Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 6. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина( 2 часа).



-Индийский текст древней русской литературы(«Книга нарицаема Козьма Индикоплов», «Сказание об Индии богатой», «Физиолог», «Сказание о двенадцати снах царя шахаиши», «Александрия», «Повесть о Варлааме и Иоасафе»).

-Смысл названия повести и её жанр;

-Особенности вступления: обряд благословения героя;

-Трудности и опасности торгового пути;

-Причины отплытия в Индию;

-Этнографический экскурс в «Хождение»;

-Религиозная структура Индии: «бессерменство» и индуизм;

-Военно-политическая структура Индии; виды территориальной аннексии;

-Экономические интересы купеческого сословия в повести;

-Христианские мотивы повести;

-Образ автора в повести.

 

Основная литература

 

Д а н и л о в В. В. О жанровых особенностях русских хожений//ТОДРЛ.1962.Т.18.

Г у д з и й Н. К. История древней русской литературы.1-7 изд.М.,1938-1966.

История русской литературы ХI-ХYII веков/Д.С.Лихачев,Л.А.Дмитриев,Я.С.Лурье и др.;Под ред. Д.С.Лихачева.М.,1985.

 

Дополнительная литература

 

Д а н и л о в В. В. О жанровых особенностях русских хожений//ТОДРЛ.1962.Т.18.

Г у д з и й Н. К. История древней русской литературы.1-7 изд.М.,1938-1966.

Записки русских путешественников ХYI-ХYII вв.М.,1988.

История русской литературы ХI-ХYII веков/Д.С.Лихачев,Л.А.Дмитриев,Я.С.Лурье и др.;Под ред. Д.С.Лихачева.М.,1985.

А д р и а н о в а – П е р е т ц В. П. Афанасий Никитин – путешественник-писатель//Хожение за три моря Афанасия Никитина.М.-Л.,1948.

З и м и н А. А. Новые списки «Хожения» Афанасия Никитина//ТОДРЛ.М.-Л.,1957.Т.13.

К у ч к и н В. А. Судьба «Хожения за три моря» Афанасия Никитина в древнерусской письменности//Вопр. ист.1969.№5.

Л и х а ч е в Д. С. Великое наследие:Классические произведения литературы Древней Руси.М.,1979.

П р о к о ф ь е в Н. И. 1)Русские хождения ХII-ХY вв.//Литература древней Руси и ХYIII в./Учен. зап. Моск. Гос. пед. Ин-та им. В.И.ЛенинаМ.,1970.№363.С.27-64.

С е м е н о в Л. С. Путешествие Афанасия Никитина.М.,1980.

 

Тема 7. Московская публицистика. «Послание о Фортуне» Максима Грека( 1 час). Послания Ивана Грозного( 1 час).

 

Послание о Фортуне:

-Литературный приём, лежащий в основе разъяснения свойств божественного апостола;

- В чем состоит учение о Фортуне и на чьи учения оно опирается(его источники);

-Кто скрывается за обликом Христа и «ангелов с неба»;

-Философские категории, лежащие в основе критике Максима Грека (случайное-закономерное; судьба-провидение);

-Методологическое значение памятника;

-Эсхатологические вопросы послания;

-Жанр памятника

Послание в Кирилло-Белозерский монастырь:

-Жизнь в монастыре до боярских распрей. Чем так дорог монастырь царю Ивану Грозному?

-Перемены, обнаруженные царём в монастыре. Образы опальных бояр Шереметьева и Собакина;

-Облик царя-морализатора;

-жанр памятника

Послание Василию Грязному:

-Полемические приёмы, использованные Иваном Грозным;

-Мастерство Грозного-публициста.

 

Основная литература

 

История русской литературы ХI-ХYII веков/Д.С.Лихачев,Л.А.Дмитриев,Я.С.Лурье и др.;Под ред. Д.С.Лихачева.М.,1985.

История русской литературы:В 10 т./Под ред.А.С.Орлова,В.П.Адриановой-Перетц,Н.К.Гудзия.М.-Л.,1941,Т.1(Литература ХI-начала ХIII в.);Т.2.Ч.1.М.-Л.,1945(Литература Х-ХYIII в.);Т.2.Ч.2.М.-Л.,1948(Литература 1590-1690 г.).

История русской литературы:В 3 т.М.-Л.,1958.Т.1(Литература Х-ХYIII в.).

История русской литературы:В 4 т./Под ред. Д.С.Лихачева и Г.П.Макогоненко.Л.,1980.Т.1(Древнерусская дитература.Литература ХYIII века).

К у с к о в В. В. История древнерусской литературы.М.,1989(2003).

Литература и культура Древней Руси:Словарь-справочник.Под ред. В.В.Кускова.М.,1994.

 

Дополнительная литература

 

Г р о м о в М. Н. Максим Грек.М.,1983.

И в а н о в А. И. 1)Литературное наследие Максима Грека. Л.,1969;2)Максим Грек и итальянское Возрождение//ВВ.М.,1972-1973.Т.33-35.

И к о н н и к о в В. С. Максим Грек и его время.К.,1915.

П р о к о ф ь е в Н. И. 1)Русские хождения ХII-ХY вв.//Литература древней Руси и ХYIII в./Учен. зап. Моск. Гос. пед. Ин-та им. В.И.ЛенинаМ.,1970.№363.С.27-64.

С и н и ц ы н а Н. В. Максим Грек в России.М.,1977.

С к р ы н н и к о в Р. Г. Переписка Грозного и Курбского.Парадоксы Эдварда Кинана.Л.,1973.

Г р е к М а к с и м. О святых иконах//Философия русского религиозного искусства ХYI-ХХ вв.:Антология/Сост.,общ. ред. и предисл. Н.К.Гаврюшина.М.,1993( «Сокровищница русской религиозно-философской мысли».Вып.I).С.45-48.

 

 

Тема 8. Трансформация жанра жития в период укрепления централизованного московского государства и роль женщины в нём. «Повесть о Петре и Февронии». «Повесть об Ульянии Осорьиной». «Повесть о Тверском Отроче монастыре»(2 часа).

 

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма:

-Сюжет и композиция повести;

-Магия и мантика волшебной сказки в повести;

-Агиографический каркас повести.

«Повесть об Ульянии Осорьиной»( Юлиании Лазаревской):

-Жизнь Ульянии в доме до смерти мужа и после;

-Ульяния как идеал святости в лоне русской православной семьи;

-Разрушение житийных каконов в повести.

«Повесть о Тверском Отроче монастыре»:

-Любовная интрига как средство трансформации жития;

-Образ Ксении в повести

-Смысл названия повести.

 

Основная литература

 

А д р и а н о в а - П е р е т ц В. П. Задачи изучения «агиографического» стиля Древней Руси//ТОДРЛ.1964.Т.20.С.46-51.

В е с е л о в с к и й А. Народные представления славян.М.,2006(Серия. «Philosophy»).

И в а н о в С. А. Византийское юродство.М.,1994.

История русской литературы ХI-ХYII веков/Д.С.Лихачев,Л.А.Дмитриев,Я.С.Лурье и др.;Под ред. Д.С.Лихачева.М.,1985.

К у с к о в В. В. История древнерусской литературы.М.,1989(2003).

Т о п о р о в В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре.М.,1995.Т.1.М.,1998.Т.2.

 

Дополнительная литература

 

Б у с л а е в Ф. И. Идеальные женские характеры Древней Руси//Б у с л а е в Ф. И. О Литературе:Исследования.Статьи.М.,1990.

Г е н о н Р е н е. Символы священной науки/Пер. с фр. Н.Тирос.М.,2004.

Д м и т р и е в а Р. П. Повесть о Тверском Отроче монастыре и исторические реалии//ТОДРЛ.Л.,1969.Т.24.

Ж и в о в В. М. Святость:Краткий словарь агиографических терминов.М.,1994.

Л и х а ч е в Д. С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе//История русского романа.М.-Л.,1961.Т.1.

М а с л о в а А. Ю. «Повесть о Юлиании Лазаревской» в переложении Б.А.Пильняка//Б.А.Пильняк.Исследования и материалы.Коломна,1991.Вып.1.

М и н е е в а С. В. Проблемы комплексного анализа древнерусского агиографического текста(на примере Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких).Курган,1999.

Р ы б а к о в Б. А. Язычество Древней Руси.М.,1987.

Р ы б а к о в Б. А. Язычество древних славян.М.,1981.

 

Тема 9. Литература старообрядческой среды. «Житие» протопопа Аввакума. «Книга бесед» Аввакума. Письма к боярыне Ф.П.Морозовой(2 часа).

 

«Житие» протопопа Аввакума:

-Духовная автобиография Аввакума. Причины, побудившие встать на стезю священника, а затем написать «Житие»;

-Разделите произведение на части и определите его композицию;

-Назовите и прокомментируйте житийные элементы повести: видения, столкновения с дьяволом, чудеса. --Прокомментируйте грех Аввакума и символ веры;

- Как трансформировалась каноническая житийная повесть под пером автора ( герой, стиль, лирическое отступление «похвала святому» и т.д.)

-Опираясь на житие, определите сущность русского раскола.

«Книга бесед» Аввакума:

-Сотериологические аспекты «Книги»;

-«Книга бесед» как полемический трактат, направленный против церковных реформ;

-Образ Христа в изографии старообрядцев

Письма к боярыне Ф.П. Морозовой:

-Жанр и стиль эпистолярия;

-Морально-религиозные сентенции автора и средства наставления и увещевания героини.

 

Основная литература

 

А д р и а н о в а - П е р е т ц В. П. Задачи изучения «агиографического» стиля Древней Руси//ТОДРЛ.1964.Т.20.С.46-51.

Г у д з и й Н. К. История древней русской литературы.1-7 изд.М.,1938-1966.

Е р е м и н И. П. Литература древней Руси:(Этюды и характеристики).М.-Л.,1966.

История русской литературы ХI-ХYII веков/Д.С.Лихачев,Л.А.Дмитриев,Я.С.Лурье и др.;Под ред. Д.С.Лихачева.М.,1985.

История русской литературы:В 10 т./Под ред.А.С.Орлова,В.П.Адриановой-Перетц,Н.К.Гудзия.М.-Л.,1941,Т.1(Литература ХI-начала ХIII в.);Т.2.Ч.1.М.-Л.,1945(Литература Х-ХYIII в.);Т.2.Ч.2.М.-Л.,1948(Литература 1590-1690 г.).

История русской литературы:В 3 т.М.-Л.,1958.Т.1(Литература Х-ХYIII в.).

История русской литературы:В 4 т./Под ред. Д.С.Лихачева и Г.П.Макогоненко.Л.,1980.Т.1(Древнерусская дитература.Литература ХYIII века).

К у с к о в В. В. История древнерусской литературы.М.,1989(2003).

Литература и культура Древней Руси:Словарь-справочник.Под ред. В.В.Кускова.М.,1994.

М а н с и к к а В. Й. Религия восточных славян.М.,2005.

О р л о в А. С. Древняя русская литература ХI-ХYII вв.М.-Л.,1945

П е р е в е р з е в В. Ф. Литература древней Руси/Послесл. А.Н.Робинсона.М.,1971.

Т в о р о г о в О. В. Литература Древней Руси.М.,1981.

 

 

Дополнительная литература

 

Б о р и с о в Н. С. Церковные деятели средневекой Руси ХIII-ХYII вв.М.,1988.

Б о р о з д и н А. К. Протопоп Аввакум:Очерк из истории умственной жизни русского

общества в ХYII веке.СПб.,1990.

В и н о г р а д о в В. В. 1)О задачах стилистики:Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума//Русская речь.Пг.,1923.Вып.1.2)К изучению стиля протопопа Аввакума,принципов его словоупотребления//ТОДРЛ.М.-Л.,1958.Т.14.

Г у с е в В. Е. 1)Заметки о стиле «Жития» протопопа Аввакума//ТОДРЛ.М.-Л.,1957.Т.13;2)»Житие» протопопа Аввакума – произведение демократической литературы ХYII в.:(Постановка вопроса)//Там же.М.-Л.,1958.Т.14;3)К вопросу о жанре «Жития» протопопа Аввакума//Там же.М.-Л.,1959.Т.15.

Житие протопопа Аввакума,им самим написанное,и другие сочинения,под общей редакцией Н.К.Гудзия.Подготовка текста и комментарий Н.К.Гудзия,В.Е.Гусева,А.С.Елеонской,А.И.Мазунина,В.И.Малышева,Н.С.Сарафановой.М.,1960.

Книга ангелов:Антология христианской ангелологии.Сост.,вступ.ст.,примеч.Д.Ю.Дорофеева.СПб.,2005.

Книга загробных видений:антология.Сост.,предисл. П.Берснева,А.Галата;коммент. Р.Светлова,А.Галата,П.Берснева.СПб.,2006(Серия «Александрийская библиотека»)

Л а з а р е в В. Н. Русская иконопись от истоков до начала ХYI в.М.,1994.

Л и х а ч е в Д. С. Великое наследие:Классические произведения литературы Древней Руси.М.,1979.

Л и х а ч е в Д. С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе//История русского романа.М.-Л.,1961.Т.1.

М а л ы ш е в В. И. 1)Усть-Цилемские предания о протопопе Аввакуме//ТОДРЛ.М.-Л.,1948.Т.6;2)Две заметки о протопопе Аввакуме//Из истории русских литературных отношений ХYIII-ХХ вв.М.-Л.,1959;3)Усть-Цилемские рукописные сборники ХYI-ХХ вв.Сыктывкар,1960;4)История первого издания Жития протопопа Аввакума//Русская литература.2962.№2.;5)О некоторых предложениях по изучению литературного наследия протопопа Аввакума//Пути изучения русской литературы и письменности.Л.,1970;Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума»//Древнерусская книжность.Л.,1985.

М е л ь н и к о в П. И. ( А н д р е й П е ч е р с к и й ). Письма о расколе.Собр.соч.:В 8 т.М.,1976.Т.8.

М е р к у л о в а М. А. Речевая структура образа автора в Житии протопопа Аввакума//ТОДРЛ.Л.,1978.Т.32.

М и н е е в а С. В. Проблемы комплексного анализа древнерусского агиографического текста(на примере Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких).Курган,1999.

М и н у а Ж о р ж. Дьявол/Пер. с фр. Н.Лебедевой.М.,2004(«Университетская библиотека»).

Памятники истории старообрядчества ХYII в.Кн.1.Вып.1.Л.,1927.

Р о б и н с о н А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания.Исследования и тексты.Л.,1963.

Р у м я н ц е в а Н. С. Народное антицерковное движение в России в ХYII веке.М.,1986.

Р ы б а к о в Б. А. Язычество Древней Руси.М.,1987.

Р ы б а к о в Б. А. Язычество древних славян.М.,1981.

С а р а ф а н о в а Н. С. 1)Идея равенства людей в сочинениях протопопа Аввакума//ТОДРЛ.М.-Л.,1958.Т.14;2)Произведения древнерусской письменности в сочинениях протопопа Аввакума//Там же.М.-Л.,1962.Т.18;30Иоанн экзарх Болгарский в сочинениях протопопа Аввакума//Там же.М.-Л.,1963.Т.19.

С м и р н о в П. С. Внутренние вопросы в расколе в ХYII веке.СПб.,1898.

Философия русского религиозного искусства ХYI-ХХ вв.:Антология/Сост.,общ. ред. и предисл. Н.К.Гаврюшина.М.,1993( «Сокровищница русской религиозно-философской мысли».Вып.I).

Ф о к с М., Ш е л д р е й к Д. Р. Физика ангелов.Там,где встречаются наука и Дух/Пер. с англ. А.Архиповой.М.,2003.

Энциклопедия символов,знаков,эмблем/Авт.-сост.Андреева и др.М.,2002.

 

 

Коллоквиумы

 

 

1. Лихачев Д.С. Текстология (на материале русской литературы X-XVII веков). М.; Л., 1962.

 

Что такое текстология (применительно к древнерусской литературе)?

Какова задача текстологии?

Что обязан учитывать текстолог, изучая историю текста?

Каковы условия работы книжника-монаха, письменные принадлежности, материал, на котором писал монах?

По каким признакам можно судить о приемах работы книжников?

Каков характер изменений в тексте, вносимых переписчиком?

В чем суть бессознательных и сознательных ошибок?

Каковы ошибки прочтения, запоминания, внутреннего диктанта, письма (бессознательные изменения)?

Когда возникают переосмысления и каков их характер? Тенденция переосмысления и их причины.

Каковы сознательные изменения в тексте? Что такое глоссы и интерполяции?

Основные понятия истории текста: текст, редакция, извод, архетип, протограф, авторский текст, список.

Работа переплетчика. Внешний вид древней книги.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.