Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое занятие №10



ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

Учебно-методическое пособие

К практическим занятиям для студентов II курса ЛХФ,

Обучающихся по направлению подготовки бакалавров

Ландшафтная архитектура

 

Часть 2

 

Брянск 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»

 

Кафедра садово-паркового и ландшафтного строительства

 

      Утверждены научно-методическим советом БГИТА 16.01_2013 г. Протокол № 74  

 

 

 

ИСТОРИЯ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

Учебно-методическое пособие

К практическим занятиям

Для студентов II курса ЛХФ,

Обучающихся по направлению подготовки бакалавров

Ландшафтная архитектура

 

Часть 2

 

 

Брянск 2012


УДК 712.03(072)

История садово-паркового искусства. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям для студентов II курса ЛХФ, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 250700 – Ландшафтная архитектура. Часть 2. /Сост. Мироненко Е.В., Алехина И.В. – Брянск: БГИТА, 2012. – 100с.

 

 

Курс «История садово-паркового искусства» призван научить студентов ориентироваться во всем многообразии приемов ландшафтного искусства, развить профессиональный вкус, помочь овладеть эколого-эстетическими принципами формирования пространственной среды объектов ландшафтной архитектуры.

Программой дисциплины «История садово-паркового искусства» предусмотрены практические занятия, методические рекомендации к которым приведены в данной работе.

 

Рецензент: Смирнова М. Ю. - кандидат с.-х. наук, доцент кафедры лесных культур и почвоведения БГИТА

 

 

Рекомендовано редакционно-издательской и методической комиссией лесохозяйственного факультета БГИТА

 

 

Протокол № ___74__ от _16.01_2013 г.


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………. …...
Практическое занятие №10 Сады и парки России допетровского времени………………………………  
Практическое занятие №11 Регулярные парки России (первая половина ХVIII века) ……………….  
Практическое занятие №12 Пейзажные парки России (конец ХVIII - ХIX в.в.) ……………………..  
Практическое занятие №13 Дворцово-парковые ансамбли Москвы и Подмосковья ………………….  
Практическое занятие №14 Парки Украины конца ХVIII-середины ХIX в.в. ………………………….  
Практическое занятие №15 Дворцово-парковые ансамбли Крыма………………………………………  
Практическое занятие №16 Русские усадьбы и усадебные парки ……………………………………….  
Практическое занятие №17 Усадебные парки Брянской области………………………………………..  
Практическое занятие №18 Ландшафтное искусство России ХX века………………………………….  
  Приложение. Иллюстративные схемы-планы изучаемых парков………..  
  Рекомендуемая литература………………………………………………….  

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Садово-парковое искусство – это первый этап в развитии ландшафтного искусства, тот аргумент, опираясь на который ландшафтное искусство продолжает свое развитие.

Основными задачами ландшафтного искусства являются создание объектов высокого эстетического уровня, благоприятных по своим микроклиматическим и санитарно-гигиеническим свойствам, функциональных, т. е. отвечающих своему назначению.

Садово-парковое искусство подчиняется тем же законам, что и любое другое искусство. Оно имеет свои композиционные приемы, свои стили. На протяжении веков наблюдается преемственность и эволюция стилей. Специалистам в области ландшафтного искусства в настоящее время необходимо тщательно ознакомиться с опытом прошлого при проектировании и строительстве садов и парков.

Садово-парковое искусство – искусство комплексное. Оно тесно связано с архитектурой, градостроительством и растениеводством. От специалиста в области ландшафтной архитектуры требуется глубокое знание биологии, экологии растений, наравне с овладением законами композиции и эстетики.

Курс «История садово-паркового искусства» призван научить студентов ориентироваться во всем многообразии приемов ландшафтного искусства, развить профессиональный вкус, помочь овладеть эколого-эстетическими принципами формирования пространственной среды объектов ландшафтной архитектуры.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- иметь представление об историческом ходе развития ландшафтного и садово-паркового искусства, смене стилевых приемов, освоении растительного материала и характера преобразований ландшафта;

- знать историю развития, объемно-пространственную структуру, композиционные особенности и художественные принципы ряда выдающихся исторических и современных парков и других объектов ландшафтной архитектуры, а также их взаимосвязь с архитектурой, градостроительной ситуацией и ландшафтом;

- владеть профессиональной терминологией;

- уметь читать, копировать и анализировать исторические и современные планы различных объектов ландшафтной архитектуры;

- пользоваться литературой, архивными материалами, планово-картографическими подосновами.

Программой дисциплины «История садово-паркового искусства» предусмотрены практические занятия, методические рекомендации к которым приведены в данной работе.

 

 

Практическое занятие №10

Сады и парки России допетровского времени

 

В садово-парковом искусстве России выделяется несколько этапов, каждый из которых ознаменован созданием великолепных парковых ансамблей.

Сады допетровского времени (XVI – XVII вв.) – Коломенское, Измайлово, Красное, Александрова Слобода и др. – носили утилитарный характер и не рассматривались как парадные резиденции.

 

Коломенское (рисунок 1).

С XIV в. Коломенское являлось летней загородной усадьбой Московских правителей. В XVI-XVII вв. складывается уникальный архитектурный ансамбль Коломенского, проникнутый идеей торжественной царской резиденции, представляющей большую художественную и историческую ценность. На высоком берегу Москвы-реки расположена церковь Вознесения Господня, построенная в 1532 г. Это один из первых шатровых каменных храмов на Руси. Небольшой по внутренним размерам храм служил летней домовой церковью русских царей в XVI-XVII вв..

Историческое ядро Коломенского – Государев двор был обнесен частично каменной, частично деревянной оградой с двумя проездными воротами: Передними, или Дворцовыми – парадным въездом в царскую усадьбу и Спасскими, или Задними.

В XVII в. в Коломенском возводится “Восьмое чудо света” – уникальный деревянный дворец царя Алексея Михайловича, воплотивший в себе все лучшее, чего достигла деревянная архитектура к этому времени. Сначала молодой царь использовал Коломенское для соколиной охоты, но постепенно к концу правления Алексея Михайловича (1676 г.) усадьба превратилась в пышную загородную резиденцию. Крытым переходом дворец соединялся с каменной церковью Казанской иконы Богоматери, построенной в 1651 – 1671 годах. После полной разборки деревянного дворца в XVIII в. на берегу Москвы-реки, рядом с церковью Вознесения, был построен четырехэтажный дворец, в котором императрица Екатерина II писала свой знаменитый юридический трактат-”Наказ”. Дворец был разорен во время нашествия французов. В 1825 г. на его фундаментах был построен новый дворец по указу императора Александра I в стиле ампир, который также не дошел до нашего времени. В 20-е годы прошлого века замечательный русский архитектор П.Д. Барановский начал создавать первый в России музей деревянной архитектуры под открытым небом.

В разное время в Коломенское привозили памятники деревянной архитектуры XVII-XVIII вв., которые размещали в основном в древнем Вознесенском саду. Здесь рядом оказались деревянные строения из разных областей России: Святые ворота Николо-Корельского монастыря 1693 г. с берега Белого моря, Братская башня середины XVII в. из зоны Братской ГЭС, мемориальный домик Петра I 1702 г. из Архангельска. Первым сооружением, установленным в Коломенском у Передних ворот, была хозяйственная постройка Преображенского дворца XVIII в., условно названная Медоварней. В Домике Петра I размещена экспозиция, воспроизводящая интерьеры царских походных, жилых покоев начала XVIII в. Коломенское является комплексным памятником истории и культуры России. Комплекс состоит из 17 памятников архитектуры: 12 из них – сохранившаяся часть архитектурного ансамбля царской усадьбы XVI-XIX вв.; 4 памятника – деревянные сооружения, привезенные из разных областей России. В последние годы в Коломенском активно формируется архитектурно-этнографический комплекс: появились действующие конюшня и кузница, усадьба пасечника с пасекой, водяная мельница. Планируется реконструировать часть исторической застройки села Коломенского, утраченной в конце 70-х гг. XX в., и разместить в воссозданных усадьбах этнографические выставки и экспозиции, в том числе интерактивные. Интерактивность – включение посетителя в жизнь усадьбы, стремление погрузить его в историческое прошлое – одно из приоритетных направлений музейной работы.

 

 

Усадьба Вязёмы(рисунок 2)

Первые упоминания о Больших Вязёмах относятся к середине XVI века – впервые это название встречается в летописях 1556 года, в духовной грамоте Ивана Калиты. В то время Вязёмы была последней станцией на Большой Смоленской дороге перед Москвой. Вяземы упоминаются как место встреч с иноземными послами.

Приблизительно в 1585-1586 годах царь Федор Иоаннович отдал Большие Вяземы в вотчину Борису Годунову, и с начала 90-х годов XVI века Борис Годунов начал в своем новом владении большое строительство. В это время в усадьбе были построены, деревянный дворец, боярский дом, многочисленные службы, разбиты фруктовые сады. К концу шестнадцатого века (1598 год) в имении был выстроен пятиглавый четырехстолпныйхрам во имя Преображения Господня со звонницей. На территории имения находился также деревянный терем Бориса Годунова, Никольская церковь, здание ярмарки, Иоанно-Богословский монастырь. Весь комплекс зданий был окружен деревянной стеной с пятью башнями. Дополнительно стены были укреплены рвом. Таким образом, к концу XVI века весь комплекс построек представлял собой хорошо защищенную,мощную крепость.

В эпоху смутного времени Большие Вязёмы стали резиденцией Лжедмитрия – здесь был его загородный дворец и здесь же, по дороге к своему жениху весной 1606года останавливалась Марина Мнишек со своей многотысячной свитой. После ее отъезда в имении случился страшный пожар, уничтоживший более половины села. В одном из пожаров Смутного времени сгорел и деревянный дворец Бориса Годунова.

После прихода на царство Михаила Фёдоровича, в 1618 году Вязёмыбыли приписаны к дворцовому ведомству1694 году Пётр Первый пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну. Несмотря на то, что князь бывал здесь редко, Борис Алексеевич Голицын приложил немало усилий к возрождению Больших Вязём. Он восстановил разоренный Троицкий храм, переосвятил церковь в Преображенскую, заново отстроил дворец. Согласно дневникам Петра Первого, император посетил Большие Вязёмы проездом в 1701 и 1705 гг.

Усадебный дом в Больших Вязёмах был построен 1 мая 1784 года правнуком князя Бориса Голицына отставным полковником Николаем Михайловичем Голицыным. О дате постройки говорит барельеф на фронтоне дома – "Мая 1-го дня 1784 года". Архитектура главного усадебного дома не свойственна концу XVIII века. В своей архаичности, она скорее ближе петровскому времени.Флигели в усадьбе были построены чуть раньше главного дома – в 1771(левый) и в 1772(правый) годах.

Война 1812 года не нанесла большого ущерба усадьбе. После Бородинского сражения, на пути к Москве в Больших Вязёмах останавливался Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов. А спустя несколько часов после его отъезда, в имение прибыл император Наполеон. Во дворце Голицына был размещен драгунский и пехотный корпуса. В память о тех днях на территории усадьбы был установлен памятный знак в честь остановки двух армий в Отечественной войне 1812 года. После Бородинского сражения в Большие Вязёмы доставили смертельно раненного генерала Багратиона, где князю оказывали медицинскую помощь.

После войны 1812 года владельцем усадьбы стал Дмитрий Владимирович Голицын. В 1820 году князь становится военным генерал–губернатором Москвыи остается на этом посту более двадцати лет. Стараниями Дмитрия Владимировича к середине XIX века Большие Вяземыстановятся хранилищеммногих ценных документов семейного архива Голицыных, обширного книжного собрания, коллекций живописи и декоративно–прикладного искусства.

После смерти Дмитрия Владимировича Голицына усадьба была унаследована его сыном – светлейшим князем Борисом Дмитриевичем Голицыным. Однако новый хозяин жил во Франции, что не способствовало процветанию имения. И постепенно усадьба стала приходить в запустение. Так продолжалось, пока в 1882году в имении не поселился новый владелец – сын светлейшего князя Дмитрий Борисович Голицын. С его появление усадьба вернула былую благоустроенность. В 1908 году Д. Б. Голицын устраивает в окрестностях усадьбы дачный посёлок, под который отводится часть земли, отделенная железной дорогой. Со временем на месте поселка образовался нынешний город Голицыно. Территорию посёлка прорезали 13 проспектов, проездов и шоссе с уличным освещением. Дмитрий Борисович Голицын стал последним владельцем усадьбы Большие Вязёмы.

Измайлово(рисунок 3)

Первые достоверные сведения о селе Измайлове, располагавшемся в 7 верстах от Москвы к северо-востоку от Кремля, относятся к ХV веку. Крестьянские дворы находились в излучине речки Робки (ныне – Серебрянки).

В 1571 году Измайлово было пожаловано Иваном Грозным родному брату его жены Анастасии боярину Никите Романовичу Захарьину–Юрьеву. В 1585 году Никита Романович принял монашеский постриг, и усадьба перешла к его сыну Ивану Никитичу. В 1600 году Б. Годунов подвергнул Романовых опале, но не тронул их широких владений, а через 2 года вернул ссыльных.

Иван Никитич Романов по прозвищу «Каша» относительно легко перенес гонения, при нем усадьба была восстановлена после смутного времени (Измайлово оказалось в зоне боевых действий). В 1619-1620 гг. он поставил здесь деревянную трехшатровую церковь Покрова Богородицы с приделом во имя Черниговского князя Михаила и его боярина Федора. Здесь же были деревянные двухэтажные хоромы с повалушей, отгороженные забором с воротами. Пользуясь ближайшим родством к царю, Иван Никитич скопил к концу жизни основательный капитал и значительно расширил земельные владения.
В 40-х – начале 50-х годов ХVII века Измайловым владеет его сын Никита Иванович Романов, известный увлечениями «западными» новшествами. Особой славой пользовалось его отлично налаженное охотничье хозяйство в Измайлове, включавшее «волчий двор» с лисами, волками, медведями для тренировки молодых охотничьих собак – английских бульдогов, гончих, борзых. Никита Иванович с детства привил увлечение охотой будущему царю Алексею Михайловичу. Он пользовался большой популярностью в народе, слыл веселым и добродушным человеком, но удивлял всех своей приверженностью к иностранному, носил европейское платье и даже слуг одевал в ливреи. В его доме звучали органы, рядом с церковными книгами соседствовали светские – немецкие и польские переводные. На льняном дворе стоял легкий бот, привезенный Романову английскими купцами. На московском дворе Никиты Ивановича можно было увидеть глобусы, часы, оружие, посуду, восточные ткани, восточную и европейскую сбрую.

Своих детей у Никиты Ивановича не было; он умер от чумы в 1654 году, и Измайлово как выморочное имение перешло в Приказ Большого дворца.

После Медного бунта 1662 г. царь Алексей Михайлович пришел к необходимости перестройки дворцового хозяйства таким образом, чтобы оно не только служило дворцовым нуждам, но и позволило провести военную реформу.

В 1663 году Алексей Михайлович создал в нескольких уездах Московского государства на землях Приказа Большого дворца собственное хозяйство и в том же году, осенью, обратил внимание на Измайлово. Входившее в состав дворцовых земель, Измайлово, расположенное на окраине Мещерской низменности, не отличалось плодородием; земли здесь глинистые, с повышенной влажностью. Несмотря на это, еще царь Михаил Федорович поселил в Измайлове 4 слободы крестьян из других деревень, наделил их землей, и так появилась первая царская ферма. Алексей Михайлович продолжил дело отца. Он хотел создать в Измайлове образцовый питомник, который давал бы ему все, особенно ценившееся на Руси, богатства растительного мира других стран, включая отдаленные области его собственного государства.

Алексей Михайлович не только пытался усовершенствовать земледелие, но и акклиматизировать в Подмосковье южные культуры – тутовое дерево, виноград, арбузы, бухарские и туркменские дыни. По замыслу царя садовники должны были испытать здесь финиковое дерево, миндаль, «бумажное дерево» (хлопок), астраханский перец, кавказский кизил, венгерские груши-дули. Широко привлекались специалисты-иностранцы.

Старое боярское село царь Алексей Михайлович решил превратить в парадный архитектурный ансамбль, который создавался в 1664-1691 гг. Речка Робка была запружена, и вместо двух прежних усадебных прудов был создан Серебряно-Виноградный пруд, окруживший своими водами Измайловский остров, в центре которого расположилась царская усадьба. Для въезда на остров были построены 14-пролетный белокаменный мост и замыкающая его Мостовая башня, которая одновременно являлась и колокольней находящегося рядом Покровского собора. В ее нижнем ярусе помещались стрельцы, а в среднем, по преданию, собиралась Боярская Дума, позднее – Сенат. Похожая башня была поставлена и перед въездом на мост (не сохранилась).

В 1671-1679 годах на месте деревянной шатровой церкви 1620-х годов под руководством подмастерья каменных дел Ивана Кузнечика волжские мастера братья Медведевы строят монументальный храм Покрова Пресвятой Богородицы.

К Западу от Покровского собора был распланирован Государев двор закрытой прямоугольной формы – каре. Окруженный деревянной оградой с семью воротами, он состоял из передней парадной и хозяйственной задней частей. В парадной части в 1676-1678 гг. был выстроен деревянный дворец, состоявший из 7 отдельных срубов, соединенных между собой сенями и переходами; в высоту дворец состоял из 3 ярусов. Внизу были хозяйственные помещения – кухни, чуланы, мыленки, а наверху – летнее жилое помещение. Со 2-го яруса дворца можно было пройти в уютные светелки – чердаки, перекрытые разнообразными по форме и раскраске кровлями. На царской половине дворца размещались «передняя», «крестовая», «комната», которые соединялись со столовой сенями, выходившими на крыльцо. Над крыльцом возвышались «бочки и шатры» с двуглавым орлом и жестяными флюгерами. Из этих сеней лестница поднималась на 3-й ярус на «чердаки». Во дворце находились также жилые помещения царицы, царевичей и царевен. По карнизу дворца шла балюстрада. Кровли завершались «гребнями и маковицами». Внутри хозяйственной части Государева двора стояли одноэтажные каменные постройки – палаты Сытного, Хлебного, Кормового двора, угольная палата, 2 ледника, набитых льдом, в которых хранилась пища, вино и пр.

К Передним и Задним воротам Государева двора примыкали палаты “стрелецких полковников” и рядовых стрельцов. Здесь же были коновязи для лошадей охраны. С территории острова были удалены все крестьянские и охотничьи дворы; их перенесли на пустошь Хоругово, где была основана Новая слобода. Для жителей слободы в 1664 году царскими стрельцами была выстроена деревянная шатровая церковь. В 1677 г. деревянный храм был разобран и на его месте артелью костромских зодчих воздвигнут каменный храм в стиле «русского узорочья» в честь Рождества Христова с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца.

В долине реки Серебрянки были построены 5 каменных риг, 9 мельниц с каменными амбарами и плотинами, конюшни, житные, скотные, пасечные дворы, запасной льняной и хлебный дворы, избы для дворовых людей, солдат и мастеровых, 37 прудов, сады, огороды. Располагались в глубине леса Строкинский кирпичный завод, птичник, винокурня, волчий двор (зверинец) и «выгулы» для водоплавающей птицы. Все сады, огороды, зверинец, хозяйственные строения соединялись дорогами. Поля засеивались рожью, овсом, пшеницей, ячменем, просом, гречей, льном. В огородах выращивали овощи, приправочные травы, арбузы и дыни. Десятки лекарственных трав поставлял Аптекарский огород. Проводились смелые опыты по селекции редких и необычных для средней полосы растений. Поражали красотой планировки, разнообразием и обилием растительного мира знаменитые сады – Виноградный, Просянский, Потешный, Островной. Была также льняная мануфактура и первый государственный стекольный завод, на котором работали русские и украинские мастера, а также стеклодувы, приглашенные из Венеции.

За четверть века в Измайлове возник величественный ансамбль русской архитектуры 2-ой половины XVII века. В программе Измайловской резиденции была воплощена идея преемственности перехода власти от Рюриковичей к Романовым. Эта идея подчеркивалась местом усадьбы (село получил Н.Р. Захарьин-Юрьев после брака Ивана Грозного с его родной сестрой).
При царе Федоре Алексеевиче Измайловская усадьба стала олицетворять удаление от мира и уединение, что было выражено в посвящении домового храма этой резиденции Иоасафу царевичу Индийскому, ставшему отшельником. Уединение мыслилось как восхождение в рай, образом которого был расположенный вблизи от острова виноградный сад.

Повседневная жизнь царской резиденции отражала предпочтения государя. Царя Алексея Михайловича здесь интересовало усадебное хозяйство, царя Федора Алексеевича и царевну Софью Алексеевну – усадебное строительство, а царевича Петра – военные потехи. Измайловскую усадьбу также регулярно посещали царицы и царевны.

Село постепенно утратило свое хозяйственное значение; Измайлово стало одной из самых любимых усадеб царской семьи. Сюда регулярно приезжали с мая до ноября, иногда подолгу останавливаясь; в Измайлове принимали иностранных дипломатов. Во время «государева похода» в усадьбу при царе находились руководители главных приказов – Тайного, Большого дворца, Царской и Царицыной мастерских палат, Разрядного. Для них в усадьбе создавались избушки или ставились шатры. В Измайлове проходили заседания Боярской думы, причем состав участников определял сам царь.

Иностранные дипломаты относили Измайловскую усадьбу к европейскому типу увеселительных резиденций. В качестве европейских аналогов упоминались итальянские и французские усадьбы, например, французская усадьба Фонтенбло.

В мае 1688 г. в Измайлове на старом льняном дворе шестнадцатилетний Петр нашел английский ботик и велел именовать Измайлово «колыбелью российского флота».

В начале XVIII века усадьба находилась в ведении вдовы царя Ивана V – царицы Прасковьи Федоровны с 3 дочерьми – Екатерины, Анны и Прасковьи. До 1713 года они проживали в Измайлове постоянно, а потом неоднократно приезжали.В 1720-е гг. Екатерина Иоанновна занялась организацией на острове театральных постановок. Еще в 1702 году, после пожара в деревянном дворце, Прасковья Федоровна построила новый каменный дворец, представлявший собой здание общеевропейского типа. В Измайлово часто приезжал на охоту император Петр II; для него здесь устраивали потешные фейерверки.

Императрица Анна Иоанновна во время своего правления безвыездно в течение 2-х лет жила в Измайловском дворце; здесь же недалеко проводились учения гвардейских полков (Преображенского, Семеновского и созданного ею Измайловского), заседания Кабинета Министров, в Мостовой башне – заседания Сената. (Москва была столицей в 1730-32 гг.)

Анна Иоанновна, будучи любительницей охоты, основала в Измайлове новый обширный зверинец с животными и птицами разных пород. Место зверинца обнесли высоким частоколом, насадили рощу и привезли оленей, лосей, диких ослов, дикобразов, кабанов, китайских коров, антилоп, охотничьих кур, фазанов. После Анны Иоанновны царственные особы в Измайлове не жили, а только охотились; на острове располагались службы зверинца. Служащие следили за тем, чтобы деревья в роще зверинца не вырубались, держали собак и птиц.

В 1765 году по приказу Екатерины II обветшавший дворец на острове был разобран. В войну 1812 года царская усадьба и село Измайлово были разграблены французскими солдатами. Спустя несколько лет село отстроилось заново, а усадьба оказалась заброшенной.

В ноябре 1837 года император Николай I принял решение о создании на Измайловском острове крупнейшей военной богадельни, надеясь таким образом остановить разрушение бывшей царской резиденции. Высочайшим указом 26 ноября 1838 года был утвержден проект устройства в селе Измайлово Московской губернии богадельни, бывшие дворцовые строения передавались в ведение департамента военных поселений, который в 1839 году и начал строительство корпусов богадельни и реставрацию памятников XVII века на острове. Средства были перечислены из Капитула Российских орденов. Проектировал и руководил строительством архитектор К.А. Тон.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.