Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация досугового общения на современном этапе



Сегодня на этапе динамичного реформировании обще­ства люди так или иначе соприкасаются с весьма обильной информацией, а вот «переварить» ее далеко не всегда успе­вают и могут. Окружающая нас жизнь настолько насыщена событиями, что надо думать в первую очередь о том, чтобы помочь человеку поразмышлять, оценить, взвесить увиден­ное и услышанное, обменяться мнениями и суждениями по этому поводу.

Большое влияние на характер свободного общения оказывает широкое развитие средств массовой информации. Оно заключается не только в обогащении и содержании досуговых контактов, но и в появлении целого ряда не прак­тиковавшихся ранее форм межличностного воздействия.

Наряду с общими чертами развлекательно-игровая коммуникация обладает целым рядом специфических и даже уникальных качеств. Прежде всего ей свойствен особый демократизм, неофициальность, легкость установления межличностных связей. Человек, включившись в игру, сравнительно быстро обретает столь необходимые для пол­ноценного общения раскованность, свободу, непосредст­венность.

Игровые контакты являются отличным средством, сни­мающим или нейтрализующим застенчивость, замкнутость, излишнюю официальность, чопорность и другие качества, довольно часто мешающие завязыванию новых знакомств и закреплению дружеских отношений.

Как специфический вид общения игровые контакты обладают значительными информационно-воспитательными возможностями. В процесс очень многих игр легко и орга­нично вплетается бытовая разговорная беседа. Несмотря на ее кажущуюся мимолетность и некоторую легковесность, она всегда позволяет обменяться основными новостями и обсудить наиболее значительные события.

Нельзя забывать, что игровая компания, особенно в устойчивом, постоянном составе - это своего рода микро­коллектив людей, объединенных общей целью и деятельнос­тью. И каждый по своему опыту знает, сколь влиятельными и авторитетными могут стать вырабатываемые здесь мнения, суждения, вкусы.

Особенно интересен коммуникативный аспект такой формы развлекательных занятий, как танцы. По дан­ным, полученным социологами, лишь 15% приходящих па танцевальные вечера нужны именно танцы в собственном смысле. Основным же мотивом посещения танцев является возможность общения со сверстниками. Танцы очень удобны и для встреч с друзьями, и для завязывания новых знакомств. Царящая здесь атмосфера и правила этикета обуславливают особую простоту и легкость вступления в беседу. Танцевальные вечера расширяют сферу повседнев­ного общения молодого человека, представляют столь важ­ный на ранних этапах знакомства повод для повторных встреч, способствуют зарождению и углублению контактов.

Потребность в общении, включая и досуговое общение, достаточно ярко выражена буквально у всех возрастных категорий населения. Однако нет никакого сомнения в том, что наиболее «коммуникабельной» является все-таки моло­дежь. Это объясняется целым рядом причин.

Главная из них - само социальное положение молоде­жи и те специфические вопросы, которые ей приходится решать. Юность - это пора активного самопознания и само­утверждения, а сделать это можно только в общении и через общение.

Молодежь находится в постоянном ожидании встреч. На раннем этапе это связано с поисками приятелей, товари­щей и друзей. Несколько позже очень важными становят­ся матримониальные мотивы - молодые люди стремятся к созданию собственной семьи. Вполне понятно, что и то, и другое также невозможно вне рамок межличностного обще­ния. Вот почему следовало бы более внимательно отнестись к организации этой части досуга не только с педагогических, но и с социальных позиций. Как сделать, чтобы возникающее здесь общение было оптимальным по своему содержанию, структуре, степени близости. Как помочь людям обрести новых друзей, сменить круг общения, если в этом есть необ­ходимость. Как сделать, чтобы возможность выбора стала богаче и т.д. Все это отнюдь не праздные вопросы, а насущ­ные проблемы конструирования человеческого счастья.

Молодежное общение во многом специфично по свое­му содержанию и структуре. Нетрудно заметить, что в нем особенно ярко проявляются самоцельность и самоценность личностных коммуникаций. Довольно часто молодым людям вполне достаточно встречи в собственном смысле слова, независимо от ее конкретного деятельного содержания. Удовольствие доставляет даже элементарное «ничегонеде­лание». Общение молодежи отличается ярко выраженной «разговорностью». И источник ее вполне понятен - в этом возрасте так важно осмыслить, обсудить, выверить на дру­гих одолевающие и волнующие проблемы.

«Общение лицом к лицу» в небольшой группе людей или компании, как считают исследователи молодежных про­блем, если оно носит сравнительно устойчивый характер, основанный на общности интересов, открывает гораздо большие возможности для внутренней раскованности и эмо­циональной глубины контакта, для более полного самовы­ражения, внимания друг к другу и взаимопонимания, чем любое другое общение, несущее на себе печать интенсифи­кации и массовости, а следовательно, фрагментарности и спешки. Вероятно, именно этим можно объяснить наблю­дающееся среди молодых людей тяготение к микрообщению (триады, диады).

Вместе с тем нельзя забывать, что сама по себе моло­дежная потребность в общении еще не означает, что реали­зация ее будет обязательно развиваться в продуктивном русле. Молодой возраст - это возраст активных нравствен­ных исканий, в процессе которых человек определяет свою позицию по отношению к другим людям. На этом пути всегда возникает много тревог, сомнений, разочарований. Сти­хийное уличное общение, несмотря на целый ряд привлека­тельных его сторон в культурном отношении, нередко оказывается ущербным. С улицы дуют не только добрые, но и злые ветры.

Среди форм общения, ориентированных прежде всего на молодежную аудиторию, особую популярность завоевали клубные вечера и встречи в постоянно действующих клубных кафе. Эта работа настолько прочно вошла в практику, что многие новые проекты социокультурных сооружений пре­дусматривают для такого досуга как соответствующие поме­щения, так и необходимое оборудование.

По сравнению с другими формами контактов свобод­ное общение в клубном кафе имеет много своеобразного. Обстановка, стиль, обычаи и правила поведения, психологи­ческий настрой располагают к неспешному разговору, обме­ну новостями, спокойному отдыху. Удачное сочетание интимности и некоторой праздничной приподнятости вызы­вает у людей самочувствие подобное тому, какое они испы­тывают в гостях у добрых и близких знакомых.

Основным элементом свободного общения в клубном кафе являются дружеские контакты с соседями по столику. Даже в том случае, когда тут собираются незнакомые или малознакомые люди, они, как правило, быстро сходятся и легко вступают в разговор на самые различные темы.

В содержательном отношении досуговые занятия от­дыхающих в кафе впитали все лучшее, что выработано прак­тикой рекреационной деятельности. Посетители такого кафе имеют возможность поиграть в настольные игры, по­смотреть небольшие концертные программы, послушать му­зыку, потанцевать и т.д.

Большую популярность в клубных кафе завоевали встречи с интересными людьми. Следует сразу подчеркнуть, что в данном случае речь идет о встречах, существенно отли­чающихся от программ с тем же названием, проводимых в больших клубных залах. Сама аудитория кафе, представля­ющая сравнительно .небольшую группу людей, позволяет добиться полной интимности, непринужденности, домашно­сти. Разумеется, и здесь могут быть выступления с эстрады. Однако большую часть времени гости проводят вместе и на­равне со всеми: сидят за столиками, беседуют с соседями, слушают других выступающих. Эти, казалось бы, незначи­тельные обстоятельства придают общению особую прелесть. Возникает возможность индивидуального контакта с инте­ресным человеком; возможность лично с ним побеседовать, задать ему какие-то особые вопросы и т.д.

Свободное общение в клубных кафе хорошо дополня­ют умело подобранные экранные и другие демонстрации. Особенно часто они практикуются в тех случаях, когда в программу вечера включены встречи с членами художе­ственно-творческих групп и любительских объединений, которым всегда есть, что показать и рассказать.

Нельзя не отметить, что в условиях бурного развития рыночной экономики практика организации клубных кафе столкнулась с очень серьезными трудностями. Весьма слож­ной стала проблема сделать их рентабельными и вместе с тем доступными для рядового посетителя. Здесь нелегко да­вать какие-то практические советы - в каждом конкретном случае вопросы решаются по-разному. Хочется верить, что эта идея все-таки не умрет, как не умерла она в не менее трудные времена (вспомним историю, когда ассортимент клубных кафе и буфетов состоял в основном из «желудевого кофе» и «овсяных лепешек»).

Просветительно-воспитательные возможности встреч как формы общения значительно повышаются, когда органи­заторы объединяют отдельные встречи в рамках постоянно действующего клуба интересных встреч. Сразу же оговорим­ся, что слово «клуб» используется в данном случае весьма условно. Клубы интересных встреч в строгом смысле слова не являются ни любительскими объединениями, ни какими-либо другими самодеятельными формированиями. Они гораздо больше похожи на цикловые программы, хотя суще­ственно отличаются от последних содержанием работы и способом воздействия на аудиторию.

По сравнению со встречами в собственном смысле слова встречи, проходящие в рамках клуба, обретают ряд дополнительных качеств. Аудитория их более стабильна, встречи организуются по плану и имеют определенную логи­ческую взаимосвязь. Четкая специализация на работе опре­деленного типа позволяет поставить ее на более прочную организационно-методическую основу: используются або­нементы, вводится единый традиционный день сбора и т.д.

Постоянно посещающие клуб имеют возможность решаю­щим образом влиять на тематику, содержание и форму встреч, от них исходит инициатива и во многих других воп­росах.

Клубные встречи, в какой бы конкретной модификации они не осуществлялись, обладают большим педагогическим потенциалом. Они в наибольшей мере соответствуют сущно­стной природе наших социокультурных центров как органи­заторов воспитывающего общения. Тщательно подбирая людей, приглашаемых на клубные встречи, мы используем могучую педагогическую силу живого примера. Это особое, глубоко специфичное направление формирования личности. Патриотизм, преданность Родине, боевая отвага, трудовая доблесть, творческое отношение к делу предстают здесь в предельно конкретном выражении: они воплощены в чертах реального человека. Встреча с таким человеком спо­собна вызвать самые глубокие переживания. Люди получают поистине уникальные сведения: зачастую их не услышишь и не узнаешь из других источников. Как правило, глубоко впе­чатляет и сама по себе индивидуально-личностная форма рассказа - мы лицом к лицу сталкиваемся с действительным участником или очевидцем события, получаем сообщения из первых рук. Все это делает воспитательное воздействие осо­бенно авторитетным, убедительным. Многие встречи надол­го западают в душу, производят неизгладимые впечатления.

Вместе с тем сама по себе встреча с интересным челове­ком составляет лишь одну сторону социокультурного про­цесса. Вертикальное общение в данном случае не является самоцелью. Оно стимулирует и активизирует культурное общение, развивающееся по горизонтали, - общение посто­янных посетителей клуба интересных встреч друг с другом. Все, что производит на людей сильное впечатление, обяза­тельно становится предметом горячих споров и обсуждений. В этом смысле любая удачно организованная встрече спо­собствует обогащению содержания повседневных ЛИЧНЫХ контактов. Совместное осмысление и анализ разнообразных нравственных и иных коллизий, а именно они чаще всего составляют основу и сюжет рассказов и выступлений, без сомнений, являются одним из важных путей реализации мощного культурогенного потенциала досугового общения.

В нашей стране появилось много разнообразных форм организации свободного общения, рассчитанных на строго определенный контингент отдыхающих. К ним прежде всего следует отнести вечера-встречи для тех, «кому за тридцать». Эти вечера существенно отличаются от других программ, в том числе и от наиболее близких им по ряду формальных признаков традиционных вечеров отдыха. Появление в мето­дическом арсенале специальных форм общения людей сред­него возраста связано с некоторыми особенностями их коммуникативных и рекреационных потребностей. Суще­ствует большое число мужчин и женщин, которые по тем или иным причинам не имеют собственной семьи: одни всю жизнь оставались одинокими, у других дети выросли и стали самостоятельными и т.д. Чаще всего эти люди активно тру­дятся и, следовательно, имеют достаточно развитую сферу производственно-профессиональных контактов. Тем не менее общая структура общения у них в чем-то ущербна и устранить эту ущербность только собственными силами не все могут, да это и не так легко, как кажется.

Используемые здесь технологии имеют довольно суще­ственные отличия от методик, которые ориентированы на организацию общения молодежи. Прежде всего в этих усло­виях резко возрастает удельный вес чисто коммуникативных элементов. Если в молодежной аудитории общение развер­тывается прежде всего на базе многообразных развлечений, то в программах «Для тех, кому за тридцать» развлекатель­ные занятия хотя и остаются, но явно уходят на второй план. В данной ситуации можно с полным правом говорить об общении как о вполне самостоятельном и самоценном виде деятельности, об общении ради общения.

Нельзя не отметить, что, оказываясь в среде сверстни­ков, близких к нему по своей ориентации, человек чувствует себя более уверенно: пропадает неизбежная в иных ситуаци­ях стеснительность, легче определяется предмет разговора, быстрее выявляются какие-то общие пристрастия и увлече­ния. У людей в данном случае появляется больше возможно­стей непосредственно включиться в предлагаемые занятия: подобрана соответствующая художественная программа, с учетом специфики возраста строятся развлечения и т.д.

К сожалению, у нас очень часто с совершенно не понятной стыдливостью игнорируются вполне естественные для одиноких людей среднего возраста матримониальные мотивы. Между тем учет этих мотивов при организации общения был бы очень и очень полезен. В социальной прак­тике есть немало отработанных способов и приемов, способ­ствующих органичному завязыванию новых знакомств и расширению структуры общения.

Определенные особенности имеет методика организа­ции культурного общения семейных людей. Членам зрелой семьи, особенно при наличии детей, трудно пожаловаться на дефицит общения. Однако структура общения и здесь не является идеальной. С созданием семьи резко увеличивается продолжительность домашнего труда и происходит повыше­ние удельного веса индивидуальных форм потребления куль­туры. Особую роль в данном случае начинает играть телевидение, которому, как показывают опросы, отдается более половины времени, связанного с бытовым участием в культуре. Следовательно, домашнюю направленность при­обретает и общение. Главной его формой становится прием гостей и хождение в гости. В зрелых семьях эти затраты сво­бодного времени несколько снижаются, но остаются доста­точно высокими.

Совершенствование досуга семейных людей - этой са­мой многочисленной группы взрослого населения - предпо­лагает выведение общения из узкосемейных рамок. И вот здесь мы сталкиваемся с рядом серьезных препятствий. Объективно тяга к внесемейному общению у людей есть. Од­нако реализовать ее нелегко - не хватает свободного време­ни, не с кем оставить детей - вот причины, которые чаще всего называют матери и отцы семейств, когда их спрашива­ют, «почему они редко выбираются из дома».

Нет никаких сомнений, что социально-культурные центры должны идти по линии внедрения специализирован­ных форм работы. Наиболее освоенными из них являются так называемые семейные дни и вечера, когда организуются детские комнаты с игротекой, чаепитием и всем прочим, что необходимо самым юным посетителям, пока их родители от­дыхают по своей собственной программе.

На современном этапе одной из важнейших задач работы по организации общения семейных людей является формирование привычки к культурно обогащающему досу­гу. Ведь именно этих качеств так недостает и гостевому застолью, и межсоседским контактам, и так называемым околодомашним формам общения (домино, карты, другие игры во дворе). Серьезного совершенствования требует как содержание, так и структура досугового общения. Проблема расширения знакомств для семейных людей менее злобод­невна, чем для молодежи, однако сбрасывать ее со счетов не следует. Являясь организатором культурного общения, центр может сделать много полезного в деле образования новых досугово-бытовых взаимосвязей.

На определенном этапе своего развития свободное об­щение, не меняя качественной сути, приобретает ряд допол­нительных характеристик. Контакты становятся более регулярными. Намечается определенная периодичность встреч. Состав тех, кто вовлечен в сферу свободного общения, претерпевает определенную дифференциацию, в результате которой образуются так называемые группы по интересам. Иначе строится и организация общения. Менеджеры досуга получают возможность более действенно влиять на содержа­ние свободных контактов. Теперь уже дело не ограничивает­ся созданием элементарных условий для общения в комнатах отдыха, гостиных или кафе. Каждую очередную встречу при­ходится тщательно готовить и проводить по всем правилам социокультурных технологий. Свободное общение на этом этапе делает первый шаг по направлению к обособлению и определенной стабильной общности. Но пока еще оно оста­ется именно свободным, со всеми присущими ему качествами.

Обособляясь и достигая определенной зрелости, груп­пы общения могут стать ядром для полустабильных ауди­торий цикловых программ, а затем и для стабильных само­деятельных объединений. Вместе с тем первое здесь не заме­няет второе и сам процесс перерастания не должен фор­сироваться искусственно. Этим совершенно различным уровням досуговой деятельности и общения целесообразнее всего функционировать параллельно, взаимоподкрепляя, питая друг друга. Только тогда они станут в полной мере отвечать самым различным устремлениям, желаниям, потребностям посетителей и будут учитывать реальную под­готовленность людей к определенным видам культурного взаимодействия.

Особого внимания здесь заслуживают снова возродив­шиеся у нас салоны. Эти собрания людей, объединенных общими интересами, отличаются рядом характерных признаков. Прежде всего они представляют общности, не имеющие четкой внутренней организации. Своеобразна и возникающая в этих общностях деятельность. Она в значи­тельной мере основана на спонтанной активности аудито­рии, в ней нет сколько-нибудь определенного деления на выступающих и слушателей, а развертывающиеся контак­ты отличаются практически полным отсутствием формали­зации.

В соответствии с реальным многообразием любительс­ких интересов общение в салонах может иметь самое раз­личное содержание. Однако чаще всего оно ограничивается рамками искусства. На практике это выражается в возник­новении литературных, музыкальных, театральных салонов, салонов, в которых собираются люди, интересующиеся эти­ми видами художественной культуры.

Со временем содержание этой перспективной формы свободного общения будет, видимо, обогащаться. Уже сегод­ня имеются примеры того, как плодотворно могут функцио­нировать салоны болельщиков, коллекционеров, тех, кто увлекается рыбалкой, охотой, садоводством и т.д., причем именно салоны, а не любительские объединения.


На современном этапе в системе организации повсед­невного общения самым затейливым образом переплелись победы и неудачи, достижения и просчеты, плюсы и минусы. В целом расширение гласности, утверждение социально-политических свобод и развитие демократических основ общественной жизни способствовали заметному оживлению коммуникативных процессов. Со снятием цензуры прочно утвердилась свобода печати. Газеты, журналы, радио и теле­видение стали, по сравнению с прежними временами, намно­го интереснее. В них появилась масса новых тем, проблем и сюжетов.

Все это самым положительным образом повлияло на содержание и структуру повседневного общения. Люди перестали бояться и обыденные разговоры сразу же приоб­рели большую откровенность, открытость, смелость. Не будет преувеличением сказать, что в этом отношении мы ничуть не отстаем от других демократических стран.

Развитие рынка и новых общественных отношений, без сомнения, обострило у людей интерес к проблемам повышения своей коммуникативной квалификации. По этой тематике появилось много книг. Вопросы общения активно обсуждаются на страницах периодической печати. Соответ­ствующие учебные курсы все более и более утверждаются в школах, колледжах и вузах. Завидной популярностью пользуются центры, студии и другие объединения, в которых желающие могут получить знания по психологии личност­ных коммуникаций и освоить необходимые умения и навыки.

Вместе с тем рыночная реформа серьезно ударила по утвердившейся в прежние времена системе организации досугового общения. Очень большие трудности переживает в настоящее время наша клубная сеть. Начнем с того, что она заметно сократилась. Многие дома и дворцы культуры живут сегодня за счет сдачи своих помещений в аренду. Неизмеримо увеличился удельный вес платных услуг, став­ших для большинства людей «не по карману». В совершенно жалком состоянии оказалась система массового кинопрока­та и кинообслуживания. О доступности для рядового зрите­ля театров вообще говорить не приходится. Финансовый кризис закрыл для многих двери кафе и ресторанов.

Очень печально об этом говорить, но организацию сво­бодного времени мы находимся сегодня зачастую в худшем состоянии, чем прежде. Причем дело здесь далеко не всегда сводится к ограниченным материально-техническим ресур­сам. Гораздо чаще просто не хватает внимания, заботы, ини­циативы.

Анализируя современное состояние досуговых контак­тов, мы можем с полным основанием говорить о повышении у людей общительности и стремления к общению. Однако жизнь противоречива. Наряду с усиленной интеграцией мы замечаем и процессы иного свойства. Возьмем тот же самый рост городского населения. На первый взгляд, казалось бы, все это должно не затруднять, а наоборот, облегчать взаимо­действие человека с человеком. Между тем дело обстоит гораздо сложнее.

Современный дом, квартал, микрорайон. Как связаны между собой живущие здесь люди? Есть ли у них возмож­ность встречаться и место, где это можно сделать? И что нужно предпринять организаторам досуга?

На протяжении нескольких последних десятилетий эти вопросы буквально не сходили со страниц нашей периоди­ческой печати. Выдвигались разнообразные предложения и рекомендации. Такое же оживленное обсуждение велось на многочисленных конференциях, совещаниях, симпозиумах. И все-таки в практическом отношении удалось добиться весьма немного.

Сегодня, пережив серьезный кризис, обретает новые силы жилищное строительство. Успешно расселяются «ком­муналки». Это очень радостное явление. Но оно имеет и одну существенную горчинку. Очень часто с переездом рвут­ся старые, годами безотказно действовавшие связи, а новые завязываются не всегда или не так, как бы хотелось.

Массу проблем несет с собой все более усиливающаяся миграция населения. Человек, впервые попавший в город, сталкивается здесь с иными законами и масштабами общ


ния. В городских условиях происходит ослабление родствен­ных и соседских связей. Складывается совершенно иная система контроля над поведением.

С расширением урбанизации усиливается анонимный характер общения. Люди могут прожить несколько лет в одном доме и не знать друг друга. Опрос жителей в одном из микрорайонов современной Москвы показал, что пример­но половина из них не имеет никаких контактов со своими непосредственными соседями. В то же время многие хотели бы изменить столь ненормальное положение. Они горячо одобряют идею соседских взаимосвязей и товарищеской взаимопомощи.

Парадоксальность положения заключается в том, что, с одной стороны, мы видим несомненное увеличение тяги к общению, а с другой - наблюдается явная диспропорция в соотношении между индивидуальными и совместными формами использования свободного времени.

Сущностной особенностью общения людей является то, что оно требует определенного постоянства, регулярнос­ти, систематичности. И если ради концерта, спектакля чело­век способен преодолеть какое-то расстояние, повседневные встречи предполагают, чтобы место их проведения находи­лось, как говорят, «под боком».

В процессе дискуссионного обсуждения проблемы культурного общения было высказано много разнообразных предложений. Вот некоторые из них, взятые нами со страниц периодической печати.

Предложение первое. «Как бы было хорошо, если бы были такие места типа дискотек. Это очень интересная фор­ма досуга молодых. И тут же рядом - комната для детей с воспитателем. Такие небольшие дискотеки или комнаты отдыха можно организовать буквально в каждом микрорай­оне. Ведь есть же при ЖЭКах клубы для детей. Так почему бы вечерами эти же помещения не отдавать взрослым? Намного интереснее стала бы жизнь семьи. И было бы у нас больше друзей».

Предложение второе. «Я мечтаю о том, чтобы по вече­рам школа превращалась в клуб (сейчас занятия проходят, как правило, в одну смену). Здесь можно было бы принять участие в спортивных соревнованиях - к нашим услугам спортзал - и потанцевать в актовом зале, и обсудить новин­ки литературных журналов... А музыкальные школы? Где, как не там бы могли собираться любители музыки. А добро­вольные общества? Они очень оживили бы свою работу, если бы создали при своих организациях подобие клубов».

Предложение третье - находить помещение и откры­вать миниатюрные, но удобные для посещения жителями микрорайона, улицы или квартала клубы, которые как раз и стали бы центрами досугового общения по месту житель­ства. Дворцы и дома культуры, считают сторонники этой точки зрения, предназначены для проведения торжеств, зре­лищ и других массовых мероприятий. Наряду с такими боль­шими культурными центрами нужна сеть малых клубов, где собирались бы люди, объединенные общими интересами, возрастом, соседством и т.д.

Четвертое предложение касается создания более бла­гоприятных условий для так называемого околодомашнего общения. Этот вид общения особенно популярен у всех воз­растных категорий населения в летний период года. Речь идет о том, чтобы каждый городской дом или квартал имели зеленые уголки отдыха со скамейками, игровыми столиками, детскими и игровыми площадками, простейшими аттракцио­нами. Короче говоря, возле дома должно найтись место за­нятий всем - от малышей до ветеранов.

Современный человек, не выходя из своей квартиры, может получить очень многое из того, зачем совсем недавно ему надо было идти в клуб, библиотеку, кинотеатр, концерт­ный зал. Пожалуй, только одно не в состоянии заменить даже самые современные телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры - непосредственное живое общение. Как пока­зывают наблюдения и специальные исследования, тяга к нему не только не спадает, а даже увеличивается.

На страницах наших газет и журналов практически ни­когда не умолкает разговор о соседях, соседстве, общении, досуге, отдыхе по месту жительства. Выступающие с огорче­нием и тревогой говорят, что многоэтажный дом делает человека замкнутее. Расселившись по отдельным квартирам, люди как бы отгораживаются друг от друга. Даже члены вполне благополучных семей жалуются на го, что сидеть все время только в собственной квартире скучно. Хочется встре­титься с другими семьями, соседями. А где? Конечно, можно у себя дома. И здесь, наряду с традиционным хождением в гости, уже родились новые формы, о которых пойдет речь. Но, видимо, этого недостаточно - встает вопрос о более мас­штабном решении проблемы общения по месту жительства. Здесь нужна продуманная, научно обоснованная организа­ция микросреды, в которой интенсивно формировались бы добрососедские отношения и возникали новые человеческие взаимосвязи.

В современных условиях следует шире распространять опыт оборудования под холлы цокольных этажей много­этажных домов. Интересной является новая серия зданий, чердаки которых перекрываются специальными оболочками, в результате чего образуются широкие просторные помеще­ния, вполне пригодные под комнаты для кружковой работы и детские клубы.

В летнее время отличным местом общения и отдыха может стать двор. Но, разумеется, при условии, если он соответствующим образом оборудован. Речь идет о дворо­вых уголках отдыха, обустраиваются которые с минималь­ной затратой материальных средств.

В контексте нашего разговора нельзя обойти внимани­ем и проблему организации культурного досуга сельских жителей, особенно там, где нет стационарных учреждений культуры. В маленьких селах и деревнях давно уже назрела острая необходимость в небольших культурных центрах, которые могли бы стать общедоступным местом досугового общения на каждый день. Совместный просмотр телепере­дач, видеофильмов, житейские разговоры, беседа, обсужде­ние новостей - вот наиболее характерные из возможных здесь форм культурно-досуговой деятельности. На первый взгляд, эти формы весьма незамысловаты. Однако на повер­ку оказалось, что маленькие клубы при правильной органи­зации их работы таят в себе очень большие социокультурные возможности. Даже в социальном плане при такой постанов­ке дела в жизни людей появляется что-то новое. Традицион­но-соседские отношения видоизменяются и укрепляются, за счет общедоступного для всех совместного досуга, сплачива­ющего людей в более прочную, чем прежде, соседскую общ­ность.

Массу интереснейших идей дали проведенные в после­днее время конкурсы «Культурно-оздоровительные центры нового типа». Среди них дворовые зоны отдыха с исполь­зованием типовых бытовок, культурно-досуговое простран­ство в секционных жилых домах на основе общей продоль­ной лестницы, миниатюрные сооружения во дворах с использованием легких элементов, отсеки для малых клу­бов в цокольных этажах и чердачных помещениях и т.д. Заслуживают внимания инновационные предложения по внедрению программ длительной тематической рекреации в городских парках культуры и отдыха.

Несколько лет назад родилась интересная инициатива по созданию благоприятных условий для городского обще­ния улично-площадного типа. Все началось с оборудования пешеходной зоны на московском Арбате. Теперь с уверен­ностью можно сказать, что эксперимент себя полностью оправдал. Появилась уникальная возможность реального нарушения давно устаревшего правила: никогда и ни с кем на улице не знакомиться. Пешеходная часть зоны стала отличным местом всевозможных молодежных встреч и мес­том свободного общения для людей старшего возраста.

Столичный пример оказался заразительным. В России сегодня трудно найти город без пешеходных досуговых зон. Повсюду их оснащают маленькими кафе, ресторанчиками, бистро, погребками. Особенно живописный вид обретают такие улицы в летнюю пору, когда столики под тентами выд­вигаются прямо на тротуар. Если к этому добавить неуго­монных фотографов, художников, уличных музыкантов, лотошников, организаторов игровых развлечений, то мы получаем веселый и яркий клуб под открытым небом.

Одной из важных задач работы по организации досу­гового общения является сегодня оказание людям помощи в преодолении не столь уж редкого в нашей жизни состоя­ния одиночества. В словарях русского языка слобо «одино­чество» чаще всего определяется через психологическое понятие «состояние». В.И. Даль и СИ. Ожегов рассматри­вали одиночество как состояние одинокого человека, В сло­варе «Психология» под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского мы читаем: «Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоля­ции от других людей».

Проблему одиночества едва ли можно считать, как это иногда делают, порождением нашего века. Она является вечной и характерной для всех времен и народов. Исключи­тельно большой интерес к этой проблеме всегда проявляла великая русская литература. Достаточно вспомнить Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова с их пристальным внима­нием к маленькому одинокому человеку.

Ничуть не меньше великолепных книг, посвященных теме одиночества, мы можем найти и в зарубежной литера­туре. В этом ряду «Одиночество бегуна на дальние дистан­ции» Аллана Силлитоу, «Одиночество на площади» Иосиэ Хотта, «Одиночество в Вавилоне» Иозефа Рединга, «За­бавное одиночество» Филиппа Соллерса и многие другие романы и повести.

Талантливое раскрытие тема человеческого одиноче­ства получила в кинематографе, особенно в лентах Ингмара Бергмана, Микеланжело Антониони, Андрея Тарковского.

В целом нельзя не отметить, что чуткое к человеческим бедам искусство сделало в познании такого социопсихоло­гического феномена, как одиночество, значительно больше, чем наука. Научные изыскания по этой проблеме даже сегодня можно перечесть по пальцам. Что касается нашей страны, то их в сталинский период не было вообще: здесь привыкли заносчиво провозглашать оптимистический лозунг: «У нас одиноких нет!»

Анализируя отношение людей к проблеме общения и одиночества, мы отчетливо видим, что некоторые из них отнюдь не считают одиночество трагедией или несчастьем. Более того, как полагают эти люди, пребывание в состоянии одиночества - это вполне нормальное явление, по-своему формирующее и закаляющее личность. Вот отрывок из одно­го напечатанного в журнале письма: «Одиночество — особая страна, планета, пребывание на ней требует мужества, неза­висимости, духовной самостоятельности, наконец, честнос­ти. Здесь ты остаешься наедине с самым строгим и неподкуп­ным судьей - своей совестью.

Убеждена, что не испытав одиночества, невозможно стать человеком. Оно закаляет ум и выковывает характер.

Предвижу недоумение: "Разве есть что-нибудь желан­нее человеческого тепла, участия, понимания? Разве обще­ние не является высшей душевной роскошью?" Конечно, да. Не случайно же стремятся к ним все люди без исключения -сильные и слабые, интеллектуалы и простаки. Но одиноче­ство даст вам возможность оценить общение, дружбу, наслаждение беседой с единомышленниками еще более пол­но. Сделает вас незаменимым и желанным собеседником, советчиком, слушателем.

Одиночество — таинственный мир, который каждый должен открывать заново. Здесь нет проторенных маршру­тов и компаса. Но, может быть, некоторые люди просто не доросли до него, как до состояния души? Кстати, не задумы­вались ли вы над тем, что все великие люди не мыслили свою жизнь без периодов одиночества, дорожили минутами, про­веденными наедине с собой, своей обостренной душевной болью, сомнениями?

Яростно горевавший по поводу своего одинокого по­ложения Гоголь больше всего на свете любил дорогу; скита­ниям по городам и странам предпочитал благостное прожи­вание в родном городе с близкими и друзьями. Разве не одиночеству мы обязаны итогами Болдинской осени, "Фау­стом", мучительными в своей озаренности портретами Ремб­рандта?

Так почему же теперь мы считаем одиночество подлин­ным несчастьем, бичом своей жизни?»

Приведем еще одно такое же, по сути, суждение. Не отвергая существенных минусов одиночества в молодые годы, автор журнальной дискуссии пишет: «И все-таки, мне кажется, это даже очень хорошо, что юноши и девушки уже в шестнадцать лет познают одиночество, потому что, повзрослев, они будут дорожить своими друзьями, добрыми


знакомыми, дружбой вообще, любовью. Кто не знает цены одиночеству, тот не знает цены любви, дружбе, семьи. Надо пройти через одиночество, чтобы потом никогда не быть одиноким. Одиночество - это несчастье, но пережить его нужно гордо и достойно. Вы еще будете счастливы, жизнь-то продолжается, а одиночество пройдет.

«Почему мы так отчаянно реагируем на одиночество?» - пишет психолог Н. И. Козлов. «Мне нравится быть с людь­ми, но я умею жить один - и праздную свое одиночество. Одиночество - это состояние, когда ушли все посторонние, и я остался наедине с самым близким человеком - с самим собой. Кстати, мне остался еще целый мир, мир вокруг меня. О чем плакать?»1

Наиболее распространенным типом одиночества явля­ется дискомфортное состояние, в которое попадает человек при болезненной социальной адаптации в связи с его пребы­ванием в условиях новой социальной среды. Такое нередко случается при определении ребенка в детский сад, школу и т. д. Нечто подобное может происходить и в ситуациях, ког­да молодой человек переходит из одной детсадовской или ученической группы в другую. Приспособительные реакции у людей бывают быстрыми и медленными. В последнем слу­чае взаимосвязи индивида с новым социальным окружением складываются сложно, а иногда остаются вообще на уровне неполного и неустойчивого приспособления.

В нашей жизни есть несколько периодов, когда возни­кает наибольшая вероятность оказаться в состоянии одино­чества. И многие действительно не минуют этого. Прежде всего здесь надо назвать подростковый возраст, который вообще относится к числу критических периодов онтоге­неза, связанных с кардинальными трансформациями в сфере сознания, деятельности и межличностных отношениях инди­вида. Характерной особенностью общения человека на этом этапе является выдвижение в нем на первый план эмоцио­нально-личностных смыслов. Нередко здесь распадаются старые межличностные связи и начинают формироваться новые, это время первой любви с ее неизменными радостями и огорчениями, очарованиями и разочарованиями. Тут, как и в жизни, человеческого счастья никогда не хватает на всех, и кто-то обязательно оказывается обойденным или считает себя обойденным.

Очень сложным и кризисным для многих становится период завершения трудовой деятельности и выхода на пен­сию. Здесь также ломается накатанный и привычный строй жизни, особенно когда человек, что называется, всецело жил своей работой. Теперь ее не стало, как не стало рядом лю­дей, с которыми шел рука об руку многие годы.

Анализ опыта показывает, что в целом ряде случаев дискомфортное положение человека в системе общения, в частности рассматриваемое нами одиночество, бывает обусловлено сугубо личными качествами этого человека. Здесь может мешать многое: врожденная социофобия, завышенное представление о себе самом, откровенный эго­изм, равнодушие к окружающим, гипертрофированная зас­тенчивость, повышенная агрессивность и т. д.

Известный российский психолог Кан-Калик вполне справедливо утверждал, что главной причиной одиночества человека является его неумение общаться с окружающими. «Наше общение с людьми, - сетовал он, - становится одно­линейным. Положа руку на сердце, признайтесь: мы очень часто организуем общение по жесткой схеме - получить необходимую информацию, вещь, решить какой-то вопрос. А ведь реальное общение очень разнообразно и "много­этажно". Здесь и функция информации, и познания другого человека в процессе общения, и организация взаимоот­ношений. А мы пытаемся втиснуть весь этот огромный "репертуар" общения в прокрустово ложе только одной, скажем, информационной функции.

Чтобы уйти от одиночества, нужен прежде всего огромный интерес к другому человеку. Причем надо стре­миться этот интерес в себе развивать, поддерживать. Это постепенно переведет вас на другой этаж - вашей внутрен­ней психологической ситуации. Вы постепенно перейдете с этажа «Я» на этаж «ДРУГИЕ». А здесь лифтом не поднимешься, здесь мало нажатия внутренней психологи­ческой кнопки, нужны огромные нравственные усилия.

Существует два способа общения людей - "от себя" и "от другого". Наша беда в том, что чаще всего мы стремимся организовать общение "от себя": мне надо, я хочу добиться, мне необходимо - и в результате теряем из нашего "психоло­гического поля" другого человека с его потребностями, чая­ниями и интересами. Вот почему люди с ярко выраженным общением "от себя" чаще оказываются в одиночестве. А попы­тайтесь строить общение от партнера, исходить из его инте­ресов, переживаний, и вы увидите, что "волшебная палочка" общения моментально заработает на вас».

Применительно к современной рыночной действитель­ности нельзя не упомянуть еще одну причину и форму рас­пространения отчуждения и отчужденности. Это чувство угнетающего одиночества, которое возникает в силу ряда известных социально-экономических причин. Значительная часть российских людей в прошлом настолько привыкла к афоризму «государство нам поможет», что фактически провозглашенный в постсоветские времена девиз: «спасение утопающих - дело рук самих утопающих» произвел на них эффект внезапно разорвавшейся бомбы. Возникшее на этой основе чувство покинутости, потерянности, неуверенности в завтрашнем дне стало для многих стрессогенным факто­ром. Так родился буквально на наших глазах какой-то новый вид одиночества, связанный не просто с дефицитом обще­ния, а носящий своего рода надкоммукативный характер, и от того еще более страшный и тягостный.

Как уже отмечалось выше, процессы общения облада­ют определенной способностью к саморегуляции. В конце концов, здесь все, так или иначе, идет в определенной после­довательности: люди знакомятся, дружат, выходят замуж, женятся. И, на первый взгляд, начинает казаться, что тут можно обойтись без всяких менеджеров, аниматоров, меди­аторов и других посредников. Однако, если присмотреться к системе наших коммуникаций более внимательно, нетрудно заметить, что качественная сторона этой самоутряски ока­зывается нередко весьма ущербной.

На современном этапе в публикациях, посвященных проблемам предупреждения и преодоления одиночества, стало часто употребляться понятие профилактика. У учите­лей, воспитателей, социальных педагогов, менеджеров досуга, аниматоров творческой самодеятельности и в самом деле есть немалые возможности помочь человеку не стать и не быть одиноким. Здесь могут оказаться полезными мно­гие наши усилия: обучение искусству общения, развитие у людей общительности, оказание помощи в преодолении раз­нообразных комплексов и социофобий, формирование во всех коллективах и группах добротного социально-психо­логического климата и т.д.

 

 


Заключение

Работа по подготовке к изданию настоящей книги выс­ветила перед нами тот факт, что проблемы просвещения, вос­питания и культурного развития личности в сфере свободного времени не могут быть объектом внимания лишь одной педа­гогической науки. На современном этапе эти проблемы обре­тают уровень повышенной общественно-государственной важности. Следовательно, и полноценное рассмотрение поставленных в учебном пособии вопросов предполагает непременный выход за рамки педагогики как таковой. Хотим мы этого или не хотим, но сама жизнь настойчиво заставляет нас искать опору в контексте смежных наук и технологий.

В общей системе педагогики досуга непосредственным образом отражается все новое, что появляется сегодня в области развивающегося гуманитарного знания. Это прежде всего относится к таким научным дисциплинам, как антропо­логия, социология, педагогика, синергетика, андрагогика, акмеология, креациология, рекреалогия. Внимательное отно­шение к рождающимся здесь идеям является одним из очень важных ресурсов профессионального самосовершенствова­ния менеджеров досуга, которым надо постоянно держать руку на пульсе быстроменяющейся жизни и по возможности шагать в ногу со временем.

Работая над учебным пособием, мы еще раз убедились в том, что осмысление опыта организации досуга приобрета­ет особую значимость на этапе энергичного становления в стране гражданского общества. В этих условиях как никогда важными становятся не только всемерная забота о повышении культуры и сознательности граждан, но и целенаправленная реализация культурогенного потенциала социальной среды, особенно умелое использование сил общественности по ока­занию помощи человеку в его социализации и инкультурации.

Завершая учебное пособие, нельзя не отметить, что не­которые из рассматриваемых в нем вопросов остаются пока еще слабо исследованными, например анализ деятельности по организации свободного времени как деятельности ярко выраженного анимационного характера. Несмотря на то, что подобный подход в определенной мере нами использовался, книга содержит лишь частичное решение данной проблемы и, соответственно, основная работа здесь впереди.

В заключение следует особо подчеркнуть, что при реа­лизации принципов и правил, относящихся к педагогической деятельности, необходимо всячески остерегаться их шаблон­ного применения. Научное знание как фундамент подготовки и повышения квалификации менеджеров досуга реализует свои направляющие функции только в том случае, если оно разумно сопрягается с повседневным творчеством специали­ста. Досуговая деятельность - это одновременно и наука, и искусство. Здесь нужно не просто усвоить и понять суть объективно существующих законов, но и уметь учитывать особенности их проявления и использования в конкретных условиях многообразной социокультурной действительности.

Книга рассчитана на то, что учебная подготовка буду­щих менеджеров досуга должна идти одновременно с их фор­мированием как исследователей, умеющих добывать новые знания путем непосредственного и самостоятельного анали­за жизненных явлений и процессов. Предлагаемые в учебном пособии материалы прямо нацелены на оказание студентам помощи в квалифицированном выполнении рефератов, конт­рольных, курсовых и дипломных работ. Нельзя забывать, что становление учебных дисциплин наиболее успешно реализу­ется на основе коллективного творчества, в процесс которо­го активно вовлечены все, в том числе и учащаяся молодежь.

Наша книга не претендует на раскрытие всех социокуль­турных проблем сегодняшнего дня, поэтому и применять ее надо в органическом сочетании с другими учебниками и учеб­ными пособиями. В настоящее время в Российской Федерации нет ни одного вуза культуры и искусств, который не вносил бы свой полезный вклад в процесс научного фундирования профилирующего для этих вузов предмета - социально-досу-говая деятельность. Нет никаких сомнений в том, что этот процесс коллективного творчества будет продолжаться и в дальнейшем.


 


 

 


 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.