Такая технология может быть весьма эффективна в случае решения сравнительно простых исследовательских проблем. В практике не всегда удается построить схему так прямолинейно и последовательно. На каждом из этапов могут возникнуть новые проблемы или затруднения, которые заставят вернуться к предыдущему этапу и скорректировать его работы. Так возникает новая технологическая схема исследования циклического типа (схема 32).
Схема 32. Циклическая технология исследований
Многие схемы рациональных технологий предполагают возможность параллельного выполнения работ или операций. В технологии исследований такой подход тоже существует. Например, по сложным, комплексным проблемам можно выполнять отдельные исследовательские работы параллельно (схема 33). Более того, в некоторых случаях это оказывается просто необходимым. Это экономит время, позволяет более эффективно использовать персонал, повышает компетентность и производительность деятельности.
Схема 33. Технология параллельных исследований
Это технология рационального разветвления деятельности (схема 34). Рациональность включается не только в разделении исследования по аспектам проблемы или функциям ее решения, но и в проведении по некоторым видам проблем одинаковых непараллельных исследований. Ведь исследование - это всегда поиск неизвестного, нового, необычного. В этом поиске возможны разные пути и стратегии, и осуществление различных стратегий позволяет найти наилучший результат.
Во многих случаях это может быть не столько разветвление, сколько действительно параллельное исследование. Для сложных проблем это вовсе является пустой тратой средств и ресурсов.
Схема 34. Технология рационального разветвления
Исследований
Бывают проблемы в исследовании, решение которых трудно представить заранее в определенной технологической схеме, трудно предвидеть, какие этапы необходимы для определения окончательного результата и, вообще, существует ли он по этой проблеме.
В этом случае используются технологии адаптивного типа (схема 35). Суть их заключается в последовательной корректировке технологической схемы по мере проведения каждого из этапов исследования. Это технологии по сопутствующей проблеме: что делать дальше, что можно сделать в этой ситуации? Каждый этап в этой технологической схеме оценивается по его результатам, и эта оценка необходима для определения нового этапа.
Технологическая схема исследования не может не учитывать конкретных целей его проведения. Такими целями могут быть цели кардинального решения проблемы (достижение кардинальных изменений) или цели частичного решения проблемы (достижение частичных изменений), цели получения новых знаний и развития образования служащих, повышения интеллектуального потенциала или цели разработки программы нововведений.