Практические попытки новых реформ начались уже в 1961 г., однако успеха они не имели. В марте 1962 г. расширенное заседание исполкома ЦК СКЮ постановило даже принять меры для усиления государственного контроля над экономикой и влияния партии на все стороны общественной жизни. Но уже вскоре, в 1964-1965 гг. начали проводиться самые радикальные реформы экономической системы в Югославии со времени перехода к самоуправлению. Главным вопросом, решаемым в ходе реформ, оставался вопрос об использовании товарно-денежных отношений, т.е. о переходе к рыночной экономике. Была проведена дальнейшая децентрализация управления. Предприятия получили хозяйственную самостоятельность как независимые товаропроизводители. Финансовые обязательства их перед государством были значительно уменьшены. Кроме того, на средства, полученные из-за рубежа (разного рода кредиты, займы и т.п.) Югославия закупила новейшее оборудование и технологию. В целом, экономические реформы способствовали переходу югославской экономики на путь интенсификации, втягиванию ее в международное разделение труда. В то же время переход к рыночной экономике не мог не вызвать болезненных явлений: внешней задолженности, усиления инфляции, роста цен, сильной социальной дифференциации, обострения проблемы занятости и вследствие этого трудоустройства югославских рабочих на Западе. Еще в 1964 г. на VIII съезде СКЮ впервые в титовской Югославии был поднят национальный вопрос. Была высказана мысль, что централизм в экономике, кроме всего прочего, не соответствует принципу равноправия наций, что каждая нация должна сама распоряжаться своим национальным доходом. В 1971 г. поправки к конституции значительно расширили суверенные права республик и краев за счет Федерации. Однако эти поправки не разрешили остроты национального вопроса. Возвращение к административным методам управления. В период подготовки к X съезду СКЮ и на самом съезде (1974 г.) югославским руководством был взят решительный курс на свертывание самоуправленческих начал, чистку партии, усиление идеологического воздействия, укрепление роли СКЮ и государства. Более того, самоуправление было названо специфической формой диктатуры пролетариата. В 1974 г. была принята новая конституция СФРЮ. Верховным органом государственной власти и общественного самоуправления объявлялась Скупщина СФРЮ, которая состояла из двух палат: Союзного веча и Веча республик и краев. Оба веча совместно должны были выбирать председателя Скупщины СФРЮ и его заместителей, председателя и членов Союзного исполнительного веча (правительства). Основной же особенностью конституции 1974 г. было еще большее сужение экономических и политических функций федерации при усилении роли и прав республик и краев. Конституция определяла югославскую федерацию как "государственное содружество добровольно объединившихся народов и их республик, а также социалистических автономных краев Воеводины и Косово". Была подтверждена государственность республик и краев, которые должны были сами выполнять многие функции федерации на основе взаимных соглашений. Республиканским органам отводилась главная роль при решении большинства экономических и кадровых вопросов. Таким образом, по конституции 1974 г. Югославия приобрела ряд черт конфедеративного устройства.При жизни Тито югославским руководителям еще удавалось сдерживать нараставшие кризисные явления во всех областях жизни общества. В мае 1980 г. Тито, являвшийся президентом СФРЮ и председателем СКЮ, умер. Вместо него страной стали управлять два коллегиальных органа: Президиум СФРЮ и президиум ЦК СКЮ. Эти органы, включавшие по одному представителю от каждой республики и автономного края, в порядке строгой очередности избирали сроком на один год председателя. Такая система не могла добавить стране стабильности. С начала 80-х годов Югославию охватил глубокий кризис. Ограничение реформ после X съезда СКЮ и усиление роли республик и краев привело к тому, что в стране резко усилилась национальная партийно-государственная бюрократия ("нациократия"). Победила тенденция, когда свобода гражданина в целом заменялась свободой нации. Возникла концепция "национальной экономики", когда каждая республика стремилась защищать от конкуренции свои предприятия за счет предприятий других республик. Это приводило к экономическому обособлению. Хрупкий общеюгославский рынок стал распадаться на шесть республиканских. Каждая республика стремилась сама все для себя производить. Центральное правительство все больше теряло контроль, а республики набирали все больше иностранных займов, которыми не могли эффективно распорядиться. Вместо кардинальной общественно-политической и экономической реформы югославские руководители предложили программу "стабилизации", которая с самого начала не выполнялась. Кризис усилился событиями в автономном крае Косово. Албанское население края особенно выросло за счет переселенцев из Албании во время второй мировой войны, когда никаких границ не существовало. Сказывался и традиционно большой естественный прирост албанского населения. В то же время албанское население чувствовало себя ущемленным по отношению к. другим народам Югославии: по своему количественному составу оно занимало уже третье место после сербов и хорватов, но не имело равных с ними прав; по качеству же жизни албанцы прочно занимали последнее место. В марте 1981 г. в Косово прошли демонстрации с требованиями предоставления краю статуса республики. Это было воспринято в Белграде как первый шаг к объединению Косово с Албанией. Демонстрации были разогнаны с применением военной силы, но с тех пор тлеющий очаг напряженности в Косово уже никогда не загасал. Относительный порядок в крае мог держаться только благодаря сербскому военному присутствию. В целом широко разрекламированный "югославский эксперимент" окончился неудачно.
6. Югославия в конце 80-х – первой пол. 90-х гг.Обострение межреспубликанских противоречий.
Непрекращающиеся волнения албанцев в Косово привели в конце концов к ответному движению в Сербии. Центром сербского национального движения стала Сербская академия наук и искусств, которая обвинила коммунистическую партию в 45-летней антисербской деятельности, в создании антисербской коалиции в Югославии. Начавшаяся перестройка в СССР также поколебала позиции коммунистов во всей Восточной Европе, в том числе и сербских. В такой обстановке лидер Союза коммунистов Сербии С.Милошевич начал использовать национализм для упрочения своего положения в республике, для реабилитации компартии в глазах сербского населения. Эксплуатируя ущемленные национальные чувства сербов, Милошевич приложил много усилий, чтобы выставить свою партию в роли главного защитника сербских интересов в Косово. В конце 1988 г. Милошевичу с помощью в значительной степени инспирированных демонстраций и митингов протеста против бюрократии удалось заменить руководство в Воеводине и Черногории на своих ставленников. Аналогичные попытки делались и в Боснии и Герцеговине. В Словении открыто встали на защиту албанского национально-сепаратистского движения. Попытки Милошевича направить в конце 1989 г. в Любляну 100 тыс. сербов для проведения там "митинга истины" о положении дел в Косово была расценена как еще одна попытка дальнейшего расширения сербского влияния. Окончательный разрыв между республиками произошел на XIV чрезвычайном съезде СКЮ, начавшем свою работу в январе 1990 г. После того, как сербское большинство съезда отклонило требование словенской делегации о реорганизации партии на конфедеративных принципах, депутаты от Словении отказались продолжать работу и покинули съезд. Без словенских коммунистов не захотели продолжать работу и депутаты от Хорватии и Боснии и Герцеговины, На съезде был объявлен перерыв, но свою работу он так никогда и не возобновил. Реформа Анте Марковича. К началу 1990 г. в Югославии еще как-то функционировало единое экономическое пространство, но дела шли все хуже. В конце 1989 г. гиперинфляция в югославской экономике достигла уже 3006% в год. Незадолго перед этим на пост премьер-министра Югославии был назначен экономист-практик из Хорватии Анте Маркович. В конце 1989 г. во время острых дискуссий в руководстве уже разваливавшегося Союза коммунистов Югославии Маркович заявил, что правительство может работать и без партии. 6 декабре 1989 г. Маркович предложил свой знаменитый пакет мер по оздоровлению экономики. Речь шла не о "стабилизации", а о резком повороте к рыночной экономике и политическому плюрализму. Были предложены меры чисто либерального характера: превращение динара в конвертируемую внутри страны валюту, сбалансирование бюджета, свободное формирование цен, широкая приватизация и т.п. Результаты реформы оказались поразительными для самих югославов и для всего мира. Уже к 1 января динар стал конвертируемым. К середине 1990 г. инфляция упала до нулевого уровня, курс динара к немецкой марке держался твердо, внешний долг Югославии снизился с 21 до 16 млрд. долларов США, экспорт увеличился на 25%, а импорт - на 40%. Многопартийность и свободные выборы. Под давлением событий в Восточной Европе в конце 1989 г. и начала развала республиканских коммунистических партий белградские власти разрешили, наконец, выборы на многопартийной основе. Еще в период подготовки к последнему съезду СКЮ в Словении, а затем и в других республиках начали образовываться новые партии. Партии в подавляющем большинстве образовывались только на национальной основе, многие из них считали себя преемницами партий, существовавших еще в межвоенный период. В Словении и Хорватии выборы состоялись в апреле и мае 1990 г. В Словении, где все партии, в том числе и коммунистическая, апеллировали к словенским национальным интересам, победу одержал блок оппозиционных партий - Демократическая оппозиция Словении (ДЕМОС). Еще большая неудача ожидала коммунистов в Хорватии, где большинство голосов получила националистическая партия - Хорватское демократическое объединение (ХДО), возглавляемое бывшим партизанским генералом Ф.Туджманом. Выборная программа ХДО включала требование независимости для Хорватии, создание Великой Хорватии, включающей и часть Боснии и Герцеговины, сопротивление великосербской гегемонии. Для хорватских сербов никакая автономия не предусматривалась. Победа национально ориентированных партий в северо-западных республиках и реальная угроза распада Югославии заставила сербского лидера Милошевича еще больше усилить националистический компонент в своей политике. Он выдвинул тезис о том, что внутренние границы в Югославии не являются государственными, а лишь административными, что в случае распада Югославии все сербы должны остаться жить в одном государстве. Одновременно Союз коммунистов Сербии был переименован в Социалистическую партию Сербии (СПС). Летом и осенью 1990 г. выборы состоялись в Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине. В Сербии победу одержал Милошевич. Как и в других республиках, конкуренцию ему составили правые антикоммунистические партии. Выборы в Боснии и Герцеговине и Македонии привели сербское руководство к политической изоляции внутри Югославии. В Боснии и Герцеговине победила хрупкая коалиция национальных партий мусульман, хорватов и сербов, которая тоже выдвигала на выборах антикоммунистическую платформу. В Македонии коалиционное правительство было составлено из национальной македонской партии, считающей себя преемницей ВМОРО, и реформированного бывшего Союза коммунистов. Третье место на выборах заняла партия, представляющая интересы албанского населения Македонии. И только в маленькой Черногории коммунисты добились довольно убедительной победы. Позже они также, как и в Сербии, изменили название партии на социалистическую.