Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 8. Социальные институты



Вариант 1. Семья как социальный институт

1. Семья как социальный институт и малая группа. Типология семьи. Эволюция функций семьи.

2. Статусно-ролевая структура современной семьи. Внутрисемейные конфликты. Причины распада семьи и расторжения браков.

3. Социальные проблемы семьи в современном российском обществе.

Основные понятия: социальный институт семьи, функции семьи, социальный институт брака, типы семей, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья, формы брака.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Семья и брак как социальные институты.

2. Семья как социальный институт и малая группа.

3. Современные типы семьи.

4. Трансформация функций семьи в современном обществе.

5. Статусно-ролевая структура современной семьи.

6. Семейные конфликты и способы их разрешения.

7. Развод: причины и последствия.

8. Перспективы семьи в XXI веке.

9. Ценности и социальные нормы брачно-семейных отношений.

10. Студенческая семья сегодня.

 

Контрольные вопросы, задания и тесты

 

1. Что представляют собой семья и брак как социальные институты?

2. Какие критерии используются в социологии для классификации типов семей?

3. Каковы основные функции семьи? Как они изменяются в последнее время?

4. Какие факторы влияют на стабильность (нестабильность) брака.

5. Социальные причины распада семьи.

6. Социологические исследования показывают: наименее стабильны браки, заключенные в раннем (до 20 лет) и зрелом (после 30 лет) возрасте. Прокомментируйте это суждение.

7. Считается, что большинство женщин испытывают неудовлетворенность жизнью, если они не справляются с родительской и супружеской ролями, а мужчины – с профессиональной ролью. Выскажите свое мнение.

 

8. Проанализируйте следующие данные:

 

Браки и разводы в России на 1000 человек населения, 1970-1995 годы

 

Год Браки Разводы
10,1 3,0
10,6 4,2
8,9 3,8
8,6 4,0
7,1 4,3
7,5 4,5
7,4 4,6
7,3 4,5

 

 

9. Демократическая (партнерская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) характеризуется:

1) совместной деятельностью

2) наличием общей цели

3) совместным принятием решений

4) общностью быта.

10. Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая функция семьи проявляется в данном примере?

1) экономическая

2) репродуктивная

3) статусная

4) хозяйственно-бытовая

11. Семья, в отличие от других социальных институтов, выполняет функцию:

1) воспитательную

2) репродуктивную

3) эмоционально-психологическую

4) социально-статусную

13. Прочитайте отрывок текста, вставьте пропущенные по смыслу слова.

«Семья – это основанная на____________(1) и/или кровном родстве малая_________(2), члены которой объединены совместным проживание и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными__________(3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ____________(4), т.е. устойчивая форма взаимодействия людей, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________(5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного обслуживания, особенно по отношению к __________(6) и лицам пожилого возраста»

Заполните пропуски словами: дети, брак, социализация, коллектив, обязанности, институт, отношения, группа, любовь, уважение.

Литература

Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье / Л.С. Алексеева // Социологические исследования. – 2003. – № 4. – С. 78 – 84.

Балабанова Е.С. Домашний труд как символ гендера и власти / Е.С. Балабанова // Социологические исследования. – 2005. – № 6. – С. 109 – 119.

Быстров А.А. Материнский капитал: стимулирование рождаемости?/ А.А. Быстров // Социологические исследования. – 2008. – № 12. – С. 91 – 96.

Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян / С.Н. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова // Социологические исследования. – 2006. – № 11. – С. 61 – 72.

Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье / М.В.Вдовина // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 102 – 104.

Гольцова Е.В. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости / Е.В. Гольцова, Я.А. Лещенко // Социологические исследования. – 2010. – № 2. – С. 125 – 130.

Гидденс Э. семья и брак в Великобритании. –М.: Эдиториал УРСС, 1999.- с. 370-374.

Гидденс Э. Развод и прекращение брака на Западе. –М.: Эдиториал УРСС, 1999.- с. 374-378.

Гидденс Э. Альтернативы браку и семье. –М.: Эдиториал УРСС, 1999.- с. 386-388.

Гурко Т.А. Алименты: фактор качественного и количественного воспроизводства населения / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2008. – № 9. – С. 110 – 120.

Гурко Т.А. Становление института приемной семьи в регионах / Т.А. Гурко, И.Н. Белобородова // Социологические исследования. – 2009. – № 12. – С. 135 – 138.

Данилова С.С. Одинокое материнство в общественном мнении/ С.С. Данилова // Социологические исследования. – 2009. – № 5. – С. 138 – 141.

Дадаева Т.М. Кто выносит мусор, или парадоксы гендерного разделения труда / Т.М. Дадаева // Социологические исследования. – 2005. – № 6. – С. 120 – 126.

Дерман Н.А. Этносоциальные различия в установках матерей Таллинна на занятость / Н.А. Дерман // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 116 – 127.

Зинурова Р.И. Особенности репродуктивного поведения в российских регионах / Р.И.Зинурова // Социологические исследования. – 2005. – № 3. – С. 82 – 87.

Ильяшенко А.Н. Основные черты насильственной преступности в семье / А.Н. Ильяшенко // Социологические исследования. – 2003. – № 4. – С. 85 –90.

Лысова А.В. Физическое насилие над женами в российских семьях/ А.В. Лысова // Социологические исследования. – 2008. – № 9. – С. 121 – 128

Лыткина Т.С. Домашний труд и гендерное разделение власти в семье / Т.С. Лыткина // Социологические исследования. – 2004. – № 9. – С. 85 – 90.

Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы / А.А. Митрикас // Социологические исследования. – 2004. – № 5. – С. 65 – 72.

Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи/ Ф.А. Мустаева // Социологические исследования. – 2009. – № 7. – С. 109 – 113.

Панкратова Н.В. Социальный и биологический аспекты родительства / Н.В. Панкратова // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 116 – 123.

Пахомов А.А. Особенности трансформации семьи и государственной семейной политики / А.А. Пахомов // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 101 – 107.

Пацирковский В.В. Домохозяйства и семья в сельской России/ В.В. ПАцирковский, В.В. Пацирковская // Социологические исследования. – 2010. – № 2. – С. 111 – 117.

Скутнева С.В. Раннее материнство/ С.В. Скутнева // Социологические исследования. – 2009. – № 7. – С. 114 – 118.

Тихомирова В.В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи/ В.В. Тихомирова // Социологические исследования. – 2010. – № 2. – С. 118 – 124.

Шевченко И.О. Большая семья – какая она? / И.О.Шевченко, П.В. Шевченко // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – 57 – 63.

 

Вариант 2. Образование как социальный институт

 

1. Общественная и личностная ценность образования. Образование как фактор социальных изменений, социализации личности и социальной мобильности.

2. Структура и функции образования.

3. Тенденции развития образования в современном мире. Социальные проблемы образования в современной России.

Основные понятия: образование, начальное образование, среднее образование, высшее образование, общее образование, профессиональное образование, функции образования.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.