Цель занятия:Овладеть курсантами техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов обработки данных методами кластерного и дискриминантного анализа.
Время: 2 часа.
Место: компьютерные классы (1203, 1215)
I. Наименование выполняемых заданий
Задание №1.Определение и обоснование количества классов методами кластерного анализа в пространстве заданных признаков. Построение функций классификации.
II. Методические рекомендации курсантам по подготовке к занятию и выполнению заданий
1. Повторить материал предыдущего практического занятия 9/3 и лекции 9/1, 9/2.
2. Повторить порядок проведения кластерного и дискриминантного анализов.
3. Изучить задание (см. п. 4.5. Индивидуальные задания файла Задание_МОП_9_3.doc).
4. Быть в готовности к проведению контрольного опроса по следующим вопросам:
1.Назначение дискриминантного анализа.
2.Задачи дискриминантного анализа.
3.Условия применения дискриминантного анализа.
4.Методика построения функции классификации.
5.Методы проведения кластерного анализа.
6. Порядок соотнесения респондента обучающей выборке.
III. Рекомендованная литература, учебно-методические и справочные материалы
4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: ООО «Речь», 2004. С. 329…353.
5. Боровиков В. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. СПб.: «Питер», 2001. С. 567-601.
IV. Отчетные материалы по заданию, порядок их оформления и сроки представления
После выполнения заданий на лабораторное занятие обучаемые формируют отчет в тетрадях установленным порядком (форма 7) и приложение 1, защищают его и по требованию преподавателя отвечают на контрольные вопросы.
Старший преподаватель кафедры №12
полковник В.Капитанчук
"_____"_________________2008 г.
УЛЬЯНОВСКОЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра № 11 Математического обеспечения (процессов управления службой)
Экз_____
Журнал
Отчетных записей лабораторных работ
(воинское звание, фамилия, инициалы курсанта)
Учебная группа _____
Дисциплина: Математические основы психологии
Ульяновск 2010
Наименование лабораторной работы 9/5:
Исследование выборок методами дискриминантного анализа
Вариант №___.
Постановка задачи.
С целью получения исходных данных для более углубленного исследования характеристик воинского коллектива и выявления групп однородных респондентов двадцать военнослужащих автомобильной роты были обследованы по 11 методикам (Х1…Х11) методами кластерного и дискриминантного анализа.
Из воинской части 55450 для дальнейшего прохождения службы переведен военнослужащий R_21.
Определить (по результатам обследования по четырем методикам) принадлежность респондента R_21 соответствующей группе воинского коллектива, описать его основные характеристики, провести сравнение с другими респондентами.
Исходные данные.
Т а б л и ц а 1
Респонденты
Методики изучения личного состава
Класс
Х_
Х_
Х_
Х_
R_1
R_2
R_3
R_4
R_5
R_6
R_7
R_8
R_9
R_10
R_11
R_12
R_13
R_14
R_15
R_16
R_17
R_18
R_19
R_20
R_21
Определение числа классов (групп) военнослужащих и их состава методом кластерного анализа (методом Уорда).
Рисунок 1. – Дендрограмма результатов классификации.
Подтверждение состава классов (групп) военнослужащих методом кластерного анализа (методом К-средних).