Переход к рын.эк-ке в обязательн. порядке предполаг. фор-ние субъектов рын. отнош.: независ., самост. эк-ки, ответств. товаропроизв-лей. Для этого почти при абсолют. преоблад. гос. собствен-ти в эк-ке РБ требовалось осуществить разгосударствл.(Р) и приватизац.(П) п/п и орг-ций различ. отраслей нархоза.
Р:передача имущее-ва из гос. собс-ти в иную акционер., коллективн., кооперативн., частн., смешан.
П:передача гос.собств-ти за плату или безвозмездно в частн. собств. Конституц.РБ и Гражд.кодекс определ.2 формы собств.: гос(в виде республ. и коммунальн.)и частн. Исключит. собств. гос-ва: недра, вода, леса, земли с/х назнач.
Реформир. гос. собств. в РБ началось в 1991 и было напрямую связано с необход. повыш. эфф-ти всего хоз. комплекса страны. К нач. рын. реформир-ия общая числен. объектов гос. собств-ти, подлежащих разгосударствл. и приват-ции, 8,7 тыс., в т.ч. 3,4 тыс.(39,2%) республик. и 5,3 тыс.(60,8%) коммунальн. собств-ти. В общ.числ-ти объектов промышл. п/п сост. 14,7%, строительства 11,2, транспорта 4,5, торговли и обществ. питания 23,3, быт. обслуж.3,8, прочих 42,5% .
В процессе Пс 1991-08 в РБ реформировано свыше 4тыс. объектов госсобствен-ти, около 41% от всех п/п, подлежат П. На базе реформир.гос. п/п создано около 2тыс. ОАО, свыше 1400 гос. объектов продано по конкурсу и на аукционе. Числ. раб-щих на п/п и в орг-циях частн.формы собств. в 2009 составила 51,1 % всех занятых в эк-ке страны. В 2010Пподлежат 129 п/п.
Глав.задачи РиП явл.:
•формир. необход. для рын. эк-ки среды, обеспеч-щей конкуренцию, разв-ие предпр-льства, многооб. форм собств., видов хоз. субъектов;
•усиление хоз. и труд. мотиваций, повыш. эффект-ти использ-ния созд. в стране эк. потенц-ла и стимулир. его приумнож.;
•созд. возмож-ти самовыраж. граж-нам, задейств. их энергии, инициативы;
•увелич. поступл. ср-в в бюджет за счет продажи гос.имущества, связывание ср-в п/п, отвлеч. части денег с потребительск. рынка и способств. его стабилиз.
В преобраз. форм собств. в РБ выдел-ся 3 этапа:
1)П только за денежные ср-ва, в осн. по инициативе «снизу». Заинтересован. в П труд. коллек-вы п/п обращались в органы Псо своими предложениями о выкупе гос.имущества.Такие п/п после П преобраз-сь в коллектив., а после в АО или ООО. До 1993 П проходила на основе отдельн. времен. норматив. актов и в целом не имела законодат. базы.
2)в 1993 приняты законы «О Р и П гос. собств. в РБ», «Об именных Пционных чеках», Гос. прогр. П,и др. При П каждого объекта 50%стоимости оплач. деньгами и 50%чеками «Имущество». Ср. и крупн. п/п пром-ти, строит-ва, трансп. могли преобраз-ся в ОАО. На конкурсы и аукционы выставлялись малые п/п коммунальн. собств., объекты незавершен. строит-ва. Принятая в 1994 Программа неотложн. мер по выходу эк-ки РБ из кризиса предусм-ла наряду с преодол. спада произ-тва осуществл. Р и П, разв-ие мал. и сред. бизнеса. Это активизир-ло процесс П.
3) совершенст-ие стратегии и тактики преобраз. отнош-ий собств-ти.Основн. направл. определ. указами Президента РБ «О мерах по совершенст-ию реформир. гос. собств.»(1995), «Об упорядочении распоряж-ия гос. имуществом», «Об особом праве гос-ва на участие в управл. АО»(1997).В 1998 принят Декрет Президента РБ «О Р и Пгос. собств. в РБ», кот. позволил обеспеч. един. гос. политику по рефор-ию гос. собств., усилить соц. направл. этого процесса, создать благопр. усл. для привлеч. отеч. и иностр. инвесторов. В 2000 разработ. и одобр. Концепц. управл. гос. имуществом в РБ на 200-05.
В 2008 в Б принят план П на 2008-10. По нему в теч. 3лет в стране в общ. слож-ти д.б. акц-рованы 519 субъектов респ.собст-ти. В РБ по закон-тву, использ. методы П:
•преобраз. гос. орг-ций в АО;
•выкуп арендов-го имущ-ва арендной орг-цией;
•продажа на аукционе и по конкурсу.
Наиб. распростр. метод Р преобразов. в АО, при этом сохр-ся большая доля акций, принадлеж. гос-ву, оно может использ. «золотую акцию» как особое право управл. А п/п.
В последние годы в РБ преоблад. «точечн.» реформ-ие объектов гос. собств. исходя из эк. эффек-ти, возмож-ти внедр. нов. технолог., освоения выпуска нов. видов прод-ции. Глав. цель Р и Постается повыш. эффектив-ти произ-тва и созд. конкурент. среды, активиз. инвестиц. и инновац. деят-ти, привлеч. иностр. инвест.,учитывая соц и эколог последств. П.
По Гражд. кодексу РБ, хоз. субъек-мим.б.коммерч. и некоммерч. орг-ции.
Полн. товарищ-во: участники кот. в соотв-вии с заключ. м/у ними дог-ром заним-ся предприним. деятельн. от имени товарищ-ва и солидарно друг с другом несут субсидиар. ответств. своим имущ-вом по обяз-вам товарищества.
Коммандит.:в кот. наряду с участ-ми, осуществл-ми от имени товарищества предприним. деят. и отвечающ. по обяз-вам тов-ва всем своим, есть 1 или нес-ко участников, кот. несут риск убытков, связ. с деят-тью тов-ва, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществл. тов-вом предприним. деят.
ООО:учрежд. 2 или более лицами общ-во, устав.фонд кот. разделен на доли определен. учредительн. док-ми размеров. Участники ООО не отвечают по его обяз-вам и несут риск убытков, связ. с деят. общества, в пределах стоим-ти внесен. ими вкладов.
ОДО:учрежд. 2 или более лицами общ-во, устав. фонд кот. разделен на доли определен. учредительн. док-ми размеров. Участники солидар. несут субсидиар. ответств. по его обяз-вам своим имущ. в пределах, определ-х учредительн. док-ми общества.
АО:общ-во, устав. фонд кот. разделен на определ. число акций. Учас-ки не отвеч. по его обяз-вам и несут риск убытков, связ. с деят. общ-ва в пределах стоимости принадлеж. им акций.
ОАО: общ-во, если его участник м. отчуждать принадлеж. ему акции без согласия др. акц-ров неогранич. кругу лиц.
ЗАО:участник кот. м. отчуждать принадлеж. ему акции с согласия др. акционеров и(или) огранич. кругу лиц.Произв. кооператив:коммерч. орг-ция, участники кот. обязаны внести имуществ.паевой взнос, принимать личн. труд. участие в его деят. и нести субсидиар. ответств. по обяз-вам производств. копер. в равных долях, если иное не определено в уставе.Унитар.п/п:коммерч. орг-ция, не наделен. правом собств. на закреплен. за ней собств-ком имущество.