После Великой Октябрьской социалистической революции паркостроительство получило новую основу для развития. Декретом о земле 1917 г. национализирована земля , что позволило осваивать необходимые территории для организации мест отдыха и оздоровления трудящихся.
В 1921 г. Декретом СНК « Об охране памятников природы, садов и парков» усадебные и дворцовые сады и парки становились народным достоянием. В 20-х гг. появились первые списки государственных памятников архитектуры, в число которых входили и некоторые усадебные ансамбли пригородов Петербурга и Москвы.
Однако много объектов ландшафтного искусства продолжало уничтожаться или разрушаться от времени или использоваться не по назначению.
И все же появляются памятники ландшафтного зодчества, которые являются достоянием не только России, но и становятся известны мировой общественности.
Марсово поле
После февральских событий 1917 года центр Марсова поля, стал братской могилой для борцов революции, наподобие парижского кладбища коммунаров Пер-Лашез. 24.3.1917 г. на Марсовом поле был заложен памятник «Борцам революции». Открытие этого 1-гопосле Октябрьской революции мемориального сооружения состоялось 7.11.1919 г. Воздвигнутый по проекту архитектора Льва Руднева памятник представляет собой ступенчатое гранитное ограждение братской могилы. Монументальные, строго геометрические блоки гранита напоминают о том, что здесь погребены павшие в суровой борьбе герои. Об этом же говорят и торжественные эпитафии. Автор всех 8 эпитафий -А.В. Луначарский. До 1933 года мемориал служил местом почётного погребения коммунистов.
1.5.1920 г. на коммунистическом субботнике, в котором участвовало 16 тысяч человек, начались работы по благоустройству и озеленению Марсова поля. В этот день было посажено 60 тысяч кустов и деревьев. Уже к концу дня появились 1-ые аллеи, дорожки, газоны. Основные работы были завершены к 19.11.1920 г. Некогда пыльный плац превратился в замечательный партерный сад, разбитый по проекту архитектора И.А. Фомина. Он связал зелёные массивы Михайловского и Летнего садов со зданиями классической архитектуры, окружающими площадь.
13.1.1944 г. полю вернули историческое название, а через 2 недели отсюда был произведён артиллерийский салют в честь снятия блокады. Марсово поле стало мемориальным парком.
6.11.1957 г.- в канун 40-й годовщины Октябрьского восстания - на Марсовом поле, в центре памятника «Борцам революции» был зажжён 1-й в стране Вечный огонь в память о жертвах всех революций. От него 10 лет спустя зажгли факел и торжественно доставили в Москву к могиле Неизвестного солдата.
Cад имеет регулярную планировку с четкой сетью прямых дорог, ориентированных на памятник или сходящихся на 4 круглых площадках. В местах пересечения дорог высажены кустарники (сирень, чубушник, барбарис, кизильник блестящий, калина и др.). Деревьев здесь почти нет: это всего 4 дуба, высаженные в центрах круговых площадок, и ряды лип по краю длинных сторон сада — вдоль Садовой улицы и фасада Павловских казарм. Марсово поле стало центром садово- паркового ансамбля, в который входят также Летний и Михайловский сады. «Оно представляет собой произведение искусства совершенной художественной формы, пример единства градостроительства, архитектуры, паркостроения и поэзии» (Б. И. Кохно, 1980, с. 9).
Следующий этап в истории советского ландшафтного искусства тесно связан с первыми пятилетками. Он характеризуется строительством новых и реконструкцией старых городов, озеленение которых было направлено на формирование единой системы насаждений, объединяющих внутригородскую и внешнегородскую среду.
В это время страна, только что преодолевшая неграмотность населения, нуждалась в культурных учреждениях, способных принять многотысячные массы трудящихся и обеспечить их такими формами отдыха, которые способствовали бы их культурному росту и развитию. Появляются парки нового типа — парки культуры и отдыха, ставшие «комбинатами культуры» с многофункциональной программой, включающей спорт, культурно-зрелищную и политико-воспитательную работу, развернувшуюся на обширных площадях парка.
В 1928 г. в Москве был открыт первый в стране парк культуры и отдыха, ныне Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького. Создание парков стало массовым, в 1934 г. в стране насчитывалось более 150 строящихся парков, и темпы их строительства продолжали расти. В их числе ПКиО Сокольники (площадь 594 га, арх. А. Карра), ПКиО Измайлово (1200 га, арх. М. Коржев, М. Прохорова), ПКиО им С. М. Кирова на Елагином острове в Ленинграде (96 га, арх. Л. Ильин). Из них некоторые парки созданы на базе исторических ансамблей, где сохранившаяся планировка увязана с новыми функциональными задачами.
Для парков культуры характерны многофункциональность и связанное с ней районирование территории, а также широкий перечень культурных учреждений.
Центральный парк культуры и отдыха им.А.М. Горького в Москве
(рисунок 29)
Проект выполнен авторским коллективом под руководством А. Власова. Площадь парка 104 га. Парк расположен вдоль берега Москвы-реки. От главного входа (с Садового кольца близ Крымского моста) начинается регулярная часть парка (50 га) с обширным партером, по обе стороны которого располагаются спортивная зона, зона аттракционов, поле массового отдыха с эстрадой и цирк шапито, а также многочисленные павильоны — выставочные, читальня, кафе и т. д. К регулярной части парка примыкает пейзажная, включающая зону тихого отдыха (бывший Нескучный сад) и зону детского отдыха.
В 30-е годы началась организация лесопарков как мест загородного отдыха в условиях природного окружения. Вокруг городов стали создавать зеленые защитные пояса. Первым таким лесопарком стал Невский, организованный в 1934 г. на площади около 500 га.
После Великой Отечественной войны развернулось строительство мемориальных парков и парков Победы, увековечивающих память о героизме советского народа. К их числу относятся, прежде всего, ленинградские парки — Московский парк Победы (площадь 68 га, арх.Кирхоглани), Приморский парк Победы на Крестовском острове (139 га, авторы: А. Никольский — руководитель авторского коллектива, В. Степанов, П. Волков, О. Руднева, В. Медведев); мемориальный комплекс в Трептов-парке в Берлине (арх. Я. Белопольский и скульптор Е. Вучетич); мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде (арх. Я. Белопольский, ландшафтный арх. Л. Розенберг, скульптор Е. Вучетич); мемориальные кладбища—Пискаревское, Серафимовское.
Эти парки создавались как единые ансамбли, в которых регулярные композиции органически сочетаются с пейзажными. Архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура придают парковому пейзажу идейно-мировоззренческую конкретность и содержательную многогранность. Совместная «работа» различных искусств стала характерной чертой парков Победы.
Приморский парк Победы им. С. М. Кирова (рисунок 30)
Заложен 7 октября 1945 г. на Крестовском острове. Еще в предвоенные годы было решено освоить эту территорию под спортивный комплекс с крупным стадионом (проект арх.А. Никольского). На западной стрелке острова был намыт грунт в виде холма высотой 16 м, внутри которого в кратере-выемке должны были размещаться трибуны и футбольное поле. На низменной болотистой территории острова намыли грунт для строительства дорог и посадок. Работы были прерваны войной. После войны на Крестовском острове было решено создать парк Победы. Парк закладывался на общественных началах методом культур. В октябре было высажено около 45 тыс. деревьев и 50 тыс. кустарников. Открытие парка состоялось в 1950 г. Центром композиции стал холм стадиона. С востока, где расположен вход, к нему ведет тройная липовая аллея протяженностью 2 км. Она является осью парка. У входа по обе стороны от аллеи расположены в северной части зона аттракционов и гребной канал, в южной — детский городок. Остальная часть парка с системой прудов, лужайками и массивами отведена под зону свободного отдыха. Здесь размещаются читальня, летняя эстрада, ресторан.
В парке органично сочетаются регулярные и пейзажные приемы планировки. Главная ось, ориентированная на холм стадиона с монументом С. М. Кирова, — регулярного типа, в традициях русского классического паркостроения. В нее включены площади и скульптуры, отражающие темы Великой Отечественной войны и сохранения мира. Пирамидальные тополя, группы из ели колючей в сочетании с березой, лиственницей и другими видами древесных растений придают им торжественный, приподнятый характер. Остальная часть решена пейзажными приемами и стала излюбленным местом отдыха трудящихся. Через 30 лет возникла необходимость проведения рубок формирования пейзажей, или, как их называют, ландшафтных рубок, так как деревья разрослись и посадки оказались загущенными. Они были начаты в середине 70-х гг. и дали хорошие результаты. Характерен широкий ассортимент деревьев и кустарников, насчитывающий более 50 видов и около 90 форм и сортов.
Вместе с парками Победы создаются парки Дружбы. Одним из первых таких парков стал парк Дружбы в Москве, посвященный Международному фестивалю молодежи и студентов в 1957 г. (авторы В. Иванов, А. Савин).
В целом для объектов 40-5 0-х гг. характерно преобладание регулярных приемов планировки и композиции.
В 60-80-е гг. развивается градостроительство, а вместе с ним все категории озелененных территорий города. Увеличение объемов жилищного строительства ускорило возникновение жилых районов, требующих благоустройства и озеленения в соответствии с требованиями современности. В этой связи парковые объекты проектируются как звенья многоступенчатой системы городского ландшафта: участки жилых массивов, сад микрорайона, сад жилого района, парк планировочного района, парк города.
Дальнейшее культурное развитие нашего общества заставило пересмотреть сохранившиеся еще с предвоенного времени функции парков культуры и на основании научных исследований обновить их культурную программу, дав тем самым толчок к дальнейшему развитию. Прообразом таких парков стал комплекс Выставки достижений народного хозяйства СССР, соединяющий в себе функции информации, обучения, развлечений и праздника, обеспечивающий культурным отдыхом самые широкие слои населения, имеющий прекрасное с точки зрения ландшафтного искусства оформление, в котором удачно сочетаются парадные подходы и уютные сады отдыха.
К числу парков культуры нового типа относится проект Опытно-показательного парка в г. Краснодаре, разработанный под руководством арх. В. Антонинова. Наряду с полифункциональными создаются специализированные (или монофункциональные) парки — детского отдыха (парк в Анапе, детские городки в Ленинграде и Львове), парки — музеи народного быта (в Риге, Таллине, Киеве, Львове). В 50-е годы начали строить спортивные парки (в Минске, Лужники в Москве), и сейчас они получают свое дальнейшее развитие. Так, коллективом проектировщиков МНИИП объектов культуры, спорта, отдыха и здравоохранения г. Москвы был разработан проект спортивной зоны Крылатское площадью 750 га. Отдельные спортивные комплексы зоны — гребной канал, велотрек и другие — были введены в строй в 1980 г. Строительство продолжается.
Территория спортивной зоны находится в излучине Москвы-реки и включает участки с разнообразным рельефом: пойменную, относительно плоскую часть и всхолмленную, переходящую в плато. Перепад высот достигает 50 м. На одном из холмов находится церковь (XVIII в.). В центре зоны располагается гребной канал, являющийся ее главной планировочной осью. К востоку от канала предусмотрена спортивная и физкультурная зоны с воднолыжным стадионом и другими водными устройствами. Возвышенная часть зоны отведена под велотрек, устройства для различных видов лыжного спорта, скалодром, бобслей и др. Вся прибрежная полоса Москвы-реки шириной 300 м занята парками и пляжами. Комплекс спортивных и физкультурных узлов разделяется парковыми территориями. Здесь предусмотрены гидропарк, парк ив, сосновый парк, сад топиарного искусства и др. Разработке планировочных решений предшествовал ландшафтный анализ территории, позволивший выявить эстетические и функциональные достоинства отдельных районов будущей зоны и соответствующим образом их использовать.
В 60-70-е гг. получают развитие парки городского и районного значения, которые закладываются в память общественных событий и знаменитых дат. Их функциональное содержание обусловлено потребностями прилежащих жилых массивов, а также потенциальными возможностями природного ландшафта.
Южно-приморский парк им. В. И. Ленина в г. Ленинграде.
Строительство парка началось в 1960 г., а его открытие состоялось в 1970 г. Арх. Е. Ливенсон, А. Леляков, Л. Шретов, О. Башин- ский, дендросхема — И. Боговой. Площадь первой очереди парка 50 га. Парк заложен в честь юбилейных дат жизни вождя революции
В.И. Ленина и предназначен для отдыха жителей новых районов. Парк строился на намывной территории, насаждения создавались методом лесных культур, а на узловых участках — крупномерным материалом. Центром композиции является мемориальная часть, посвященная В. И. Ленину, с памятной рощей на возвышении, где высажено 90 лип (они отмечают 90 лет со дня рождения В. И. Ленина), площадью с бассейном и обелиском, форма которого символизирует серп и молот. От площади к заливу ведет «главная перспектива» — зеленый партер (300 х 30 м). Созданы детский городок и сиреневый сад.
В этот период особенно возросла тяга к загородным объектам, где можно отдохнуть в условиях природного окружения. Десятки и сотни тысяч горожан устремились в пригородные лесные массивы. Такой «рекреационный бум» заставил обратить особое внимание на лесопарки, их благоустройство и формирование приемах. Например, в отдельных уголках застройки в виде небольших природных композиций; в жилом районе Ладзина (Литва), естественный колорит которому придают акценты из валунов, пластика рельефа и его обработка камнем; в сквере у кинотеатра в г. Сочи, где авторы отказались от применения традиционных для Юга посадок и создали небольшие лужайки, подчеркнув природный характер соснами и камнем; наконец, в парках путем применения местного ассортимента древесно-кустарниковых пород и гармоничного сочетания различных пространств. В своем развитии эти приемы прочно опираются на классические традиции русского пейзажного паркостроения.
Следовательно, современное ландшафтное искусство призвано решать целый ряд задач.
Развитие шло в двух направлениях — сохранение природного ландшафта и формирование его образа; создание объектов активного отдыха — парков-праздников. Выбор направления определяется социальными задачами, которые надо решать при создании того или иного объекта.
Приложение
Иллюстративные схемы-планы изучаемых парков
Рисунок 1 - Сады Коломенского дворца. XVII в.
Рисунок 2 - Церковь Преображения в Вяземах.
Рисунок 3 - Москва. Измайлово.
Рисунок 4 – Летний сад. Проект Яна Розена, 1717-1717гг.
Рисунок 5 – Петергофский парк
Рисунок 6 - Стрельна. Дворец и парк.
Рисунок 7 - План комплекса в Ораниенбауме.
Рисунок 8 - Регулярные сады Царского Села
Рисунок 9 - Павловский парк
Рисунок 10 - Гатчина
Рисунок 11 - Кусково
Рисунок 12 - План центрального партера в Архангельском.
Рисунок 13 - Дворцово-парковый ансамбль Царицыно
Рисунок 14 - Софиевка в г. Умань.
Рисунок 15 - План Тростянецкого парка
Рисунок 16 - Белоцерковский парк «Александрия»
Рисунок 17 - План Алупкинского парка
Рисунок 18 - Ливадийский парк
Рисунок 19 - Ансамбль Кузьминки.
Рисунок 20 - Усадьба Суханово
Рисунок 21 - Усадьба Митино
Рисунок 22 - Генеральный план усадьбы Никольское
Рисунок 23 - Богородицк.
Рисунок 24 - Схематичный план центральной части усадьбы Марфино
Рисунок. 25 - Мемориальный парк А.К.Толстого в Красном Роге
Рисунок 26 - Парк усадьбы Ф,И,Тютчева в Овстуге
Рисунок 27 - Парк усадьбы "Хотылево".
Рисунок 28 - Усадьба в Ляличах
Рисунок 29 - Вариант проекта Центрального парка культуры и отдыха в Москве
Рисунок 30 - Приморский парк Победы и стадион им. Кирова в Ленинграде
Рисунок 1 - Сады Коломенского дворца. XVII в.
1 — храм Вознесения; 2 — Казанская церковь; 3 — дворец; 4 — дубы; XIV-XV вв.; 5 — Вознесенский сад; 6 — Казанский сад; 7 — храм Иоанна Предтечи
Рисунок 2 - Церковь Преображения (первоначально Живоначальной Троицы) в Вяземах. Конец XVI века.
1. Звонница. Конец XVI века.
2. Домик причта.
3. Ограда вокруг храмового комплекса.
4. Плотина на реке Вяземке, построенная по указу Бориса Годунова.
5. Каменный мост через реку Вяземка, построенный в 1820-х годах.
6. Дворец и флигели. 70—80-е годы XVIII в.
7. Партер.
8. Регулярный парк.
9. Памятник Пушкину. Скульптор Ю. С. Динес, архитектор А. В. Климочкин. Установлен в 1999 году к 200-летию со дня рождения поэта.
10. Памятный знак в честь остановки двух армий в Отечественной войне 1812 года.
11. Комплекс хозяйственных построек XVIII—XX вв.
Конный двор.
Рисунок 3 - Москва. Измайлово. Схематичный план садов XVII в.
1 — дворец; 2 — Виноградный сад; 3 — Аптекарский сад; 4 — Круглое озеро с постройками; 5 — Просянский сад; 6 — сад при Потешных палатах
Рисунок 4 – Летний сад. Проект Яна Розена, 1717-1717гг.
Схематический план XVIII в. Архитекторы Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти и др.
1 — Большой дворец; 2 — путевой дворец Петра I
Рисунок 7 - План комплекса в Ораниенбауме. XVIIIв. (рис.С. Ожегова)
А — Сойскинская аллея; Б — Английская аллея; 1 — Большой дворец с террасным садом и каналом; 2 — дворец Петра III; 3 — Китайский дворец и кухня; 4 — Кавалерийский корпус; 5 — Каменный зал; 6 — Катальная горка;
7 — Фигурный пруд
Рисунок 8 - Регулярные сады Царского Села
1 Круглый зал 2 Стадион 3 Место Музыкального вокзала 4 Вокзальные пруды 5 Площадь гуляний 6 Круглозальные пруды 7 Новошалейные пруды 8 Венерин пруд и остров Любви 9 Колоннада Аполлона 10 Холодная ванна 11 Мост Кентавров 12 Чугунные ворота с вазами 13 Горбатый мостик 14 Черный мост 15 Место Старого Шале 16 Храм Дружбы 17 Чугунный мостик 18 Большой каскад
19 Круглое озеро 20 Висконтиев мост 21 Амфитеатр 22 Пиль-башня 23 Новосильвийский мост 24 Руины 25 Елизаветин павильон 26 Большой дворец 27 Собственный садик 28 Павильон Трех граций 29 Тройная липовая аллея 30 Вольер 31 Лабиринт 32 Павильон Росси 33 Большие круги 34 Большая каменная лестница 35 Воздушный театр 36 Беседка Росси
37 Молочный домик 38 Мемориал памяти жертв Революции 39 Розовопавильонные пруды 40 Олений мост 41 Остров княгини Ливен 42 Колонна княгини Ливен 43 Статуя «Аполлон-Мусагет» 44 Колонна «Конец света» 45 Мавзолей «Супругу-благодетелю» 46 Двенадцать дорожек 47 Памятник родителям 48 Руинный каскад 49 Старосильвийские пруды 50 Круг белых берез 51 «Самое красивое место» 52 Розовый павильон 53 Место Константиновского дворца
«Коннетабль» Приоратский дворец Адмиралтейские ворота Длинный остров Карпин пруд Восьмигранный колодец Нижний Голландский сад Верхний Голландский сад Собственный садик Серебряное озеро Чесменский обелиск Горбатый мост Лесная оранжерея Амфитеатр Колонна Орла Павильон Орла Сильвийские ворота Ферма Птичник
Руинный мост Ворота в «Зверинец» Пихтовый остров Павильон Венеры на острове Любви Березовый домик и портал «Маска» Березовые ворота Водный лабиринт Большая терраса на Длинном острове Ботанический сад Адмиралтейство Оранжерейный комплекс Черные ворота с оградой Памятник Павлу I Карпин мост Большие зверинские ворота Колодец «Иордань»
Рисунок 14 - Софиевка в г. Умань. Архитекторы JI. Метцель и Ж. Л. Заремба.
Конец XVIII — начало XIX в.
1 — оранжереи; 2 — главный вход в парк; 3 — Верхний пруд с островом Любви и Розовым павильоном; 4 — грот Венеры; 5 — подземная река Стикс (пунктир); 6 — Мертвое озеро и главный каскад; 7 — долина Гигантов; 8 — Нижний пруд с фонтаном «Змея»; 9 — павильон Флоры; 10 — Китайская беседка;
1 – главный дом; 2 – жилой флигель; 3 – кухонный флигель; 4 – конюшня с каретным сараем; 5 – дом для приезжих; 6 – дом церковнослужителей; 7 - дом управляющего; 8 – мавзолей Волконских; 9 – Скульптура «Дева с кувшином»; 10 – мост через овраг; 11 – беседка «храм Венеры»; 12 – парк.
Рисунок 21 - усадьба Митино I — схема расположения усадьбы; II — генеральный план усадьбы; 1 — дом; 2 — винный погреб; 3 — кузница; 4 — конный двор; III — панорама
Рисунок 22 - Генеральный план усадьбы Никольское 1 — усадебный дом; 2 — погреб-пирамида; 3 — мавзолей; 4 — рига; 5 — зернохранилище; 6 — ветряная мельница; 7 — конный двор; 8 — оранжерея; 9 — кузница; 10 — постройки на Петровой горе; 11 — крестьянская рига; 12 — место старой деревни; 13 — скотный двор; 14 — каскады; 15 — грот-купальня; 16 — павильон на острове; 17 — павильон ротонда; 18 — мосты из валунов; 19 — землебитная башня; 20 — водоподъемная машина; 21 — кладбище; 22 — современный сырный завод
Рисунок 23 - Богородицк. Придворная часть парка. План 1783-1785 гг. Архитектор А. Болотов. Реконструкция И. Ярового 1 — дворец; 2 — церковь; 3 — богадельня и волостное училище; 4 — дом управляющего
Рисунок 24 - Схематичный план центральной части усадьбы Марфино
Рисунок 25 - Мемориальный парк А.К.Толстого в Красном Роге
1- музей-флигель А.К.Толстого 4 - пойма р.Рожок
2- постройки дома отдыха 5 - место "замка" А.К.Толстого
3- главная аллея 6 - площадки дома отдыха (танцев и волейбола)
Рисунок 26 - Мемориальный парк Ф.И.Тютчева в Овстуге
1- парк Ф.И.Тютчев
2- пруд
3- место дома усадьбы
4- музей поэта (бывшее здание школы)
5 - памятник Ф.И.Тютчеву
6 - площадь поэтов
7 - посадка деревьев 1960г.
8 - территория, прибавленная к парку в 1970г.
9 - участок спортивной части клубного парка
Рисунок 27 - Усадьба в Ляличах
1 Дом-дворец 2. Церковь Екатерины 3. Один из служебных корпусов 4. Конюшня 5. Оранжерея (не сохранилась) 6. Служебные корпуса 7. Земляная плотина 8. Земляная плотина 9. Летний дворец (не сохранился) 10. Храм Благодарности (не сохранился) 11. Каменная ограда парка (сохранившаяся часть) 12. Каскадные пруды
Рисунок 28 - Парк усадьбы "Хотылево". Обмер В.Городкова 1970 г.
1 место дома усадьбы
2 памятник архитектуры XVIII века
3 "железные ворота"
4"зеленый зал" - партер
5 гранитная лестница с гротом усадьбы
6 арочный мост над оврагом
7 - место "рыбного пруда"
8- верхняя граница падения рельефа
9 церковь Казанской богоматери
10 - современная застройка
11- хозяйственный двор
12 - хозяйственные постройки
13 - место "летнего
Рисунок 29 - Вариант проекта Центрального парка культуры и отдыха в Москве в предвоенный период 1 — павильон главного входа; 2 — сквер перед главным входом; 3 — стадион; 4 — поле массовых игр и аттракционы; 5 — городская застройка; 6 — пионерский пруд; 7 — павильон культурно- просветительной работы; 8 еленый театр; 9 —дворец в Нескучном саду; 10 — хозяйственные сооружения; ) 1 — Музыкальный театр; 12 — музей паркового искусства; 13 — беседка отдыха; 14 — оранжерея Ботанического сада; 15 — Ботанический музей; 16 — вход в Ботанический сад; 17 — городская застройка; 18 — спуск к реке; 19 — лыжный трамплин; 20 — стадион; 21 — зоологический парк; 22 — вход; 23 — Дворец молодежи; 24 — стадион с парком; 25 — водоем с рельефной картой мира
Рисунок 30 - Приморский парк Победы и стадион им. Кирова в Ленинграде. План 1 — стадион с трибунами на 80 тыс. мест; 2 — спортивные павильоны; 3-4 — спортивные площадки; 5 — гребной канал
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Агальцова, В.А. Сохранение мемориальных лесопарков [Текст] / В.А. Агальцова.- М.: Лесная промышленность, 1980. – 252 с.
2. Боговая, И.О. Озеленение населенных мест [Текст] / И.О. Боговая, В.С. Теодоронский – М.: Агропромиздат, 1990.-239 с.
3. Вергунов, А.П. Русские сады и парки [Текст] / А.П. Вергунов, В.А. Горохов. М.: Наука, 1988. – 415 с.
4. Горохов, В.А. Парки мира [Текст] / В.А. Горохов, Л.Б. Лунц. М.: Стройиздат, 1985. – 328 с.
5. Дормидонтова, В.В. История садово-парковых стилей [Текст]/ В.В. Дормидонтова.- М.: Архитектура – С, 2004. – 208 с.
6. Залесская, Л.С. Ландшафтная архитектура [Текст]/ Л.С. Залесская, Е.М. Микулина. М.: Стройиздат, 1979. – 238 с.
7. Зюилен, Г. Все сады мира [Текст]/ Г. Зюилен. Пер. с фр. М.Карелиной. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
8. Ильинская, Н.А. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры [Текст]/ Н.А. Ильинская. С-Пб.,1993.
9. Курбатов, В.Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира [Текст]/ В.Я. Курбатов. – М.: ЭКСМО, 2008. – 736 с.
10. Николаевская, З.А. Садово-парковый ландшафт [Текст]/ З.А. Николаевская. М.: Стройиздат, 1989. – 341 с.
11. Палентреер, С.Н. Садово-парковое и ландшафтное искусство [Текст]/ С.Н. Палентреер: Избранные труды. 2 изд., испр. М.: МГУЛ, 2003. – 416 с.
12. Сокольская, О.Б. История садово-паркового искусства [Текст]/ О.Б. Сокольская. М., Инфра-М, 2004.
13. Фурсова, Л.И. Ландшафтное искусство [Текст]/ Л.И. Фурсова. М.: МЛТИ, 1986. – 84 с.
14. Юдина, Н.А. 100 великих заповедников и парков [Текст]/ Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2004. – 416 с.