3. Культура как форма взаимодействия общества и личности.
4. Особенности социологического изучения культуры.
5. Кризисы общества и кризисы культуры.
6. Культура и субкультура.
7. Культура и контркультура.
8. Массовая культура в современном мире.
9. Культура межличностных отношений.
10. Особенности социокультурного развития России.
Контрольные вопросы, задания и тесты
1. В чем заключается специфика социологического подхода к анализу культуры?
2. Что такое диалог культур? Приведите примеры такого диалога в реальной жизни.
3. Создавая аллегорический образ взаимодействия человека и массы, художник-иллюстратор В. Финглей рисует огромное чудовище с клыкастым, смеющемся ртом, готовое пожрать человека. Какая сторона воздействия массовой культуры на личность нашла отражение в этом рисунке.
4. Приведите пять аргументов, характеризующих разницу культурной ситуации в столице и в провинции.
5. Объясните понятие "массовая культура". Когда и почему возникает массовая культура?
6. Чем является субкультура? Раскройте особенности молодежной субкультуры в современном российском обществе.
7. Проанализируйте и сопоставьте следующие определения культуры:
"Поведение, особенности которого усвоены всей группой, которое передается от старших поколений потомкам или в какой-то мере воспринимается от другой группы, называется культурой" (К. Клакхон).
"Культура общества состоит из того, что необходимо знать и во что необходимо верить его членам, чтобы действовать взаимоприемлемым способом и исполнять любые значимые для них роли" (У. Гуденау).
"Культура – это организация явлений, видов и норм активности, предметов, идей и чувств, выраженных в символической форме" (Л.Уайт).
8. Назовите известные Вам из повседневной жизни проявления феномена глобализации культуры.
9. Проявлениями какого вида культуры являются фестиваль некоммерческого кино, серия тематических концертов симфонической музыки?
1) массовой
2) народной
3) экранной
4) элитарной.
10. Культура в широком смысле слова – это
1) уровень развития общества в определенный момент истории
2) все, что относится к деятельности в сфере искусства
3) степень воспитанности определенного человека, группы
4) все достижения человечества с момента его возникновения
11. Культура, в широком смысле слова, – это
1) сложные формы поведения человека и животных
2) все, что относится к деятельности в сфере искусства
3) степень воспитанности определенного человека
4) вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты
12. Продуктом массовой культуры является
1) симфония
2) фольклор
3) балетный спектакль
4) городской роман
13. Что из перечисленного не является элементом культуры:
1) нормы
2)символы
3)ценности
4)природная среда
5)язык.
14. Когда европейские и американские работорговцы начали захватывать рабов в различных африканских обществах, они полагали, что помогают этим людям избавиться от грубой, варварской жизни и приобщают их к "цивилизованной" жизни. Эти взгляды работорговцев по отношению к традиционной африканской культуре являются примером:
1) этноцентризма
2) культурного релятивизма
3) культурной интеграции
4) культурных универсалий
Литература (пронумеровать)
Акулич Е.М. Музей как социокультурное явление / Е.М. Акулич // Социологические исследования. – 2004. – № 10. – С. 89 – 92.
Бояк Т.Н. Духовно-нравственные ценности сельской молодежи (на материалах Бурятии и Читинской области)/ Т.Н. Бояк // Социологические исследования. – 2009. – № 4. – С. 117 – 122.
Вишневский Ю.Р. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования/ Ю.Р. Вишневский, Д.В. Трынов, В.Т. Шапко // Социологические исследования. – 2009. – № 4. – С. 108 – 117.
Гидденс Э. типы досовременных обществ.- М.: Эдиториал УРСС, 1999.- с. 53-60.
Делитц Х. Архитектура в социальном измерении/ Х.Делитц // Социологические исследования. – 2008. – № 10. – С. 113 – 121.
Дубин Б.В. Будни и праздники/ Б.В. Дубин // Вестник общественного мнения. – 2003. – № 2 (68). – С. 52 – 62.
Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе / А.В.Захаров // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 105 – 114.
Карпова Г. Государственное управление и общественные приоритеты в сфере культурной политики России/ Г.Карпова // Журнал исследований социальной политики. – 2009.- Т.7. – № 1. – С. 7 – 20.
Митрошенков О.А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами / О.А. Митрошенков // Социологические исследования. – 2005. – № 11. – С. 37 – 46.
Мурзина И.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры / И.Я. Мурзина // Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 37 – 43.
Разлогов К.Э. Глобальная и/или массовая?/ К.Э. Разлогов // Общественные науки и современность. – 2003. – № 2. – С. 143 – 156.
Рассадина Т.А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социологические исследования. – 2006. – № 9. – С. 95 – 101.
Рассадина Т.А. Нравственные ориентации жителей российской провинции / Т.А.Рассадина // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 52 –69.
Рябова М.Э. Иноязычие как фактор развития личности и общества / М.Э. Рябова // Общественные науки и современность . – 2008. – № 2. – С. 167 –177.
Седова Н.Н. Досуговая активность граждан / Н.Н. Седова // Социологические исследования. – 2009. – № 12. – С. 56 –69.
Семоненко И.Ю. Влияние современной информационной среды на культуру общения школьников/ И.Ю. Самоненко // Социологические исследования. – 2009. – № 4. – С. 137 –142.
Суковатая В.А. Гендерная политика рекламы на постсоветском телевидении / В.А.Суковатая // Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 65 – 69.
Сорокин П. А.Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
Хитров А. Блог как феномен культуры / А.Хитров // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007.- Т.10. – № 1. – С. 66 – 67.
Щирин Д.В. О восприятии духовной музыки студентами гуманитарного вуза (по данным социологического наблюдения) // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 98 – 102.