Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Югославия во второй половине 40-х-50-х гг. Воспроизводство советской модели.



11 ноября 1945 г. в Югославии состоялись выборы в Учредительную скупщину и плебисцит по поводу государ­ственного устройства. Выборы проходили под полным кон­тролем КПЮ. За объединенных кандидатов Народного фронта, которым руководила коммунистическая партия, было отдано 90% голосов. Подавляющее большинство из­бирателей проголосовало также за республиканскую форму правления.Петр II так больше никогда и не вернулся на родину. Он умер в 1971 г. Учредительная скупщина 29 ноября 1945 г. провозгла­сила Югославию Федеративной Народной Республикой и утвердила все предыдущие законы и постановления АВНОЮ. 31 января 1946 г. Учредительная скупщина при­няла первую конституцию Федеративной Народной Респу­блики Югославии (ФНРЮ). Югославия провозглашалась объединением равноправных народов, которые на основе права на самоопределение выразили желание жить в еди­ном федеративном государстве. В состав федерации во­шли шесть республик: Сербия с автономным фаем Воево­дина и автономной областью Косово и Метохия (позже пе­реименованная в автономный край Косово), Хорватия, Сло­вения, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория. Фе­дерация была образована по советскому образцу. По конституции высшим органом власти в стране стано­вилась Народная скупщина, состоявшая из двух палат -Союзного веча и Веча национальностей. Исполнительным органом стало правительство ФНРЮ, ответственное перед Народной скупщиной. В 1945-1947 гг. новая власть под руководством КПЮ провела коренные социально-экономические реформы по образу и подобию преобразований, осуществленных после 1917 г. в СССР. По скорости и радикальности внедрения большевистского опыта власти Югославии опережали дру­гие страны Восточной Европы. Была упразднена многопартийность и установлена диктатура пролетариата (фактически - партаппарата); проведена национализация, в результате которой государству стали принадлежать про­мышленные предприятия, банки, средства связи, тран­спорт, предприятия торговли и т.д. В ходе аграрной ре­формы (с конфискациями, изъятиями и колонизацией рек­визированной у немцев земли) создавались трудовые за­други по типу советских колхозов. Посредством сверхцент­рализации государственного управления проводился курс на форсированную "сталинскую" индустриализацию. Конфликт 1948 г. Хотя Югославия и являлась для СССР верным прове­ренным войной союзником, постепенно у Сталина стало возникать недовольство некоторыми самостоятельными действиями югославского руководства. Прежде всего это было связано с попытками Тите играть на Балканах веду­щую роль: без предварительных консультаций с Москвой договориться с Болгарией о более тесном взаимодействии, ввести войска в Албанию, вмешиваться на стороне парти­зан в гражданскую войну в Греции. Фактически Тито за­мышлял создание федерации балканских государств под патронатом Югославии. 10 февраля 1948 г. а Москве состоялось советско-болгаро-югославское совещание, на котором Сталин и Мо­лотов подвергли югославское и болгарское руководство критике за проводимую ими якобы особую внешнеполити­ческую линию. На заседании политбюро ЦК КПЮ 1 марта Тито поставил вопрос о том, что отношения между Югосла­вией и СССР зашли в тупик, что в деле экономического и военного строительства необходимо ориентироваться на собственные силы. Об этом заседании через осведомителей стало извест­но советской стороне. 18 марта из Югославии были отозва­ны все советские военные советники, на следующий день - гражданские специалисты. Состоялся обмен письмами, в которых Сталин и Молотов в ответ на попытки югославских руководителей оправдаться во все более грубой форме об­виняли их в антисоветизме и клеветнической пропаганде, в левачестве и одновременно в оппортунизме и потворстве буржуазным элементам. В конце июня 1948 г. на заседании Информбюро была принята резолюция, в которой отмечалось, что югослав­ское руководство перешло на позиции буржуазного национализма. В 1949 г. в странах "народной демократии" прошли фальсифицированные судебные процессы против видных партийных и государственных деятелей, на которых дока­зывалось, что Тито и другие югославские лидеры якобы являются шпионами и агентами империалистических раз­ведок. Поворот к самоуправлению. Сначала, чтобы оправдаться перед Стали­ным и доказать, что они правоверные коммунисты, юго­славские руководители решили еще круче "закрутить гайки" внутри страны. Была проведена повторная национализация даже мелкой промышленности, взят курс на ускорение коллективизации, усиление административных методов регу­лирования экономики. Поворот к так называемому само­управлению (самоуправленческому социализму) Тито ре­шился только тогда, когда стало ясно, что убедить Сталина вчем-либо невозможно, а прежняя политика внутри страны ведет к катастрофе. Концепцию самоуправления с 1948 по 1952 годы разра­батывала группа югославских руководителей и теоретиков: И.Броз Тито, Б. Кидрич, Э.Кардель и другие. Подвергнув резкой критике сталинизм, они в теоретическом плане, ис­ходя из старого тезиса Маркса, провозгласили необходи­мость начала процесса отмирания государства. Любое го­сударство понималось ими по-марксистски только как ап­парат насилия (а не средство для согласования и коорди­нации интересов). По мысли югославских теоретиков госу­дарственные институты должны были постепенно заме­няться непосредственной демократией и самоуправлением. Самоуправление и стало названием югославского экспери­мента в рамках "реального социализма". Фактически же югославские руководители попытались вернуться к принципам, заложенным еще в советской новой экономической политике 20-х годов. Необходимы опреде­ленная демократизация и переход к "товарной экономике" с относительно свободным действием объективных экономи­ческих законов. Одним из главных решений был отказ от планирования в форме государственных приказов и пере­ход к средствам чисто экономического принуждения. В 1950г. был принят Закон о передаче фабрик в управление трудящимся, по которому на предприятиях организовыва­лись рабочие советы. От этого закона и ведется отсчет на­чала внедрения самоуправления в Югославии. Произошел отказ и от насильственного объединения сельскохо­зяйственных производителей, нерентабельные задруги бы­ли распущены. На VI съезде КПЮ в 1952 г. партия получила новое на­звание - Союз коммунистов. Однако в реальной практике Союз ком­мунистов Югославии (СКЮ) сохранил всю полноту власти в стране, использовал прежние методы воздействия на об­щественное развитие, номенклатурную систему подбора кадров и т.п. Поворот к развитию самоуправления получил закрепле­ние в конституционном законе 1953 г. об основах обще­ственного и политического устройства. Конституционный закон (фактически - новая конституция) провозгласил само­управление основой всей экономической и общественной жизни. В области внешней политики альтернатива прежнему союзу со странами социализма была найдена в политике равноудаленности от двух великих держав (США и СССР) и неприсоединения. Движение неприсоединившихся стран (т.е. стран, не входящих ни в какие военно-политические блоки) организационно оформилось в 1961 г. на конферен­ции в Белграде. В этой организации Тито пытался играть ведущую роль.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.