Первые попытки создания торговых компаний в России (конец XVII - конец XVIII в.в.). Русская в Константинополе торгующая компания. Торговые общества и товарищества в России в начале XIX в. Возникновение акционерного законодательства в начале XIX в.. Манифест 1836 г. Акционерное законодательство России второй половины XIX – начала XX в.
Национализация после Октября 1917 г. Система юридических лиц России периода НЭПа. ГК РСФСР 1922 г. о юридических лицах. Система юридических лиц России с конца 30-х по конец 80-х гг. ГК РСФСР 1964 г. о юридических лицах.
Законодательство о юридических лицах конца 80-х – начала 90-х гг. XX в. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Союзное и российское Положения об акционерных обществах. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
Единство общих законов исторического развития обусловило необходимость объединения средств и усилий отдельных лиц и в России. До нас дошли свидетельства существования со времен Древней Руси объединений купцов для ведения совместной торговли (например, в средневековых республиках Великого Новгорода и Пскова). Однако в силу отставания социально-экономического развития России от Европы эти объединения не получили достаточного распространения и соответствующей правовой регламентации.
Ситуация стала меняться лишь в XVIII в. Реформируя различные стороны жизни государства и общества, Петр I повелел русским купцам «торговать компаниями» по примеру их европейских коллег. Однако попытки реального создания компаний в России увенчались успехом лишь в 1756 г. когда была учреждена «Российская в Константинополе торгующая компания», имевшая наиболее существенные черты акционерного общества.
Последовавшее затем создание новых компаний требовало и появления соответствующего законодательства. Именно в России впервые в Указе от 6 сентября 1805 г. законодательно был закреплен принцип ограниченной ответственности участников акционерной компании по ее обязательствам. Манифест Александра I от 1 января 1807 г. предусматривал три вида предпринимательских объединений: полное товарищество, товарищество на вере и товарищество по участкам (прообраз акционерного общества). Манифестом Николая I от 6 декабря 1836 г. было утверждено «Положение об акционерных компаниях». Сложившаяся на тот момент система юридических лиц, как коммерческих, так и некоммерческих была отражена в Своде законов Российской империи.
Характерными чертами законодательства о юридических лицах в России XIX в. были: концессионная (разрешительная) система создания; особая роль устава, который утверждался для каждого юридического лица и мог содержать в конкретном случае значительные отступления от общих норм (т.н. «сепаратное законодательство»).
Во второй половине XIX – начале XX вв. разрабатывались проекты Гражданского уложения, которые предусматривали развитие и совершенствование законодательства о юридических лицах, однако они так и не были приняты.
После Октябрьской революции 1917 г. большинство ранее существовавших форм юридических лиц прекратило существование. Практически единственной формой хозяйствования стало государственное предприятие.
Временное возрождение прежней системы юридических лиц имело место в период НЭПа в 20-е гг. XX в. Принятие ГК РСФСР 1922 г. стало безусловным шагом вперед, в том числе и в смысле развития корпоративного права. Этот кодифицированный акт учитывал нормы и практику дореволюционного законодательства; развил соответствующие положения на новом уровне; впервые в отечественном праве дал определение юридического лица; заложил их систему, которая в основном воспринята современным российским законодательством. Однако большинство положений ГК РФ 1922 г. и принятых в его развитие актов о юридических лицах перестали применяться к началу 30-х гг. XX в. На многие десятилетия господствующей формой стало государственное предприятие и его разновидности (тресты, синдикаты, а затем – объединения предприятий). На развитие этой формы были направлены принятые впоследствии нормативные акты СССР и РСФСР, она стала предметом изучения советских цивилистов.
С конца 80-х гг. прошлого века начался процесс возрождения присущей нормальному гражданскому обороту системы юридических лиц. В последние годы существования СССР в отечественное право вернулись хозяйственные общества, получили законодательное развитие положения о кооперативах, появились новые, переходные формы юридических лиц (совместные предприятия, народные предприятия). Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. закрепили систему юридических лиц, в основном воспринятую ГК РФ. Часть этой системы (в отношении только коммерческих организаций), однако менее совершенная, содержалась в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1990 г. Понадобилось несколько лет, чтобы преодолев недостатки, пробелы, противоречия законодательства начала 90-х гг. прошлого века, в 1994 г. законодатель принял часть первую ГК РФ, глава IV которого стала фундаментом для современного российского корпоративного права.
Основная литература
Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие. М., 2003.
Функ Я.И., Михальченко В.А., Хвалей В.В. Акционерное общество: история и теория (Диалектика свободы). Минск, 1999.
Дополнительная литература
Васьковский Е.В. Учебник гражданского права. М., 2003.
Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие. М., 2003.
Мейер Д.И. Русское гражданское право. М., 2000.
Новицкая Т.Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. М., 2002.
Победоносцев
Серова О.А. Система юридических лиц России: исторические аспекты развития / науч. ред. В.А. Рыбаков. Самара, 2005.
Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002.
Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. М., 2000.
Функ Я.И., Михальченко В.А., Хвалей В.В. Акционерное общество: история и теория (Диалектика свободы). Минск, 1999.
Шепелев Л.Е. Акционерные компании в России. Л., 1973.
Шерешеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1: Введение. Торговые деятели. М., 2005.
Тема 5. Общие положения о юридических лицах
Правосубъектность и ответственность юридических лиц. Особенности правосубъектности юридических лиц по сравнению с правосубъектностью граждан. Общая и специальная правоспособность.
Средства индивидуализации юридических лиц и их продукции. Место нахождения юридических лиц. Филиалы и представительства. Имущество юридических лиц. Учредительные документы юридических лиц. Органы юридических лиц.
Данная тема содержит обширный материал, посвященный наиболее общим положениям о юридических лицах, характеризующим их как самостоятельные субъекты права.
Прежде всего, следует вспомнить особенности правосубъектности юридических лиц, предполагающей наличие правоспособности и дееспособности, которые у юридического лица, в отличие от граждан, возникают и прекращаются одновременно в связи с государственной регистрацией и ликвидацией (реорганизацией). Характерной чертой юридических лиц является также деление правоспособности на общую (которой обладает абсолютное большинство коммерческих организаций) и специальную (присущую некоммерческим организациям, а также некоторым коммерческим организациям в зависимости от формы или рода деятельности).
Рассматривая имущественную ответственность юридических лиц, следует особое внимание уделить установленным законом исключениям из общего правила об их самостоятельной ответственности (субсидиарная ответственность учредителей по долгам хозяйственных товариществ, учреждений[6] и казенных предприятий; основного общества по долгам дочернего в случае банкротства и т.д.).
К средствам индивидуализации юридических лиц и их продукции относятся наименование (фирменное наименование), а к средствам индивидуализации их продукции – товарный знак (знак обслуживания) и наименование мест происхождения товаров, а также коммерческое обозначение.
Рассматривая требования законодательства к наименованию юридического лица необходимо не ограничиваться лишь положениями п. 1 ст. 51 ГК РФ, но и проанализировать соответствующие требования, содержащиеся в иных нормах ГК РФ и Федеральных законах, регулирующих деятельность отдельных видов юридических лиц («Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об общественных объединениях», «О банках и банковской деятельности» и т.п.)[7].
Характеризуя имущественные аспекты создания и деятельности юридических лиц, следует коснуться следующих вопросов.
В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридические лица обладают обособленным имуществом. Как правило, они обладают своим имуществом на праве собственности. Исключение составляют ГиМУП и учреждения, имущество которых закреплено за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Юридические лица по характеру прав участников (учредителей) на их имущество делятся на организации:
- в отношении имущества которых учредитель сохраняет право собственности;
- в отношении имущества которых участники имеют обязательственные права;
- в отношении имущества которых участники (учредители утрачивают всякие имущественные права.
Также целесообразно кратко остановиться на таких понятиях как «уставный капитал», «складочный капитал», «уставный фонд», «паевой фонд», «резервный фонд», раскрыв их содержание и функции.
Изучение вопроса об учредительных документах юридического лица требует уяснения их правовой природы и соотношения устава и учредительного договора. Прежде всего, это касается устава, который одними исследователями понимается как локальный нормативный акт, другими – как особый вид договора и т.д. Не следует забывать о положении п. 1 ст. 52 ГК РФ, в соответствии с которым в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида, примером чего являются адвокатские палаты субъектов РФ (п. 2 ст. 29 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). Следует также помнить о своеобразии государственной корпорации, которая не имеет учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ, а сведения, которые обычно в них содержатся, предусматриваются законом о ее создании (ст. 7_1 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Не ограничиваясь общими положениями ГК РФ о содержании учредительных документов, необходимо обратиться к соответствующим нормам федеральных законов, регулирующих положение отдельных видов юридических лиц.
Анализируя положения об органах юридического лица, следует остановиться на их роли в его волеообразовании и волеизъявлении. Следует усвоить отличие органа юридического лица от его участников, в предусмотренных законом случаях полномочных приобретать для него гражданские обязанности и принимать от его имени гражданские права; управляющей организации или управляющего; а также его представителей.
Целесообразно рассмотреть принятые в научной литературе критерии деления органов юридического лица: по их роли в процессе волеообразования и волеизъявления юридического лица (волеообоазующие и волеизъявляющие); составу (единоличные и коллегиальные); способу формирования (назначаемые и выборные); периодичности деятельности (функционирующие регулярно или с определенной периодичностью, а также временные); месту в иерархии органов (руководящие, исполнительные и выборные); характеру функций (управления, контроля, вспомогательные) и т.д. Необходимо найти в законодательстве конкретные примеры различных органов, иллюстрирующих вышеуказанное деление.
Акты органов судебной власти
Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 1996. № 9.
Постановление Пленума ВАС РФ от 14 мая 1998 № 9 «О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок» // Вестник ВАС РФ. 1998. № 7.
Основная литература
См. Литературу ко всему курсу
Дополнительная литература
Амирханова К.В. Фирменные наименования как средства индивидуализации деятельности субъектов в предпринимательской сфере // Цивилистические записки: Межвуз. сб. научных трудов. М., 2001.
Богданов Е.В. Правовое положение органа юридического лица // Журнал российского права. 2001. № 3.