Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Югославия в 60-х – сер. 80-х гг. Реформы 60-х годов.



Практические попытки новых реформ начались уже в 1961 г., однако успеха они не имели. В марте 1962 г. рас­ширенное заседание исполкома ЦК СКЮ постановило даже принять меры для усиления государственного контроля над экономикой и влияния партии на все стороны обществен­ной жизни. Но уже вскоре, в 1964-1965 гг. начали прово­диться самые радикальные реформы экономической си­стемы в Югославии со времени перехода к самоуправле­нию. Главным вопросом, решаемым в ходе реформ, оста­вался вопрос об использовании товарно-денежных отно­шений, т.е. о переходе к рыночной экономике. Была прове­дена дальнейшая децентрализация управления. Предприя­тия получили хозяйственную самостоятельность как неза­висимые товаропроизводители. Финансовые обязательства их перед государством были значительно уменьшены. Кроме того, на средства, полученные из-за рубежа (разного рода кредиты, займы и т.п.) Югославия закупила новейшее оборудование и технологию. В целом, экономические ре­формы способствовали переходу югославской экономики на путь интенсификации, втягиванию ее в международное разделение труда. В то же время переход к рыночной экономике не мог не вызвать болезненных явлений: внеш­ней задолженности, усиления инфляции, роста цен, силь­ной социальной дифференциации, обострения проблемы занятости и вследствие этого трудоустройства югославских рабочих на Западе. Еще в 1964 г. на VIII съезде СКЮ впервые в титовской Югославии был поднят национальный вопрос. Была высказана мысль, что централизм в экономике, кроме всего прочего, не соответствует принципу равноправия наций, что каждая нация должна сама распоряжаться своим национальным доходом. В 1971 г. поправки к конституции значительно расширили суверенные права республик и краев за счет Федерации. Однако эти поправки не разрешили остроты национального вопроса. Возвращение к административным методам управле­ния. В период подготовки к X съезду СКЮ и на самом съезде (1974 г.) югославским руководством был взят решительный курс на свертывание самоуправленческих начал, чистку партии, усиление идеологического воздействия, укрепление роли СКЮ и государства. Более того, самоуправление было названо специфической формой диктатуры пролетариата. В 1974 г. была принята новая конституция СФРЮ. Вер­ховным органом государственной власти и общественного самоуправления объявлялась Скупщина СФРЮ, которая состояла из двух палат: Союзного веча и Веча республик и краев. Оба веча совместно должны были выбирать пред­седателя Скупщины СФРЮ и его заместителей, председа­теля и членов Союзного исполнительного веча (правитель­ства). Основной же особенностью конституции 1974 г. было еще большее сужение экономических и политических функций федерации при усилении роли и прав республик и краев. Конституция определяла югославскую федерацию как "государственное содружество добровольно объеди­нившихся народов и их республик, а также социалистичес­ких автономных краев Воеводины и Косово". Была под­тверждена государственность республик и краев, которые должны были сами выполнять многие функции федерации на основе взаимных соглашений. Республиканским органам отводилась главная роль при решении большинства эко­номических и кадровых вопросов. Таким образом, по кон­ституции 1974 г. Югославия приобрела ряд черт конфеде­ративного устройства.При жизни Тито югославским руководителям еще уда­валось сдерживать нараставшие кризисные явления во всех областях жизни общества. В мае 1980 г. Тито, являв­шийся президентом СФРЮ и председателем СКЮ, умер. Вместо него страной стали управлять два коллегиальных органа: Президиум СФРЮ и президиум ЦК СКЮ. Эти орга­ны, включавшие по одному представителю от каждой рес­публики и автономного края, в порядке строгой очеред­ности избирали сроком на один год председателя. Такая система не могла добавить стране стабильности. С начала 80-х годов Югославию охватил глубокий кри­зис. Ограничение реформ после X съезда СКЮ и усиление роли республик и краев привело к тому, что в стране резко усилилась национальная партийно-государственная бюрократия ("нациократия"). Победила тенденция, когда свобода гражданина в целом заменялась свободой нации. Возникла концепция "национальной эко­номики", когда каждая республика стремилась защищать от конкуренции свои предприятия за счет предприятий других республик. Это приводило к экономическому обособлению. Хрупкий общеюгославский рынок стал распадаться на шесть республиканских. Каждая республика стремилась сама все для себя производить. Центральное правитель­ство все больше теряло контроль, а республики набирали все больше иностранных займов, которыми не могли эф­фективно распорядиться. Вместо кардинальной обще­ственно-политической и экономической реформы югослав­ские руководители предложили программу "стабилизации", которая с самого начала не выполнялась. Кризис усилился событиями в автономном крае Косово. Албанское население края особенно вы­росло за счет переселенцев из Албании во время второй мировой войны, когда никаких границ не существовало. Сказывался и традиционно большой естественный прирост албанского населения. В то же время албанское население чувствовало себя ущемленным по отношению к. другим народам Югославии: по своему количественному составу оно занимало уже третье место после сербов и хорватов, но не имело равных с ними прав; по качеству же жизни албанцы прочно занимали последнее место. В марте 1981 г. в Косово прошли демон­страции с требованиями предоставления краю статуса рес­публики. Это было воспринято в Белграде как первый шаг к объединению Косово с Албанией. Демонстрации были ра­зогнаны с применением военной силы, но с тех пор тлею­щий очаг напряженности в Косово уже никогда не загасал. Относительный порядок в крае мог держаться только бла­годаря сербскому военному присутствию. В целом широко разрекламированный "югославский эксперимент" окончился неудачно.

 

 

6. Югославия в конце 80-х – первой пол. 90-х гг.Обострение межреспубликанских противоречий.

Непрекращающиеся волнения албанцев в Косово при­вели в конце концов к ответному движению в Сербии. Цен­тром сербского национального движения стала Сербская академия наук и искусств, которая обвинила коммунисти­ческую партию в 45-летней антисербской деятельности, в создании антисербской коалиции в Югославии. Начавшаяся перестройка в СССР также поколебала позиции коммунис­тов во всей Восточной Европе, в том числе и сербских. В такой обстановке лидер Союза коммунистов Сербии С.Милошевич начал использовать национализм для упро­чения своего положения в республике, для реабилитации компартии в глазах сербского населения. Эксплуатируя ущемленные национальные чувства сербов, Милошевич приложил много усилий, чтобы выставить свою партию в роли главного защитника сербских интересов в Косово. В конце 1988 г. Милошевичу с помощью в значительной степени инспирированных демонстраций и митингов про­теста против бюрократии удалось заменить руководство в Воеводине и Черногории на своих ставленников. Аналогич­ные попытки делались и в Боснии и Герцеговине. В Словении открыто встали на защиту албанского нацио­нально-сепаратистского движения. Попытки Милошевича направить в конце 1989 г. в Любляну 100 тыс. сербов для проведения там "митинга истины" о положении дел в Косо­во была расценена как еще одна попытка дальнейшего расширения сербского влияния. Окончательный разрыв между республиками произо­шел на XIV чрезвычайном съезде СКЮ, начавшем свою работу в январе 1990 г. После того, как сербское большин­ство съезда отклонило требование словенской делегации о реорганизации партии на конфедеративных принципах, де­путаты от Словении отказались продолжать работу и поки­нули съезд. Без словенских коммунистов не захотели про­должать работу и депутаты от Хорватии и Боснии и Герце­говины, На съезде был объявлен перерыв, но свою работу он так никогда и не возобновил. Реформа Анте Марковича. К началу 1990 г. в Югославии еще как-то функциониро­вало единое экономическое пространство, но дела шли все хуже. В конце 1989 г. гиперинфляция в югославской эконо­мике достигла уже 3006% в год. Незадолго перед этим на пост премьер-министра Югославии был назначен экономист-практик из Хорватии Анте Маркович. В конце 1989 г. во время острых дискуссий в руководстве уже раз­валивавшегося Союза коммунистов Югославии Маркович заявил, что правительство может работать и без партии. 6 декабре 1989 г. Маркович предложил свой знамени­тый пакет мер по оздоровлению экономики. Речь шла не о "стабилизации", а о резком повороте к рыночной экономике и политическому плюрализму. Были предложены меры чисто либерального характера: превращение динара в конвертируемую внутри страны валюту, сбалансирование бюджета, свободное формирование цен, широкая привати­зация и т.п. Результаты реформы оказались поразительными для самих югославов и для всего мира. Уже к 1 января динар стал конвертируемым. К середине 1990 г. инфляция упала до нулевого уровня, курс динара к немецкой марке держал­ся твердо, внешний долг Югославии снизился с 21 до 16 млрд. долларов США, экспорт увеличился на 25%, а им­порт - на 40%. Многопартийность и свободные выборы. Под давлением событий в Восточной Европе в конце 1989 г. и начала развала республиканских коммунистиче­ских партий белградские власти разрешили, наконец, вы­боры на многопартийной основе. Еще в период подготовки к последнему съезду СКЮ в Словении, а затем и в других республиках начали образовываться новые партии. Партии в подавляющем боль­шинстве образовывались только на национальной основе, многие из них считали себя преемницами партий, суще­ствовавших еще в межвоенный период. В Словении и Хорватии выборы состоялись в апреле и мае 1990 г. В Словении, где все партии, в том числе и коммунистическая, апеллировали к словенским национальным интересам, победу одержал блок оппозиционных партий - Демократическая оппозиция Словении (ДЕМОС). Еще большая неудача ожидала коммунистов в Хорватии, где большинство голосов получила националистическая партия - Хорватское демократическое объединение (ХДО), возглавляемое бывшим партизанским генералом Ф.Туджманом. Выборная программа ХДО включала требование независимости для Хорватии, создание Великой Хорватии, включающей и часть Боснии и Герцеговины, сопротивление великосербской гегемонии. Для хорватских сербов никакая автономия не предусматри­валась. Победа национально ориентированных партий в севе­ро-западных республиках и реальная угроза распада Юго­славии заставила сербского лидера Милошевича еще больше усилить националистический компонент в своей политике. Он выдвинул тезис о том, что внутренние грани­цы в Югославии не являются государственными, а лишь административными, что в случае распада Югославии все сербы должны остаться жить в одном государстве. Одновре­менно Союз коммунистов Сербии был переименован в Со­циалистическую партию Сербии (СПС). Летом и осенью 1990 г. выборы состоялись в Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине. В Сербии победу одержал Милошевич. Как и в других республиках, конкуренцию ему составили правые антикоммунистические партии. Выборы в Боснии и Герцеговине и Македонии привели сербское руководство к политической изоляции внутри Югославии. В Боснии и Герцеговине победила хрупкая коа­лиция национальных партий мусульман, хорватов и сербов, которая тоже выдвигала на выборах антикоммунистическую платформу. В Македонии коалиционное правительство бы­ло составлено из национальной македонской партии, счи­тающей себя преемницей ВМОРО, и реформированного бывшего Союза коммунистов. Третье место на выборах заняла партия, представляющая интересы албанского на­селения Македонии. И только в маленькой Черногории коммунисты добились довольно убедительной победы. Позже они также, как и в Сербии, изменили название пар­тии на социалистическую.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.