1. Сформировать у обучаемых умения по организации математической обработки данных тестирования, по интерпретации результатов исследований в воинских коллективах с применением методов дискриминантного анализа;
2. Овладеть курсантами техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов обработки данных в психологии;
3. Формировать у курсантов трудолюбие, добросовестное отношение к учебе и стремление в совершенстве овладеть избранной специальностью.
II. Расчет учебного времени
Содержание занятия
Время, мин.
Вступительная часть
Учебные вопросы:
1.Построение функций классификации.
2. Соотнесение респондента обучающей выборке.
Заключительная часть
III. Учебно-материальное обеспечение
Оверхед-проектор, слайды, раздаточный материал, конспекты лекций, задание на лабораторное занятие, пакеты статистической обработки данных STATISTICA и SPSS.
IV. Методические рекомендации преподавателю по подготовке и
Проведению занятия
Занятие должно проводиться в аудитории, оснащенной ПЭВМ, при этом необходимо наличие на компьютерах прикладного программного обеспечения STATISTICA или SPSS.
В ходе занятия преподаватель выбирает свою методику его проведения. При этом преподаватель должен учитывать следующие требования:
1. При организации лабораторного занятия
1.1. Иметь установленные учебно-методические документы: методические указания по проведению лабораторного занятия (форма 5), задание на лабораторную работу (форма 6), план проведения занятия (форма 2). После выполнения лабораторной работы курсанты представляют отчет по форме, рекомендованной в Журнале отчетных записей лабораторных работ (форма 7) и защищают его.
1.2. Проверить посещаемость практического занятия по классному журналу.
1.3. Обеспечить информационную наглядность: программное обеспечение STATISTICA, SPSS, электронное пособие «Работа в среде STATISTICA».
1.4. Проверить подготовку обучаемых: знание техники безопасности, знание основных приемов работы с пакетами прикладных программ с STATISTICA, SPSS, знание теоретических положений по решению рассматриваемых на занятии задач.
2. В содержании лабораторного занятия предусмотреть:
2.1 Напоминание основных возможностей пакетов STATISTICA и SPSS.
2.2 Выполнение в прикладных программных пакетах STATISTICA, SPSS следующих процедур:
создание файлов и их сохранение в среде STATISTICA и SPSS;
определение и обоснование числа кластеров методами кластерного анализа;
уточнение состава кластеров методом К-средних;
исследование состава кластеров;
интерпретация результатов.
2.3 В ходе занятия развивать творческое мышление у обучаемых, способствовать детальному и прочному усвоению учебной информации.
3. Обеспечивать воспитательные аспекты занятия
3.1. Развивать творческую инициативу обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, формировать устойчивые профессиональные интересы, заинтересованность в приобретении умений применения прикладных программных продуктов.
3.2. Воспитывать общую культуру и информационную культуру.
3.3. Формировать активную жизненную позицию, прививать любовь к избранной специальности.
4. Поддерживать высокий методический уровень занятия и совершенствовать свое мастерство.
4.1. Управлять в ходе занятия познавательной деятельностью курсантов, использовать "создание проблемных ситуаций", создавать творческую рабочую обстановку
4.2. Обеспечивать формирование специалиста, владеющего современными информационными технологиями в практической деятельности.
4.3. Организовать обучаемых на поиск наилучших решений поставленной задачи.
4.4. Эффективно и рационально использовать учебное время. Выступая в роли консультанта, преподаватель наблюдает за работой каждого обучаемого, вовремя оказывает практическую помощь, не подавляя самостоятельности и инициативы у обучаемых.
4.5. В ходе занятия обеспечивать контроль на каждом этапе выполнения поставленной задачи. Подводить итоги и делать определенные выводы по каждому заданию в режиме "обучаемый – преподаватель".
V. Литература, используемая преподавателем для подготовки к занятию
1. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.:Флинта, 2003. С. 274-287.
2. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2002. С. 39-71.
3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: ООО «Речь», 2004. С. 329…353.
VI. Приложение
Варианты заданий для проведения контрольного опроса
Вариант 1
1. Условия применения дискриминантного анализа.
2. Порядок определения числа кластеров.
Вариант 2
1. Назначение дискриминантного анализа.
2. Методы кластерного анализа.
Вариант 3
1. Задачи дискриминантного анализа.
2. Порядок проведения дискриминантного анализа.
Приложение 1
Порядок оформления отчета по лабораторному занятию
Название работы: Исследование выборок методами дискриминантного анализа.
Задача исследования: Построение функций классификации. Соотнесение респондента обучающей выборке. Интерпретация результатов.
1. Постановка задачи (записывается условие задачи).
2. Создание матрицы исходных данных согласно варианта задания (заносится таблица с исходными данными).
3. Определение количества и состава классов объектов исследования:
••проведение кластерного анализа военнослужащих методом Уорда (Варда).
4. Построение дендрограммы.
5. Проведение кластерного анализа объектов метод К-средних.
6. Сравнение составов кластеров.
7. Проведение дискриминантного анализа, уточнение состава обучающих выборок.
8. Построение классифицирующих функций
9. Соотнесение респондента обучающей выборке.
10. Интерпретация результатов.
11. Вывод.
Вступительная часть
Преподаватель объявляет тему, учебные вопросы, цели занятия, подчеркивает актуальность изучения темы, создавая для этого проблемные ситуации, связанные с решением задач прикладного характера.
Далее преподаватель доводит до обучаемых правила техники безопасности при работе с ПЭВМ и заполняет журнал Инструктажа по технике безопасности (выполняется, если занятие проводится в компьютерном классе).
Перед выполнением заданий преподаватель доводит общую методику работы на ПЭВМ, заключающуюся в соблюдении многооконного режима работы с электронным учебником и пакетами прикладных программ.
Для контроля уровня теоретической подготовки обучаемых для выполнения задания на лабораторном занятии целесообразно проведение контрольного опроса по вариантам (см. Приложение).