Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В.: МОДЕРНИЗАЦИЯ И КРИЗИСНЫЕ ПРОЦЕССЫ



Альберт Павлович Ненароков Василий Владимирович Сухов Валерий Васильевич Журавлев Олег Владимирович Волобуев

История. История России. 11 класс. Углублённый уровень. Часть 1

 

 

«История: История России. Углубленный уровень. 11 класс. Часть 1. Учебник»: Дрофа; Москва; 2013

Аннотация

 

Учебник предназначен для изучения истории на углубленном уровне в 11 классе. Содержит обширный фактический и теоретический материал по истории России XX – начала XXI в. – сложного, насыщенного событиями, трагического и судьбоносного для страны времени. В части 1(гл. I—V) отражены события отечественной истории с начала XX в. до окончания Великой Отечественной войны.

Учебник написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, одобрен РАО и РАН, включен в Федеральный перечень.

 

Волобуев О. В

История: История России. Углубленный уровень. 11 класс. Часть 1. Учебник

 

 

Содержание

 

Предисловие

Глава I. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В.: МОДЕРНИЗАЦИЯ И КРИЗИСНЫЕ ПРОЦЕССЫ

§ 1. Россия на рубеже XIX – XX вв.: территория, население, общество

§ 2. Индустриализация: достижения и противоречия

§ 3. Аграрный вопрос

§ 4. Самодержавие и оппозиция в начале XX в

§ 5. Русско-японская война

§ 6. 1905 год: самодержавие под натиском революции

§ 7. От Всероссийской политической стачки до Основных законов 1906 г

§ 8. Политические партии в революции 1905 – 1907 гг

§ 9. I и II Государственные думы. Последний период первой российской революции

§ 10. Народные требования и Основные законы 1906 г. Материалы к уроку-практикуму

Глава II. ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ИМПЕРИИ

§ 11. Реформы П. А. Столыпина

§ 12. Просвещение и наука

§ 13. Повседневная жизнь горожан и крестьян

§ 14. Художественная культура

§ 15. Думская монархия накануне Первой мировой войны

§ 16. Участие России в Первой мировой войне

§ 17. Война и общество

§ 18. Идеологии и партии. Материалы к уроку-практикуму

Глава III. РЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ: 1917 – 1921 ГГ

§ 19. Февральская революция: падение монархии

§ 20. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства

§ 21. Октябрьское вооружённое восстание: приход большевиков к власти

§ 22. Становление новой государственности

§ 23. Классовые инстинкты и ратное противоборство

§ 24. Гражданская война: создание РККА, поражения, победы и итоги

§ 25. Экономический и политический кризис конца 1920 – 1921 г

§ 26. Революция и культура

§ 27. Красные и белые. Материалы и задания к уроку-практикуму

Глава IV. СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА В ОДНОЙ СТРАНЕ: 1922 – 1940 ГГ

§ 28. Образование союзного государства

§ 29. Нэп: достижения, противоречия и свёртывание

§ 30. Обострение внутрипартийных разногласий

§ 31. Сталинская формула социализма: теория и практика

§ 32. Образование, наука, художественная культура и быт

§ 33. Победа социализма: «полная, но не окончательная»

§ 34 – 35. Внешняя политика СССР

§ 36. Советская экономическая политика: планы, трудности, результаты. Материалы к уроку-практикуму

Глава V. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

§ 37 – 38. От 22 июня 1941 г. до срыва плана «молниеносной войны»

§ 39. Оккупационный режим и народное сопротивление

§ 40. 1943 год: коренной перелом в ходе войны

§ 41. 1944 год: изгнание оккупантов с территории СССР

§ 42. Тыл – фронту

§ 43. Год Победы: капитуляция Германии и Японии

§ 44. Антигитлеровская коалиция: сотрудничество великих держав. Материалы к уроку-практикуму

Дополнительные источники информации

 

 

Предисловие

 

Данный учебник, состоящий из двух частей, предназначен для изучения российской истории ХХ – начала XXI в. в 11 классе на углублённом уровне. Его отличия от базового состоят в следующем.

Во-первых, существенно расширен круг исследуемых фактов, среди которых важно различать наиболее значимые и факты уточняющие и детализирующие. Но само по себе знание фактов недостаточно для понимания исторического процесса. Фактический материал требует осмысления, т. е. анализа и обобщения. Углублённое изучение – это и углублённое понимание, умение раскрыть причинно-следственные связи, установить общие черты и отличия в событиях и явлениях, дать им историческую оценку.

Во-вторых, речь идёт о приобретении и постепенном накоплении историографических и источниковедческих знаний. Историографические предполагают умение сопоставить существующие в исторической науке различные точки зрения на одни и те же события, оценки тех или иных политических деятелей, аргументированно обосновать свой выбор в разноголосице мнений и суждений. Источниковедческие – способность анализировать документ, определить, в какой исторический период и представителями каких взглядов и убеждений он был создан.

В-третьих, углублённое изучение истории предусматривает умение видеть прошлое в его связи с современностью, применять исторические знания для более глубокого понимания событий и процессов последних десятилетий.

Если быть лаконичным, то ученик, выбравший углублённый курс обучения, должен больше знать, больше уметь, больше понимать. Исходя из этого, авторы и ставили перед собой цель – создать учебник, обеспечивающий условия и возможности для углублённого изучения предмета и успешной сдачи ЕГЭ. Этому в первую очередь служит система вопросов и заданий к параграфам и главам, способствующих развитию исторического мышления. По своему типу многие задания или совпадают, или приближаются к тем, которые входят в самую сложную часть «С» контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Чем больше заданий вы выполните, тем выше будут ваши учебные и экзаменационные результаты, а также успехи на разных этапах всероссийской олимпиады по истории.

Учебник содержит разнообразные исторические источники (документы, статистические данные, мемуарные фрагменты и др.). Особо следует отметить специальные уроки-практикумы, к которым даны тематические подборки документов, требующие самостоятельной познавательной деятельности: определения исследовательской задачи, поэтапных выводов, обобщающего заключения. Это, по существу, учебные проекты, выполнение которых завершается коллективным обсуждением результатов самостоятельной работы и дискуссионных проблем. Основные термины выделены в тексте полужирным курсивом. Они объясняются в словаре, приведённом в конце книги. Определение ряда терминов и понятий, выделенных светлым курсивом, можно найти непосредственно в тексте учебника. Основные даты и события включены в хронологическую таблицу.

Историческое знание включает не только умение оперировать понятиями, но и наличие представлений о событиях и жизни людей в разные эпохи, об их взглядах и видении мира. Формированию и расширению этих представлений способствуют научная, научно-популярная и художественная литература, интернет-ресурсы, а также кинофильмы, краткий перечень которых приведён в конце учебника.

История России – это часть глобального исторического процесса. Вектор его развития включает также гуманистическую систему ценностей и достижений, которая становится достоянием всего человечества. Помните, стать активной творческой личностью вряд ли возможно без знания накопленного человечеством исторического опыта и понимания путей развития общества.

Условные обозначения

?

!

Вопросы и задания

 

Исследуем документы

 

Глава I

РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В.: МОДЕРНИЗАЦИЯ И КРИЗИСНЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

В апреле 1900 г. в Париже открылась XI Всемирная выставка, которая подвела своеобразный итог экономическому и культурному развитию 50 ведущих стран мира в ХIХ в.

 

Основной Российский павильон на Парижской всемирной выставке 1900 г.

 

Россия представила одну из самых интересных экспозиций, призванную демонстрировать величие империи, верность народа самодержавию и единство российского общества, несмотря на его этническое, религиозное и социальное разнообразие. Основной Российский павильон напоминал Московский Кремль с его башнями и Грановитой палатой конца XV в. Парижская копия палаты знакомила с блестящими результатами реставрации шедевра древних мастеров, длившейся более 20 лет.

Другие павильоны русской секции должны были раскрыть как особенности российского промышленного и сельскохозяйственного производства, так и различия в культуре и быте городского и сельского населения огромной страны и её многочисленных народов.

Посетители выставки могли почувствовать себя пассажирами самой знаменитой трансконтинентальной магистрали конца XIX в. – Транссибирской железной дороги. Её модель с имитацией движения поезда и меняющимися пейзажами в окне вызвала всеобщее внимание и восхищение. Транссибирская магистраль, к строительству которой российское правительство сумело привлечь международный капитал, должна была дать толчок экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока, по площади превосходящим Германию, Австро-Венгрию, Голландию, Бельгию и Данию, вместе взятые. Она открывала новый торговый путь между Западной Европой и Азией, превращая Россию в посредника между ними. Однако демонстрация достижений на выставке не могла скрыть реального отставания России от передовых государств Западной Европы и США.

 

§ 1. Россия на рубеже XIX – XX вв.: территория, население, общество

 

Административно-территориальное деление.Российская империя занимала почти 20 млн км2, уступая по площади только Великобритании с её колониями. В административном и историко-географическом отношении страна состояла из весьма отличающихся друг от друга регионов. На территории европейской части России располагались 50 губерний и одна казачья область – область Войска Донского. Это были в основном исконно русские земли или земли, ставшие частью государства не позже XVI – XVIII вв. Из них 4 губернии относились к Малороссии (Подольская, Киевская, Полтавская, Харьковская). Выделялись также губернии белорусские и западные (литовская территория и Волынская губерния). Если Левобережная Украина добровольно вошла в состав Российского государства ещё в середине XVII в., то Правобережная Украина, Белоруссия и Литва были присоединены после трёх разделов Польши в конце XVIII в. На территории собственно Царства Польского, включённого в состав Российской империи после завершения войны с Наполеоном, имелось 9 губерний (Привислянские губернии), а в присоединённой в XVIII в. Прибалтике – 3 губернии (Лифляндская, Курляндская и Эстляндская). В результате ряда русско-турецких войн к России отошло Северное Причерноморье, получившее название Новороссии (губернии Бессарабская, Херсонская, Екатеринославская, Таврическая). Губернии и области азиатской части России, особенно сибирские и дальневосточные, в большинстве своём были значительно обширней европейских, но уступали им по численности населения и роли в экономике страны.

Северный Кавказ и Средняя Азия, присоединённые только в XIX в., были населены преимущественно мусульманскими народами. Северный Кавказ состоял из 3 областей – казачьих Кубанской и Терской, а также Дагестанской, Черноморской и Ставропольской губерний. Южный Кавказ (Закавказье) делился на 7 губерний и 2 округа. Самым последним территориальным приобретением была Средняя Азия, в которой, кроме непосредственно управляемого Туркестанского края, имелось два российских протектората – Бухарский эмират и Хивинское ханство.

Особое место в структуре империи занимало присоединённое в 1808 г. Великое герцогство Финляндское, скреплённое с Россией династической унией и получившее автономию.

Численность населения.По численности населения Россия уступала только Китаю и Британской колониальной империи. Согласно переписи 1897 г. в ней проживало 125 640 тыс. человек (без Финляндии), 82 % из них – в европейской части страны.

Естественный прирост населения в России был одним из самых высоких в мире. Так, за 23 года царствования НиколаяI он составил 14 млн, а за 17 из 20 лет (1897 – 1914) правления Николая II – 40 млн человек. Накануне Первой мировой войны население империи (без Финляндии) увеличилось до 175 млн человек.

Особо следует выделить самоуправляющиеся казачьи войска: в начале ХХ в. их насчитывалось одиннадцать. Кроме самых крупных Донского и Кубанского, а также Терского и Астраханского в европейской части России, в азиатской ее части располагались Оренбургское, За-байкальское, Сибирское, Уральское, Амурское, Семиреченское, Уссурийское войска. В 1916 г. общая численность казаков, включая женщин и детей, составляла 4,4 млн.

Однако плотность населения в России была одной из самых низких в мире – всего 8,5 человека на квадратную версту (по данным 1910 г.). Во Франции же этот показатель равнялся 83,1, а в Англии – 155,7. Распределение населения по регионам было очень неравномерным: в Московской губернии – 83,1 человека на версту, в Архангельской – 0,5 человека.

В 1897 г. в России насчитывалось 16,8 млн городских жителей, т. е. всего 13,4 % населения, тогда как в начале XX в. в Англии – 77 %, а во Франции – 40,9 %.

Этнический и конфессиональный состав населения.Перепись 1897 г. зафиксировала 146 языков и наречий, на которых говорили народы (этносы) России. Ядро населения державы составлял русский народ, который по официальным представлениям того времени состоял из трёх ветвей (частей): великороссов – 55,7 млн человек (44,3 % населения); малороссов, или украинцев, – 22,4 млн (17,8 %); белорусов – 5,9 млн (4,7 %). К другим наиболее многочисленным народам, жившим в европейской части России, относились поляки – 7,9 млн (6,3 %), евреи – более 5 млн (4,2 %), татары – 1,8 млн (1,4 %), немцы – 1,8 млн (1,4 %), литовцы – 1,66 млн (1,3 %). На Севере и в Поволжье издавна обитали финно-угорские народы (финны, карелы, коми, мордва и др.). В среднеазиатской части империи наиболее многочисленными народами были казахи и узбеки, в Восточной Сибири – якуты, на Кавказе – азербайджанцы, армяне, грузины.

Народы размещались преимущественно в традиционных регионах своего проживания. В 50 губерниях Европейской России 80 % всех жителей составляли три славянских народа. В Сибири великороссы, малороссы и белорусы представляли бо́льшую часть населения (80,9 %). На Кавказе (главным образом Северном) их было – 34 %. В Сибири проживали немногочисленные народы и племена эвенков (тунгусов), алтайцев, бурят, чукчей и др. Евреи жили главным образом в так называемой черте оседлости (Польша, Литва, Украина). На Дальний Восток прибывали иммигранты из сопредельных стран – китайцы и корейцы.

Население империи отличалось не только многонациональным (многоэтническим) характером, но и сложным религиозным (конфессиональным) составом. Православие исповедовало 69,4 % населения: русские, украинцы, белорусы, грузины, румыны и другие народы. Переписью было учтено также около 2,2 млн старообрядцев и сектантов. Благодаря полякам и литовцам доля католиков составляла 9,1 %. В прибалтийских губерниях был высокий процент протестантов. Еще одной христианской церковью была армяно-грегорианская. Ислам был распространён среди тюркских народов европейской части России, народов Средней Азии и Северного Кавказа – более 10 % населения. В стране жили также представители других религий и кон-фессий: иудаисты, буддисты, шаманисты и др.

Православие занимало особое, приоритетное положение в системе религий империи и пользовалось государственной поддержкой. Ответственные государственные посты занимали лица только православного вероисповедания. Благодаря активной миссионерской деятельности в православие были обращены многие народы Сибири и часть народов Поволжья, как правило, сохранивших и некоторые традиции прежних верований.

По линии Православной церкви Россия делилась на 62 епархии во главе с епископами, архиепископами и митрополитами. Границы епархий определялись с учетом административно-территориального деления империи.

Социальная структура: сословия и классы.На протяжении ряда веков в России существовало сословное общество, отличавшееся четкой иерархической струк-турой. По переписи 1897 г. она выглядела следующим образом.

Высшее сословие – дворянство составляло 1,5 % населения империи (1,8 млн). Большая его часть (две трети) принадлежала к потомственным дворянам, меньшая – к личным, т. е. получившим дворянство за чиновничью или воинскую службу.

Духовенство христианских конфессий с семьями насчитывало около 590 тыс. человек (0,47 %). Городское духовенство, как правило, было более образованным и состоятельным, чем сельское.

Городскими сословиями являлись купцы и мещане. Купцов с семьями насчитывалось более 280 тыс. человек, мещан – 13,4 млн (10,7 %).

Крестьянство – непривилегированное сословие – составляло основное население империи (77 %). Россия с её почти 97 млн сельских тружеников представляла собой типичную крестьянскую страну.

К началу XX в. наряду с сословным делением общества окончательно сложилась и другая социальная структура – классовая. Она была основана не на системе привилегий, а на отношении к средствам производства и имущественном положении (имущественном цензе). Новое социальное деление было более динамичным и гибким, его формировали буржуазные, капиталистические отношения, прочно утвердившиеся в обществе.

Самыми активными были классы капиталистическо-го общества – предприниматели (буржуазия) и рабочие, становление которых происходило в пореформенный период. Менялся социальный облик купечества, прежние представители которого хорошо известны по пьесам А. Н. Островского. На их место приходили образованные деловые люди – финансисты и предприниматели. Некоторые из них (даже выходцы из мещан и крестьян) уже не стремились быть приписанными к купеческому сословию, что свидетельствовало о снижении значимости сословной принадлежности. Происходило постепенное преобразование традиционного купечества в новое поколение предпринимателей. Согласно данным промышленной переписи 1900 г. среди единоличных владельцев фабрично-заводских предприятий Европейской России выходцы из купеческого сословия составляли 26,9 %, дворяне – 19,4, мещане – 12,6, крестьяне – 9, почетные граждане – 4,5, иностранные подданные – 3,3, лица свободных профессий – 1,9, чиновники – 11, прочие – 21,2 %. Так размывались старые сословия, в том числе и дворянство. Понятия «дворянин» и «помещик» уже не всегда совпадали. Для многих дворян, после 1861 г. утративших огромные земельные владения, главным источником дохода стала государственная служба или частное предпринимательство.

Российская буржуазия формировалась из представителей разных социальных групп. Владельцы семейных объединений и больших капиталов в Москве – Гучковы, Морозовы, Рябушинские – были связаны своими корнями с дореформенным крестьянством, Третьяковы – с купечеством XVIII в. Выходцами из купцов были многие предприниматели поволжских городов (их жизненный путь красочно описан в произведениях Максима Горького).

Российская буржуазия была многонациональной по составу. В неё, кроме русских, входили польские, украинские, еврейские, немецкие, армянские, греческие и другие предприниматели. Так, в нефтяной промышленности сложились состояния шведов Нобелей, армян Лианозова и Манташевых, азербайджанцев Тагиева и Нагиева. На Украине известными сахарозаводчиками были Потоцкие, Симиренко, Терещенко.

В начале XX в. из 125,6 млн населения России индустриальных рабочих было лишь 2,6 млн. К этой категории относились те, кто был занят на крупных фабрично-заводских, горных, горнозаводских предприятиях и на транспорте. К 1913 г. численность индустриальных рабочих выросла в 1,5 раза – до 3,9 млн человек.

 

Рябушинский Павел Павлович (1871 – 1924)

 

Ряды рабочего класса пополнялись преимущественно за счёт выходцев из села, но даже обосновавшись в городе, они по сословной принадлежности считались крестьянами.

Рабочий класс, как и буржуазия, был многонациональным. Так, в Баку среди рабочих нефтепромыслов было почти 50 % азербайджанцев, другую половину составляли русские и армяне.

?

!

1. Покажите на карте основные исторически сложившиеся регионы страны. Нанесите их границы на контурную карту и укажите дату вхождения в состав России. 2. Чем вы могли бы объяснить быстрый прирост населения России в конце XIX – начале ХХ в.? Подумайте над этим вопросом, поскольку прямого ответа на него в учебнике нет. 3. Охарактеризуйте этнический состав населения России. Покажите на карте основные районы проживания упомянутых в учебнике или известных вам народов России. 4. Какие вероисповедования были распространены в России? Чем вы объясните особое положение Православной церкви в российском обществе? 5. Что собой представляло сословное общество в России в начале XX в.? Чем сословная структура общества отличается от классовой и в чем они могут совпа-дать?

Исследуем документы

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.