Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дворцово-парковые ансамбли Москвы



Древняя столица Русского государства и пригороды в радиусе нескольких десятков километров является крупнейшим центром паркостроения в России. Здесь было сосредоточено множество дворянских усадеб, большинство из которых возникло в XVIII в., получило дальнейшее развитие в начале следующего века и позже постепенно пришло в упадок либо использовалось в соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями. Многие сады и парки в значительной мере сохранились и являются ценнейшими памятниками русской культуры и искусства, объектами массового туризма и экскурсий.

Большой интерес представляют царские хозяйственные и представительские поместья - Измайлово и Головинский сад (Анненгоф); «знатнейшие и богатейшие » усадьбы высшей аристократии – Кусково, Останкино, Архангельское; парки – ботанические коллекции в поместьях Демидовых и Разумовских; своеобразный культурный и художественный центр XIX в. – Остафьево ; усадьба Вороново и др.

Кусково (рисунок 11)

Этот ансамбль вошел в число шедевров рус­ского садового искусства середины XVIII в. Ря­дом с дворцом и обширным прудом еще в конце 20-х годов был заложен один из первых москов­ских регулярных садов площадью 31 га, по схе­ме напоминавший сады Петербурга. Усадьба тог­да принадлежала сподвижнику Петра I, фельд­маршалу Б. П. Шереметеву. Но главным устрои­телем по праву считается его сын П. Б. Шереме­тев (1713-1788 гг.). Отдавая дань новым формам быта — торжественным приемам, пышным мно­голюдным праздникам, он превращает Кусково в летний загородный «увеселительный дом».

Центральная часть ансамбля сложилась и по­лучила завершение значительно позже своих пе­тербургских прообразов и отражает в основном поздний период регулярного типа планировки, когда во многих других ансамблях уже началось движение в сторону классицизма и сопутствую­щего ему пейзажного начала в устройстве парков.

Самая старая часть сада состоит из централь­ной партерной полосы, ограниченной с одной сто­роны дворцом, а с другой — Оранжереей, и двух боковых полос с традиционными боскетами. Если партер сохранил довольно простую прямоуголь­ную разбивку, то боскеты, напротив, постепенно дополнялись диагональными аллеями, садовыми павильонами, центральными площадками. Таким образом, сад содержит характерные черты различных этапов развития регулярного стиля. С петровскими ансамблями его сближа­ют каналы — обводной, окружающий сад, и тот, который продолжает центральную ось компози­ции на противоположной стороне пруда. Да и так называемый Голландский домик имел не­большой залив-гавань и особый сад, где разво­дились голландские тюльпаны и другие цветы. Приметы позднего барокко сказались на облике садовых павильонов, в том числе Эрмитажа, Итальянского дома, Грота, Зеленого театра. Бо­гатое архитектурное убранство сада дополнялось мраморными статуями, обелисками, вазами, фон­танами, трельяжными беседками, ажурными оградами.

Детали оформления выполнены крепостны­ми мастерами. Единство архитектуры и приро­ды достигнуто в Кускове тем, что каждый пави­льон или сооружение является композиционным центром микроансамбля, который, в свою оче­редь, входит составной частью в более сложный ансамбль. Несмотря на то. что все уголки разно­характерны по стилю, они подчиняются основ­ному архитектурно-планировочному решению усадьбы. Весьма интересны строения на терри­тории усадьбы.

Голландский домик

Строение под высокой красной черепичной крышей — своеобразная декорация уголка ста­рой Голландии. Это одна из ранних построек, о чем свидетельствуют цифры на фронтоне, — 1749. Его окружают цветники из гвоз­дик и тюльпанов, какие можно встретить только в Голландии. Отсюда лестница ведет к воде.

Эрмитаж

От Голландского домика можно было попасть в Персидскую или Китайскую палатки, раскиды­вавшиеся только летом, и в Эрмитаж — двух­этажный павильон. Это сооружение с бюстами в нишах и статуей Ганимеда на крыше считается одной из главных диковин Кускова. С его балко­нов открывался вид на парковое великолепие: стриженые лабиринты, дальние перспективы, темные каналы, золоченую яхту на Большом пру­ду. На берегах пруда располагались две беседки: Пакоденбург, построенная в «китайском» стиле, и Столбовая, представлявшая собой открытую колоннаду. Мимо Эрмитажа вдоль обводного ка­нала вглубь сада вела аллея с каруселями, все­возможными игровыми устройствами.

Перед выходом из сада зрителей поражал вид пещеры с огнедышащим драконом, обвившим дерево. Неподалеку в двух шалашах скрывались восковые фигуры, удивлявшие своим сходством с живыми людьми (особенно девушка с блюдом грибов).

Грот

Одновременно с главным домом к востоку от него строится Грот. Его архитектура (проект Ф. Аргунова) напоминает царскосельскую. Пред­назначенный для отдыха в жаркие дни, Грот ими­тирует сказочное Нептуново царство. Лепнина, композиции из разных по форме и размеру рако­вин, цветная штукатурка с вкраплением стекла, мелких кусочков минералов и ракушек создают фантастический образ.

Итальянский домик

Недалеко от Грота в водах пруда отражается ка­менный двухэтажный дом, построенный в духе римских загородных вилл. Рядом—небольшой сад в «итальянском» стиле с разнообразными затеями. На берегу пруда, на пригорке, возвышается статуя сирены над фонтаном. Здание обрамляют мрамор­ные вазы, скульптура, пирамиды.

От Итальянского домика мостик ведет к «менажерии» — пяти изящным сооружениям для птиц с воротами, решетками и колоннами, где со­держались журавли, американские гуси, фазаны, пеликаны, рядом по обводному каналу плавали лебеди. Миниатюрные строения, стоящие полу­кругом, отделялись друг от друга радиусами зо­лоченой ограды.

«Воздушный» театр

Удивительно обилие сооружений на неболь­шой по размерам территории парка. Большим успехом пользовался «Воздушный» театр. Авто­ром его был крепостной архитектор Ф. С. Аргу­нов. (Театр не сохранился.) По оставшимся сведе­ниям, на его сцене шли спектакли с 1763-1792 гг. Этот зеленый театр отличала великолепная акус­тика. Театр был построен на насыпном грунте, т. к. отведенное для него место было заболочен­ным. Ориентировочные размеры двух боскетов с театром 40 х 65 м. Сцене придавался уклон, и были сделаны вы­пуски для воды.

Боковые кулисы и задник выстригались из бар­бариса, за кулисами размещались голубые ели. Трапециевидное открытое пространство сцены имело газонное покрытие. Широкий проход от­делял сцену от графской ложи и амфитеатра, представлявшего дерновые скамьи и рассчитан­ного примерно на 100 человек. Откосы амфите­атра и сцены покрыты лесной земляникой и клуб­никой. Завершалась площадка за амфитеатром невысокой стрижкой из барбариса, за которой на­ходилась березовая роща, дававшая тень и про­хладу. Единый ассортимент деревьев, применен­ный в оформлении сценической и зрительской частей, придавал цельность всей композиции те­атра.

Озеленение

Парк славился богатым зеленым убранством. Среди насаждений были редкие для Подмоско­вья сорта кустов и деревьев. До сих пор живы лиственницы, пихты, кедры; также высаживались липа, дуб, клен. Замечательна своей величиной и подлинным украшением усадьбы была Оранжерея. В ней лавровые, лимонные, апельсиновые и даже кофейные, чайные деревья достигали почти таких же размеров, как и у себя на родине.

Большой пруд

В центральное архитектурное ядро ансамбля входит и Большой пруд, получивший геометрические контуры в 1754 г. Он имеет вытянутую и усложненную в западной части «раструбом» и островком форму прямоугольника длиной 0,8 км. В действительности пруд кажется еще больше, особенно с западного берега: сказывается тонкий расчет и оптический эффект «сходящихся» берегов и преднамеренный отступ от них высокой зелени. Водная гладь пруда и луга вокруг служили в середине XVIII в. еще одной природной сценой для праздничного действия.

К центру дворцово-паркового комплекса тяготеют три протяженные аллеи. Две из них ведут в запрудные рощи, а центральная — к селу Beшняки и его церкви, где были устроены часы с «колокольной игральной музыкой». Несомненно, композиционным центром ансамбля являет дворец, называемый «Большой дом», построенный в 1777 г. в стиле классицизма на месте старого. Расположенный на берегу Большого пруда своим северным фасадом он обращен в парк, окруженный с трех сторон земляным валом и каналом. За Большим прудом с каналом находится Зверинец, созданный на основе естественного лесного массива.

 

 

Архангельское (рисунок 12)

Эта усадьба получила свое название в связи с воздвигнутым здесь в 60-х гг. XYIII в. Каменным храмом, посвященным Михаилу Архангелу.

Его парковые устройства отражают влияние Петербургских садов. Строительство паркового ансамбля развернулось в конце XYIII в., уже в период расцвета классицизма, тогда, когда господствовало пейзажное стилевое направление. Несмотря на то, что все архитектурные сооружения относятся к русскому классицизму, парк имеет регулярную планировку. Дом и парк строились одновременно как целостный ансамбль. Площадь ансамбля составляет 14 га.

Регулярный сад занимает всю центральную часть ансамбля от дворца до берега Москвы-реки. Вдоль главной оси располагается ряд великолепно оформленных террас, сооруженных позднее. Простейшие по очертаниям 8 прямоугольных « партеров», обсаженных липой и кленом, сформированы в 1730-1736 гг. Внутри посадки яблонь, груш, барбариса. Возле дома на малой террасе высажены лиственницы. Широкий зеленый ковер выводит к речному обрыву - одной из видовых площадок, откуда открывается панорама долины реки.

Сад был создан князем Д. М. Голицыным на площади 6 де­сятин. Предполагается, что его закладку производили крепостные масте­ра. Этот подмосковный сад еще сохранял черты петровского периода. В отличие от петербургских ансамблей, уже полностью ре­гулярных, московские усадьбы развивались более свободно, не всегда подчиняя дом и сад единой оси симметрии. В данном случае осевая линия сада не проходила по центру дома, да и в плани­ровке аллей не было строгой геометричности. Сад был террасным. Террасы богато оформлены под­порными стенами, лестницами, балюстрадой, ва­зами (арх. Д. Тромбаро). Верхняя терраса находи­лась возле дома. Лестница вела на вторую террасу, где по обе стороны от площадки, украшенной мра­морными скамьями и фонтаном, на газоне уста­навливались мраморные фигуры Аполлона и Ар­темиды. Газон воспринимается как зеленый партер благодаря свободно растущим деревьям, подсту­пающим к террасам.

В боскетах парка возведены павильоны — Библиотека и Каприз. В начале XIX в. в усадьбе было установлено около 100 скульптур, возведены храм, посвященный Екатерине, колонны, беседки, вольер, Чайный домик (перестроенное зда­ние библиотеки), обновлены террасы. А вокруг регулярной части парка созданы участки с пей­зажной планировкой — Горятинская и Аполло­нова рощи и др.

На краю обрыва, по обе стороны ковра, за ку­лисами боскетов размещались две оранжереи. Оранжереи располагались также и по откосу обрывистого берега.

В конце 30-х гг. XX столетия на месте оран­жерей были построены корпуса санатория и над­строены флигели парадного двора. В настоящее время в парке ведутся реставрационные работы. Архангельское завершает этап развития русско­го регулярного паркостроения уже в период рас­цвета пейзажных парков.

 

 

Царицыно (рисунок 13)

Свойственный в конце XVIII в. дух романтиз­ма , с особой полнотой проявился в подмосковном Царицыно.

Русское просвещенное общество было тес­но связано с европейскими культурными тенден­циями. В Англии и других странах Западной Ев­ропы наряду с увлечением античностью и эпохой Возрождения все больше рос интерес к Средне­вековью. Образ английского пейзажного парка гармонировал с подлинными готическими со­оружениями. Возникла мода на оформление садовых и хозяйственных построек в духе Средневековья. Это вполне соответствовало господствовавшим в те годы сентиментально-романтическим на­строениям.

Готика становится своеобразным эмоциональ­ным противопоставлением рационализму клас­сицизма, занимавшего в те годы господствующие позиции. Она дает больший выход фантазии зод­чего, рождает новые архитектурные образы, бу­дит воображение. Сочетание красного кирпича с белым камнем, свободные приемы расположе­ния построек, декоры были близки русской архи­тектуре XVI-XVII вв.. Дворец, Оперный дом, Ви­ноградные ворота, мосты и другие сооружения в подмосковном Царицыно; церкви, въездные баш­ни, хозяйственные постройки в усадьбах Михал­кове, Марьино, Быково, Черкизово-Старки и мно­гих других близки по своему духу традициям допетровского зодчества. Вполне естественно, что русские мастера, хорошо зная и повседневно на­блюдая такие постройки, находились под их эсте­тическим воздействием, вдохновляясь ими.

История Ца­рицына началась с 1775 г., когда Екатерина II при­обрела имение Кантемиров Черная Грязь для по­стройки своей новой подмосковной летней резиденции вместо устаревшего дворца в сосед­нем Коломенском. Местность была живописной, с прихотливо изгибающимися контурами низин и оврагов, цепочкой прудов. На участке сохрани­лись следы древних поселений, что придавало пейзажу историческую «глубину». Каскад пру­дов длиной 8 км среди дебрей и болот на южных подступах к Москве был создан еще при Борисе Годунове в оборонительных целях. Земли у вер­ховьев этого каскада принадлежали в XVI в. цари­це Ирине Годуновой. Тогда, видимо, был устроен охотничий двор с хоромами, располагавшимися на берегу пруда в створе речки Городенки. Здесь имеются подлинные следы садовых затей Годуновых. К ним можно отнести большую бе­локаменную лестницу, ведущую с холма к воде, и круглый остров на пруду с потешными беседками-«чердаками» .

Позже, уже в XVII в., Черная Грязь продается окольничему Л. С. Стрешневу, затем переходит к князю В. В. Голицыну, при котором заклады­ваются сады и рощи, строятся плотины, дом с гульбищами. В 1713 г. село за «особые заслу­ги» преподносится в дар Петром I молдавскому господарю Д. К. Кантемиру.

Весной 1775 г. усадьбу приобретает у потом­ков Кантемира Екатерина II, при этом составляет­ся дошедший до нас план, отражающий ее состоя­ние на тот момент. Регулярный сад с цветочными партерами примыкал к южному фасаду деревян­ного дома, от него через сад и далее через лес вела широкая аллея к мысу на берегу пруда. Кро­ме главного увеселительного сада, имелось не­сколько других, видимо яблоневых и вишневых, свободно расположенных среди рощ и полян. К западу от дома на высоком берегу пруда среди лип спрятались «полуциркульные» садовые тер­расы, устроенные при Голицыне.

Екатерина II столь высоко оценила местность — «сущий рай», что провела здесь все лето и на­именовала ее Царицыно.

 

 


 

Практическое занятие №14

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.