Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 3.Летописание на Руси(3 часа)



 

1.Летописание на Руси.Русские летописцы.Важнейшие летописные своды.Принципы,методы и приемы изложения в них истории Руси.

2. «Повесть временных лет».Ее состав,проблемы генезиса.Гипотезы А.А.Шахматова и В.М.Истрина.

3.Историософские и богословские взгляды летописца.

4.Поэтика «Повести временных лет»:

а) зависимость содержания и композиции от «Хроник» Г.Амартола и «Истории Иудейской войны» И.Флавия

б)особенности сюжета и композиции:калейдоскопичность,мозаичность,временная детерминированность.

в)связь композиции и летописных видов и форм «Повести» с фольклором, агиографической литературой,проповедью и апокрифом.

г)прием метода монументального историзма:перевод в другие эстетические системы,или «расщепление» героя.

 

 

Аннотация

 

1.Количественный состав летописей на Руси.Летописание на Руси и в Западной Европе.Издание летописей:ПСРЛ в 30 томах(1841-1965).Летописцы:ученые,писатели и публицисты.Соединение в их текстах трудов предшественников,своих интерпретаций и дополнений.Разнородность в жанровом и стилистическом отношении материалов в летописи.Идеологические тенденции летописи.А.А.Шахматов о летописце.А.С.Пушкин о руском летописце:народная драма «Борис Годунов».Совпадения и разница в их взглядах. «Древнейший Киевский свод»,созданный при митрополичьем дворе.Новгородская летопись(1036) и «Древний Новгородский свод»(1050).Формирование в них принципов летописного повествование:даты событий – месяц,число,иногда день недели;стремление к своевременной записи исторических фактов.Возникновение с ХII в. различных видов летописного повествования: княжеских,личных и родовых летописцев,городских и монастырских летописей.Древнейшие летописные своды:Новгородская первая(Синодальный список) летопись и Новгородская первая летопись младшего извода(30-е гг. ХY в.),Лаврентьевская летопись(1377),Ипатьевская летопись(начала ХY в.),Первый общерусский свод,подчеркивающий единство Руси(Троицкая летопись,сгоревшая в 1812 г.)Свод Фотия,или Владимирский полихрон).Московское летописание ХYIв.:Воскресенская и Патриаршая,или Никоновская летиписи.Самое грандиозное летописное предприятие – лицевой свод,возникший на основе Никоновской летописи(Изложение от сотворения мира до 60-х гг ХYI в.Приход на смену летописи степенных книг,хронографов,исторических повестей.

2.Полное название повести.Повесть в составе двух летописей – Лаврентьевской и Ипатьевской.Приписка к Лаврентьевской летописи,в которой сообщается об авторе.Лаврентьевская летопись как сборник,куда вошла Суздальская летопись,доведшая события до 1305 г.Ипатьевская летопись как сборник,вмещающая кроме «Повести временных лет» Киевскую летопись,доведшую события до 1201 г. и летопись Галицко-Волынскую,охватывающую период с 1201 до 1292 г.Главное различие двух летописей – в их конце.Изучение «Повести».Две гипотезы по поводу ее творческой истории:А.А.Шахматова и В.М.Истрина.Д.С.Лихачев и Б.А.Рыбаков о генезисе «Повести».

3.Вступительный рассказ летописца о происхождении Русской земли.Текстуальная зависимость его от византийских хроник:следование готовой историографической схеме.Распространенность византийско-иудейских хроник: «Хроники» Г.Амартола и «Истории иудейской войны» И.Флавия.Компилятивный «Хронограф по великому изложению».Принципы изложения в них мировой истории.Пересказ и комментарий отрывка.Рассказ о Русской земле до образоавания державы Рюриковичей.

4.Жизнь русских племен:обычаи.нравы,управление.Хазары и варвары.вынудившие платить дань.Изгнание варягов за море.Начавшиеся междуусобицы..Призвание на княжество варягов:Синеуса,Трувора и Рюрика.Отношение автора к неславянскому происхождению новой династии русских князей.Историческая миссия Рюриковичей:освобождение русских племен из-под чужеземного ига.Политические объединение русских земель во времена Владимира и Ярослава.Переход от политической программы летописца к вопросам общего,философского содержания.Проблема добра и зла в мире.Источник зла.Греческий философ и Ян Вышатич о происхождении дьявола.Слуги антихриста- бесы.Назначение бесов.Образы бесов.Город Полоцк в 1092 г.Бесоодержимые – волхвы.Галерея волхвов.Злые люди у летописца:Святослав Окаянный и Всеслав Полоцкий.Происхождение злых людей.Источник добра в мире – Бог и его слуги:ангелы и святые.Назначение ангелов.Программа Бога – проверить человека,закалить его в борьбе со злом – мотив утешения для летописца.Свобода воли и идея ответственности человека за свои поступки – основа этики летописца.Исторический процесс – проявление божественной воли.Погодная запись как доминирующая форма летописного повествования.Регистрация факта,сопровождающаяся его морально-этической оценкой.Божественная воля.Выпадение исторических событий из реально-причинного контекста.Время как основная категория,в аспекте которого рассматриваются события.Погодный принцип – закономерная тенденция внести порядок,прикрепить событие к единице времени.Система летоисчисления – от сотворения мира.Внутренние противоречия погодного принципа: зло одного фрагмента повествования является добром во втором фрагменте,только в свое время и никогда одновременно.Народно-поэтическая и агиографическая традиции.Примеры биографий в народно-поэтическом и агиографическом планах.Двойники героев.Примеры двойников.Многократные перевоплощения.Оборотничество.Выводы:литературный портрет летописцев соответствует нормам средневековой поэтики. «Пегим»,по выражению Л.Н.Толстого,он в летописях быть не может.Человек летописи иконичен и индексален,статичен,носителеь религиозной или морально-политической сентенции.

 

Основная литература

 

А л е ш к о в с к и й М. Х. Повесть временных лет:Судьба литературного произведения в Древней Руси.М.,1971.

Д м и т р и е в а Р. П. Библиография русского летописания.М.-Л.,1962.

Г у д з и й Н. К. История древней русской литературы.1-7 изд.М.,1938-1966.

История русской литературы ХI-ХYII веков/Д.С.Лихачев,Л.А.Дмитриев,Я.С.Лурье и др.;Под ред. Д.С.Лихачева.М.,1985.

И с т р и н В. М. Начало русского летописания.По поводу исследований А.А.Шахматова о древнерусской летописи//Начала.Пг.,1922.№2.С.43-46.

К у з ь м и н А. Г. Начальные этапы русского летописания.

К у с к о в В. В. Жанры и стили древнерусской литературы ХI- первой половины ХIII вв.Артореф. дис. …док. филол. наук.М.,1980.

К у с к о в В. В. История древнерусской литературы.М.,1989.

К у с к о в В. В. Эстетика древнерусской жизни.М.,2000.

Л и х а ч е в Д. С. Поэтика древнерусской литературы.М.,1979.

Н а с о н о в А. Н. История русского летописания ХI- начала ХYIII века:Очерки и исследования.М.,1969.

П р и с е л к о в М. Д. История русского летописания ХI-ХY вв .Л.,1940.

П р и с е л к о в М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХII вв.СПб.,1913.С.97-106.

С п е р а н с к и й М. М. История древней русской литературы.М.,2002.

Ш а х м а т о в А. А. 1)Повесть временных лет:Вводная часть.Текст.Примечания.Пг.,1916(ЛЗАК.Вып.29.1917).С.ХХХI- ХХХYI;2) Обозрение русских летописных сводов ХIY-ХYI вв.М.-Л.,1938;3)Повесть временных лет и ее источники//ТОДРЛ.Л.,1940.Т.4.С.36-150;4)Разыскания о русских летописях.М.,2001.

 

Дополнительная литература

 

К а р а м з и н Н. М. История Государства Российского:В 12 т.М.,1993.

Л и х а ч е в Д. С. Великое наследие:Классические произведения литературы Древней Руси.М.,1979.

Л и х а ч е в Д. С. Возникновение русской литературы.М.-Л.,1952.

Л и х а ч е в Д. С. Задачи изучения связи рукописной книги и печатной//Рукописная книга.М.,1975.

Л и х а ч е в Д. С. 1)Культура Руси эпохи образования национального государства.(Конец ХIY – начало ХYI в.)Л.,1946;2) Р о з о в Н. Н. 1)Русская летописная книга.Л.,1971;2)Книга Древней Руси.ХI-ХIY вв.М.,1977.

М и н у а Ж о р ж. Дьявол/Пер. с фр. Н.Лебедевой.М.,2004(«Университетская библиотека»).

С о л о в ь е в С. М. Сочинения:В 18 кн.История России с древнейших времен.М.,1993-1995.Т.1-12.

Тысячелетие русской книжности//Прометей:Ист.-биогр.альм.сер. «Жизнь замечательных людей».Т.16.М.,1990.

 

Тема 4.Агиографическая литература(3 часа)

1.Цели и задачи агиографии.Значение.Первые жития – мартирологи.

2.Композиция и содержание «правильного» жития.Принципы изображения героя.Трансформация рода в ХYII в.

3.Классификация агиографической литературы.

4.Агиографический рассказ.Сущность жанра.Идейно- художественное своеобразие патериков.Новеллы,входящие в состав Киево-Печерского патерика.

5.Типология юродивого в агиографии.

а)феномен средневекового реликта в современной России(канонизация св. Ксении Петербуржской,фильм П.Лунгина «Остров»);

б)традиции ветхозаветных пророков, греческого кинизма и христианского мученичества;

в)влияние литературы на культуру: «Житие преп. Питирима» и «Житие преп. Даниила»;

г) «Житие Алексея,человека божия» как самая популярная повесть о юродивом на Руси;

д) «Житие Исаакия Печерского» - первое русский рассказ о юродивом;

е)принципиальные различия жития юродивого в католицизме и православии;

ж)жития юродивых эпохи московского великодержавия:Исидора Твердислова,Прокопия Устюжского,Василия Блаженного,Николы Салоса.

 

Аннотация

 

1.Номенклатурное значение термина «житие».Цель:поведать о «человеке не от мира сего».Задачи.Авторы житий – наиболее опытные и ответственные литераторы.Наиболее популярные на Руси жития: «Житие Антония Великого», «Житие Алексея,человека божия», «Житие Василия Нового», «Житие св.Мартиниана и св. жен Зои и Фотинии».Мартирологи – первые сборники житий святых.Их общее содержание.

2.Правила византийского стиля и композиции,или классическая схема «правильного» жития:повествование от третьего лица,лирические отступления(в сторону),обращения к читателю,похвала святому.Композиция «правильного» жития:вступление,главная часть и заключение.Важность заключения.Церковные песнопения,используемые в заключении.Изображение героя.Строго положительный герой.Злодей.Место злодея в повествовании о добродетелях святого.Иконографичность и индексальность святого.Статичность схемы как выражение понятия «вечность».Трансформация рода в ХYII в.:жития старообрядцев,повести.

3.Классификация агиографической литературы.Житийные сборники:патерики,синаксари(прологи),минеи.Церковные роман,повесть,рассказ.Типология святых.Разнообразие патериков:Египетский,Синайский,Скитский,Киево-Печерский патерики.

4.Агиографический рассказ.Сущность жанра.История создания.Содержание:описание подвигов иноков, «просиявших точно лучи солнечные».Рассказы первой группы.Рассказы второй группы,рисующие путь,который проходят святые по пути достижения совершенств.Препятствия,которые чинят им люди:миряне по злобе своей,родственники,не понимающие труд подвижников,сильные мира сего,не признающие ничего,кроме своей воли,женжины,одержимые любовной страстью.Краткий обзор нескольких новелл патерика.Препятствия,чинимые бесами – второй тип новелл.А.С.Пушкин о патерике и рассказах этого типа.Краткий обзор нескольких новелл о встречах с бесами.

5.Типология юродивого в агиографии.Феномен средневекового реликта в современной России.Канонизация юродивой Ксении Петербуржской(1988).Фильм П.Лунгина «Остров»(2007).Традиции ветхозаветных пророков,греческого кинизма и христианского мученичества.Время проявления юродств.Этапы юродства.Ситуация возникновения юродства и ситуация трикстера в эпическом фолклоре.Первые проявления юродства в агиографической литературе.Влияние литературы на культуру(житие преп. Питирима и житие преп. Даниила).Первый канонический святой Симеон Эмесский.Русский протоюродивый Алексей,человек божий.Сюжет повести.Житейные и житийные представления о счастье.Различия западного и восточного юродства.Житие св. Фр. Азисского и Дж.Коломбини.Антисоциальность и аристократичность русско-византийского святого.Нетварный свет Христова Преображения в жизни русского юродивого.Христос царствующий. «Житие преп. Исаакия».Сюжет житийного рассказа.Жития юродивых эпохи московского великодержавия:Прокопия Устужского,Исидора Твердислова,Василия Блаженного,Николы Салоса.Общее и особенное в памятниках.

 

 

Основная литература

 

А б р а м о в и ч Д. Киево-Печерский патерик.Киев,1931.

А д р и а н о в а - П е р е т ц В. П. Задачи изучения «агиографического» стиля Древней Руси//ТОДРЛ.1964.Т.20.С.46-51.

Б а р с у к о в Н. П. Источники русской агиографии.СПб.,1882.(ОЛДП,LХХХI).

Г о л у б и н с к и й Е. Е. История канонизации святых в Русской церкви.М.,1902;М.,1903(репринт 1998 г.).

Д е р г а ч е в а И. В. Посмертная судьба и «иной мир» в древнерусской книжности/Отв.ред.А.А.Дубровин.М.,2004.

Д м и т р и е в Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы ХIII- ХYII вв.Эволюция жанра легендарно-биографических сказания.Л.,1973;

Древнерусские патерики.М.,1999.

И в а н о в С. А. Византийское юродство.М.,1994.

К а д л у б о в с к и й А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых.:Русские жития ХI-ХYI вв. и современные им направления русской религиозной мысли//РФВ.1901.№3-4;2)Варшава,1902.

К а р т а ш е в А. В. Очерки по истории русской церкви.Т.1.М.,1991.

К л ю ч е в с к и й В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник.М.,1989.

К о в а л е в с к и й И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской церкви.М.,1902(репринт 1996 г.).

К у с к о в В. В. История древнерусской литературы.М.,1989(2003).

Л е Г о ф ф Ж. Цивилизация средневекового Запада.М.,1992.

М а й о р о в Г. Г. Формирование средневековой философии.М.,1979.

П и к к и о Р. История древнерусской литературы.М.,2002.

Т о п о р о в В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре.М.,1995.Т.1.М.,1998.Т.2.

У с п е н с к и й Ф. Очерки византийской образованности.СПб.,1891.

 

Дополнительная литература

 

В л а с о в А. Н. К вопросу о происхождении цикла сказаний о Прокопии и Иоанне Устюжских//Литература Древней Руси:Источниковедение.Л.,1988.С.144-159.

В о р о н и н Н. Н. Политическая легенда в Киево-Печерском патерике//ТОДРЛ.М.-Л.,1955.Т.11.С.96-103.

Г е н о н Р е н е. Символы священной науки/Пер. с фр. Н.Тирос.М.,2004.

Г л а д к о в а О. В. Древнерусский святой,пришедший с Запада(о малоизвестном «Житии Исидора Твердислова,ростовского юродивого»)// Древнерусская литература:тема Запада в ХIII-ХY вв. и повествовательное творчество.Колл.монография/Отв. ред.О.В.Гладкова.М.,2002.С.167-210.

Е р е м и н И. П. Патерики;Жития//История русской литературы.М.-Л.,1941.Т.1.С.106-113;338-346.

Ж и в о в В. М. Святость:Краткий словарь агиографических терминов.М.,1994.

Книга ангелов:Антология христианской ангелологии.Сост.,вступ.ст.,примеч.Д.Ю.Дорофеева.СПб.,2005.

Книга загробных видений:антология.Сост.,предисл. П.Берснева,А.Галата;коммент. Р.Светлова,А.Галата,П.Берснева.СПб.,2006(Серия «Александрийская библиотека»)

М и н е е в а С. В. Проблемы комплексного анализа древнерусского агиографического текста(на примере Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких).Курган,1999.

М о л д а в а н А. М. Житие Андрея Юродивого в славянской письменности.М.,2000.

О л ь ш е в с к а я Л. А. Об авторах Киево-Печерского патерика//Литература Древней Руси.М.,1978.Вып.2.С.13-28;2)Киево-Печерский патерик.Автореф. …канд. дис.М.,1979.

С в е н ц и ц к а я И. С. Раннее христианство:Страницы истории.М.,1987.

С е р г и й а р х и м. Полный месяцеслов Востока.Т.1,2.М.,1875-1876.

С е р е б р я н с к и й Н. Древнерусские княжеские жития:Обзор редакций и тексты.М.,1915.

Ф о к с М., Ш е л д р е й к Д. Р. Физика ангелов.Там,где встречаются наука и Дух/Пер. с англ. А.Архиповой.М.,2003.

Х ю б н е р К. Истина мифа.М.,1996.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.