11 ноября 1945 г. в Югославии состоялись выборы в Учредительную скупщину и плебисцит по поводу государственного устройства. Выборы проходили под полным контролем КПЮ. За объединенных кандидатов Народного фронта, которым руководила коммунистическая партия, было отдано 90% голосов. Подавляющее большинство избирателей проголосовало также за республиканскую форму правления.Петр II так больше никогда и не вернулся на родину. Он умер в 1971 г. Учредительная скупщина 29 ноября 1945 г. провозгласила Югославию Федеративной Народной Республикой и утвердила все предыдущие законы и постановления АВНОЮ. 31 января 1946 г. Учредительная скупщина приняла первую конституцию Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ). Югославия провозглашалась объединением равноправных народов, которые на основе права на самоопределение выразили желание жить в едином федеративном государстве. В состав федерации вошли шесть республик: Сербия с автономным фаем Воеводина и автономной областью Косово и Метохия (позже переименованная в автономный край Косово), Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория. Федерация была образована по советскому образцу. По конституции высшим органом власти в стране становилась Народная скупщина, состоявшая из двух палат -Союзного веча и Веча национальностей. Исполнительным органом стало правительство ФНРЮ, ответственное перед Народной скупщиной. В 1945-1947 гг. новая власть под руководством КПЮ провела коренные социально-экономические реформы по образу и подобию преобразований, осуществленных после 1917 г. в СССР. По скорости и радикальности внедрения большевистского опыта власти Югославии опережали другие страны Восточной Европы. Была упразднена многопартийность и установлена диктатура пролетариата (фактически - партаппарата); проведена национализация, в результате которой государству стали принадлежать промышленные предприятия, банки, средства связи, транспорт, предприятия торговли и т.д. В ходе аграрной реформы (с конфискациями, изъятиями и колонизацией реквизированной у немцев земли) создавались трудовые задруги по типу советских колхозов. Посредством сверхцентрализации государственного управления проводился курс на форсированную "сталинскую" индустриализацию. Конфликт 1948 г. Хотя Югославия и являлась для СССР верным проверенным войной союзником, постепенно у Сталина стало возникать недовольство некоторыми самостоятельными действиями югославского руководства. Прежде всего это было связано с попытками Тите играть на Балканах ведущую роль: без предварительных консультаций с Москвой договориться с Болгарией о более тесном взаимодействии, ввести войска в Албанию, вмешиваться на стороне партизан в гражданскую войну в Греции. Фактически Тито замышлял создание федерации балканских государств под патронатом Югославии. 10 февраля 1948 г. а Москве состоялось советско-болгаро-югославское совещание, на котором Сталин и Молотов подвергли югославское и болгарское руководство критике за проводимую ими якобы особую внешнеполитическую линию. На заседании политбюро ЦК КПЮ 1 марта Тито поставил вопрос о том, что отношения между Югославией и СССР зашли в тупик, что в деле экономического и военного строительства необходимо ориентироваться на собственные силы. Об этом заседании через осведомителей стало известно советской стороне. 18 марта из Югославии были отозваны все советские военные советники, на следующий день - гражданские специалисты. Состоялся обмен письмами, в которых Сталин и Молотов в ответ на попытки югославских руководителей оправдаться во все более грубой форме обвиняли их в антисоветизме и клеветнической пропаганде, в левачестве и одновременно в оппортунизме и потворстве буржуазным элементам. В конце июня 1948 г. на заседании Информбюро была принята резолюция, в которой отмечалось, что югославское руководство перешло на позиции буржуазного национализма. В 1949 г. в странах "народной демократии" прошли фальсифицированные судебные процессы против видных партийных и государственных деятелей, на которых доказывалось, что Тито и другие югославские лидеры якобы являются шпионами и агентами империалистических разведок. Поворот к самоуправлению. Сначала, чтобы оправдаться перед Сталиным и доказать, что они правоверные коммунисты, югославские руководители решили еще круче "закрутить гайки" внутри страны. Была проведена повторная национализация даже мелкой промышленности, взят курс на ускорение коллективизации, усиление административных методов регулирования экономики. Поворот к так называемому самоуправлению (самоуправленческому социализму) Тито решился только тогда, когда стало ясно, что убедить Сталина вчем-либо невозможно, а прежняя политика внутри страны ведет к катастрофе. Концепцию самоуправления с 1948 по 1952 годы разрабатывала группа югославских руководителей и теоретиков: И.Броз Тито, Б. Кидрич, Э.Кардель и другие. Подвергнув резкой критике сталинизм, они в теоретическом плане, исходя из старого тезиса Маркса, провозгласили необходимость начала процесса отмирания государства. Любое государство понималось ими по-марксистски только как аппарат насилия (а не средство для согласования и координации интересов). По мысли югославских теоретиков государственные институты должны были постепенно заменяться непосредственной демократией и самоуправлением. Самоуправление и стало названием югославского эксперимента в рамках "реального социализма". Фактически же югославские руководители попытались вернуться к принципам, заложенным еще в советской новой экономической политике 20-х годов. Необходимы определенная демократизация и переход к "товарной экономике" с относительно свободным действием объективных экономических законов. Одним из главных решений был отказ от планирования в форме государственных приказов и переход к средствам чисто экономического принуждения. В 1950г. был принят Закон о передаче фабрик в управление трудящимся, по которому на предприятиях организовывались рабочие советы. От этого закона и ведется отсчет начала внедрения самоуправления в Югославии. Произошел отказ и от насильственного объединения сельскохозяйственных производителей, нерентабельные задруги были распущены. На VI съезде КПЮ в 1952 г. партия получила новое название - Союз коммунистов. Однако в реальной практике Союз коммунистов Югославии (СКЮ) сохранил всю полноту власти в стране, использовал прежние методы воздействия на общественное развитие, номенклатурную систему подбора кадров и т.п. Поворот к развитию самоуправления получил закрепление в конституционном законе 1953 г. об основах общественного и политического устройства. Конституционный закон (фактически - новая конституция) провозгласил самоуправление основой всей экономической и общественной жизни. В области внешней политики альтернатива прежнему союзу со странами социализма была найдена в политике равноудаленности от двух великих держав (США и СССР) и неприсоединения. Движение неприсоединившихся стран (т.е. стран, не входящих ни в какие военно-политические блоки) организационно оформилось в 1961 г. на конференции в Белграде. В этой организации Тито пытался играть ведущую роль.