1 Наименование:Сокрытие информации на HTML- страницах
2 Цель:Научиться скрывать информацию на HTML-страницах
3 Подготовка к занятию:
3.1 По указанной литературе и методическим указаниям изучить основные понятия стеганографии и криптографии, уяснить принцип сокрытия информации на HTML-страницах.
3.2 Ответить на контрольные вопросы.
4 Литература:
4.1Зегжда Д.П., Ивашко А.М.Основы безопасности информационных систем – М.: Горячая линия - Телеком, - 2000. – 452с.
4.2Хорев П.Б. Методы и средства защиты информации в компьютерных системах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – 2 изд. – М: издательский центр «Академия», 2006. – 256с.
4.3Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.М.Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие студ. высш. учеб. заведений. – издательский центр «Академия», 2006. – 336с. (серия «Высшее профессиональное образование»)
4.4Партыка Т.Л., Попов И.И.Информационная безопасность: Учебное пособие длястудентов учреждений среднего профессионального образования. – 2 изд., испр. И доп. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 368с. (серия Профессиональное образование.
4.5 Конспект лекций
5 Основное оборудование:
5.1 Персональный IBM PC.
9 Контрольные вопросы:
9.1 В чем состоит принципиальное различие между криптографией и стеганографией?
9.2 Криптография и стеганография конкурируют между собой или дополняют друг друга?
9.3 Какие символы удобно использовать для сокрытия цифровой информации на HTML- странице?
9.4 В каком месте HTML-страницы удобно размещать скрываемый текст?
9.5 Как можно увидеть (проявить) скрытый текст?
9.6 С какой целью для сокрытия информации используют несколько контейнеров (HTML-страниц)?
9.7 В чем состоит основная идея распыления информации в пространстве (по нескольким контейнерам)?
9.8 В каком случае криптостойкость будет выше: при распылении в пространстве предложений, слов, символов или отдельных битов?
9.8 В чем заключается основная идея шифрования текста с помощью матриц?
9.9 Приведите примеры контейнеров, которые могут быть использованы в стеганографии.
9.10 Как преобразовать символ открытого текста в двоичное число?
9.11 Как преобразовать десятичное число в двоичное?
9.12 Как преобразовать двоичное число в десятичное?
9.13 В чем состоит идея метода шифрования путем суммирования слов?
9.14 Чем отличаются метод гаммирования и метод суммирования слов?
6 Задание на занятие:
Задание 6.1. Сокрытие информации в контейнере и ее извлечение
6.1.1. Создать HTML-страницу, используя текстовый редактор Notepad (Блокнот). В соответствии со своим вариантом зашифровать заданный текст и поместить его в контейнер, в качестве которого используется HTML-страница. Открытый текст указан в таблице 3.1.
Таблица 3.1
№ варианта
Афоризм
Все что ни делается – все к лучшему.
Смешного бояться – правды не любить.
Улыбайтесь – это всех раздражает.
Путь не меньшее счастье, чем цель.
Уважение истины – начало премудрости.
Люди существуют друг для друга.
Мудрость – это ум, настоянный на совести.
Смысл жизни только в одном – в борьбе.
Весь мир – театр, а люди в нем – актеры!
Будь уверен в себе – другие в тебя поверят.
Бороться и искать, найти и не сдаваться.
Ум – это духовное орудие человека.
Человеку свойственно ошибаться.
В мире нет ничего бесцельного.
Нельзя преодолеть необходимость.
Юмор – остроумие глубокого чувства.
6.1.2. Выполнить обратное преобразование, то есть извлечь зашифрованный текст из контейнера и произвести его дешифрацию. Номер контейнера, из которого следует извлекать текст, соответствует номеру варианта.
Задание 6.2. Распределение скрываемой информации по четырем контейнерам и ее извлечение из них
6.2.1. Создать четыре HTML-страницы, используя текстовый редактор Notepad (Блокнот). В соответствии со своим вариантом зашифровать заданный текст и распределить его по четырем контейнерам согласно определенному ключу. Открытый текст, разбитый на четыре части, и ключ для распределения указаны в таблице 3.2.
6.2.2. Выполнить обратное преобразование, то есть извлечь зашифрованный текст из четырех контейнеров и расшифровать его, расположив части текста в определенном порядке. Очередность следования фрагментов текста определяется ключом, указанным в таблице 3.3. Номер папки, содержащей контейнеры, соответствует номеру варианта.
Таблица 3.2
№
Афоризм
Ключ
Из всех критиков самый/ великий, самый гениальный,/ самый непогрешимый – время./ В.Г. Белинский
Время не ждет/ и не прощает ни/ одного потерянного мгновения./ Н.Г. Гарин-Михайловский
Не зная прошлого,/ невозможно понять подлинный/ смысл настоящего и цели будущего./ М. Горький
Где господствует/ дух науки, там творится/ великое и малыми средствами./ Н.И. Пирогов
Жизнь человека не/ вечна, но наука и знания/ переступают пороги столетий./ И.В. Курчатов
Нельзя научить любить/ то, чего сам не любишь/ или не умеешь любить./ А.Т. Твардовский
Кто не любит просить,/ тот не любит обязываться,/ то есть боится быть благодарным./ В.О. Ключевский
Он слишком умен,/ чтобы быть счастливым, и слишком/ несчастлив, чтобы быть злым./ В.О. Ключевский
О человеке судят не по тому,/ что он о себе говорит или думает,/ а по тому, что он делает./ В.И. Ленин
Люди боятся умственной/ неволи, но они вдвое больше/ боятся отсутствия авторитета./ А.И. Герцен
Только тогда станешь/ человеком, когда научишься/ видеть человека в другом./ А.Н. Радищев
Человек – вечная проблема,/ которая вечно решается –/ и которая никогда не будет решена./ А.Ф. Лосев
Улыбка всегда хороша,/ ибо она приоткрывает простой/ внутренний мир человека./ Н.И. Новиков
Смотрите на то,/ любите ли вы других,/ а не на то, любят ли вас другие./ Н.В. Гоголь
Мысль бывает светла,/ только когда озаряется/ изнутри добрым чувством./ В.О. Ключевский
Ничто так не истощает,/ ничто так не способствует малодушию,/ как безумная надежда./ П.Я. Чаадаев
Таблица 3.3
№ варианта
Ключ
№ варианта
Ключ
Задание 6.3. Шифрование и дешифрование методом суммирования слов
6.3.1. Создать четыре HTML-страницы, используя текстовый редактор Notepad (Блокнот). В соответствии со своим вариантом зашифровать открытый текст методом суммирования слов и распределить его по четырем контейнерам побайтно согласно заданному ключу. Открытый текст, ключ для шифрования текста и ключ для пространственного распределения букв приведены в таблице 3.4.
Таблица 3.4
№
варианта
Открытый текст
Ключ для шифрования
текста
Ключ для пространственного
распределения букв
Агония
Курсив
1 4 3 2 4 3
Зодиак
Вектор
4 2 3 1 3 4
Доцент
Пленум
2 1 3 1 4 2
Витязь
Радиус
3 2 4 2 1 4
Сажень
Обшлаг
4 3 1 3 1 2
Наклон
Сделка
1 3 2 1 4 3
Умысел
Магнит
2 4 3 1 3 4
Ливень
Гранит
3 1 4 2 3 2
Жребий
Формат
1 3 2 4 3 1
Рябина
Нектар
2 1 4 1 3 4
Медаль
Банкет
4 3 1 4 2 1
Термин
Экипаж
1 3 4 1 2 4
Чеснок
Шинель
3 2 1 3 4 1
Ошибка
Воздух
2 1 3 4 2 3
Январь
Родник
3 4 1 2 1 3
Иволга
Хозяин
4 2 1 2 1 3
6.3.2. Выполнить обратное преобразование, то есть извлечь зашифрованный текст из четырех контейнеров и расшифровать его, расположив части текста в определенном порядке. Ключ для пространственного распределения букв и ключ для шифрования текста приведены в таблице 3.5. Номер папки, содержащей контейнеры, соответствует номеру варианта.
Таблица 3.5
№
варианта
Ключ для шифрования
текста
Ключ для пространственного
распределения букв
Газель
1 4 3 2 4 3
Дельта
4 2 3 1 3 4
Мишура
2 1 3 1 4 2
Реванш
3 2 4 2 1 4
Шкипер
4 3 1 3 1 2
Свитер
1 3 2 1 4 3
Ладонь
2 4 3 1 3 4
Вампир
3 1 4 2 3 2
Унисон
1 3 2 4 3 1
Блюдце
2 1 4 1 3 4
Жаргон
4 3 1 4 2 1
Тесьма
1 3 4 1 2 4
Зарево
3 2 1 3 4 1
Калибр
2 1 3 4 2 3
Импорт
3 4 1 2 1 3
Лакмус
4 2 1 2 1 3
Задание 6.4. Шифрование и дешифрование с помощью матрицы (побайтно)
6.4.1. Создать четыре HTML-страницы, используя текстовый редактор Notepad (Блокнот). Зашифровать открытый текст, состоящий из 32-х знаков, включая пробелы и знаки препинания, и поместить его в матрицу. Пробелы, которые нужно зашифровать, выделены знаком подчеркивания «_». Другие пробелы шифровать не надо. Размер матрицы – 16х16. Считать информацию из матрицы побайтно и распределить ее по пяти контейнерам согласно ключу, указанному в таблице 3.6.
6.4.2. Выполнить обратное преобразование, то есть извлечь зашифрованный текст из четырех контейнеров, записать его в матрицу побайтно, согласно ключу, указанному в таблице 3.7. Затем считать информацию из матрицы и расшифровать ее. Номер папки, содержащей контейнеры, соответствует номеру варианта.
Таблица 3.6
№ варианта
Афоризм
Ключ
Лень_делает_всякое_дело_трудным.
2 1 3 4
Умирать_от_любви - значит_жить_ею.
3 4 1 2
Сладчайшая_месть_-_это_прощение.
4 3 1 2
Легче_простить_врага,_чем_друга.
1 4 2 3
Дружба_-_это_любовь_без_крыльев.
4 2 1 3
Чтобы_дойти_до_цели_,_надо_идти.
2 4 3 1
Страх_не_должен_подавать_совета.
3 1 2 4
Кто_чего_хочет, тот_в_то_и_верит.
1 2 4 3
Свободен_тот, кто_может_не_лгать.
1 4 3 2
О_чем_не_знают_,_того_не_желают.
4 2 3 1
Путь_силы_-_это_неизменный_путь.
3 1 4 2
Обаяние - непринужденность_чувств.
2 4 1 3
Начало - более_чем_половина_всего.
1 3 2 4
Понимание -_это_начало_согласия.
3 2 4 1
Все,что_прекрасно,-_нравственно.
4 1 2 3
Истинное_мужество -_осторожность.
2 3 4 1
Таблица 3.7
№ варианта
Ключ
№ варианта
Ключ
Задание 6.5. Шифрование и дешифрование с помощью матрицы (побитно)
6.5.1. Создать пять HTML-страниц, используя текстовый редактор Notepad (Блокнот). Зашифровать открытый текст, состоящий из 32-х знаков, включая пробелы и знаки препинания, и поместить его в матрицу. Пробелы, которые нужно зашифровать, выделены знаком «_». Другие пробелы шифровать не следует. Размер матрицы – 16х16. Считать информацию из матрицы побитно и распределить ее по пяти контейнерам согласно ключу, указанному в таблице 3.8.
Таблица 3.8
№ варианта
Афоризм
Ключ
Сострадание_-_основа_всей_морали.
Причина_ошибки - незнание_лучшего.
Великая_судьба -_великое_рабство.
Где_не_было_умысла, там_нет_вины.
Исход_дела - наставник_неразумных.
Бойся_думать_без_участия_сердца.
Жизнь -_это_борьба_за_бессмертие.
Правда -_это_общая_совесть_людей.
Дело_художника -_рождать_радость.
Будущее - это_зеркало_без_стекла.
Если_сомневаешься - говори_правду.
Словами_подобает_скрашивать_зло.
Политика_-_искусство_возможного.
В_одном_часе_любви -_целая_жизнь.
Кто_ясно_мыслит_,_ясно_излагает.
Взывать_к_чуду -_развращать_волю.
6.5.2. Выполнить обратное преобразование, то есть извлечь зашифрованный текст из пяти контейнеров, записать его в матрицу побитно, согласно ключу, указанному в таблице 3.9. Затем считать информацию из матрицы и расшифровать ее. Номер папки, содержащей контейнеры, соответствует номеру варианта.