показатели ее развития существенно выше, чем в среднем по стране. Выше средне республиканских значений и большинство параметров обеспеченности объектам и социальной сферы в Витебской, Гродненской и Могилевской областях.
В каждом из регионов сформировался специфический социально-экономический комплекс.
Наиболее крупным по численности населения и социально-экономическому потенциалу регионом является г. Минск, который выделяется в качестве самостоятельной административно-территориальной единицы и является единственным в стране городом республиканского подчинения. На долю Минска в 2004 г. приходилось 18 % населения, 20, 5 % трудовых ресурсов, 21 % продукции промышленности, 29, 4 % розничного товарооборота и 37, 6 % платных услуг, оказываемых населению страны.
В столице сосредоточено около 73 % всех работающих в науке и научном обслуживании и 35 % — в финансировании, кредитовании и страховании.
Минск является крупнейшим индустриальным центром страны. Здесь функционируют около 3900 промышленных предприятий и производств, 275 из них на самостоятельном балансе. Для столичной индустрии характерен высокий уровень концентрации производства.
Функционирование СЭЗ в регионах
33. Состояние, факторы и тенденции развития регионов.
Основными целями совершенствования территориальной структуры экономики и повышения комплексного развития отдельных регионов являются достижение структурно-технологической сбалансированности производства, преодоление диспропорций в развитии межотраслевых и региональных хозяйственных комплексов, отдельных отраслей и территорий, эффективное использование имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ регионов. Эти цели определяются общей стратегией формирования хозяйственного комплекса Беларуси как суверенного государства.
В условиях перехода к рыночной экономике при повышении цен на привозное сырье необходимы структурные изменения, которые способствовали бы снижению зависимости производства от поставок дорогостоящих ресурсов. Поэтому в областях (Гомельская, Витебская, Могилевская), где такие отрасли имеют значительный удельный вес, следует принять меры по сокращению производства материало- и энергоемкой продукции и увеличению выпуска продукции наукоемких производств при одновременном проведении активной политик и ресурсе - и энергосбережения, вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов и попутных продуктов на базе внедрения научно-технических достижений. Это позволит наиболее эффективно использовать такие факторы конкурентоспособности регионов, как развитый производственный потенциал, наличие высококвалифицированной рабочей силы.
Структурная перестройка требуется прежде всего в крупных городах. Именно здесь имеется ряд конкурентных преимуществ в виде мощного экономического потенциала, развитой производственной и инновационной инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, а, кроме того, сосредоточено наибольшее число предприятий, нуждающихся в реструктуризации.
Во всех регионах целесообразно повысить темпы развития производств, обеспеченных местным и сырьевым и ресурсами. В первую очередь это относится к пищевой промышленности (все области и г.Минск), промышленности строительных материалов (Брестская, Гомельская, Гродненская, Могилевская области), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли (Брестская, Витебская, Гомельская, Могилевская).
Развитие аграрной сферы определяется необходимостью сочетания интересов регионов и страны в целом в более полном обеспечении населения продовольствием и увеличении экспортных поставок продукции.
Важнейшим направлением структурной перестройки с/х производства является совершенствование его размещения и специализации по экономическим зонам в соответствии с наличием важнейших факторов, определяющих его конкурентоспособность, а именно:
• естественного плодородия с/х угодий, технологической пригодности для возделывания определенных видов с/х культур;
• обеспеченности трудовыми ресурсами (дифференциация регионов на трудообеспеченные, трудонедостаточные, трудоизбыточные) ;
• производственных средств, необходимой производственной и социальной инфраструктур.
Приоритетное развитие во всех регионах должна получить социальная сфера, важнейшая задача которой — создание условий предоставления населению гарантированного минимума социально значимых услуг в соответствии с утвержденным и социальным и стандартам и независимо от места проживания.
Особое внимание следует уделить развитию социальной инфраструктуры агрогородков и малых городов как центров обслуживания жителей близлежащих сельских поселений.
Совершенствованию структуры региональных социально-экономических комплексов будут способствовать:
• увеличение в отраслевой структуре промышленного производства всех регионов доли отраслей, связанных с использованием местных ресурсов, особенно в Витебской и Минской областях ;
• приоритетное развитие сферы услуг и снижение удельного веса с/х в общей структуре экономик и регионов.
Важнейшей задачей экономического развития регионов следует считать более эффективное использование имеющихся и потенциальных факторов повышения конкурентоспособности:
• выгодное географическое положение (Брестская , Гродненская области, г.Минск);
• высокий уровень развития производственного и инновационного потенциалов (г.Минск , Витебская , Гомельская , Минская области);
• более благоприятные условия для ведения с/х производства (Гродненская, Брестская, Минская области);
• наличие историко-культурной среды и соответствующей инфраструктуры для развития туризма, отдыха, рекреационной деятельности (Брестская, Гродненская, Витебская, Минская области и г.Минск) .
Проблемы каждого региона необходимо решать исходя из общереспубликанских задач и с учетом местных интересов и особенностей. С целью обеспечения устойчивого развития страны государственная региональная политика должна быть направлена на создание в каждом регионе ресурсо-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития. Не менее важны рациональное использование социально-экономического и экологического потенциалов регионов, преимуществ территориального разделения труда, а также обеспечение комплексного развития региональных инфраструктурных систем, сокращение разрыва в уровне и качестве жизни в городах различных категорий и сельской местности.