Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Темы рефератов и докладов



 

1. Социальные системы и их типы.

2. Общество как целостная социокультурная система.

3. Теории социального расслоения (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, структурный функционализм).

4. Средние слои в современных обществах.

5. Социальная мобильность: показатели, каналы, ресурсы.

6. Понятие элиты и ее роль в обществе.

7. Маргинальные слои и группы населения.

8. Социально-демографическая структура общества и тенденции ее развития в России.

9. Стратификационные основания неравенства.

10. Этническое и расовое неравенство.

 

Контрольные вопросы, задания, тесты

 

1. Раскройте содержание понятия "социальная структура общества".

2. Чем отличаются понятия "социальная стратификация" и "социальная дифференциация"?

3. Что означает понятие «стабильность социальной системы»? Каковы механизмы поддержания стабильности социальной системы?

4. Согласно представлениям К. Маркса, экономические отношения в обществе, в частности неравенство людей по отношению к средствам производства и производимым благам, имеют определяющее значение, а все остальные стороны социального неравенства являются производными от них. Действительно, экономическое положение человека тесно связано с его социальным статусом, политическим влиянием, культурными и образовательными возможностями. Можно ли считать экономическое неравенство определяющим фактором, влекущим за собой все другие виды неравенства?

5. Один богач никогда не подавал милостыни бедным, всегда повторяя поговорку: "Бог ему не дал, как же я могу ему дать". Можно ли расценивать эту поговорку как своего рода концептуальное оправдание социального неравенства.

6. Как Вы считаете, образует ли студенчество в современном обществе особый социальный слой? Приведите аргументы в поддержку своего мнения. Образуют ли отдельный слой солдаты срочной службы? Безработные?

7. Подумайте:

Существуют ли абсолютные эталоны для сравнения социального статуса, различных социальных групп и страт или оценка фактического неравенства полностью опосредована индивидуальным восприятием?

Каким образом может, с Вашей точки зрения, варьироваться оценка социального статуса в зависимости от возраста, пола, семейного положения, уровня образования, доходов, национальности.

К какой социальной страте Вы относите себя и свою семью?

8. Как вы понимаете следующее суждение: "Современное российское общество мощно поляризовано, дифференцировано и стратифицировано".

9. Какой статус относят к предписанному?

а) водитель

б) студент

в) мужчина

г) депутат

10. В США 12 % богатейших семей владеют 62% общего количества промышленных акций. Это пример проявления:

а) социальной стабильности

б) социальной мобильности

в) социального кризиса

г) социального неравенства

 

11. Установите соответствие между социальными группами и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
1) китайцы А) класс
2) наемные рабочие Б) этнос
3) немцы В) малая группа
4) клуб болельщиков «Зенит»  
5) предприниматели  
6) любители поп-музыки  

 

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. (шрифт обычный)

 

Социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей и социальных _________(1). Конкретные групповые или индивидуальные _______________(2) признаны членами общества , и в общественном мнении им приписана некая значимость.

Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как ________(3) – распределение общественных групп в иерархическом порядке. Понятие «средний класс» описывает такое социально комфортное положение: экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе ___________(4), гражданские права.

Социальное неравенство определяется прежде всего значимостью и __________(5) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием социального __________(6).

 

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

 

А) статус Е) престиж
Б) группа Ж) авторитет
В) критерий З) стратификация
Г) расслоение И) мобильность
Д) профессия  

 

Литература

Алексеева Л.С. Бездомные как феномен социальной дискредитации / Л.С.Алексеева // Социологические исследования. – 2003. – № 9. – С. 52 – 60.

Анурин В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда / В.Ф. Анурин // Социологические исследования. – 2006. – № 7. – С. 23 – 33.

Анурин В.Ф. Контуры провинциального среднего класса России / В.Ф. Анурин // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 3 –15.

Арефьев А.Л. Беспризорные дети России / А.Л.Арефьев // Социологические исследования. – 2003. – № 9. – С. 61 – 72.

Беленький В.Х. Рабочий класс как объект социологического анализа / В.Х.Беленький // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 29 –36.

Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России / Л.А. Беляева // Социологические исследования. – 2006. – № 9. – С. 52 – 62.

Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа / Л.А. Беляева // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 57 – 64.

Ван Хайянь Трансформация социальной структуры общества в современном Китае / Ван Хайянь // Социологические исследования. – 2006. – № 7. – С. 50 – 53.

Горшков М.К. Богатство и бедность в представлениях россиян / М.К.Горшков, Н.Е.Тихонова // Социологические исследования. – 2004. – № 3. – С. 16 – 21.

Иванов В.Н. Социальное самочувствие россиян / В.Н.Иванов // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. – 2004. – № 1. – С. 73 – 79.

Олейник Н.П. Возможен ли "средний класс" в сельских поселениях? Региональный срез / Н.П.Олейник // Социологические исследования. – 2005. – № 4. – С. 79 – 85.

Осинский И.И. Бездомные - социальное дно общества / И.И. Осинский, И.М. Хабаева, И.Б. Балдаева // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 53 – 58.

Попова И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе – к проблеме соотнесения / И.П. Попова // Социологические исследования. – 2005. – № 12. – С. 65 – 76.

Римашевская Н.М. Бедность и маргинализация населения / Н.М. Римашевская // Социологические исследования. – 2004. – № 4. – С. 33 – 43.

Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества / М.Н. Руткевич // Социологические исследования. – 2004. – № 12. – С. 41 – 45.

Седова И.Н. Потенциал трудовой мобильности / И.Н.Седова // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. – 2004. – № 2. – С. 93 – 97.

Чинакова Л.И. Об отличительных признаках бедности и нищеты / Л.И. Чинакова // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 139 – 141.

Матусевич В. Неконсистентный и маргинальный — два определения одного статуса/ В. Матусевич // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2009. – № 2. – С. 104 – 112.

Кесслер Г. Обнищание среднего класса в Аргентине: «новые бедные» в Латинской Америке. Резюме / Г. Кесслер, М.М. Вирхилио // Журнал социальных исследований. – 2010. – № 3. – С. 403 – 407.

Староверов В.И. Раскрестьянивание: социолого-политологический анализ/ В.И. Староверов // Социологические исследования. – 2010. – № 4. – С. 23 – 32.

Патракова А. Социально-классовые позиции и ценностные ориентации / А. Патракова // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2009. – № 1. – С. 169 – 185.

Бова А. Доходы и притязания: сравнительное исследование в четырех европейских странах / А. Бова // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2009. – № 1. – С. 158 – 168.

Севастьянова А.Н.. Миф о среднем классе / А.Н. Севастьянова // Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 146 – 150.

Ястребов Г.А. Воспроизводство социально-профессиональных групп в современной России/ Г.А. Ястребов // Социологические исследования. – 2009. – № 2. – С. 116 – 140.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.