Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Парки Украины ( конец XVIII- середина XIX вв.)



 

Украинское садово-парковое искусство развивалось в тесной связи с русской культурой. Эти взаимосвязи стали особенно ощутимыми после воссоединения Украины с Россией. В этот период начали широко использоваться степные просторы левобережной Украины и всего юга Российского государства.

Природные условия Украины чрезвычайно разнообразны и в общих чертах схожи с провинциями России, но характеризуются более мягким климатом. Здесь теплее зимы, богаче почвы, как следствие – более широкий ассортимент декоративных и плодовых растений. С другой стороны, на Украине часты засухи, мало лесов и парки в XVII - XVIII в.в. представлялись зелеными оазисами среди бескрайних степей. Бедность лесами как бы усиливала значение , определила особую ценность садов и парков с практической и эстетической точек зрения.

Природные условия и особенности исторического развития накладывали определенный оттенок и на содержание , и на формы композиционной организации садов и парков Украины. Это в особенности относится к таким крупным паркам и дендропаркам XIX в., как Софиевка, Тростянец или Веселые Боковеньки, которые не имеют аналогов в столицах и центральных провинциях России. Однако влияние русского садово-паркового искусства ощутимо, так как в проектировании многих лучших ансамблей Малороссии участвовали такие блестящие зодчие Петербурга и Москвы, как В.В. Растрелли, В.И. Баженов, Д. Кваренги, Ч. Камерон, А.Ринальди, А.В. Квасов.

Большое влияние на пути развития садово-паркового искусства на Украине оказали русские ученые и энтузиасты-любители А.Т. Болотов, И.Н. Каразин , Н.Л. Давыдов и др. Некоторые дворяне, имевшие усадьбы и в столицах, и на Украине, привлекали к строительству лучших архитекторов, садовых мастеров и т.д. Но и дворяне более скромного достатка были вовлечены в этот процесс. Быт помещиков перестраивается на столичный манер. Воздействие Петербурга и Москвы было не единственным и не исключительным. На всех этапах развития паркостроение на Украине испытывало влияние общеевропейских традиций, польской школы садово-паркового искусства и т.д. Но связи со столичными центрами Российского государства были определяющими, поэтому новый тип парка, который сложился на Украине, называется русско-украинским.Развитие паркостроения на Украине прошло, как и в России, несколько этапов. Вначале оно было представлено преимущественно « утилитарными» усадьбами-садами. В первой половине XVIII в. рядом с дворцами, строившимися в стиле барокко, появляются первые регулярные парки. Среди них Царский Сад в Киеве, парки в Почепе, Ляличах.

Характерная особенность этого этапа заключается в доминирующей роли дворца в ансамбле, его расположение строго на центральной оси, при этом симметрия планировки подчеркивается служебными постройками, аллеями, малыми архитектурными формами, посадками деревьев, цветниками и пр. Затем наступает очередь «натурального стиля », в моду входят пейзажные парки, возрастает всеобщий интерес к садоустройству. Природа в таких парках, как Софиевка, Ивайтенки, идеализируется, точнее сказать, «романтизируется ». Большинство владельцев крупных дворцовых усадеб были в это время богатейшими царскими вельможами, фаворитами императриц, получившими огромные земельные наделы и тысячи крепостных.

Позже, начиная примерно с 20-30-х годов XIX в., начинает сказываться более реалистический подход, на первый план выдвигается естественность – красота растительных группировок в увязке с рельефом и другими местными условиями. В этот период на Украине возникают такие парки и дендропарки, как Александрия, Качановка, Тростянец и др.

В последней трети XIX в., главным образом в связи с отменой крепостного права, темпы строительства крупных дворцов и усадебных парков слабеют. Создаются преимущественно небольшие приусадебные парки любителей садоводства и цветоводства, при этом продолжает усиливаться интерес к экзотическим растениям. Расширяется и строительство государственных (главным образом при учебных заведениях) ботанических садов в Харькове, Киеве, Одессе и других городах, уделяется большое внимание загородным дендропаркам и заповедникам (Веселые Боковеньки, Аскания Нова и т.д.), возникают городские сады, бульвары, набережные.

 

 

Парк «Софиевка» (рисунок 14)

Наиболее известным и оригинальным в архитектурно-ландшафтном отношении дендропарком Украины, пользующимся и по сей день самой широкой популярностью, является Софи­евка. Этот ансамбль, начало которому было по­ложено в конце XVIII в., получил дальнейшее развитие в середине XIX века. Главная особенность парка — это живописный «герои­ко-романтический» пейзаж, полностью создан­ный руками человека.

Эта местность до начала строительства представляла собой ли­шенные какой-либо древесной растительности го­лые холмы и овраги, среди которых струился ру­чей Каменка. Кое-где на поверхность выступали небольшие подземные источники, глыбы грани­та, покрытые мхами камни. Однако при всей своей первоначальной незначительности, скром­ности этот уединенный «дикий» пейзаж содер­жал и некоторую картинность, которая могла подействовать на воображение людей, искавших «романтические» мотивы в пейзаже. Берега Каменки как бы задали тон и общее направле­ние ландшафтному характеру будущего парка. Благодаря эффективному использованию рель­ефа местности и введению разнообразных гидро­технических устройств , вода в парке представлена во всем спектре ее декоративных возможнос­тей — в виде больших зеркал прудов, бурных потоков-водопадов, мощных вертикальных струй, извилистого каменистого ручья, сплошной тон­кой завесы (в гроте Венеры), тихо журчащих ис­точников, в строгом архитектурном обрамлении фонтанов, бассейнов и под ниспадающими вет­вями прибрежных ив. Вода, бесспорно, является одним из ведущих компонентов, составляющих оригинальный архитектурно-ландшафтный об­лик всего ансамбля парка.

Другая особенность Софиевки — самое ши­рокое введение в композицию природного камня как очень важного декоративного материала. Здесь представлены разнообразнейшие приемы его ис­пользования и обработки: высеченные в скалах гроты и пещеры, нагромождения гигантских ка­менных глыб, каменистые россыпи и т. п. Осо­бый художественный эффект достигается тем, что многие архитектурные детали также выполнены из того же местного материала: гранитные сту­пени и постаменты, подпорные стенки террас, обелиски и колонны. При этом камень выступает не только как обособленный декоративный эле­мент, а по преимуществу в связи с водой и расте­ниями, образуя своеобразные и неповторимые по выразительности ландшафтные композиции.

Например, в Львином, или Громовом, гроте трудно отличить то, что дано самой природой, от элементов, искусно созданных. Свод грота под­держивается массивным каменным столбом, име­ющим неправильные очертания, в глубине внут­реннего пространства — гранитный стол. Листья деревьев смягчают довольно мрачное впечатле­ние от общего вида композиции. Осо­бый интерес придает этому месту шумовой эф­фект ревущего где-то за «стенами» грота потока воды, из-за чего он и назван Громовым. При вы­ходе из сумрачного грота поражает яркая зелень наполненных солнечными бликами Елисейских полей.

Подобные эффекты, рассчитанные на внезап­ный контраст, сильное неожиданное впечатление, которое действует одновременно на зрение, слух и осязание, можно наблюдать и в других компо­зициях — в гротах «Орешек», Венеры, Страха и Сомнений и др.

Некоторые камни и скалы привлекают к себе всеобщее внимание своим необычным видом и положением, гигантскими размерами. Многие из них стали важными композиционными элемен­тами парка. На восточном берегу Нижнего пруда высится, уходя в воду, большая гранитная скала, наверху которой устроена видовая площадка Бельведер. С этой точки раскрывались многосто­ронняя панорама Нижнего пруда, эффектный вид на Большой каскад. Под Бельведе­ром — знаменитый Камень смерти, свидетель гибели десятков крепостных, пытавшихся поста­вить его в нужное положение над береговым об­рывом. С легендами и мифами — по преимуще­ству греческого происхождения — связаны и многие другие композиции из камня — долина Гигантов, Тарпейская скала, Левкадская скала и др. Причем это именно композиции, т. е. искус­ственно созданные группировки из каменных глыб, а не просто природные достопримечатель­ности, как это может показаться неопытному гла­зу. В этом отношении парк «Софиевка» не знает себе равных в европейском и русском паркостроении как естественный лесной массив, однако все его древостои искусственного происхождения, созданные на открытых склонах, обрывах и овра­гах.

 

Дендрология Софиевки

В Софиевке в широких масштабах была исполь­зована местная флора. Склоны балок, каменистые обрывы и обнаженные и лишенные деревьев хол­мы почти сплошь засаживались преимуществен­но местными древесными породами и кустарни­ками по методу лесных культур. Основной фон насаждений образуют теперь дуб (сохранились деревья-великаны высотой до 25 м, свидетели первых лет создания парка), граб, а также ясень, клен, липа, дикая груша. Подлесок состоит пре­имущественно из боярышника, калины, шиповни­ка и других кустарников. В пониженных местах преобладают ивы, ольха, осина, тополь. Попада­ются одиночные экземпляры и группы елей, со­сен, ясеней возрастом до 150-190 лет.

Поляны созданы преимущественно в восточ­ной части парка, в районе Грибка, за густой по­лосой древесно-кустарниковой растительности, вдоль берега Каменки. Центральная поляна вы­тянута в меридиональном направлении и на­столько обширна, что ее пейзаж напоминает при­родную лесостепь. Контуры поляны изрезаны, выступы леса чередуются с лужайками, обособ­ленными группами деревьев. Опушки окаймле­ны акацией, сиренью, калиной, бересклетом и др.

В центральной части парка, у прудов и кас­кадов, сосредоточены деревья-экзоты, которые высаживались с первых лет существования пар­ка, среди них пирамидальный тополь, платан, туя, каштан и другие деревья.

Композиция Софиевского парка

Чтобы лучше понять и оценить простран­ственную композицию Софиевки и значение ее архитектурных сооружений, необходимо пред­ставить себе основной прогулочный маршрут, который начинается у главного, южного, входа в парк. Вход подчеркнут двумя крупными сто­рожевыми башнями, чугунными воротами со сложным декоративным оформлением, рядами пирамидальных тополей. За ними начинается главная аллея парка — Каштановая, проложен­ная вдоль правого берега Каменки. За речкой, имеющей здесь характер каменистого ручья, бе­рег круто поднимается, кое-где видны выступы гранита. Виды, ритмично открывающиеся на этот пейзаж, обрамляются стволами и свисаю­щей листвой деревьев на первом плане. Движе­ние вдоль аллеи оживляется также ее плавным изгибом перед выходом к Нижнему пруду. По­этому колоннада павильона Флоры появляется в поле зрения не сразу, а лишь в конце аллеи, что усиливает зрительный эффект появления сияю­щей на солнце водной глади.

Светлый дорический портик этого павильо­на отмечает собой начало центральной компо­зиции парка, является как бы ее преддверием, служит одновременно и тропинками, и видовой площадкой, более того — главным архитектур­ным акцентом Нижнего пруда при взгляде на него с северной стороны. Следует отметить и очень точно найденную масштабность этой постройки. Крупные и простые формы павильона усиливают, активизируют художественное воздей­ствие паркового пейзажа.

Дальше на протяжении 400 м маршрут про­легает по берегу Нижнего пруда. Вниматель­ный наблюдатель отмечает здесь целый ряд глубинных перспектив, интересных видовых раскрытий и связей. Так, Китайская беседка, поставленная у высокой бровки в районе Ду­бинки, раскрыта по направлению к пруду. Эту визуальную ось подхватывает Главный каскад на противоположном берегу пруда, что обра­зует по отношению к пруду многоплановую перспективу глубиной около 350 м.

Другое осевое построение пространства мож­но видеть в северной части парка, в районе оран­жерей, где, согласно первоначальному замыслу, должен был находиться дворец. Вытянутое в ши­ротном направлении здание оранжерей обраще­но к террасированному углублению, напомина­ющему по своей форме амфитеатр. Оси здания и «амфитеатра» закреплены прямой аллеей, сим­метричным рисунком боковых спусков и фонта­ном «Семиструйка». Вероятно, в прошлом эта ось была (по крайней мере зрительно) связана с пло­щадью Собраний, долиной Гигантов, Кавказской горкой, а возможно, и с павильоном Флоры. Пос­ле преодоления подъема вдоль Большого каска­да, после целой серии острых пространственных эффектов, связанных с прохождением на лодках Мертвого озера, подземной реки Стикс длиной 224 м и шлюза, посетителя вновь ожидает силь­ный пейзажный контраст, напоминающий выход из затененной каштановой аллеи к Нижнему пру­ду, но, пожалуй, еще более впечатляющий. С дам­бы перед ним открывается широкая панорама Верхнего озера.

В этой картине центральным акцентом явля­ется Розовый павильон на острове, тяготеющем к западному берегу озера. Это восьмиугольный в плане двухъярусный призматический объем, главными декоративными элементами которого служат обрамления входов и оконных проемов.

Розовый павильон — сооружение, значительно более интересное по своим размерам и характеру архитектуры, чем павильон Флоры. Он в большей мере подчинен, чем противопоставлен пейзажно­му окружению, более тесно увязан с раститель­ным фоном, как бы «укутан» купами деревьев.

После прогулки к острову посетители поворачи­вают обычно на юг и мимо грота Венеры идут вдоль русла Каменки к долине Гигантов, площа­ди Собраний и далее восточным берегом Нижне­го пруда либо к выходу из парка, либо в перифе­рийные его районы — Грибок, Дубинка.

 

Тростянец (рисунок 15)

Тростянец — удачный опыт облесения черноземных степей, образец прекрасного преобразования природы. Этот парк, где применен разнообраз­ный ассортимент с ценными видами и садово-­декоративными формами.

Освоение территории парка было начато в 1834 г., в годы увлечения любителей паркового искусства интродуцированием древесных и кустарниковых пород. Основой для создания парка выбрали широкую балку с маленьким ру­чейком, где была устроена система прудов об­щей площадью до 10 га. Путем искусственной подсыпки монотонный, почти ровный рельеф был преобразован в живописный холмистый рельеф с высотой некоторых горок до 30 м. На­саждения высаживались крупными участками с однородным составом древесной растительнос­ти. Поляны и их опушки в дальнейшем тщатель­но обрабатывались декоративными породами. Вокруг парка были посажены рощи, защищаю­щие парк от ветра. Эти лески на открытой равни­не вызывают у посетителя ощущение смены ланд­шафта, подготавливают его к восприятию огромного лесного массива — чудесного зелено­го острова в степи. Общая площадь парка 136,8 га, из них 10,47 га занимают водные поверхности,101,06 га—древесно-кустарниковые насаждения и 49,47 га — газонные поверхности.

Композиция насаждений прекрасно проду­мана. Разнообразные по очертаниям и офор­млению поляны, водные поверхности, лесные массивы связаны единым замыслом. Их пей­зажи постепенно раскрываются благодаря удач­но проложенным дорогам. Несмотря на бога­тый ассортимент — всего более 600 видов и садово-декоративных форм деревьев и кустар­ников, — насаждения парка не утомляют своей пестротой. Каждый участок насаждений сгруп­пирован по особому замыслу. Это либо одно­родные группы деревьев, собранные букетами, либо плотные заросли темных елей, либо ажур­ные, просматривающиеся насквозь рощи. Бо­гатый травянистый покров, где произрастают многочисленные цветущие травы — ландыш, фиалка душистая, медуница и др., обогащает цветовую гамму открытых и закрытых ланд­шафтов парка.

В парке нет украшающих архитектурных элементов — павильонов, скульптур. Все раз­нообразие здесь достигнуто путем композиции зеленых насаждений, рельефа и воды.

Тростянец имеет три специфические осо­бенности композиционного построения, на которые следует обратить внимание:

1. использование эффекта неожиданности при подходе или подъезде к парку. Постепенно приближающиеся внешние «фасады» парка не имеют ничего общего с теми картинами, которые ожидают посетителя в его «интерьерах». Снару­жи это просто лесной массив на фоне монотон­ной равнины, а внутри это «черная» страна с кру­тыми холмами, озерами, пышной экзотической растительностью;

2. отсутствие каких-либо внешних визуаль­ных связей. Это «внутренняя» композиция, и все композиционные ориентиры парка лежат в его центральной части;

3. подчиненное значение архитектурного ком­понента в ансамбле. Роль основной доминанты и ориентира играет здесь водная система, образу­ющая главное открытое пространство парка. Эс­тетическая выразительность его определяется не зданиями, скульптурой и пр. традиционными «архитектурно-художественными атрибутами», а уникальными деревьями-монументами, полянами-«залами» и «анфиладами», различными формами рельефа, образующими «пирамиды», «амфитеатры» и т. д.

Дендропарк Тростянец, превращенный в на­стоящее время в заповедник, — настоящий му­зей живой природы.

Белоцерковский парк «Александрия» (рисунок 16)

Относится к числу лучших и старейших ландшафтных парков Украины.

Парк расположен на территории около 200 га, которая примыкает к городу с юго-западной сто­роны. Его рельеф образуют три глубокие балки, параллельно разделяющие пологий склон. Они расширяются по мере приближения к р. Рось. Вдоль этих балок создана система прудов общей площадью 12 га. В пониженных местах рельефа имеются источники лечебной воды с большим количеством радона. Многие участки парка укра­шает выходящий на поверхность земли естествен­ный камень — гранит. Он эффектно использован в сочетании с водными потоками, образующими каскады, водопады, а также в оформлении источ­ников либо как декоративный элемент на лужай­ках.

Извилистая полоса водного зеркала р. Рось со­ставляет более 10 га. Она обогатила композицию прибрежной части парка. Видовая точка находит­ся на Палиевой горе, откуда открывается наибо­лее типичный украинский вид. Природа украсила гранитными скалами подножие возвышающейся над рекой горы. Они декоративны со стороны рус­ла.

В парке много своеобразных по художе­ственному достоинству пейзажей. Достопри­мечательностью парка является дубрава.

Особо живописна Большая поляна — центр парка, где наблюдаются неповторимые соче­тания деревьев: березы с сосной обыкновенной и елью, дубы, каштаны и др.

Ровный зеленый газонный «ковер» поляны придает нарядность пейзажам. Водоемы созда­ют в парке особый микроклимат.

Поляна соединена дорогами со всеми час­тями парка. К ним с трех сторон примыкают водоемы. Архитектурные объекты украшают пейзажи поляны. Крутые склоны балки соеди­няет так называемый китайский мостик с бе­седкой у его центральной части. С водопадом он смотрится особенно красиво.

Из малых форм сохранились одноарочный мост, колоннада, павильон «Ротонда» и др.

К Большой поляне примыкает Малая поляна, которая интимна. Здесь плотные древесно-кустар­никовые растения создают живописные стены вдоль свободно изгибающегося периметра поляны, на их фоне выделяются группы и одиночные деревья. Из красивоцветущих кустарников на поляне сирень, жасмин, спирея и др. Живописные группы деревьев особенно красивы у водоемов.

История строительства парка начинается с конца XYIII в. Парк задумывался как « небольшой зеленый массив у дворца». В композицию зелени были включены постройки для гостей, танцевальный павильон и другие объекты. Первосоздателем парка является Мюффо.

Развитие парка в дальнейшем шло в сторону р. Рось. В связи с этим, была построена система водоемов на базе мощных источников грунтовых вод вдоль балок. На участке перепадов водных потоков созданы водопады и каскады. В их декорировании широко применили гранит. Важным художественным элементом пейзажа являются фонтаны. Для их создания использовалась разность в уровнях водных поверхностей.

Строительство парка продолжалось и после Мюффо. Работами руководили специалисты паркового искусства Витт, Штунте, Бартецкий.

С 1815 по 1865 г. формирование парка осуществлялось под руководством садовника А. Энса. Его заслуга – пейзажи в центральной и восточной частях парка. Западная часть парка была превращена в Зверинец.

При А. Энсе закладывались плодовые сады. К середине 70-х гг. XIX в. большое внимание уделялось не формированию парковых пейзажей, а созданию плодовых садов, рыборазводных прудов, огородничеству, скотоводству.

В конце XIX в. проводилась посадка большого количества декоративных деревьев северной части парка с целью защиты от пыли и шума прилегающих ко дворцу участков.

Практическое занятие №15

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.