Какой текст «Слова о полку Игореве» читал Пушкин, как он его оценил? Какую оценку первым переводчикам текста памятника дал поэт? Какие, на ваш взгляд, объяснения Н.М. Карамзина в «Истории государства Российского» имел в виду Пушкин, когда писал, что он «мимоходом разрешил некоторые загадочные места» «Слова…»? Кого имел в виду Пушкин, говоря о сомнениях «некоторых писателей» «в подлинности древнего памятника нашей поэзии»? Кого поэт называет среди тех, кто «никогда не усумнился в подлинности «Песни о полку Игореве»»? Привести данные об этих писателях и ученых. Какова позиция самого Пушкина относительно подлинности «Слова…»? Каковы его аргументы?
Какие места текста «Слова….» особенно выделяются Пушкиным и что он разумеет под «поэзией», содержащейся в названных им сценах? Как Вы оцениваете поэтическое наполнение этих фрагментов текста? Чем памятник отличается от возможных подделок? Какие места текста «Слова…» были про-комментированы Пушкиным? Привести его аргументацию и высказать свое отношение к ней.
Что внес исследователь Ф.Я. Прийма в изучение темы «Пушкин в работе над «Словом о полку Игореве»»? На какие документальные источники, по мнению Ф.Я. Приймы, опирался Пушкин?
Литература:
«Слово о полку Игореве». Древнерусский текст 1800 года и его перевод. 3-е изд. Л., 1985. (Б ка поэта. Большая сер.).
Пушкин А.С. «Песнь о полку Игореве» // Названное издание.
Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1988. Кн.1, т. 3, гл. 3 и 7. С. 39-44 и примечания.
Прийма Ф.Я. А.С. Пушкин и «Слово о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве» в русском историко-литературном процессе первой трети XIX в. Л., 1980.
Фомичев С.А. Пушкин и древнерусская литература // Рус. лит. 1987. №1
Темы рефератов и докладов
1.История книги и книжного дела в древней Руси.
2.Популярность на Руси церковного романа «Житие Василия Нового»(17 января).
3.Особенности княжеской повести «Житие Александра Невского».
4.Своеобразие церковного романа «Житие св. Мартиниана и св. жен Зои и Фотинии».
4.История эпидиктической проповеди.
5.Переводные византийские естественно-научные повести древней Руси: «Христианская топография» Козьмы Индикоплова,»Физиолог».
6.Переводные византийские фантастические повести древней Руси: «Сказание об Индии богатой», «Сказание о двенадцати снах царя Шахаиши», «Сказание о Макарии Римском».
7.Переводные византийские дидактические повести древней Руси: «Сказание о Варлааме и Иоасафе», «Девгениево деяние».
8.Переводные византийские воинские повести древней Руси: «Александрия», «Повесть об Акире Премудром».
9. «Голубиная книга» русских калик-богомилов.Ее западно-европейские источники и мифологическое содержание.
10.Кумранские апокрифы,или семитические сказания на Руси: «Книга Еноха», «Видение Исайи».
11.Литература новгородской республики и ее религиозное своеобразие: «Послание о рае» В.Калики Ф.Доброму, «Повесть о новгородском посаднике Щиле».
12.Русская демократическая повествовательная литература ХYII в.: «Повесть о Горе-Злосчастии», повести о Карпе Сутулове и Фроле Скобееве, повесть о Савве Грудцине.
13.Сатира и юмор ХYII в.: «Повесть о Ерше-Ершовиче», «Слово о бражнике,како вниде в рай»,
14.Возникновение театра и драматургии.Репертуар.Жанры.
15.Формальные особенности поэзии на Руси:церковные песнопения:стихиры,кондаки,икосы.
16.Переводная литература ХYI-ХYII вв.Лубочная литература.Рыцарский роман.Троянские сказания. «Повесть о Еруслане Лазаревиче»,фацеции и др.
17.Эволюция воинской повести в ХYII в.: «Повесть од Азовском осадном сидении донских казаков».
Вопросы к экзамену
1.Своеобразие древнерусской литературы. Проблема периодизации. Актуальность. Эстетические принципы. Особенности двуязычия.
2.История книги и книжного дела в древней Руси.
3.Роды, виды и жанры древнерусской литературы. Неродовые жанры. Понятие о средневековом синтетизме. Примеры синтетизма( «Путешествие И.Новгородского», «Слово о полку Игореве»).
4.Летописание на Руси. Черты древнерусского летописца. Виды летописного повествования.
5. «Повесть временных лет». Её состав, проблемы генезиса. Гипотезы А.А. Шахматова и В.М. Истрина.
6.Основные идеи «Повести временных лет». Поэтика. Богословские взгляды летописца.
7.Сказание о Борисе и Глебе. Отличительные особенности сказания от жития («Чтения о Борисе и Глебе»).
8.Агиографические виды и жанры. Типология жития. Композиция и содержание «правильного» жития. Принципы изображения героя.
9.Минеи Чети. Типология героев в византийских агиографических романах: «Житие Алексея, человека божия» (16 марта), «Житие св. Антония Великого» (17 января).
10.Виды русских агиографических повестей: «Житие Феодосия Печерского», «Житие Александра Невского».
11. «Моление» Д. Заточника как пародийный памятник древней Руси.
12.Агиографический рассказ.Разнообразие патериков.Киево-Печерский патерик. Сущность жанра. Художественный метод. Навеллы, вошедшие в состав памятника.
13.Типология юродивого в агиографии.
14.Жанр проповеди в древней Руси. Цели и задачи проповедей. Композиция. История эпидиктической проповеди.
15.Памятники дидактического красноречия. «Поучение» архиепископа Ильи. «Поучение» князя Владимира Мономаха.
16.Торжественная проповедь. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Историософская и богословская концепция «Слова». «Слово о перенесении мощей святых страстотерпец Бориса и Глеба».
17.Сочинения Кирилла Туровского и Серапиона Владимирского. Основные художественные приёмы. Виды диэгез.
18.Идеи «Слова о полку Игореве» и сюжетно-композиционные средства их выражения.
19.Проблема жанрового синтетизма «Слова о полку Игореве»: героическая песнь-поэма, воинская повесть, политическое красноречие, проповедь-мистерия.
20.Образная система «Слова о полку Игореве» и его связь с фольклором.
21.Переводные византийские повести Киевской Руси: естественно-научные («Христианская топография» Козьмы Индикоплова, «Физиолог»), фантастические («Сказание об Индии богатой», «Сказание о Макарии Римском», «Сказание о двенадцати снах царя Шахаиши»), дидактические («Девгениево деяние», «Повесть о Варлааме и Иоасафе»), воинские («Александрия», «Повесть об Акире Премудром») (2-3 по выбору).
22.Апокриф. История русско-византийского Индекса. Происхождение ложной книги и её ключевые концепты: гнозис и дуализм, антикосмозм и антисоматизм. Византийские еретические доктрины (гностицизм, маркионство, павликианство, манихейство, богомильство) и их представители.
23.Памятники отречённой русской старины. Богомильские апокрифы: «Сказание о том, как сотворил Бог Адама», «Соломон и Китоврас». Их источники и мифологическое содержание.(по выбору).
24.Апокриф рекомендуемый, или «допускаемый». «Слово о Лазаревом воскресении», «Хождение Богородицы по мукам», «Беседа трёх святителей», «Сказание отца нашего Агапия» (2-3 по выбору).Апокриф в XX веке ( М. Горький, А. Блок, А. Ремизов, А. Белый, Л. Леонов и др.).
25.Воинская повесть периода монгольского нашествия. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Куликовская битва и её отражение в литературе(«Задонщина», Летописная повесть о побоище на Дону, «Сказание о Мамаевом побоище»).
26.Литература новгородской республики и её религиозное своеобразие. «Послание о рае» В. Калики Ф.Доброму, «Повесть о новгородском посаднике Щиле», «Путешествие» Иоанна Новгородского на бесе»(1-2 по выбору).
27. «Хождение за три моря» А. Никитина. Этнографическая, экономическая, религиозная и военно-политическая структура Индии. Личность автора.
28.Московская литература 14-конца 16 веков. Утверждение Московской Руси на мировой арене («Повесть о Темир-Аксаке», «Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера, «Повесть о Вавилонском царстве», «Житие митрополита Петра» (по выбору).
29.Тенденции в московской литературе периода «собирания» Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария.
30.Имперские теории московской Руси. «Послания» старца Филофея. «Сказание о князьях владимирских».
31.Московская публицистика. «Послания» царя Ивана Грозного. Образ автора в посланиях.
32. «Послание о Фортуне» Максима Грека как богословско-публицистический трактат.
33. Жанр паломничества в древней Руси. Хожение Даниила-паломника.
34. «Сказание о Дракуле» Ф. Курицина. Тирания, ханженство, биологические инстинкты; преступления против гуманизма и человечности.
35. «Домострой» как памятник религиозно-бытового уклада русской патриархальной семьи.
36.Изображние социальных противоречий эпохи в «Житии» протопопа Аввакума. Жанр и стиль памятника. Сюжет и композиция. Образ огнеопально ересиарха.
37.Раскол в русской Церкви и его сущность. Литература старообрядческой среды: «Книга бесед», «Письма к боярыне Морозовой» протопопа Аввакума. (Альтернативный вопрос: «Житие инока Епифания»,«Повесть о бесноватой Соломонии».).
38.Трансформация агиографической литературы в 17 веке. «Повесть об Юлиании Лазаревской», «Сказание о Петре и Февронии», «Повесть о Тверском Отроче монастыре».
39.Возникновение театра и драматургии. Репертуар. Жанры.
40.Русская демократическая повествовательная литература 17 века. «Повесть о Горе- Злосчастии», повесть о Савве Грудцыне,повести о Фроле Скобееве и Карпе Сутулове.
Дополнительные вопросы (не прочитанные)
41.Синодикальная литература московской Руси. Типология средневекового синодика. Темы, литературные источники, художественные особенности синодичеких предисловий.
42.Русское чернокнижие: гадательные, творительные, суеверные книги на Руси. Книги Сивилл.
43.Энкрантизм и отношение к нему Церкви. Энкрантические апокрифы. Кумранские апокрифы («Книга Еноха», «Видение Исайи»).
44.Сатира и юмор 17 века. «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Слово о бражнике, како вниде в рай».
45.Формальные особенности поэзии на Руси. Церковное песнопение: стихиры (Кирилл-Константин), псалмы, кондаки, икосы. Виршевая поэзия (И. Катырев-Ростовский, Е. Смоленская), силлабика (С.Полоцкий, С. Медведев, К.Истомин).
46.Переводная литература 16-17 века. Лубочная книга. Рыцарский роман. Троянские сказания.«Повесть о Бове Королевече», «Повесть о Еруслане Лазаревиче», фацеции и др.
47. Эволюция воинской повести в ХYII в. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков».
48.Агиографический роман. Посмертная судьба и «иной» мир в церковном романе-мистерии «Житие Василия Нового» (Альтернативный вопрос: «Житие св. Мартиниана и св. жен Зои и Фотинии»).
49. Апология юродивого в русской литературе и культуре.