-Индийский текст древней русской литературы(«Книга нарицаема Козьма Индикоплов», «Сказание об Индии богатой», «Физиолог», «Сказание о двенадцати снах царя шахаиши», «Александрия», «Повесть о Варлааме и Иоасафе»).
-Религиозная структура Индии: «бессерменство» и индуизм;
-Военно-политическая структура Индии; виды территориальной аннексии;
-Экономические интересы купеческого сословия в повести;
-Христианские мотивы повести;
-Образ автора в повести.
Основная литература
Д а н и л о в В. В. О жанровых особенностях русских хожений//ТОДРЛ.1962.Т.18.
Г у д з и й Н. К. История древней русской литературы.1-7 изд.М.,1938-1966.
История русской литературы ХI-ХYII веков/Д.С.Лихачев,Л.А.Дмитриев,Я.С.Лурье и др.;Под ред. Д.С.Лихачева.М.,1985.
Дополнительная литература
Д а н и л о в В. В. О жанровых особенностях русских хожений//ТОДРЛ.1962.Т.18.
Г у д з и й Н. К. История древней русской литературы.1-7 изд.М.,1938-1966.
Записки русских путешественников ХYI-ХYII вв.М.,1988.
История русской литературы ХI-ХYII веков/Д.С.Лихачев,Л.А.Дмитриев,Я.С.Лурье и др.;Под ред. Д.С.Лихачева.М.,1985.
А д р и а н о в а – П е р е т ц В. П. Афанасий Никитин – путешественник-писатель//Хожение за три моря Афанасия Никитина.М.-Л.,1948.
З и м и н А. А. Новые списки «Хожения» Афанасия Никитина//ТОДРЛ.М.-Л.,1957.Т.13.
К у ч к и н В. А. Судьба «Хожения за три моря» Афанасия Никитина в древнерусской письменности//Вопр. ист.1969.№5.
Л и х а ч е в Д. С. Великое наследие:Классические произведения литературы Древней Руси.М.,1979.
П р о к о ф ь е в Н. И. 1)Русские хождения ХII-ХY вв.//Литература древней Руси и ХYIII в./Учен. зап. Моск. Гос. пед. Ин-та им. В.И.ЛенинаМ.,1970.№363.С.27-64.
С е м е н о в Л. С. Путешествие Афанасия Никитина.М.,1980.
Тема 7. Московская публицистика. «Послание о Фортуне» Максима Грека( 1 час). Послания Ивана Грозного( 1 час).
Послание о Фортуне:
-Литературный приём, лежащий в основе разъяснения свойств божественного апостола;
- В чем состоит учение о Фортуне и на чьи учения оно опирается(его источники);
-Кто скрывается за обликом Христа и «ангелов с неба»;
-Философские категории, лежащие в основе критике Максима Грека (случайное-закономерное; судьба-провидение);
-Методологическое значение памятника;
-Эсхатологические вопросы послания;
-Жанр памятника
Послание в Кирилло-Белозерский монастырь:
-Жизнь в монастыре до боярских распрей. Чем так дорог монастырь царю Ивану Грозному?
-Перемены, обнаруженные царём в монастыре. Образы опальных бояр Шереметьева и Собакина;
История русской литературы ХI-ХYII веков/Д.С.Лихачев,Л.А.Дмитриев,Я.С.Лурье и др.;Под ред. Д.С.Лихачева.М.,1985.
История русской литературы:В 10 т./Под ред.А.С.Орлова,В.П.Адриановой-Перетц,Н.К.Гудзия.М.-Л.,1941,Т.1(Литература ХI-начала ХIII в.);Т.2.Ч.1.М.-Л.,1945(Литература Х-ХYIII в.);Т.2.Ч.2.М.-Л.,1948(Литература 1590-1690 г.).
История русской литературы:В 3 т.М.-Л.,1958.Т.1(Литература Х-ХYIII в.).
История русской литературы:В 4 т./Под ред. Д.С.Лихачева и Г.П.Макогоненко.Л.,1980.Т.1(Древнерусская дитература.Литература ХYIII века).
К у с к о в В. В. История древнерусской литературы.М.,1989(2003).
Литература и культура Древней Руси:Словарь-справочник.Под ред. В.В.Кускова.М.,1994.
Дополнительная литература
Г р о м о в М. Н. Максим Грек.М.,1983.
И в а н о в А. И. 1)Литературное наследие Максима Грека. Л.,1969;2)Максим Грек и итальянское Возрождение//ВВ.М.,1972-1973.Т.33-35.
И к о н н и к о в В. С. Максим Грек и его время.К.,1915.
П р о к о ф ь е в Н. И. 1)Русские хождения ХII-ХY вв.//Литература древней Руси и ХYIII в./Учен. зап. Моск. Гос. пед. Ин-та им. В.И.ЛенинаМ.,1970.№363.С.27-64.
С и н и ц ы н а Н. В. Максим Грек в России.М.,1977.
С к р ы н н и к о в Р. Г. Переписка Грозного и Курбского.Парадоксы Эдварда Кинана.Л.,1973.
Г р е к М а к с и м. О святых иконах//Философия русского религиозного искусства ХYI-ХХ вв.:Антология/Сост.,общ. ред. и предисл. Н.К.Гаврюшина.М.,1993( «Сокровищница русской религиозно-философской мысли».Вып.I).С.45-48.
Тема 8. Трансформация жанра жития в период укрепления централизованного московского государства и роль женщины в нём. «Повесть о Петре и Февронии». «Повесть об Ульянии Осорьиной». «Повесть о Тверском Отроче монастыре»(2 часа).
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма:
-Сюжет и композиция повести;
-Магия и мантика волшебной сказки в повести;
-Агиографический каркас повести.
«Повесть об Ульянии Осорьиной»( Юлиании Лазаревской):
-Жизнь Ульянии в доме до смерти мужа и после;
-Ульяния как идеал святости в лоне русской православной семьи;
-Разрушение житийных каконов в повести.
«Повесть о Тверском Отроче монастыре»:
-Любовная интрига как средство трансформации жития;
-Образ Ксении в повести
-Смысл названия повести.
Основная литература
А д р и а н о в а - П е р е т ц В. П. Задачи изучения «агиографического» стиля Древней Руси//ТОДРЛ.1964.Т.20.С.46-51.
В е с е л о в с к и й А. Народные представления славян.М.,2006(Серия. «Philosophy»).
И в а н о в С. А. Византийское юродство.М.,1994.
История русской литературы ХI-ХYII веков/Д.С.Лихачев,Л.А.Дмитриев,Я.С.Лурье и др.;Под ред. Д.С.Лихачева.М.,1985.
К у с к о в В. В. История древнерусской литературы.М.,1989(2003).
Т о п о р о в В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре.М.,1995.Т.1.М.,1998.Т.2.
Дополнительная литература
Б у с л а е в Ф. И. Идеальные женские характеры Древней Руси//Б у с л а е в Ф. И. О Литературе:Исследования.Статьи.М.,1990.
Г е н о н Р е н е. Символы священной науки/Пер. с фр. Н.Тирос.М.,2004.
Д м и т р и е в а Р. П. Повесть о Тверском Отроче монастыре и исторические реалии//ТОДРЛ.Л.,1969.Т.24.
Ж и в о в В. М. Святость:Краткий словарь агиографических терминов.М.,1994.
Л и х а ч е в Д. С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе//История русского романа.М.-Л.,1961.Т.1.
М а с л о в а А. Ю. «Повесть о Юлиании Лазаревской» в переложении Б.А.Пильняка//Б.А.Пильняк.Исследования и материалы.Коломна,1991.Вып.1.
М и н е е в а С. В. Проблемы комплексного анализа древнерусского агиографического текста(на примере Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких).Курган,1999.
Р ы б а к о в Б. А. Язычество Древней Руси.М.,1987.
Р ы б а к о в Б. А. Язычество древних славян.М.,1981.
Тема 9. Литература старообрядческой среды. «Житие» протопопа Аввакума. «Книга бесед» Аввакума. Письма к боярыне Ф.П.Морозовой(2 часа).
«Житие» протопопа Аввакума:
-Духовная автобиография Аввакума. Причины, побудившие встать на стезю священника, а затем написать «Житие»;
-Разделите произведение на части и определите его композицию;
-Назовите и прокомментируйте житийные элементы повести: видения, столкновения с дьяволом, чудеса. --Прокомментируйте грех Аввакума и символ веры;
- Как трансформировалась каноническая житийная повесть под пером автора ( герой, стиль, лирическое отступление «похвала святому» и т.д.)
-Опираясь на житие, определите сущность русского раскола.
«Книга бесед» Аввакума:
-Сотериологические аспекты «Книги»;
-«Книга бесед» как полемический трактат, направленный против церковных реформ;
-Образ Христа в изографии старообрядцев
Письма к боярыне Ф.П. Морозовой:
-Жанр и стиль эпистолярия;
-Морально-религиозные сентенции автора и средства наставления и увещевания героини.
Основная литература
А д р и а н о в а - П е р е т ц В. П. Задачи изучения «агиографического» стиля Древней Руси//ТОДРЛ.1964.Т.20.С.46-51.
Г у д з и й Н. К. История древней русской литературы.1-7 изд.М.,1938-1966.
Е р е м и н И. П. Литература древней Руси:(Этюды и характеристики).М.-Л.,1966.
История русской литературы ХI-ХYII веков/Д.С.Лихачев,Л.А.Дмитриев,Я.С.Лурье и др.;Под ред. Д.С.Лихачева.М.,1985.
История русской литературы:В 10 т./Под ред.А.С.Орлова,В.П.Адриановой-Перетц,Н.К.Гудзия.М.-Л.,1941,Т.1(Литература ХI-начала ХIII в.);Т.2.Ч.1.М.-Л.,1945(Литература Х-ХYIII в.);Т.2.Ч.2.М.-Л.,1948(Литература 1590-1690 г.).
История русской литературы:В 3 т.М.-Л.,1958.Т.1(Литература Х-ХYIII в.).
История русской литературы:В 4 т./Под ред. Д.С.Лихачева и Г.П.Макогоненко.Л.,1980.Т.1(Древнерусская дитература.Литература ХYIII века).
К у с к о в В. В. История древнерусской литературы.М.,1989(2003).
Литература и культура Древней Руси:Словарь-справочник.Под ред. В.В.Кускова.М.,1994.
М а н с и к к а В. Й. Религия восточных славян.М.,2005.
О р л о в А. С. Древняя русская литература ХI-ХYII вв.М.-Л.,1945
П е р е в е р з е в В. Ф. Литература древней Руси/Послесл. А.Н.Робинсона.М.,1971.
Т в о р о г о в О. В. Литература Древней Руси.М.,1981.
Дополнительная литература
Б о р и с о в Н. С. Церковные деятели средневекой Руси ХIII-ХYII вв.М.,1988.
Б о р о з д и н А. К. Протопоп Аввакум:Очерк из истории умственной жизни русского
общества в ХYII веке.СПб.,1990.
В и н о г р а д о в В. В. 1)О задачах стилистики:Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума//Русская речь.Пг.,1923.Вып.1.2)К изучению стиля протопопа Аввакума,принципов его словоупотребления//ТОДРЛ.М.-Л.,1958.Т.14.
Г у с е в В. Е. 1)Заметки о стиле «Жития» протопопа Аввакума//ТОДРЛ.М.-Л.,1957.Т.13;2)»Житие» протопопа Аввакума – произведение демократической литературы ХYII в.:(Постановка вопроса)//Там же.М.-Л.,1958.Т.14;3)К вопросу о жанре «Жития» протопопа Аввакума//Там же.М.-Л.,1959.Т.15.
Житие протопопа Аввакума,им самим написанное,и другие сочинения,под общей редакцией Н.К.Гудзия.Подготовка текста и комментарий Н.К.Гудзия,В.Е.Гусева,А.С.Елеонской,А.И.Мазунина,В.И.Малышева,Н.С.Сарафановой.М.,1960.
Книга ангелов:Антология христианской ангелологии.Сост.,вступ.ст.,примеч.Д.Ю.Дорофеева.СПб.,2005.
Книга загробных видений:антология.Сост.,предисл. П.Берснева,А.Галата;коммент. Р.Светлова,А.Галата,П.Берснева.СПб.,2006(Серия «Александрийская библиотека»)
Л а з а р е в В. Н. Русская иконопись от истоков до начала ХYI в.М.,1994.
Л и х а ч е в Д. С. Великое наследие:Классические произведения литературы Древней Руси.М.,1979.
Л и х а ч е в Д. С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе//История русского романа.М.-Л.,1961.Т.1.
М а л ы ш е в В. И. 1)Усть-Цилемские предания о протопопе Аввакуме//ТОДРЛ.М.-Л.,1948.Т.6;2)Две заметки о протопопе Аввакуме//Из истории русских литературных отношений ХYIII-ХХ вв.М.-Л.,1959;3)Усть-Цилемские рукописные сборники ХYI-ХХ вв.Сыктывкар,1960;4)История первого издания Жития протопопа Аввакума//Русская литература.2962.№2.;5)О некоторых предложениях по изучению литературного наследия протопопа Аввакума//Пути изучения русской литературы и письменности.Л.,1970;Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума»//Древнерусская книжность.Л.,1985.
М е л ь н и к о в П. И. ( А н д р е й П е ч е р с к и й ). Письма о расколе.Собр.соч.:В 8 т.М.,1976.Т.8.
М е р к у л о в а М. А. Речевая структура образа автора в Житии протопопа Аввакума//ТОДРЛ.Л.,1978.Т.32.
М и н е е в а С. В. Проблемы комплексного анализа древнерусского агиографического текста(на примере Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких).Курган,1999.
М и н у а Ж о р ж. Дьявол/Пер. с фр. Н.Лебедевой.М.,2004(«Университетская библиотека»).
Памятники истории старообрядчества ХYII в.Кн.1.Вып.1.Л.,1927.
Р о б и н с о н А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания.Исследования и тексты.Л.,1963.
Р у м я н ц е в а Н. С. Народное антицерковное движение в России в ХYII веке.М.,1986.
Р ы б а к о в Б. А. Язычество Древней Руси.М.,1987.
Р ы б а к о в Б. А. Язычество древних славян.М.,1981.
С а р а ф а н о в а Н. С. 1)Идея равенства людей в сочинениях протопопа Аввакума//ТОДРЛ.М.-Л.,1958.Т.14;2)Произведения древнерусской письменности в сочинениях протопопа Аввакума//Там же.М.-Л.,1962.Т.18;30Иоанн экзарх Болгарский в сочинениях протопопа Аввакума//Там же.М.-Л.,1963.Т.19.
С м и р н о в П. С. Внутренние вопросы в расколе в ХYII веке.СПб.,1898.
Философия русского религиозного искусства ХYI-ХХ вв.:Антология/Сост.,общ. ред. и предисл. Н.К.Гаврюшина.М.,1993( «Сокровищница русской религиозно-философской мысли».Вып.I).
Ф о к с М., Ш е л д р е й к Д. Р. Физика ангелов.Там,где встречаются наука и Дух/Пер. с англ. А.Архиповой.М.,2003.
Энциклопедия символов,знаков,эмблем/Авт.-сост.Андреева и др.М.,2002.
Коллоквиумы
1. Лихачев Д.С. Текстология (на материале русской литературы X-XVII веков). М.; Л., 1962.
Что такое текстология (применительно к древнерусской литературе)?
Какова задача текстологии?
Что обязан учитывать текстолог, изучая историю текста?
Каковы условия работы книжника-монаха, письменные принадлежности, материал, на котором писал монах?
По каким признакам можно судить о приемах работы книжников?
Каков характер изменений в тексте, вносимых переписчиком?
В чем суть бессознательных и сознательных ошибок?
Каковы ошибки прочтения, запоминания, внутреннего диктанта, письма (бессознательные изменения)?
Когда возникают переосмысления и каков их характер? Тенденция переосмысления и их причины.
Каковы сознательные изменения в тексте? Что такое глоссы и интерполяции?
Основные понятия истории текста: текст, редакция, извод, архетип, протограф, авторский текст, список.