1.Летописание на Руси.Русские летописцы.Важнейшие летописные своды.Принципы,методы и приемы изложения в них истории Руси.
2. «Повесть временных лет».Ее состав,проблемы генезиса.Гипотезы А.А.Шахматова и В.М.Истрина.
3.Историософские и богословские взгляды летописца.
4.Поэтика «Повести временных лет»:
а) зависимость содержания и композиции от «Хроник» Г.Амартола и «Истории Иудейской войны» И.Флавия
б)особенности сюжета и композиции:калейдоскопичность,мозаичность,временная детерминированность.
в)связь композиции и летописных видов и форм «Повести» с фольклором, агиографической литературой,проповедью и апокрифом.
г)прием метода монументального историзма:перевод в другие эстетические системы,или «расщепление» героя.
Аннотация
1.Количественный состав летописей на Руси.Летописание на Руси и в Западной Европе.Издание летописей:ПСРЛ в 30 томах(1841-1965).Летописцы:ученые,писатели и публицисты.Соединение в их текстах трудов предшественников,своих интерпретаций и дополнений.Разнородность в жанровом и стилистическом отношении материалов в летописи.Идеологические тенденции летописи.А.А.Шахматов о летописце.А.С.Пушкин о руском летописце:народная драма «Борис Годунов».Совпадения и разница в их взглядах. «Древнейший Киевский свод»,созданный при митрополичьем дворе.Новгородская летопись(1036) и «Древний Новгородский свод»(1050).Формирование в них принципов летописного повествование:даты событий – месяц,число,иногда день недели;стремление к своевременной записи исторических фактов.Возникновение с ХII в. различных видов летописного повествования: княжеских,личных и родовых летописцев,городских и монастырских летописей.Древнейшие летописные своды:Новгородская первая(Синодальный список) летопись и Новгородская первая летопись младшего извода(30-е гг. ХY в.),Лаврентьевская летопись(1377),Ипатьевская летопись(начала ХY в.),Первый общерусский свод,подчеркивающий единство Руси(Троицкая летопись,сгоревшая в 1812 г.)Свод Фотия,или Владимирский полихрон).Московское летописание ХYIв.:Воскресенская и Патриаршая,или Никоновская летиписи.Самое грандиозное летописное предприятие – лицевой свод,возникший на основе Никоновской летописи(Изложение от сотворения мира до 60-х гг ХYI в.Приход на смену летописи степенных книг,хронографов,исторических повестей.
2.Полное название повести.Повесть в составе двух летописей – Лаврентьевской и Ипатьевской.Приписка к Лаврентьевской летописи,в которой сообщается об авторе.Лаврентьевская летопись как сборник,куда вошла Суздальская летопись,доведшая события до 1305 г.Ипатьевская летопись как сборник,вмещающая кроме «Повести временных лет» Киевскую летопись,доведшую события до 1201 г. и летопись Галицко-Волынскую,охватывающую период с 1201 до 1292 г.Главное различие двух летописей – в их конце.Изучение «Повести».Две гипотезы по поводу ее творческой истории:А.А.Шахматова и В.М.Истрина.Д.С.Лихачев и Б.А.Рыбаков о генезисе «Повести».
3.Вступительный рассказ летописца о происхождении Русской земли.Текстуальная зависимость его от византийских хроник:следование готовой историографической схеме.Распространенность византийско-иудейских хроник: «Хроники» Г.Амартола и «Истории иудейской войны» И.Флавия.Компилятивный «Хронограф по великому изложению».Принципы изложения в них мировой истории.Пересказ и комментарий отрывка.Рассказ о Русской земле до образоавания державы Рюриковичей.
4.Жизнь русских племен:обычаи.нравы,управление.Хазары и варвары.вынудившие платить дань.Изгнание варягов за море.Начавшиеся междуусобицы..Призвание на княжество варягов:Синеуса,Трувора и Рюрика.Отношение автора к неславянскому происхождению новой династии русских князей.Историческая миссия Рюриковичей:освобождение русских племен из-под чужеземного ига.Политические объединение русских земель во времена Владимира и Ярослава.Переход от политической программы летописца к вопросам общего,философского содержания.Проблема добра и зла в мире.Источник зла.Греческий философ и Ян Вышатич о происхождении дьявола.Слуги антихриста- бесы.Назначение бесов.Образы бесов.Город Полоцк в 1092 г.Бесоодержимые – волхвы.Галерея волхвов.Злые люди у летописца:Святослав Окаянный и Всеслав Полоцкий.Происхождение злых людей.Источник добра в мире – Бог и его слуги:ангелы и святые.Назначение ангелов.Программа Бога – проверить человека,закалить его в борьбе со злом – мотив утешения для летописца.Свобода воли и идея ответственности человека за свои поступки – основа этики летописца.Исторический процесс – проявление божественной воли.Погодная запись как доминирующая форма летописного повествования.Регистрация факта,сопровождающаяся его морально-этической оценкой.Божественная воля.Выпадение исторических событий из реально-причинного контекста.Время как основная категория,в аспекте которого рассматриваются события.Погодный принцип – закономерная тенденция внести порядок,прикрепить событие к единице времени.Система летоисчисления – от сотворения мира.Внутренние противоречия погодного принципа: зло одного фрагмента повествования является добром во втором фрагменте,только в свое время и никогда одновременно.Народно-поэтическая и агиографическая традиции.Примеры биографий в народно-поэтическом и агиографическом планах.Двойники героев.Примеры двойников.Многократные перевоплощения.Оборотничество.Выводы:литературный портрет летописцев соответствует нормам средневековой поэтики. «Пегим»,по выражению Л.Н.Толстого,он в летописях быть не может.Человек летописи иконичен и индексален,статичен,носителеь религиозной или морально-политической сентенции.
Основная литература
А л е ш к о в с к и й М. Х. Повесть временных лет:Судьба литературного произведения в Древней Руси.М.,1971.
Д м и т р и е в а Р. П. Библиография русского летописания.М.-Л.,1962.
Г у д з и й Н. К. История древней русской литературы.1-7 изд.М.,1938-1966.
История русской литературы ХI-ХYII веков/Д.С.Лихачев,Л.А.Дмитриев,Я.С.Лурье и др.;Под ред. Д.С.Лихачева.М.,1985.
И с т р и н В. М. Начало русского летописания.По поводу исследований А.А.Шахматова о древнерусской летописи//Начала.Пг.,1922.№2.С.43-46.
К у з ь м и н А. Г. Начальные этапы русского летописания.
К у с к о в В. В. Жанры и стили древнерусской литературы ХI- первой половины ХIII вв.Артореф. дис. …док. филол. наук.М.,1980.
К у с к о в В. В. История древнерусской литературы.М.,1989.
К у с к о в В. В. Эстетика древнерусской жизни.М.,2000.
Л и х а ч е в Д. С. Поэтика древнерусской литературы.М.,1979.
Н а с о н о в А. Н. История русского летописания ХI- начала ХYIII века:Очерки и исследования.М.,1969.
П р и с е л к о в М. Д. История русского летописания ХI-ХY вв .Л.,1940.
П р и с е л к о в М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХII вв.СПб.,1913.С.97-106.
С п е р а н с к и й М. М. История древней русской литературы.М.,2002.
Ш а х м а т о в А. А. 1)Повесть временных лет:Вводная часть.Текст.Примечания.Пг.,1916(ЛЗАК.Вып.29.1917).С.ХХХI- ХХХYI;2) Обозрение русских летописных сводов ХIY-ХYI вв.М.-Л.,1938;3)Повесть временных лет и ее источники//ТОДРЛ.Л.,1940.Т.4.С.36-150;4)Разыскания о русских летописях.М.,2001.
Дополнительная литература
К а р а м з и н Н. М. История Государства Российского:В 12 т.М.,1993.
Л и х а ч е в Д. С. Великое наследие:Классические произведения литературы Древней Руси.М.,1979.
Л и х а ч е в Д. С. Возникновение русской литературы.М.-Л.,1952.
Л и х а ч е в Д. С. Задачи изучения связи рукописной книги и печатной//Рукописная книга.М.,1975.
Л и х а ч е в Д. С. 1)Культура Руси эпохи образования национального государства.(Конец ХIY – начало ХYI в.)Л.,1946;2) Р о з о в Н. Н. 1)Русская летописная книга.Л.,1971;2)Книга Древней Руси.ХI-ХIY вв.М.,1977.
М и н у а Ж о р ж. Дьявол/Пер. с фр. Н.Лебедевой.М.,2004(«Университетская библиотека»).
С о л о в ь е в С. М. Сочинения:В 18 кн.История России с древнейших времен.М.,1993-1995.Т.1-12.
Тысячелетие русской книжности//Прометей:Ист.-биогр.альм.сер. «Жизнь замечательных людей».Т.16.М.,1990.
Тема 4.Агиографическая литература(3 часа)
1.Цели и задачи агиографии.Значение.Первые жития – мартирологи.
2.Композиция и содержание «правильного» жития.Принципы изображения героя.Трансформация рода в ХYII в.
3.Классификация агиографической литературы.
4.Агиографический рассказ.Сущность жанра.Идейно- художественное своеобразие патериков.Новеллы,входящие в состав Киево-Печерского патерика.
5.Типология юродивого в агиографии.
а)феномен средневекового реликта в современной России(канонизация св. Ксении Петербуржской,фильм П.Лунгина «Остров»);
б)традиции ветхозаветных пророков, греческого кинизма и христианского мученичества;
в)влияние литературы на культуру: «Житие преп. Питирима» и «Житие преп. Даниила»;
г) «Житие Алексея,человека божия» как самая популярная повесть о юродивом на Руси;
д) «Житие Исаакия Печерского» - первое русский рассказ о юродивом;
е)принципиальные различия жития юродивого в католицизме и православии;
ж)жития юродивых эпохи московского великодержавия:Исидора Твердислова,Прокопия Устюжского,Василия Блаженного,Николы Салоса.
Аннотация
1.Номенклатурное значение термина «житие».Цель:поведать о «человеке не от мира сего».Задачи.Авторы житий – наиболее опытные и ответственные литераторы.Наиболее популярные на Руси жития: «Житие Антония Великого», «Житие Алексея,человека божия», «Житие Василия Нового», «Житие св.Мартиниана и св. жен Зои и Фотинии».Мартирологи – первые сборники житий святых.Их общее содержание.
2.Правила византийского стиля и композиции,или классическая схема «правильного» жития:повествование от третьего лица,лирические отступления(в сторону),обращения к читателю,похвала святому.Композиция «правильного» жития:вступление,главная часть и заключение.Важность заключения.Церковные песнопения,используемые в заключении.Изображение героя.Строго положительный герой.Злодей.Место злодея в повествовании о добродетелях святого.Иконографичность и индексальность святого.Статичность схемы как выражение понятия «вечность».Трансформация рода в ХYII в.:жития старообрядцев,повести.
4.Агиографический рассказ.Сущность жанра.История создания.Содержание:описание подвигов иноков, «просиявших точно лучи солнечные».Рассказы первой группы.Рассказы второй группы,рисующие путь,который проходят святые по пути достижения совершенств.Препятствия,которые чинят им люди:миряне по злобе своей,родственники,не понимающие труд подвижников,сильные мира сего,не признающие ничего,кроме своей воли,женжины,одержимые любовной страстью.Краткий обзор нескольких новелл патерика.Препятствия,чинимые бесами – второй тип новелл.А.С.Пушкин о патерике и рассказах этого типа.Краткий обзор нескольких новелл о встречах с бесами.
5.Типология юродивого в агиографии.Феномен средневекового реликта в современной России.Канонизация юродивой Ксении Петербуржской(1988).Фильм П.Лунгина «Остров»(2007).Традиции ветхозаветных пророков,греческого кинизма и христианского мученичества.Время проявления юродств.Этапы юродства.Ситуация возникновения юродства и ситуация трикстера в эпическом фолклоре.Первые проявления юродства в агиографической литературе.Влияние литературы на культуру(житие преп. Питирима и житие преп. Даниила).Первый канонический святой Симеон Эмесский.Русский протоюродивый Алексей,человек божий.Сюжет повести.Житейные и житийные представления о счастье.Различия западного и восточного юродства.Житие св. Фр. Азисского и Дж.Коломбини.Антисоциальность и аристократичность русско-византийского святого.Нетварный свет Христова Преображения в жизни русского юродивого.Христос царствующий. «Житие преп. Исаакия».Сюжет житийного рассказа.Жития юродивых эпохи московского великодержавия:Прокопия Устужского,Исидора Твердислова,Василия Блаженного,Николы Салоса.Общее и особенное в памятниках.
Основная литература
А б р а м о в и ч Д. Киево-Печерский патерик.Киев,1931.
А д р и а н о в а - П е р е т ц В. П. Задачи изучения «агиографического» стиля Древней Руси//ТОДРЛ.1964.Т.20.С.46-51.
Б а р с у к о в Н. П. Источники русской агиографии.СПб.,1882.(ОЛДП,LХХХI).
Г о л у б и н с к и й Е. Е. История канонизации святых в Русской церкви.М.,1902;М.,1903(репринт 1998 г.).
Д е р г а ч е в а И. В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности/Отв.ред.А.А.Дубровин.М.,2004.
Д м и т р и е в Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы ХIII- ХYII вв.Эволюция жанра легендарно-биографических сказания.Л.,1973;
Древнерусские патерики.М.,1999.
И в а н о в С. А. Византийское юродство.М.,1994.
К а д л у б о в с к и й А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых.:Русские жития ХI-ХYI вв. и современные им направления русской религиозной мысли//РФВ.1901.№3-4;2)Варшава,1902.
К а р т а ш е в А. В. Очерки по истории русской церкви.Т.1.М.,1991.
К л ю ч е в с к и й В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник.М.,1989.
К о в а л е в с к и й И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской церкви.М.,1902(репринт 1996 г.).
К у с к о в В. В. История древнерусской литературы.М.,1989(2003).
Л е Г о ф ф Ж. Цивилизация средневекового Запада.М.,1992.
М а й о р о в Г. Г. Формирование средневековой философии.М.,1979.
П и к к и о Р. История древнерусской литературы.М.,2002.
Т о п о р о в В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре.М.,1995.Т.1.М.,1998.Т.2.
У с п е н с к и й Ф. Очерки византийской образованности.СПб.,1891.
Дополнительная литература
В л а с о в А. Н. К вопросу о происхождении цикла сказаний о Прокопии и Иоанне Устюжских//Литература Древней Руси:Источниковедение.Л.,1988.С.144-159.
В о р о н и н Н. Н. Политическая легенда в Киево-Печерском патерике//ТОДРЛ.М.-Л.,1955.Т.11.С.96-103.
Г е н о н Р е н е. Символы священной науки/Пер. с фр. Н.Тирос.М.,2004.
Г л а д к о в а О. В. Древнерусский святой,пришедший с Запада(о малоизвестном «Житии Исидора Твердислова,ростовского юродивого»)// Древнерусская литература:тема Запада в ХIII-ХY вв. и повествовательное творчество.Колл.монография/Отв. ред.О.В.Гладкова.М.,2002.С.167-210.
Е р е м и н И. П. Патерики;Жития//История русской литературы.М.-Л.,1941.Т.1.С.106-113;338-346.
Ж и в о в В. М. Святость:Краткий словарь агиографических терминов.М.,1994.
Книга ангелов:Антология христианской ангелологии.Сост.,вступ.ст.,примеч.Д.Ю.Дорофеева.СПб.,2005.
Книга загробных видений:антология.Сост.,предисл. П.Берснева,А.Галата;коммент. Р.Светлова,А.Галата,П.Берснева.СПб.,2006(Серия «Александрийская библиотека»)
М и н е е в а С. В. Проблемы комплексного анализа древнерусского агиографического текста(на примере Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких).Курган,1999.
М о л д а в а н А. М. Житие Андрея Юродивого в славянской письменности.М.,2000.
О л ь ш е в с к а я Л. А. Об авторах Киево-Печерского патерика//Литература Древней Руси.М.,1978.Вып.2.С.13-28;2)Киево-Печерский патерик.Автореф. …канд. дис.М.,1979.
С в е н ц и ц к а я И. С. Раннее христианство:Страницы истории.М.,1987.
С е р г и й а р х и м. Полный месяцеслов Востока.Т.1,2.М.,1875-1876.
С е р е б р я н с к и й Н. Древнерусские княжеские жития:Обзор редакций и тексты.М.,1915.
Ф о к с М., Ш е л д р е й к Д. Р. Физика ангелов.Там,где встречаются наука и Дух/Пер. с англ. А.Архиповой.М.,2003.