Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ландшафтное искусство России XX века



 

После Великой Октябрьской социалистической революции паркостроительство получило новую основу для развития. Декретом о земле 1917 г. национализирована земля , что позволило осваивать необходимые территории для организации мест отдыха и оздоровления трудящихся.

В 1921 г. Декретом СНК « Об охране памятников природы, садов и парков» усадебные и дворцовые сады и парки становились народным достоянием. В 20-х гг. появились первые списки государственных памятников архитектуры, в число которых входили и некоторые усадебные ансамбли пригородов Петербурга и Москвы.

Однако много объектов ландшафтного искусства продолжало уничтожаться или разрушаться от времени или использоваться не по назначению.

И все же появляются памятники ландшафтного зодчества, которые являются достоянием не только России, но и становятся известны мировой общественности.

 

Марсово поле

После февральских событий 1917 года центр Марсова поля, стал братской могилой для борцов революции, наподобие парижского кладбища коммунаров Пер-Лашез.
24.3.1917 г. на Марсовом поле был заложен памятник «Борцам революции». Открытие этого 1-гопосле Октябрьской революции мемориального сооружения состоялось 7.11.1919 г. Воздвигнутый по проекту архитектора Льва Руднева памятник представляет собой ступенчатое гранитное ограждение братской могилы. Монументальные, строго геометрические блоки гранита напоминают о том, что здесь погребены павшие в суровой борьбе герои. Об этом же говорят и торжественные эпитафии. Автор всех 8 эпитафий -А.В. Луначарский. До 1933 года мемориал служил местом почётного погребения коммунистов.

1.5.1920 г. на коммунистическом субботнике, в котором участвовало 16 тысяч человек, начались работы по благоустройству и озеленению Марсова поля. В этот день было посажено 60 тысяч кустов и деревьев. Уже к концу дня появились 1-ые аллеи, дорожки, газоны. Основные работы были завершены к 19.11.1920 г. Некогда пыльный плац превратился в замечательный партерный сад, разбитый по проекту архитектора И.А. Фомина. Он связал зелёные массивы Михайловского и Летнего садов со зданиями классической архитектуры, окружающими площадь.

13.1.1944 г. полю вернули историческое название, а через 2 недели отсюда был произведён артиллерийский салют в честь снятия блокады. Марсово поле стало мемориальным парком.

6.11.1957 г.- в канун 40-й годовщины Октябрьского восстания - на Марсовом поле, в центре памятника «Борцам революции» был зажжён 1-й в стране Вечный огонь в память о жертвах всех революций. От него 10 лет спустя зажгли факел и торжественно доставили в Москву к могиле Неизвестного солдата.

Cад имеет регулярную планировку с четкой сетью прямых дорог, ориентированных на памятник или сходящихся на 4 круглых площадках. В местах пересечения дорог высажены кустарники (сирень, чубушник, барбарис, кизильник блестя­щий, калина и др.). Деревьев здесь почти нет: это всего 4 дуба, высаженные в центрах круговых площадок, и ряды лип по краю длинных сторон сада — вдоль Садовой улицы и фасада Павловс­ких казарм. Марсово поле стало центром садово- паркового ансамбля, в который входят также Лет­ний и Михайловский сады. «Оно представляет собой произведение искусства совершенной ху­дожественной формы, пример единства градост­роительства, архитектуры, паркостроения и по­эзии» (Б. И. Кохно, 1980, с. 9).

Следующий этап в истории советского ланд­шафтного искусства тесно связан с первыми пяти­летками. Он характеризуется строительством новых и реконструкцией старых городов, озеленение ко­торых было направлено на формирование единой системы насаждений, объединяющих внутригород­скую и внешнегородскую среду.

В это время страна, только что пре­одолевшая неграмотность населения, нуждалась в культурных учреждениях, способных принять многотысячные массы трудящихся и обеспечить их такими формами отдыха, которые способ­ствовали бы их культурному росту и развитию. Появляются парки нового типа — парки куль­туры и отдыха, ставшие «комбинатами куль­туры» с многофункциональной программой, включающей спорт, культурно-зрелищную и по­литико-воспитательную работу, развернувшую­ся на обширных площадях парка.

В 1928 г. в Москве был открыт первый в стра­не парк культуры и отдыха, ныне Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького. Со­здание парков стало массовым, в 1934 г. в стра­не насчитывалось более 150 строящихся парков, и темпы их строительства продолжали расти. В их числе ПКиО Сокольники (площадь 594 га, арх. А. Карра), ПКиО Измайлово (1200 га, арх. М. Коржев, М. Прохорова), ПКиО им С. М. Ки­рова на Елагином острове в Ленинграде (96 га, арх. Л. Ильин). Из них некоторые парки созда­ны на базе исторических ансамблей, где сохра­нившаяся планировка увязана с новыми функ­циональными задачами.

Для парков культуры характерны много­функциональность и связанное с ней райониро­вание территории, а также широкий перечень культурных учреждений.

 

 

Центральный парк культуры и отдыха им.А.М. Горького в Москве

(рисунок 29)

Проект выполнен ав­торским коллективом под руководством А. Вла­сова. Площадь парка 104 га. Парк расположен вдоль берега Москвы-реки. От главного входа (с Садового кольца близ Крымского моста) начи­нается регулярная часть парка (50 га) с обшир­ным партером, по обе стороны которого распо­лагаются спортивная зона, зона аттракционов, поле массового отдыха с эстрадой и цирк шапи­то, а также многочисленные павильоны — выставочные, читальня, кафе и т. д. К регулярной части парка примыкает пейзажная, включающая зону тихого отдыха (бывший Нескучный сад) и зону детского отдыха.

В 30-е годы началась организация лесопар­ков как мест загородного отдыха в условиях природного окружения. Вокруг городов ста­ли создавать зеленые защитные пояса. Первым таким лесопарком стал Невский, организован­ный в 1934 г. на площади около 500 га.

После Великой Отечественной войны развер­нулось строительство мемориальных парков и парков Победы, увековечивающих память о ге­роизме советского народа. К их числу относят­ся, прежде всего, ленинградские парки — Москов­ский парк Победы (площадь 68 га, арх.Кирхоглани), Приморский парк Победы на Крестовском острове (139 га, авторы: А. Николь­ский — руководитель авторского коллектива, В. Степанов, П. Волков, О. Руднева, В. Медведев); мемориальный комплекс в Трептов-парке в Бер­лине (арх. Я. Белопольский и скульптор Е. Вуче­тич); мемориальный ансамбль на Мамаевом кур­гане в Волгограде (арх. Я. Белопольский, ландшафтный арх. Л. Розенберг, скульптор Е. Ву­четич); мемориальные кладбища—Пискаревское, Серафимовское.

Эти парки создавались как единые ансамбли, в которых регулярные композиции органически сочетаются с пейзажными. Архитектура, деко­ративно-прикладное искусство, скульптура при­дают парковому пейзажу идейно-мировоззрен­ческую конкретность и содержательную многогранность. Совместная «работа» различ­ных искусств стала характерной чертой парков Победы.

 

Приморский парк Победы им. С. М. Кирова (рисунок 30)

Заложен 7 октября 1945 г. на Крестовском острове. Еще в предвоенные годы было решено ос­воить эту территорию под спортивный комп­лекс с крупным стадионом (проект арх.А. Никольского). На западной стрелке остро­ва был намыт грунт в виде холма высотой 16 м, внутри которого в кратере-выемке дол­жны были размещаться трибуны и футболь­ное поле. На низменной болотистой террито­рии острова намыли грунт для строительства дорог и посадок. Работы были прерваны вой­ной. После войны на Крестовском острове было решено создать парк Победы. Парк за­кладывался на общественных началах мето­дом культур. В октябре было высажено около 45 тыс. деревьев и 50 тыс. кустарников. От­крытие парка состоялось в 1950 г. Центром композиции стал холм стадиона. С востока, где расположен вход, к нему ведет тройная ли­повая аллея протяженностью 2 км. Она явля­ется осью парка. У входа по обе стороны от аллеи расположены в северной части зона ат­тракционов и гребной канал, в южной — дет­ский городок. Остальная часть парка с систе­мой прудов, лужайками и массивами отведена под зону свободного отдыха. Здесь размеща­ются читальня, летняя эстрада, ресторан.

В парке органично сочетаются регулярные и пейзажные приемы планировки. Главная ось, ориентированная на холм стадиона с монумен­том С. М. Кирова, — регулярного типа, в тра­дициях русского классического паркостроения. В нее включены площади и скульптуры, отражающие темы Великой Отечественной войны и сохранения мира. Пирамидальные тополя, группы из ели колючей в сочетании с березой, лиственницей и другими видами дре­весных растений придают им торжественный, приподнятый характер. Остальная часть решена пейзажными приемами и стала излюбленным местом отдыха трудящихся. Через 30 лет воз­никла необходимость проведения рубок форми­рования пейзажей, или, как их называют, ланд­шафтных рубок, так как деревья разрослись и посадки оказались загущенными. Они были начаты в середине 70-х гг. и дали хорошие ре­зультаты. Характерен широкий ассортимент деревьев и кустарников, насчитывающий более 50 видов и около 90 форм и сортов.

Вместе с парками Победы создаются парки Дружбы. Одним из первых таких парков стал парк Дружбы в Москве, посвященный Между­народному фестивалю молодежи и студентов в 1957 г. (авторы В. Иванов, А. Савин).

В целом для объектов 40-5 0-х гг. характер­но преобладание регулярных приемов плани­ровки и композиции.

В 60-80-е гг. развивается градостроительство, а вместе с ним все категории озелененных тер­риторий города. Увеличение объемов жилищно­го строительства ускорило возникновение жи­лых районов, требующих благоустройства и озеленения в соответствии с требованиями со­временности. В этой связи парковые объекты проектируются как звенья многоступенчатой си­стемы городского ландшафта: участки жилых массивов, сад микрорайона, сад жилого района, парк планировочного района, парк города.

Дальнейшее культурное развитие нашего общества заставило пересмотреть сохранивши­еся еще с предвоенного времени функции пар­ков культуры и на основании научных иссле­дований обновить их культурную программу, дав тем самым толчок к дальнейшему развитию. Прообразом таких парков стал комплекс Выс­тавки достижений народного хозяйства СССР, соединяющий в себе функции информации, обу­чения, развлечений и праздника, обеспечиваю­щий культурным отдыхом самые широкие слои населения, имеющий прекрасное с точки зрения ландшафтного искусства оформление, в кото­ром удачно сочетаются парадные подходы и уютные сады отдыха.

К числу парков культуры нового типа от­носится проект Опытно-показательного парка в г. Краснодаре, разработанный под руковод­ством арх. В. Антонинова. Наряду с полифункциональными создаются специализирован­ные (или монофункциональные) парки — детского отдыха (парк в Анапе, детские городки в Ленинграде и Львове), парки — музеи народно­го быта (в Риге, Таллине, Киеве, Львове). В 50-е годы начали строить спортивные парки (в Минс­ке, Лужники в Москве), и сейчас они получают свое дальнейшее развитие. Так, коллективом проекти­ровщиков МНИИП объектов культуры, спорта, от­дыха и здравоохранения г. Москвы был разрабо­тан проект спортивной зоны Крылатское площадью 750 га. Отдельные спортивные комп­лексы зоны — гребной канал, велотрек и другие — были введены в строй в 1980 г. Строитель­ство продолжается.

Территория спортивной зоны находится в излучине Москвы-реки и включает участки с разнообразным рельефом: пойменную, отно­сительно плоскую часть и всхолмленную, пе­реходящую в плато. Перепад высот достигает 50 м. На одном из холмов находится церковь (XVIII в.). В центре зоны располагается греб­ной канал, являющийся ее главной планировоч­ной осью. К востоку от канала предусмотрена спортивная и физкультурная зоны с воднолыжным стадионом и другими водными устрой­ствами. Возвышенная часть зоны отведена под велотрек, устройства для различных видов лыжного спорта, скалодром, бобслей и др. Вся прибрежная полоса Москвы-реки шириной 300 м занята парками и пляжами. Комплекс спортивных и физкультурных узлов разделяет­ся парковыми территориями. Здесь предусмот­рены гидропарк, парк ив, сосновый парк, сад топиарного искусства и др. Разработке плани­ровочных решений предшествовал ландшафт­ный анализ территории, позволивший выявить эстетические и функциональные достоинства отдельных районов будущей зоны и соответ­ствующим образом их использовать.

В 60-70-е гг. получают развитие парки город­ского и районного значения, которые заклады­ваются в память общественных событий и зна­менитых дат. Их функциональное содержание обусловлено потребностями прилежащих жилых массивов, а также потенциальными возможнос­тями природного ландшафта.

 

Южно-приморский парк им. В. И. Ленина в г. Ленинграде.

Строительство парка началось в 1960 г., а его открытие состоялось в 1970 г. Арх. Е. Ливенсон, А. Леляков, Л. Шретов, О. Башин- ский, дендросхема — И. Боговой. Площадь пер­вой очереди парка 50 га. Парк заложен в честь юбилейных дат жизни вождя революции

В.И. Ленина и предназначен для отдыха жите­лей новых районов. Парк строился на намывной территории, насаждения создавались методом лесных культур, а на узловых участках — круп­номерным материалом. Центром композиции является мемориальная часть, посвященная В. И. Ленину, с памятной рощей на возвышении, где высажено 90 лип (они отмечают 90 лет со дня рож­дения В. И. Ленина), площадью с бассейном и обе­лиском, форма которого символизирует серп и мо­лот. От площади к заливу ведет «главная перспектива» — зеленый партер (300 х 30 м). Со­зданы детский городок и сиреневый сад.

В этот период особенно возросла тяга к за­городным объектам, где можно отдохнуть в ус­ловиях природного окружения. Десятки и сот­ни тысяч горожан устремились в пригородные лесные массивы. Такой «рекреационный бум» заставил обратить особое внимание на лесо­парки, их благоустройство и формирование при­емах. Например, в отдельных уголках застройки в виде небольших природных композиций; в жи­лом районе Ладзина (Литва), естественный ко­лорит которому придают акценты из валунов, пластика рельефа и его обработка камнем; в сквере у кинотеатра в г. Сочи, где авторы отка­зались от применения традиционных для Юга посадок и создали небольшие лужайки, подчер­кнув природный характер соснами и камнем; на­конец, в парках путем применения местного ас­сортимента древесно-кустарниковых пород и гармоничного сочетания различных про­странств. В своем развитии эти приемы прочно опираются на классические традиции русского пейзажного паркостроения.

Следовательно, современное ландшафтное ис­кусство призвано решать целый ряд задач.

Развитие шло в двух направлениях — сохра­нение природного ландшафта и формирование его образа; создание объектов активного отды­ха — парков-праздников. Выбор направле­ния определяется социальными задачами, ко­торые надо решать при создании того или ино­го объекта.

 

Приложение

Иллюстративные схемы-планы изучаемых парков

 

Рисунок 1 - Сады Коломенского дворца. XVII в.

Рисунок 2 - Церковь Преображения в Вяземах.

Рисунок 3 - Москва. Измайлово.

Рисунок 4 – Летний сад. Проект Яна Розена, 1717-1717гг.

Рисунок 5 – Петергофский парк

Рисунок 6 - Стрельна. Дворец и парк.

Рисунок 7 - План комплекса в Ораниенбауме.

Рисунок 8 - Регулярные сады Царского Села

Рисунок 9 - Павловский парк

Рисунок 10 - Гатчина

Рисунок 11 - Кусково

Рисунок 12 - План центрального партера в Архангельском.

Рисунок 13 - Дворцово-парковый ансамбль Царицыно

Рисунок 14 - Софиевка в г. Умань.

Рисунок 15 - План Тростянецкого парка

Рисунок 16 - Белоцерковский парк «Александрия»

Рисунок 17 - План Алупкинского парка

Рисунок 18 - Ливадийский парк

Рисунок 19 - Ансамбль Кузьминки.

Рисунок 20 - Усадьба Суханово

Рисунок 21 - Усадьба Митино

Рисунок 22 - Генеральный план усадьбы Никольское

Рисунок 23 - Богородицк.

Рисунок 24 - Схематичный план центральной части усадьбы Марфино

Рисунок. 25 - Мемориальный парк А.К.Толстого в Красном Роге

Рисунок 26 - Парк усадьбы Ф,И,Тютчева в Овстуге

Рисунок 27 - Парк усадьбы "Хотылево".

Рисунок 28 - Усадьба в Ляличах

Рисунок 29 - Вариант проекта Центрального парка культуры и отдыха в Москве

Рисунок 30 - Приморский парк Победы и стадион им. Кирова в Ленинграде

 

 


 

Рисунок 1 - Сады Коломенского дворца. XVII в.

1 — храм Вознесения; 2 — Казанская церковь; 3 — дворец; 4 — дубы; XIV-XV вв.; 5 — Вознесенский сад; 6 — Казанский сад; 7 — храм Иоанна Предтечи

 

Рисунок 2 - Церковь Преображения (первоначально Живоначальной Троицы) в Вяземах. Конец XVI века.

1. Звонница. Конец XVI века.

2. Домик причта.

3. Ограда вокруг храмового комплекса.

4. Плотина на реке Вяземке, построенная по указу Бориса Годунова.

5. Каменный мост через реку Вяземка, построенный в 1820-х годах.

6. Дворец и флигели. 70—80-е годы XVIII в.

7. Партер.

8. Регулярный парк.

9. Памятник Пушкину. Скульптор Ю. С. Динес, архитектор А. В. Климочкин. Установлен в 1999 году к 200-летию со дня рождения поэта.

10. Памятный знак в честь остановки двух армий в Отечественной войне 1812 года.

11. Комплекс хозяйственных построек XVIII—XX вв.

  1. Конный двор.

 


Рисунок 3 - Москва. Измайлово. Схематичный план садов XVII в.

1 — дворец; 2 — Виноградный сад; 3 — Аптекарский сад; 4 — Круглое озеро с постройками; 5 — Просянский сад; 6 — сад при Потешных палатах

 

 

Рисунок 4 – Летний сад. Проект Яна Розена, 1717-1717гг.

 

 

 

Рисунок 5 – Петергофский парк

А – Верхний сад; Б – Нижний сад; 1 – дворец; 2 – Большой каскад; 3 – Ковш Самсона; 4 – Большой партер; 5 – Монплезир; 6 – Эрмитаж; 7 – Марли; 8 – Золотая гора; 9 - земляная дамба; 10 – фонтан Адам; 11 - фонтан Ева; 12 – фонтан Солнце; 13 – Римские фонтаны; 14 – Шахматная гора; 15 – оранжерея; 16 – фонтан Пирамида

 

 

Рисунок 6 - Стрельна. Дворец и парк.

Схематический план XVIII в. Архитекторы Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти и др.

1 — Большой дворец; 2 — путевой дворец Петра I

 

 

Рисунок 7 - План комплекса в Ораниенбауме. XVIIIв. (рис.С. Ожегова)

А — Сойскинская аллея; Б — Английская аллея; 1 — Большой дворец с террасным садом и каналом; 2 — дворец Петра III; 3 — Китайский дворец и кухня; 4 — Кавалерийский корпус; 5 — Каменный зал; 6 — Катальная горка;

7 — Фигурный пруд


Рисунок 8 - Регулярные сады Царского Села

 

1 Круглый зал 2 Стадион 3 Место Музыкального вокзала 4 Вокзальные пруды 5 Площадь гуляний 6 Круглозальные пруды 7 Новошалейные пруды 8 Венерин пруд и остров Любви 9 Колоннада Аполлона 10 Холодная ванна 11 Мост Кентавров 12 Чугунные ворота с вазами 13 Горбатый мостик 14 Черный мост 15 Место Старого Шале 16 Храм Дружбы 17 Чугунный мостик 18 Большой каскад 19 Круглое озеро 20 Висконтиев мост 21 Амфитеатр 22 Пиль-башня 23 Новосильвийский мост 24 Руины 25 Елизаветин павильон 26 Большой дворец 27 Собственный садик 28 Павильон Трех граций 29 Тройная липовая аллея 30 Вольер 31 Лабиринт 32 Павильон Росси 33 Большие круги 34 Большая каменная лестница 35 Воздушный театр 36 Беседка Росси 37 Молочный домик 38 Мемориал памяти жертв Революции 39 Розовопавильонные пруды 40 Олений мост 41 Остров княгини Ливен 42 Колонна княгини Ливен 43 Статуя «Аполлон-Мусагет» 44 Колонна «Конец света» 45 Мавзолей «Супругу-благодетелю» 46 Двенадцать дорожек 47 Памятник родителям 48 Руинный каскад 49 Старосильвийские пруды 50 Круг белых берез 51 «Самое красивое место» 52 Розовый павильон 53 Место Константиновского дворца

 

Рисунок 9 - Павловский парк


1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. «Коннетабль» Приоратский дворец Адмиралтейские ворота Длинный остров Карпин пруд Восьмигранный колодец Нижний Голландский сад Верхний Голландский сад Собственный садик Серебряное озеро Чесменский обелиск Горбатый мост Лесная оранжерея Амфитеатр Колонна Орла Павильон Орла Сильвийские ворота Ферма Птичник 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Руинный мост Ворота в «Зверинец» Пихтовый остров Павильон Венеры на острове Любви Березовый домик и портал «Маска» Березовые ворота Водный лабиринт Большая терраса на Длинном острове Ботанический сад Адмиралтейство Оранжерейный комплекс Черные ворота с оградой Памятник Павлу I Карпин мост Большие зверинские ворота Колодец «Иордань»

Рисунок 10 - Гатчина

 

 

 

Рисунок 11 - Кусково. План ансамбля: 1 — дворец; 2 — церковь и колокольня; 3 — кухонный флигель; 4 — «Грот»; 5 — «Итальянский» домик; 6 — «Воздушный театр»; 7 — «Оранжерея»; 8 — «Голландский» домик; 9 — «Эрмитаж»; 10 — пруд с островом.

 

 

 

Рисунок 12 - План центрального партера в Архангельском.

1 – дворец, 2 – оранжерея, 3 – каприз, 4 – театр, 5 – церковь Архангельское

 


 

 

 
 

Рисунок 13 - Дворцово-парковый ансамбль Царицыно, Москва. Схематический план С. Ожегова 1 — дворец; 2 — Хлебный корпус; 3 — Оперный дом; 4 — кавалерские корпуса; 5 — церковь; 6 — плотина; 7 — мост;

8 - Оранжерея

 

 

 

Рисунок 14 - Софиевка в г. Умань. Архитекторы JI. Метцель и Ж. Л. Заремба.

Конец XVIII — начало XIX в.

1 — оранжереи; 2 — главный вход в парк; 3 — Верхний пруд с островом Любви и Розовым павильоном; 4 — грот Венеры; 5 — подземная река Стикс (пунктир); 6 — Мертвое озеро и главный каскад; 7 — долина Гигантов; 8 — Нижний пруд с фонтаном «Змея»; 9 — павильон Флоры; 10 — Китайская беседка;

11 — площадь Собраний и бассейн «Рыбки»

 

 

Рисунок 15 - План Тростянецкого парка

1 — подъездная аллея; 2 -— административно-хозяйственные постройки; 3 — опытные поля; 4 — Большой пруд; 5 — пруд Куцыха; 6 — Лебединое озеро; 7 — дворец; 8 — плотина; 9 — горное ущелье; 10 — Таборная поляна; 11 - Первомайская поляна; 12 — колонна; 13 — мост; 14 — Березовая поляна; 15 — Ореховая поляна

 

 

 

 

Рисунок 16 - Белоцерковский парк «Александрия»

План 1 - вход; 2 - главная аллея; 3 - павильон «Эхо»; 4 - Китайский мост; 5 - руины; б - колонна;7 - павильон «Ротонда»; 8 - Турецкий домик; 9 - колонна Енса; 10 -хозяйственная постройка; 11 - административное здание; 12 - дворец;13 - «Варна»; 14 - «Мур»; 15 - Палиева гора; 16 - Большая поляна

 


 

 

Рисунок 17 - План Алупкинского парка

1 — главная аллея; 2 — дворец; 3 — Чайный домик; 4 — скала Айвазовского; 5 — пляж; 6 — Каштановая поляна; 7 — Контрастная поляна; 8 — Солнечная поляна; 8 — Платановая поляна; 10 — Большой хаос; 11 — Малый хаос; 12 — озеро; 13 — источник «Трильби»; 14 — Львиная терраса; 15 — двойной каскад; 16 —каскад у самшитовой рощи; 17 — рыбачья пристань

 

 

Рисунок 18 - Ливадийский парк

 

 

 

Рисунок 19 - Ансамбль Кузьминки. Москва. План 1 — дворец; 2 — флигель; 3 — церковь; 4 — Египетский павильон; 5 — пристань; 6 — пропилен; 7 — конный двор; 8 — домик у плотины; 9 — мавзолей; 10 — оранжерея

 

 

 

Рисунок 20 - Усадьба Суханово

1 – главный дом; 2 – жилой флигель; 3 – кухонный флигель; 4 – конюшня с каретным сараем; 5 – дом для приезжих; 6 – дом церковнослужителей; 7 - дом управляющего; 8 – мавзолей Волконских; 9 – Скульптура «Дева с кувшином»; 10 – мост через овраг; 11 – беседка «храм Венеры»; 12 – парк.

 

 

Рисунок 21 - усадьба Митино I — схема расположения усадьбы; II — генеральный план усадьбы; 1 — дом; 2 — винный погреб; 3 — кузница; 4 — конный двор; III — панорама

 


 

Рисунок 22 - Генеральный план усадьбы Никольское 1 — усадебный дом; 2 — погреб-пирамида; 3 — мавзолей; 4 — рига; 5 — зернохранилище; 6 — ветряная мельница; 7 — конный двор; 8 — оранжерея; 9 — кузница; 10 — постройки на Петровой горе; 11 — крестьянская рига; 12 — место старой деревни; 13 — скотный двор; 14 — каскады; 15 — грот-купальня; 16 — павильон на острове; 17 — павильон ротонда; 18 — мосты из валунов; 19 — землебитная башня; 20 — водоподъемная машина; 21 — кладбище; 22 — современный сырный завод

 

 

 

Рисунок 23 - Богородицк. Придворная часть парка. План 1783-1785 гг. Архитектор А. Болотов. Реконструкция И. Ярового 1 — дворец; 2 — церковь; 3 — богадельня и волостное училище; 4 — дом управляющего

 

 


 

 

Рисунок 24 - Схематичный план центральной части усадьбы Марфино

1 — дворец; 2 — церковь; 3 — двухъярусная беседка; 4 —полукруглая беседка; 5 — псарни; 6 — пристань; 7 — мост

 

 

 

Рисунок 25 - Мемориальный парк А.К.Толстого в Красном Роге

 

1- музей-флигель А.К.Толстого 4 - пойма р.Рожок

2- постройки дома отдыха 5 - место "замка" А.К.Толстого

3- главная аллея 6 - площадки дома отдыха (танцев и волейбола)

 

 

 

Рисунок 26 - Мемориальный парк Ф.И.Тютчева в Овстуге

 

1- парк Ф.И.Тютчев

2- пруд

3- место дома усадьбы

4- музей поэта (бывшее здание школы)

5 - памятник Ф.И.Тютчеву

6 - площадь поэтов

7 - посадка деревьев 1960г.

8 - территория, прибавленная к парку в 1970г.

9 - участок спортивной части клубного парка

 

 

Рисунок 27 - Усадьба в Ляличах

1 Дом-дворец 2. Церковь Екатерины 3. Один из служебных корпусов 4. Конюшня 5. Оранжерея (не сохранилась) 6. Служебные корпуса 7. Земляная плотина 8. Земляная плотина 9. Летний дворец (не сохранился) 10. Храм Благодарности (не сохранился) 11. Каменная ограда парка (сохранившаяся часть) 12. Каскадные пруды


 

Рисунок 28 - Парк усадьбы "Хотылево". Обмер В.Городкова 1970 г.

1 место дома усадьбы

2 памятник архитектуры XVIII века

3 "железные ворота"

4"зеленый зал" - партер

5 гранитная лестница с гротом усадьбы

6 арочный мост над оврагом

7 - место "рыбного пруда"

8- верхняя граница падения рельефа

9 церковь Казанской богоматери

10 - современная застройка

11- хозяйственный двор

12 - хозяйственные постройки

13 - место "летнего


 

 

Рисунок 29 - Вариант проекта Центрального парка культуры и отдыха в Москве в предвоенный период 1 — павильон главного входа; 2 — сквер перед главным входом; 3 — стадион; 4 — поле массовых игр и аттракционы; 5 — городская застройка; 6 — пионерский пруд; 7 — павильон культурно- просветительной работы; 8 еленый театр; 9 —дворец в Нескучном саду; 10 — хозяйственные сооружения; ) 1 — Музыкальный театр; 12 — музей паркового искусства; 13 — беседка отдыха; 14 — оранжерея Ботанического сада; 15 — Ботанический музей; 16 — вход в Ботанический сад; 17 — городская застройка; 18 — спуск к реке; 19 — лыжный трамплин; 20 — стадион; 21 — зооло­гический парк; 22 — вход; 23 — Дворец молодежи; 24 — стадион с парком; 25 — водоем с рельефной картой мира

 


 

Рисунок 30 - Приморский парк Победы и стадион им. Кирова в Ленинграде. План 1 — стадион с трибунами на 80 тыс. мест; 2 — спортивные павильоны; 3-4 — спортивные площадки; 5 — гребной канал

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Агальцова, В.А. Сохранение мемориальных лесопарков [Текст] / В.А. Агальцова.- М.: Лесная промышленность, 1980. – 252 с.

2. Боговая, И.О. Озеленение населенных мест [Текст] / И.О. Боговая, В.С. Теодоронский – М.: Агропромиздат, 1990.-239 с.

3. Вергунов, А.П. Русские сады и парки [Текст] / А.П. Вергунов, В.А. Горохов. М.: Наука, 1988. – 415 с.

4. Горохов, В.А. Парки мира [Текст] / В.А. Горохов, Л.Б. Лунц. М.: Стройиздат, 1985. – 328 с.

5. Дормидонтова, В.В. История садово-парковых стилей [Текст]/ В.В. Дормидонтова.- М.: Архитектура – С, 2004. – 208 с.

6. Залесская, Л.С. Ландшафтная архитектура [Текст]/ Л.С. Залесская, Е.М. Микулина. М.: Стройиздат, 1979. – 238 с.

7. Зюилен, Г. Все сады мира [Текст]/ Г. Зюилен. Пер. с фр. М.Карелиной. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

8. Ильинская, Н.А. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры [Текст]/ Н.А. Ильинская. С-Пб.,1993.

9. Курбатов, В.Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира [Текст]/ В.Я. Курбатов. – М.: ЭКСМО, 2008. – 736 с.

10. Николаевская, З.А. Садово-парковый ландшафт [Текст]/ З.А. Николаевская. М.: Стройиздат, 1989. – 341 с.

11. Палентреер, С.Н. Садово-парковое и ландшафтное искусство [Текст]/ С.Н. Палентреер: Избранные труды. 2 изд., испр. М.: МГУЛ, 2003. – 416 с.

12. Сокольская, О.Б. История садово-паркового искусства [Текст]/ О.Б. Сокольская. М., Инфра-М, 2004.

13. Фурсова, Л.И. Ландшафтное искусство [Текст]/ Л.И. Фурсова. М.: МЛТИ, 1986. – 84 с.

14. Юдина, Н.А. 100 великих заповедников и парков [Текст]/ Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2004. – 416 с.


 

Елена Викторовна Мироненко

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.