Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сохранение экономического могущества США,



. Соединенные Штаты Амери­ки закончили вторую мировую войну, будучи бесспорным лидером капиталистического мира. Еще до войны они рас­полагали огромнейшей экономической мощью и являлись самым богатым государством. Однако именно вторая ми­ровая война способствовала усилению могущества США, привела к их господству в послевоенном мире.

За годы войны национальный доход США удвоился, бо­лее чем вдвое возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, опирающийся на емкий внутренний и междуна­родный рынки. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, сти­мулировали обновление основного капитала. Сумма воен­ных подрядов составила 175 млрд. дол., а чистая прибыль американских монополий — 70 млрд. дол. Усилился процесс концентрации производства: количество крупных предприя­тий с числом рабочих свыше 10 тыс. увеличилось в 7 раз. Война ускорила процесс интенсификации сельского хо­зяйства: механизация и химизация производства стимулиро­вались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы.

Военные действия, а следовательно, и разрушения не коснулись территории США, и ресурсы страны с населени­ем почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходили ресурсы других капиталистических государств. В результа­те после войны США давали 60 % промышленной продук­ции капиталистического мира. На их долю приходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % — нефти, 53 % — выплав­ки стали, 17 % — производства зерна, 63 % — кукурузы. Со­единенные Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золото­го запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира.

Экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи. На Бреттонвудской конференции 1944 г., учредившей систему золотого валютного стандар­та, за долларом была закреплена роль мировой конверти­руемой валюты, его золотое содержание определилось в 35 дол. за 1 унцию золота. Доллар стал расчетной и резер­вной денежной единицей, наравне с золотом он являлся га­рантом стоимости банкнот. Одновременно были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международ­ный банк реконструкции и развития (МБРР), которые в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.

С окончанием войны перед страной встала проблема реконверсии, т.е. перевода экономики с военных на мир­ные рельсы. Она предполагала проведение военной демо­билизации и демонтаж системы чрезвычайного военного контроля и регулирования. Реконверсия проходила под контролем государства. В ноябре 1945 г. президент Г.Тру­мэн подписал закон, сокращавший налоги на 6 млрд. дол. Была ускорена продажа государственных военных заводов и запасов продовольствия частному бизнесу. С помощью правительства крупные корпорации в относительно корот­кий срок перевели военные предприятия на производство мирной продукции. Увеличился спрос на новейшее обору­дование, которое постепенно заменяло изношенное или ус­таревшее за годы кризиса и войны. Мелким и средним предпринимателям удалось воспользоваться ситуацией реконверсии и включиться в те сферы, где ранее им было трудно конкурировать с крупным бизнесом. Аналогичной была ситуация в сельском хозяйстве, где в 1945 — 1947 гг. сохранялась благоприятная рыночная конъюнктура.

После второй мировой войны Соединенным Штатам удалось избежать кризиса реконверсии, подобного кризи­су 1920—1921 гг. Эта объяснялось тем, что в результате так называемого отлаженного спроса в стране имелось около 129 млрд. дол. ликвидных накоплений, готовых соз­дать стимул для производства товаров широкого потребле­ния и для капитального строительства.

Наступление мирного времени повлекло за собой свер­тывание органов чрезвычайного регулирования. Однако это не означало уменьшения воздействия государства на эконо­мику, которое приняло другие формы. В 1946 г. был принят закон о занятости, который официально провозглашал от­ветственность государства за состояние экономики страны. Оно должно было обеспечить "максимальные" занятость, производство и покупательную способность". В соответ­ствии с законом при президенте США создавался Совет экономических консультантов (СЭК), обязанный следить за хо­зяйственным пульсом страны и представлять ежегодно док­лад президенту. Глава государства должен был в свою оче­редь направлять ежегодные экономические послания вместе с документами СЭК Конгрессу США. В докладах следовало анализировать состояние экономики и давать рекомендации как государственным органам, так и частным предпринима­телям. Конгресс учреждал Объединенный экономический комитет по изучению послания президента и составлению необходимых законодательных предложений.

Одной из проблем реконверсии стала быстро растущая инфляция. Она была вызвана ростом цен, который после­довал после отмены в конце 1946 г. государственного кон­троля над ценами и заработной платой. Пресечение ин­фляции президент назвал первостепенной задачей в эконо­мическом послании Конгрессу в январе 1948 г.

В этом же году экономика США, исчерпав стимулиру­ющее воздействие военной и послевоенной конъюнктуры, вступила в стадию экономического спада. В 1949 г. про­мышленное производство сократилось на 6 %. Безработица увеличилась с 2 млн. человек в 1948 г. до 3,4 млн. в 1949 г., что составило 5,5 % рабочей силы. Стремясь не допустить кризиса, республиканская администрация Трумэна пред­ложила программу реформ, получивших название "спра­ведливого курса". Она предусматривала повышение мини­мума заработной платы, строительство дешевого жилья для семей с низкими доходами, оказание помощи ферме­рам и финансовую поддержку штатам на цели образова­ния, введение системы медицинского страхования и др. Выполнение программы было направлено на расширение платежеспособного спроса, который рассматривался нео-кейнсианцами как один из "стабилизаторов" американской экономики. Некоторые меры были проведены в жизнь. Так, минимум заработной платы увеличился с 40 до 75 центов в час, возрос объем страховых пособий, система пенсионного обеспечения дополнительно охватила 10 млн. человек, был принят закон о строительстве 800 тыс. квар­тир для низко доходных семей в течение шести лет.

Смягчению послевоенной рецессии способствовали осу­ществление "плана Маршалла" и война в Корее. "План Маршалла", или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Мар­шаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947 г. Он предусматривал оказание помощи европейским государствам при условии использования ее для роста производства и финансовой стабилизации, сотрудничества с другими странами в снижении торговых барьеров, поставки в США дефицитных материалов, сохранения и поощрения частных американских инвестиций и предоставления еже­годных отчетов Конгрессу США. В "плане Маршалла" сог­ласились участвовать 16 европейских стран, в том числе Ве­ликобритания, Франция, Италия, Западная Германия и др. В течение четырех лет действия "плана Маршалла" Кон­гресс США выделил 13 млрд. дол., 2/3 из которых было ис­трачено на закупки американских товаров. Благодаря "пла­ну Маршалла" США избавились от излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны, а также смогли увели­чить инвестиции в экономику европейских стран.

Стимулирующее воздействие на американскую экономи­ку оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г. За­кон о военном производстве, принятый в сентябре этого же года, расширял вмешательство федерального правительства в экономику и социальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередность решения производствен­ных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы, предоставлять налоговые льготы частному капиталу в целях поощрения военного производства, вводить контроль над ценами, заработной платой. В декабре 1950 г. в стране было введено чрезвычайное положение и уже в течение первого года войны в Корее численность вооруженных сил США увеличилась более чем в 2 раза, производство военных само­летов — в 5 раз, танков, бронетранспортеров и других видов вооружения — в 4,5 раза и т.д. Расходы на производство атомного и разработку термоядерного оружия в 1952 — 1953 гг. составили 5 млрд. дол., что более чем в 3 раза превышало затраты предыдущих лет.

За время войны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд. дол., т.е. больше, чем за всю вторую мировую войну. Ускорилась амортизация новых промышленных предприятий и оборудования. В полную собственность монополий перешло в 2,5 раза больше пред­приятий, чем в первые послевоенные годы, хотя новые за­воды строились в расчете на смешанное военное и граж­данское производство в основном на государственные средства. В связи с войной в Корее объем промышленности в 1953 г. увеличился по сравнению с 1958 г. на 37 %; рас­ширилась занятость, повысились заработки за счет увели­чения основных ставок и сверхурочных работ.

Несмотря на благоприятную экономическую конъюн­ктуру, война в Корее, принесшая США 54 тыс. погибших и 103 тыс. раненых, была непопулярна в стране. Она пре­допределила поражение демократов на выборах 1952 г. Президентом страны стал герой второй мировой войны ге­нерал Д.Эйзенхауэр, с которым широкие массы связыва­ли надежды на прекращение корейской авантюры. В июле 1953 г. война в Корее была прекращена.

Республиканская администрация придерживалась кур­са на умеренное государственное вмешательство в эконо­мику, опираясь на монетаристскую политику. Весной 1953 г. были отменены все меры экономического контроля, вве­денные трумэновской администрацией. Для преодоления экономического спада 1953 — 1954 гг. правительство при­бегло к финансовым рычагам регулирования: был пони­жен обязательный уровень резервов в банках ФРС с целью поощрения выхода денежных средств на рынок; была сок­ращена с 3 до 1,75 % учетная ставка для облегчения досту­па к кредиту; правительство выбросило на рынок часть ва­лютных запасов для активизации бизнеса. В целях стиму­лирования инвестиций были сокращены налоги на корпо­рации и личные доходы. Еще более мобильно эти рычаги применялись в период третьей послевоенной рецессии 1957-1958 гг.

Вместе с тем для правительства Эйзенхауэра было оче­видно, что для поддержания расширенного воспроизвод­ства и сохранения мира в стране необходимы мероприятия в социальной сфере. Была принята программа широкомас­штабного дорожного и жилищного строительства, в соот­ветствии с которой к 1960 г. было проложено 7,5 тыс. миль шоссейных дорог. В 1955 г. был принят закон о строи­тельстве 45 тыс. квартир и домов для малоимущих семей. Однако осуществление социальных программ в эти годы не вышло за рамки крайне необходимого.

Таким образом, в течение первого послевоенного деся­тилетия Соединенные Штаты сохранили и упрочили свои позиции в капиталистической экономике. Усилилась роль государства в регулировании хозяйственной жизни стра­ны, что особенно проявилось в период реконверсии и пос­левоенных циклических спадов производства. Вместе с тем подстегивающим фактором экономического роста ста­новятся рост военных расходов, милитаризация хозяйства, осуществляемая в условиях соперничества великих дер­жав и "холодной войны".

В 1978 г. Картер предложил антиинфляционную прог­рамму. Одним из ее главных компонентов стала идея "доб­ровольных ограничений", согласно которой частный бизнес должен был воздерживаться от повышения цен на продук­цию, а профсоюзы — от борьбы за увеличение заработной платы для рабочих. Другим звеном антиинфляционной по­литики стало сокращение расходов федерального прави­тельства. Была заморожена заработная плата государствен­ных служащих, сократились ассигнования на социальные нужды. Правительственная политика содействовала некото­рому росту производства в США: с 1977 г. до середины 1979 г. среднегодовые темпы валового национального продукта составили 4 %, безработица в стране сократилась до 5,8 % рабочей силы. Однако улучшение экономической конъюн­ктуры не сопровождалось понижением уровня инфляции.

Антиинфляционной политике администрации Картера противоречил стремительный рост военных расходов. Бы­ли санкционированы новые крупные военные программы (межконтинентальные ракеты MX, крылатые ракеты, стратегический бомбардировщик "Стеле" и др.), что выз­вало опасный виток гонки вооружений. Военные расходы возросли к 1980 г. в реальном исчислении на 5 %.

Инфляция стала подлинным бичом американской эконо­мики. Если в 1977 г. ее среднегодовой уровень составлял 6,5 %, то в 1979 гг. — почти 13 %. От инфляции больше все­го страдали беднота, пенсионеры и лица с фиксированными доходами. Стремясь противостоять инфляции, они скупали товары, в которых не нуждались, опасаясь нового повыше­ния цен. Это еще более повысило спрос, а за ним последовал очередной рост цен. Вместе с тем началось как бы "бегство от денег". Богатые американцы вкладывали деньги в недви­жимость, товары длительного пользования, произведения искусства, предметы роскоши. Стремительно возросли про­центные ставки, поскольку заимодавцы требовали увеличе­ния сумм с учетом инфляции. Для оказания поддержки низ­кооплачиваемым работникам Конгресс принял решение о повышении минимума заработной платы. Выплаты по соци­альному страхованию исчислялись на основе индекса про­житочного минимума. Следовательно, с ростом цен автоматически росли и выплаты по социальному страхованию. Ма­лоимущие и пенсионеры получили сиюминутное облегчение своего положения, однако их возросшая покупательная спо­собность вызвала дальнейший рост цен. Инфляционная спираль раскручивалась все больше и больше, и рост цен ка­зался безостановочным.

В этих условиях ФРС резко повысила в октябре 1979 г. учетные ставки с целью ужесточения условий кредита и ограничения денежной массы в стране. Такая жесткая фи­нансовая политика на какое-то время понизила уровень инфляции, но одновременно вызвала экономический спад, особенно в автомобилестроении и жилищном строительс­тве. К январю 1980 г. уровень инфляции достиг сверхвы­сокой отметки — 18 %, среднегодовой индекс потреби­тельских цен возрос до 13,5 %. Оказалась недостижимой и главная цель экономической политики демократов — сба­лансировать бюджет. В 1981 г. бюджетный дефицит соста­вил 59,6 млрд дол.

К концу 70-х гг. обнажились и другие проблемы амери­канской экономики. Углубился структурный кризис ряда отраслей. Доля США в совокупном промышленном произ­водстве капиталистического мира сократилась с 42 % в 1960 г. до 36,7 % в 1980 г. Уменьшился удельный вес США в общем объеме экспорта капиталистических стран с 18 % в 1960 г. до 13 % в 1980 г. Обострилась конкурентная борь­ба с западноевропейскими и японскими монополиями как на международных, так и на внутреннем рынках США. Замедление темпов экономического роста привело к тому, что в 1980 г. уровень ВНП на душу населения США был ниже, чем в Германии, Англии и Франции, и лишь на 15 % превышал японский.

Таким образом, администрация Картера не смогла решить ни одну из острых проблем 70-х гг. Его президен­тство американские историки назвали "бесцветным", а са­мого президента — "автором грандиозных программ, ни одну из которых он не смог довести до конца".

 

50.характерные черты развития хозяйства францииВажнейшей составляющей внешнеэкономических связей Франции является внешняя торговля товарами и услугами. Внешняя торговля в настоящее время выступает катализатором экономического роста страны, необходимым условием функционирования всего хозяйственного механизма.

Укрепление экономического потенциала Франции обусловило стремительное увеличение ее внешнеторгового оборота. В целом за период 1950-1990 гг. стоимостные объемы внешней торговли товарами выросли почти в 15 раз, а за период 1990-2003 гг. - в 1,7 раза. Показательно, что в условиях глобализации французской экономики повысились темпы расширения физических объемов торговли, которые в прошлом - начале текущего десятилетия почти вдвое превышали динамику экспортно-импортных операций в стоимостном выражении и втрое опережали приращение ВВП. Как следствие этого, внешнеторговая квота (товары и услуги) в ВВП Франции повысилась с 48% в 80-х годах до 57% в 2002-2003 гг. В целом же следует отметить периодическую дефицитность французской внешней торговли товарами, в существенной мере обусловленную колебаниями цен на рынках энергоносителей и ряда других сырьевых товаров и материалов. Значительное отрицательное сальдо сформировалось в начале 80-х годов (достигло пика в 1982 г. — 15,5 млрд.долл.), затем оно снизилось и вновь выросло в 1989-1991 гг. (в среднем 11 млрд.долл. в год). С 1992 г. баланс в торговле товарами для Франции вновь стал положительным (составлял около 25 млрд.долл. в 1997-1998 гг.), однако из-за внутриэкономических проблем, снижения ценовой конкурентоспособности отечественного экспорта под влиянием роста издержек и укрепления евро, удорожания импорта энергоносителей в начале текущего десятилетия сальдовые значения торговли заметно ухудшились. В 2000 г. образовался дефицит, а в последующие годы баланс сводился лишь с минимальным профицитом.

В отличие от торговли товарами сальдо в торговле услугами является для Франции традиционно положительным, хотя и не всегда за счет этого удается покрыть дефицит в товарном обмене. Так, в 1980-1982 гг. сальдо в торговле товарами и услугами было отрицательным, и сегодня оно вновь стремится в зону дефицита. Наряду с ростом объемов и темпов внешней торговли за последние десятилетия произошли существенные изменения в ее структуре. Прогрессивные сдвиги в экономике Франции обусловили заметное увеличение в экспорте доли продукции обрабатывающей промышленности - с 73% в 1980 г. до 81% в 2002 г. Основное место в промышленном экспорте занимают машины и оборудование, чей удельный вес в общих продажах повысился с 37% до 44,5% за 1990-2002 гг., прежде всего за счет расширения поставок продукции автомобилестроения и широкой гаммы высокотехнологичных изделий (продукции ВПК, электронной, электротехнической, авиакосмической промышленности). В целом объемы французского наукоемкого экспорта, включающего помимо ма-шинотехнических товаров продукцию высокотехнологичных химических производств, достигли 53 млрд.долл. в 2002 г. (67 млрд.долл. в 2001 г.), или 16% (23%) всего вывоза страны.

Сегодня в мировой иерархии экспортеров машинотехнических изделий Франция делит с Великобританией 4-5-ю строчку, а на ряде направлений является лидером. Наиболее мощно и успешно представлен в экспортной деятельности транспортный комплекс. Зарубежные продажи продукции отечественного автомобилестроения достигли в 2003 г. 51 млрд.долл. и увеличились против 1999 г. в 1,4 раза. В структуре поставок около 60% приходится на легковые автомобили (вывоз которых рос особенно быстро) и примерно 30% - на части и компоненты автомобилей. Экспорт авиакосмической техники, частей и компонентов к ней превысил 19 млрд.долл. в 2003 г. против 15 млрд.долл. в 1999 г. (рост в 1,3 раза). На внешний рынок в 2003 г. было поставлено 185 граждан-скихмолетов (166 в 2002 г.), а компания «Эрбас Индустри» стала мировым лидером в этой области, обойдя своего основного конкурента - американский «Боинг». В том же году удалось реализовать 5 космических спутников общей стоимостью более 500 млн.долл. Экспорт продукции судостроения находился на уровне 3 млрд.долл., что втрое превосходит показатель 1999 г. (крупнейшая экспортная сделка Франции 2003 г. - продажа Великобритании примерно за 800 млн.долл. суперсовременного круизного лайнера "Queen Магу 2"). Еще около 10 млрд.долл. к экспортным объемам транспортного комплекса добавляют продажи различных двигателей и моторов. Наиболее крупные машино-технические экспортные позиции за пределами транспортного комплекса -схемы электронные интегральные и микросборки; вычислительные машины, их блоки и части к ним; аппаратура передающая для радиотелефонной связи, радиовещания или телевидения; аппаратура электрическая для коммутации или защиты электрических цепей; насосы воздушные или вакуумные; аппараты электрические телефонные (подробнее см. Приложение 2).

Важную роль в экспорте машинотехнической продукции играют поставки вооружений и военной техники, на долю которых в отдельные годы приходилась значительная часть всех экспортных продаж (например, 7% в 1985 г.).

В 2000 г. на внешних рынках было реализовано 37% продукции французского военного судостроения, 32% армейского вооружения и 29% военной авиационной техники. Французский экспорт оружия в 1997-2001 гг. составлял 10% общемирового, сама Франция являлась третьим после США и России по-ставщиком вооружений. Столь высокое положение Франции на мировом рынке вооружений в том числе обусловлено ее тесным взаимодействием с военно-промышленными комплексами Германии, Великобритании и Италии, объединенными в организацию по сотрудничеству в области вооружений (ОККАР), созданную в целях более успешной конкуренции с американскими экспортерами военной техники.

51.Экономика Японии после второй мировой войны. Реформы второй половины 40-х – первой половины 50-хгг. XX в. 2 сентября 1945 г. под ударами союзных армий, в том числе и СССР, который объявил войну Японии 9 августа 1945 г., Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. Так завершилась вторая мировая война. После окончания военных действий Япония была оккупирована американскими войсками, выступавшими от имени всех союзных держав. Верховная власть в стране перешла в руки Американской оккупационной армии, которую возглавлял генерал Д.Макартур.

Основы послевоенной политики союзных держав в отношении Японии были определены Потсдамской декларацией от 26 июля 1945 г. В ней определялась необходимость навсегда ликвидировать милитаризм в Японии, снять преграды к обновлению и укреплению демократических тенденций в японском обществе, установить свободу слова, вероисповедания и мышления, уважать и соблюдать основные права человека.

США как оккупационная держава придерживалась основных положений Потсдамской декларации. В то же время руководящие круги Соединенных Штатов прилагали максимум усилий к тому, чтобы не допустить со стороны Японии возрождения угрозы своим интересам в Тихоокеанском регионе. Кроме того, фактически сразу после второй мировой войны стала формироваться политика противостояния двух мировых общественных систем – социализма и капитализма – в форме "холодной войны". Развернулось национально-освободительное движение, в Китае, Северной Корее и Северном Вьетнаме установились коммунистические режимы.

Эти и другие процессы заставили США проводить политику демилитаризации Японии по американским стандартам. В свою очередь, правящие круги Японии, боясь, как бы капитуляция не привела к революции в стране, видели в недавнем враге – США не только своего союзника, но и потенциального помощника. В такой общественно-политической ситуации оккупационные власти провели в жизнь ряд директив по демилитаризации, в том числе и в экономической сфере.

После окончания войны японская экономика оказалась в состоянии разрухи, хотя ее производственно-техническая база сравнительно мало потерпела от военных действий, даже с учетом американских атомных бомбардировок Хиросимы 6 августа и Нагасаки 9 августа 1945 г. В то же время импорт сырья, топлива и продовольствия был практически прекращен. Большинство предприятий закрыто. Уровень промышленной продукции в начале 1946 г. составлял 14% довоенного. В стране свирепствовала инфляция: количество бумажных денег с 1945 по 1947 г. возросло в 4 раза. В конце 1945 г. реальная заработная плата рабочих составляла 13 % довоенного, также низкого уровня. Безработица в результате остановки военного производства, демобилизации армии и флота, депортации японцев из бывших колоний и ранее оккупированных территорий стала массовой и достигла почти 10 млн.. человек.

Японские монополии вначале саботировали восстановление экономики, ссылаясь на то, что действующие предприятия могут быть демонтированы в счет репараций. Заводы и фабрики закрывались по причине нерентабельности, отсутствия сырья, нехватки средств и т.д. На протяжении двух послевоенных лет промышленное производство не превысило 1/3 довоенного уровня.

Если сразу после оккупации США не ставили перед собой задачу восстановления японской экономики, то вследствие опасности социально-политических конфликтов вынуждены были оказать Японии существенную экономическую помощь. На протяжении 1946 – 1949 гг. была проведена земельная реформа, которая почти полностью ликвидировала помещичью собственность на обрабатываемую землю. Размер земельной собственности ограничивался площадью 3 га, на о.Хоккайдо – 12 га. Оставшаяся помещичья земля подлежала выкупу государством с дальнейшей продажей ее бывшим арендаторам. До января 1950 г. количество крестьян-собственников возросло с 1,9 млн. до 3,8 млн. человек, а площадь земли, сдаваемой в аренду, снизилась с 46 до 9,3 % всей обрабатываемой земли. Натуральная плата, доходившая до 50 % урожая, заменялась более низкой денежной оплатой. В результате реформы система крестьянской земельной собственности по существу стала решающей, повысилась товарность сельского хозяйства, начал возрождаться внутренний рынок.

Серьезные изменения претерпела и промышленность. Так, были распущены монополистические концерны – дзай-бацу Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда. Их акции и другие ценные бумаги подлежали распродаже среди служащих этих компаний. В 1947 г. вступил в силу закон о запрете чрезмерной концентрации экономической мощи, по которому запрещалось образование держательских компаний, картелей и других монополистических объединений, а также владение более чем 25 % акций прочих компаний.

В 1946 – 1947 гг. было введено новое трудовое законодательство: установлен 8-часовой рабочий день, повышена заработная плата за сверхурочные работы, введены оплачиваемые отпуска и социальное страхование, трудящиеся имели право на забастовки, предусматривалась охрана труда женщин и подростков и т.д. Положение японских трудящихся улучшилось по сравнению с довоенным и военным периодами.

На протяжении 1946 – 1947 гг. оккупационной администрацией была подготовлена и издана новая японская Конституция, которая вступила в силу 3 мая 1947 г. Она превратила японскую абсолютную монархию в конституционную парламентскую монархию. По новой Конституции статут императора был коренным образом изменен: из почти абсолютного монарха он превратился в "символ единства нации" и был фактически лишен политической власти. В статье 9 Конституции записано: "Японский народ навсегда отказывается от войны как суверенного права наций, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров". Зафиксирован также отказ от формирования вооруженных сил. Предусмотрено образование сил самообороны и выделение на их поддержку до 1% средств от валового внутреннего продукта. Все эти мероприятия, безусловно, сыграли важную роль в дальнейшей истории Японии, в частности в развитии ее экономики.

После принятия японской Конституции США начали осуществлять новую политику в отношении к Японии, которая в советской историографии получила название "обратного курса". Так, в 1948 г. был принят декрет № 201, который запрещал забастовки государственных служащих. С начала 1949 г. оккупационные власти приступили к обеспечению "плана экономической стабилизации" Японии. Возглавлял разработку плана главный советник по экономическим и финансовым вопросам штаба оккупационных войск, известный американский финансист, президент Банка Детройта Д. Додж. Именно им был разработан проект сбалансированного государственного бюджета, предусматривавший резкое, на 62 %, увеличение налогов, замену безвозвратных государственных субсидий на коммерческий банковский кредит, стабилизацию заработной платы, установление государственного контроля над ценами и т.д.

Были внесены существенные изменения и в систему американской экономической помощи. Был образован так называемый "эквивалентный фонд", который пополнялся средствами от продажи в Японии американских товаров, ранее поставлявшихся в порядке помощи. Из этого фонда кредитовались крупные японские компании под контроле

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.