Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретические основы концепции Погодина



«Время, в которое мы живем, — писал Погодин, — научило нас многому и

предложило вопросы, прежде неслыханные», ответы на которые должна дать история.

Найдено много новых источников, в общих понятиях и в самой исторической науке

произошли «существенные изменения». «Столбовую дорогу» в отыскании истины в

событиях прошлого проложил Карамзин. У него Погодин учился «и добру, и языку

истории», «любви к отечеству, уважению к народным традициям». Духом критики, по

определению Погодина, он «напитывался» у А. Шлецера. Уточнял свои исторические

позиции в полемике с М.Т. Каченовским, Н.А. Полевым, Г. Эверсом, С.М. Соловьевым.

Погодин был в курсе новейших европейских исторических и философских идей. Как

многие его современники он увлекался философией Шеллинга и идеями романтизма.

Ученый пытался осмыслить национальные идеалы и традиции, место русского народа в

общечеловеческой истории, определить собственное представление о смысле и содержании

истории. «Российская история, — писал он, — это мы сами, наша плоть и кровь, зародыш

наших собственных мыслей и чувств... Изучая историю, мы изучаем самих себя, достигаем

до своего самопознания, высшей точки народного и личного образования. Это книга бытия

нашего». Следовательно, определял предмет исследования Погодин, вместо политической

истории надо изучать «дух народа», «историю ума и сердца человеческого», т.е. явления,

прежде всего личные, бытовые, религиозные, художественные: «выставить наружу»

работников и архитекторов, построивших Россию. Действия «духа человеческого» он

представлял в виде цепи событий, где каждое кольцо «необходимо держится всеми

предыдущими и держит в свою очередь все последующие». Эта гармония подчиняется

определенным условиям, законам. Провидеть ее — задача историка. Для этого Погодин

считал важным исследовать все, даже самые незначительные происшествия, их причины,

«ловить звуки», тогда можно прочесть историю так, как «глухой Бетховен читал партитуру».

Исходя из этого Погодин определял один из основных своих принципов изучения прошлого:

«собирание, очищение, распределение событий».

«Связь и ход происшествий», продолжал он, есть понятие об управлении Божием,

«поучительное зрелище народных действий, устремленных к одной цели человеческого рода,

цели, указанной благим Провидением». Но тайна Провидения «едва ли доступна человеку».

Все, что свершается, Должно было свершиться. Каждое явление в цепи событий чудо. При

этом Погодин утверждал, что «мы не слепые орудия Высших сил, мы действуем как хотим, и

свободная воля есть первое условие человеческого бытия, наше отличительное свойство».

Но так же как человеку недоступно проникнуть в тайну Провидения, невозможно и

проследить «намерения и действия человека по законам свободы». Историк не может

ответить на вопрос, почему все пошло так, а не иначе. Он может только почувствовать

«замысел Божий», причем, замечал Погодин, «не в университете, не в библиотеке» а «во

глубине души своей», интуитивно приблизиться к нему. В соединении «религиозного чутья»

и научного поиска он видит возможность приблизиться к истине. «Ум, озаренный верою,

науками подкрепится» — таков для него путь познания прошлого.

Погодин, убежденный в тождестве законов естественного и духовного мира, одним из

первых в русской исторической науке пришел к выводу о том, что поиск истины в истории

может быть таким же, как и в других науках, т.е. историческая наука может использовать

приемы изучения, применяемые в других науках. Образ историка он связывал с образом

натуралиста, который исследует все классы и виды, существующие в природе. Также и

историк, имея дело со сложнейшими категориями — человек, народ, государство, развитие

которых связано с целым комплексом свойств, — должен в деталях изучить все события,

выявить условия и корни их появления, постепенность, органичность их развития. Именно

это и делает, заключал Погодин, историческую науку действительно наукой.

Свой метод исследования Погодин называл математическим. Впервые он изложил его

содержание в магистерской диссертации «О происхождении Руси. Математическое

заключение, как он его себе представлял, есть единственный путь ведущий к цели, а прочие

«увлекают в сторону, назад, или, по крайней мере, замедляют успехи». Именно таким

методом исследуя русские летописи, он доказал достоверность сообщаемых ими сведений,

подтвердил древность их происхождения, и на этой основе представил древнейший период

русской истории.

Погодин сравнивал работу историка с работой коллекционера, например нумизмата,

разбирающего монеты по месту, времени чеканки, по материалу, из которого они

изготовлены, и, подобно В.Н. Татищеву, с работой архитектора. «Если мы хотим построить

здание, — писал Погодин, — прежде всего, должны приготовить материалы — обжечь

кирпичи, обтесать камни». Именно за эту «черную» работу он взялся сам, представив в своих

исследованиях «план, фасад строения» и для себя и для будущих времен. Только после

возведения такого «фундамента истории» можно было, по мнению Погодина, перейти к

анализу и выводам, т.е. ко второму виду исторических работ — «повествованию». Пока в

науке, констатировал он, еще недостаточно сделано в области исследования для того, чтобы

перейти к изложению собственно истории. Существующие теории не отражают существа

фактов: «Никакая теория, — писал ученый, — даже самая блистательная, никакая система,

даже самая остроумная, не прочны, повторяю в сотый раз, прежде нежели соберутся,

очистятся, проверятся, утвердятся быти, деи» (факты реальные). Именно это составляло

основное содержание работ Погодина. Свои «Исследования, замечания и лекции по русской

истории» он называл книгою «с тысячью справок и подлинных слов из разных сведений»,

«расчисткой поля» истории, чтобы другие получили возможность делать какие угодно

соображения и идти дальше. Исследователи с высшими взглядами нашли бы в этих

сочинениях «нужное знание для систем и теорий».

Написание общей истории России Погодин считал необходимым предворить

изучением отдельных ее периодов, например норманнского, монгольского, московского, и

сам дал образцы такого изучения. Важным он считал и детальное исследование отдельных

групп населения: бояр, купцов, служилых людей, смердов, отношений между князьями и т.п.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.