Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дворцово-парковые ансамбли Крыма



Крым занимает особое место в развитии русского садово-паркового искусства. В середине и второй половине XIX в. на общем фоне начавшегося спада в строительстве аристократических усадебных ансамблей здесь возникают замечательные образцы ландшафтной архитектуры. Находясь в общем русле развития русского искусства, эти парки и сады отличаются неповторимым своеобразием, которое было предопределено специфическими местными природными и историческими условиями.

Дворцово-парковый ансамбль Алупка (рисунок 17)

Это один из лучших среди парков Черно­морского побережья Крыма и Кавказа. Парк занимает площадь 40 га. Он расположен в жи­вописном месте Южного берега Крыма и непосредственно примыкает к населенному пункту — Алупке. Основным архитектурным объектом в парке является дворец, построен­ный по проекту известного английского архи­тектора Эдуарда Блера, а всеми работами ру­ководил английский зодчий Вильям Гунт.

Высокая де­коративность парковых пейзажей достигнута в результате непосредственной согласованности неровностей рельефа и растений, огромного на­громождения скал, бурлящих водных потоков и различных архитектурных объектов. Композици­онное решение каждого уголка глубоко продума­но и непосредственно увязано с планировкой ал­лей и дорог.

Работами по созданию парка руководил са­довник Кебах. Ассортимент растений парка разнообразен. Помимо местной флоры, преоб­ладают экзоты Средиземноморья, а также Во­сточной Азии и Северной Америки. Наиболее ти­пичными представителями являются сосны, кедры, кипарисы, дубы, платаны, магнолии.

В парке четкое районирование, обусловленное естественными особенностями местности: Боль­шой хаос и Малый хаос, которые характеризуют­ся нагромождением скал, густой сетью дорожек бурлящих каскадов, гротами, лестницами и т.п. С восточной стороны к этим двум районам примыкает пейзажный район парка, где на обшир­ных равнинах и пологих склонах расположились живописные группы деревьев, залитые солнцем четыре поляны: Платановая, Солнечная, Контра­стная и Каштановая. Свободно трассированные по рельефу дороги связывают все узлы парка.

Район, примыкающий к морю, делится на три участка. Центральный, находящийся между дворцом и морем, украшен различными малыми архитектурными формами (скульптурой, вазами, фонтанами, скамьями и др.), а также ху­дожественно-декоративными насаждениями, среди которых красиво цветущие кустарники и цветы. Очень эффектно выделяются коралловое дерево с крупными красными цветами, индийская сирень, обычно покрывающаяся с середины лета до поздней осени розовыми цветами, олеандры, группа огромных магнолий с белы ми ароматными цветами, гинго двухлопастный с листьями в виде веера. Бордюры формируют стриженый самшит, лавр благородный, вечнозеленая калина.

На этом участке богато решена Львиная терраса с лестницей. Она расположена по оси портала; и как бы продолжает его архитектурную компози -цию. Лестница построена из естественного камня — диорита, а беломраморные изваяния львов с обеих сторон украшают ее.

Вторая и третья террасы соединены полу­круглыми лестницами, а четвертая — наибо­лее широкая — примыкает к приморской до­роге, которая объединяет все участки Нижнего пруда.

На центральном участке берег моря покрыт скалами. Самая большая из них — с видовой площадкой сверху. Она названа скалой Ай­вазовского. Западный участок Нижнего пру­да, находящийся на прибрежной полосе, ре­шен пейзажными приемами, в верхней части преобладает регулярная планировка с вклю­чением в композицию насаждений, кроны ко­торых в виде полушарий, пирамид или глад­кого бордюра.

Примечательна аллея олеандра с его ярки­ми и душистыми цветами. Не уступает ей ал­лея из вееролистной пальмы. Среди флоры выделяются компактные группы из кипариса пи­рамидального, огромные светло-зеленые кроны платанов.

Вся приморская часть парка, расположен­ная с восточной стороны от центрального уча­стка, решена пейзажными приемами размеще­ния растений. С широкой парковой дороги, изогнуто пересекающей эту часть парка, откры­ваются живописные картины природы.

Тут поражают огромным ростом вечнозеленые деревья секвойи гигантской, достигающей 40 м высоты с диаметром ствола до 1,5 м, лавр благо­родный, магнолии. Достопримечательна роща альпийской сосны с наклонившимися к югу кро­нами».

Алупкинский парк пронизан водой озера, фонтаны, каскады, ручьи — все это создает осо­бый микроклимат и хорошие условия для рас­тений.

 

Гурзуфский парк

Гурзуфский парксоздан в 1803 году на приморской скале, занимает 12 гектар. Парк – ландшафтный, здесь произрастает более 110 видов и декоративных форм деревьев и кустарников южной флоры.

Из местных видов в парке растут земляничник мелкоплодный, сосна крымская, можжевельник высокий, фисташка туполистная, иглица понтийская, ладанник крымский. Иноземные виды представлены многими субтропическими вечнозелёными хвойными и лиственными породами. Большой интерес представляют старые насаждения кипариса пирамидального, секвойядендрона гигантского, магнолии крупноцветковой, кедров ливанского, гималайского и атласского, маслины европейской, кипарисовика Лавсона.

В Гурзуфском парке великолепные скульптуры и фонтаны, в числе которых особенной известностью выделяются аллегорическая художественная композиция фонтана "Ночь" и фонтан "Рахиль" (конец XIX века). Установлены здесь бюсты Пушкина, Адама Мицкевича, Леси Украинки, Чехова, Шаляпина, Горького и Маяковского.

 

 

Ливадия (рисунок 18)

Ливадийский парк относят к лучшим архитектурно-ландшафтным ансамблям Южного берега Крыма первой половины XIX века. Расположенный на северо-восточном склоне горы Могаби, в поселке Ливадия, он круто спускается к прибрежным галечным пляжам западнее Ялты

Парк Ливадии – один из старейших на Южном берегу Крыма. Основная его часть разбита в пейзажном стиле, особенно распространенном в конце XVIII – начале XIX веков. При закладке парка максимально сохранялась местная крымская растительность. Для структуры парка характерен ярко выраженный рельеф, сочетающий пологие участки с полянами лугового типа, скалистые обрывы, склоны, покрытые лесом. Искусно сложенные подпорные стенки с вьющимися по ним розами и глициниями, небольшие фонтаны, мраморные диваны, декоративные вазы, беседки и галереи придают парку особую прелесть и очарование.

Архитектурной доминантой парка является Ливадийский дворец, возведенный в 1910-1911 годы по проекту архитектора Николая Краснова в стиле итальянского Ренессанса из белого инкерманского камня, любимая летняя резиденция императора Николая II. Дворец имеет один большой внутренний дворик — итальянский и три малых световых дворика: арабский, мавританский, средневековый.

В настоящее время в парке произрастает 26 хвойных таксонов, среди которых наибольшее распространение имеют сосна пицундская, кипарис вечнозеленый пирамидальный, кедр атласский; единично встречаются лжетсуга сизая, сосна Бунге, пихта испанская. Ассортимент лиственных древесно-кустарниковых пород насчитывает 51 таксон. Среди них представляют ценность декоративные формы шелковицы черной, миндаля обыкновенного, боярышника однопестичного, глицинии китайской и пышноцветущей, каштана конского. Много в парке дуба черешчатого и пушистого, платанов восточного и кленолистного, липы европейской и крымской; реже встречаются клены, вязы; единично — бундук канадский, парротия персидская. Кустарники представлены: форзицией, спиреями, экзохордой и другими. Вечнозеленые и полувечнозеленые деревья и кустарники насчитывают 31 таксон. В их числе: земляничники мелкоплодный и крупноплодный, магнолия крупноцветковая, фейхоа Селлова, османтус душистый и другие.

В Ливадийском парке произрастает более 15 видов лиан. С самого начала создания парка вертикальному озеленению была отведена большая роль. Ажурная пергола на верхней террасе между Свитским корпусом и левым крылом дворца увита культурным виноградом. От дворца в сторону моря вниз по склону протянулась самая длинная на всем побережье 80-метровая пергола. Она сооружена из металла и ранее была густо увита розами, глицинией, виноградом. Характерной особенностью парка является не только богатый видовой состав, значительное насыщение экзотическими породами, но и оптимальный баланс хвойных, листопадных и вечнозеленых видов

В настоящее время особый интерес представляет придворцовая часть Ливадийского парка, разбитая в регулярном стиле. Дворец органично связан с природным окружением. Это достигается путем создания разнообразных полуоткрытых пространств со всех сторон дворца: итальянский и арабский дворики с запада, наружные лестницы с востока и юга, балконы, лоджии, колоннады, аркады на каждом фасаде. Элементы регулярной планировки у стен дворца, террасы с подпорными стенками, стриженые живые изгороди, малые формы, цветники словно продолжают архитектуру в прилегающем пространстве.

С северной стороны дворца обращают на себя внимание два белых мраморных льва, лежащие по бокам портика. Справа и слева от портала в нишах – порфировые вазы на стройных полированных постаментах. У боковых стен – мраморные диваны с высокими резными спинками и подлокотниками в виде грифонов. Перед портиком площадка, ограниченная подпорной стеной. На площадке - мраморная ваза. Приблизительно до середины 50-х годов XX в. она была составной частью фонтана в итальянском дворике. Сейчас в ней высаживают летние цветочные культуры. По бокам портика два дерева лавровишни лузитанской. За подпорной стеной участок естественного южнобережного леса с включенными в него экзотами.

Напротив входа во дворец расположен мраморный фонтан в итальянском стиле. В форме партера и стрижках не соблюдается правило симметричности, что вполне объяснимо асимметричностью самого дворца. У левого ризалита восточного фасада дворца, у наружной лестницы с галереями находится средневековый дворик, который образован стеной дворца, лестничным маршем и живой изгородью из лавра. Название этому уголку дали колодец из серого камня, находящийся в углу трехмаршевой лестницы из диабаза; и химера над колодцем – традиционный элемент декора в архитектуре западноевропейского средневековья. В центре дворика – мраморная ваза с растительным орнаментом.

В юго-восточном углу у самых стен дворца – группа кипарисов. Постановка их рядом со зданием – прием, рассчитанный на эффектный контраст плоских белых стен с темной зеленью вечнозеленых кипарисов.

Итальянский дворик Ливадийского парка – типичный изолированный сад для отдыха. Вход в него со стороны церкви закрыт коваными металлическими воротами со сложным узором в виде листьев, цветов и фантастических животных (работа мастеров из Вероны 1750 года). Дворик пересекают строгие линии восьми дорожек, которые сходятся в центре у мраморного фонтана. До середины XX века роль фонтана выполнял колодец в виде чаши из мраморовидного известняка, а на газоне между дорожек росли кусты роз. В послевоенные годы дворик изменился: на смену колодцу (в настоящее время он находится перед портиком северного фасада дворца) пришел мраморный фонтан работы итальянского мастера А. Рампини, датированный серединой XIX века. В итальянском дворике сохранились мраморные диваны; интересна мраморная ваза с головой льва и ручками в виде змей.

К северной части Крестовоздвиженской церкви примыкает небольшой дворик, получивший название мавританского. Он образован двумя взаимно перпендикулярными в плане аркадами. Архитектурный акцент дворику придает оригинальный мраморный фонтан «Ливадия», выполненный в арабском стиле. Это наличник, обработанный тонкой резьбой. В центре его установлена небольшая бронзовая голова, изо рта которой струится вода. В верхней части фонтана написано вязью по-арабски «Ливадия». Фонтан был установлен в 1863 году. Здесь же располагается колонна из серого мрамора с арабским текстом, но на самом деле из 14 полустиший на колонне только одно (десятое по счету) написано на арабском языке, а остальные — на турецком. Колонна датирована 1838 годом. В Ливадию она, вероятно, попала в качестве трофея с Балкан после русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Кроме итальянского дворика, интересен в структуре дворца арабский дворик, который представляет собой высокий, в три этажа, световой колодец. Между окном и дверью западной стены дворика расположен пристенный фонтан «Мария» из резного белого мрамора с пятигранной раковиной и латунной трубкой для струи.

Практическое занятие №16

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.