Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Педагогические проблемы повышения коммуникативной культуры личности



Основное искусство ме­неджера досуга как раз и заключается в умении правильно использовать объективные процессы и ситуации, незаметно придавая им наиболее целесообразную направленность. Но для этого необходимо найти оптимальные условия взаимо­действия внешних влияний с общими закономерностями поведения человека в сфере коммуникаций.

Процесс вторжения в сферу свободного времени свя­зан с преодолением очень серьезных трудностей. Неформальный досуг действительно дает много для «встряски», расслабле­ния, релаксации.

Взрослый человек в системе общения относится к са­мым сложным объектам регулирования. Личность всегда выражает свое отношение к внешним воздействиям. Что ка­сается непосредственно контактирующих людей, то здесь процесс отражения становится особенно активным. Обще­ние способно как усиливать, так и ослаблять внешние влия­ния. Через призму общения преломляется получаемая людьми информация. Непосредственные контакты во мно­гом определяют систему ценностных установок и других внутренних позиций личности. Общение - стимулятор нрав­ственных поступков и поведения человека в целом.

Регулирование сферы общения строится на творческом использовании основных закономерностей, выявленных общей теорией менеджмента. Здесь применимы многие из принципиальных положений, относящихся к регуляции сложных динамических систем. Однако реализация этих по­ложений в столь специфической области, какой является досуг, не может быть эффективной без учета природы, фун­кций и особенностей свободного времени.

Как социально-психологический процесс межличност­ное общение обладает большими возможностями саморегу­ляции. В принципе, при нормальных внешних и внутренних условиях оно, как синергетическое явление, способно пра­вильно развиваться и без специальной корректировки. К сожалению, на практике столь идеальное положение встре­чается редко. Если к тому же учесть, что, функционируя, стихийное общение никогда не реализует себя полностью в качестве культурогенного фактора, необходимость внешне­го воздействия на этот процесс становится совершенно оче­видной.

Эффективность во многом зависит от того, в каком соотношении находится внешнее регулирование и саморегу­лирование процесса. Управляющий субъект, подстраиваясь к управляемому объекту, всегда искусственно сокращает его разнообразие, но регулирует не все, а наиболее важные ком­поненты и связи. Применительно к общению это происходит потому, что отдельные его составляющие принципиально не поддаются внешней регуляции. К тому же чрезмерно жесто­кое влияние в данном случае вообще не может считаться рациональным. В сфере свободного времени и свободного поведения человека действуют свои объективные законо­мерности, игнорирование которых всегда приводит к отри­цательным последствиям. В рассматриваемых условиях особенно важно то, что называют «золотой серединой». Из­лишне робкое вмешательство в процесс общения увеличива­ет в нем долю стихийного. Слишком энергичные воздействия ограничивают возможности саморегуляции межличностных коммуникаций.

Неоптимальная регуляция характеризуется прежде всего тем, что при ней стихийные факторы оказывают на течение коммуникативных процессов большее влияние, чем целенаправленные факторы. Аналогичное положение скла­дывается, когда регулирование плохо приспособлено к объекту, не учитывает его особенности и в результате всту­пает в противоречие с внутренними движущими силами.

Иначе обстоит дело при оптимальном уровне менедж­мента. В данном случае целенаправленные влияния равно­мерно регулируют действие стихийных факторов, усиливая, нейтрализуя или ослабляя их. Коррегирование здесь лучше приспособлено к внутренним особенностям объекта. Знание и учет этих особенностей позволяют придать процессу само­регуляции наиболее целесообразную направленность.

В предельно схематичном виде суть регулирующих воз­действий на общение можно представить как перевод функ­ционирующих коммуникаций из одного состояния в другое. При этом наиболее важным объектом воздействия являются содержание лежащей в основе коммуникации деятельности, организационная структура группы, внутри которой развер­тывается общение, и структура самого общения.

Организационная структура досуговой группы, внутри которой протекает общение, может иметь следующие фор­мы:

- группа-конгломерат (ранее незнакомые люди впер­вые собрались или собраны, между ними еще нет никаких устойчивых взаимосвязей, группа не оформлена организа­ционно);

- группа-кооперация (группа уже действует и оформи­лась организационно, но отношения в ней носят сугубо деловой характер, по существу, она имеет только формаль­ную структуру);

группа-корпорация (у группы есть четко сформули­рованные общие цели, она успешно функционирует, крепко спаяна организационно, но ее деятельность и общение замк­нуты на самой себе, все подчинено только удовлетворению личных потребностей и интересов, внешние связи не имеют должного развития);

группа-коллектив (группа имеет все основные при­знаки коллектива - единство целей, общую деятельность, устойчивое организационное оформление, гармоничное раз­витие внешних и внутренних связей).

Структура самого общения также характеризуется по ряду параметров. К ним относятся взаимосвязь формальных и неформальных подсистем, круг непосредственного обще­ния и степень психологической близости возникающих межличностных отношений.

Целенаправленное использование общения в целях культурного развития человека невозможно без доскональ­ного понимания социальной ситуации формирования лично­сти. В данном случае речь идет не просто о воздействии окружающей среды, а о взаимодействии индивида со средой, 0 сочетании внешних и внутренних условий развития.

Как бы ни влияло общение на личность, система этих влияний ничего не изменит до тех пор, пока они не будут приняты человеком, не войдут в ее внутреннюю потребност-но-мотивационную сферу. Только после этого установки, ориентации и требования среды смогут действовать в каче­стве факторов, определяющих поведение личности. Из тако­го понимания социальной ситуации вытекает основной практический вывод: здесь очень важно обеспечить сочета­ние внешних воздействий с внутренним самодвижением лич­ности.

Досуговое общение - исключительно подвижный про­цесс. Это объясняется рядом обстоятельств. Начнем с того, что здесь очень часто меняется состав взаимодействующих лиц. Постоянной трансформации подвержена лежащая в основе общения деятельность: обогащаются ее содержание, состав, движущие силы. В любительских группах весьма интенсивно действует саморегуляция, влияние которой про­низывает все стороны работы и отношений.

Совокупность используемых методов может быть представлена следующим образом.

Метод формирования и совершенствования деятель­ной основы общения. Используя этот метод, менеджеры организуют занятия так, чтобы они побуждали людей всту­пать во взаимодействие определенного культуросообразно-го типа.

Метод переключения из одного круга общения в дру­гой. Суть его заключается в том или ином торможении неже­лательных взаимосвязей, а также в практической помощи человеку в изменении структуры его контактов.

Метод стимулирования общественного мнения. Че­рез общественное мнение, которое является важным регуля­тором отношений личности с явлениями, процессами и объектами окружающего мира, можно эффективно влиять па самое главное в системе этих отношений — отношение человека к человеку.

Метод направленной работы с лидерами досуга. Педагогическая эффективность этого метода основана на подражательной способности человека и формирующем влиянии людей друг на друга.

Метод непосредственной корректировки межлично­стных отношений (показ ущербных сторон сложившейся системы общения и организация совместных усилий по ее совершенствованию, участие в урегулировании конфликт­ных ситуаций, помощь в изменении статуса отдельных чле­нов группы).

Основным в методике влияния на процессы общения является методика стимулирования. И это вполне законо­мерно. Во-первых, регуляция столь специфического объекта связана, прежде всего, с использованием косвенных педаго­гических воздействий. Во-вторых, здесь мы имеем дело с динамической саморегулирующейся системой, которую можно только побуждать, но не принуждать. И, в-третьих, человек, будучи основным действующим лицом, выступает в данном случае в роли активного субъекта, строящего свое поведение в соответствии с собственными потребностями, интересами и мотивами.

Взаимодействие в сфере свободного времени, как и любое другое взаимодействие, невозможно без сформиро­вавшейся внутренней установки и определенного уровня практической активности. У любого человека существует объективная потребность в общении, которая так или иначе реализуется. Однако это отнюдь не означает, что все проис­ходит само собой. Практика подтверждает необходимость целенаправленного побуждения людей к контактам опреде­ленного типа. Сделать это можно только через направленное формирование системы внутренних побудителей, способ­ствующих осознанию и реализации коммуникативной потребности. Посредством стимулирования и его организа­ционного подкрепления обеспечивается выбор людьми наиболее ценных в личностном и социальном плане видов досугового общения. По их внутренней сути применяемые в данном случае стимулы представляют собой специфичес­кое пробуждение личностных интересов.

Действенность процесса стимулирования в значитель­ной степени определяется тем, насколько организаторы общения принимают в расчет социальную природу человека. С этой точки зрения можно выделить несколько групп сти­мулов, могущих побудить людей к совместной досуговой деятельности.

К первой группе относятся стимулы, обусловленные потребностью в новых знаниях и текущей событийной осве­домленности (необходимо, используя групповую информи­рованность, восполнить свои информационные пробелы; есть сведения, которые можно получить только здесь; благо­даря повседневному общению будешь в курсе всех местных дел).

Вторую группу стимулов составляют стимулы, обус­ловленные жизненно-практической значимостью коллек­тивного досуга (общаясь, расширишь и укрепишь свои дру­жеские связи; контакт с другими людьми дает возможность более правильно ориентироваться в текущих событиях).

Группа третья включает стимулы, имеющие своей осно­вой общественное мнение (осуждение нелюдимости, замкну­тости; общественное одобрение коллективистической настроенности и направленности личности; высокий обще­ственный престиж коллективных форм времяпрепровож­дения).

Четвертая группа - стимулы, связанные со свойствами самосознания личности (в общении можно показать себя; общаясь, получаешь возможность проверить себя в сравне­нии с другими людьми; через досуговые контакты можно укрепить свое ролевое положение в микросреде).

К пятой группе следует отнести стимулы, связанные с экспрессивно эмоциональными ценностями, прежде всего с потребностью в совместных переживаниях.

И, наконец, в шестую группу входят стимулы, связан­ные со стремлением к культурно-творческому развитию

(и группе собираются знающие, интересные люди, и, обща­ясь с ними, можно многому научиться; интересующий вид любительства возможен только в объединении и т.п.).

Внешнее воздействие на развитие досуговых коммуни­каций становится успешным при соблюдении определенных условий и требований. Прежде всего организаторам обще­ния необходимо обеспечить систематичность контактов. Взаимосвязи функционируют нормально, если поддержи-пается необходимый уровень их интенсивности, что прямо связано с частотой взаимодействия. Нарушение систематич­ности может привести к затуханию потребности в общении, охлаждению отношений и даже полному их разрушению.

Регулирующее влияние на процессы общения базиру­ется на постоянном учете единства организации и самоорга­низации. Оно становится эффективным лишь при условии, если внешние организующие воздействия осуществляются со знанием и опорой на внутренние закономерности обще­ния как динамичную саморазвивающуюся систему.

Очень важно помочь каждому из вовлеченных в орбиту досугового общения обрести активную самостоятельную позицию. Здесь не должно быть ни пассивности, ни второ­степенных ролей. Общение становится формирующим фактором, когда участники его четко осознают свою значи­мость в общем деле, лично заинтересованы в достижении по­ставленных целей и имеют реальную возможность для самоутверждения и реализации своих потребностей и спо­собностей.

Межличностное общение должно иметь независимые от деятельности привлекательные стороны. Важно, чтобы оно вызывало у людей положительные эмоции, доставляло им удовлетворение, удовольствие, наслаждение. По-настоя­щему крепким и сплоченным является лишь то объединение, члены которого воспринимают каждую очередную встречу как большое радостное событие.

Работа по регулированию процессов общения имеет собственную систему методов. По своему характеру они являются организационно-педагогическими методами. В те­оретическом осмыслении и использовании этих методов мы должны исходить из природы и общественной сути человека из единства воспитания и практического поведения людей.

Основное назначение методов регулирования досуго-вых коммуникаций заключается в формировании у лю­дей потребностей и стремлений к обогащающим личность досуговым контактам и в практической организации этих форм поведения. По существу, здесь речь идет о внедрении в жизнь лучших образов накопленного и обобщенного опыта общественных отношений. Что касается воспитательной цели, то она может быть сформулирована как превращение межличностного общения в инструмент полноценной социа­лизации личности.

Система методов регуляции общения имеет целью обеспечить воздействие на него на всех основных уровнях и этапах коммуникации. Соответственно и функции рас­сматриваемых методов можно выразить как функции со­вершенствования процессов межличностной перцепции, практической организации взаимодействия и педагогиче­ской корректировки межличностных отношений.

Регулирующее воздействие на сферу общения может осуществляться прежде всего путем организационно-педа­гогического влияния на его содержание. Перед организато­рами досуга стоит задача - планомерно и систематически расширять и обогащать традиционную тематику общения. Это тем более важно, что содержание таких коммуникаций нередко еще остается однообразным, поверхностным, мел­котемным. Формирование потребности в насыщенных, обо­гащающих личность контактах является делом большой воспитательной важности. Но это довольно трудный про­цесс, связанный зачастую с ломкой сложившихся стереоти­пов и с осознанием недостатков традиционного опыта свободного времяпровождения.

Целенаправленное формирование структуры обще­ния предполагает тщательное продумывание его с самых различных позиций. Для того чтобы обеспечить эффектив­ную культурную диффузию, надо предусмотреть оптималь­ное контактирование людей с разнообразным социаль­ным опытом. Особые воспитательные резервы реализуются при наличии разновозрастной аудитории. Большую практи­ческую значимость имеет вопрос о целесообразных вариан­тах контактирования представителей одной, смежных и разных профессий.

Если менеджер досуга хочет стать настоящим органи­затором общения, ему необходимо знать и учитывать реаль­но существующие межличностные взаимосвязи, и в том числе те, которые сложились помимо социокультурного центра. Продуманное их использование облегчает решение многих организационных задач. Общеизвестно, что тяготею­щие друг к другу люди быстрее включаются в коллективную жизнь центра, легче превращаются из посетителей в завсег­датаев. Чем лучше используются традиционно сложившиеся досуговые взаимосвязи, тем больше возможностей добиться самого главного: превратить центр в любимое место отдыха.

На современном этапе особенно важной задачей социокультурного менеджмента становится проблема ввода в орбиту культурного общения многочисленных сообществ, возникающих по месту жительства, учебы или работы. Целе­

сообразность такого ввода диктуется целым рядом обстоя­тельств. Прежде всего здесь полнее решается задача общего совершенствования структуры досуга. Центр распространя­ет сферу своего влияния на те слои населения, которые особенно нуждаются в целенаправленном совершенствова­нии путей использования свободного времени. Досуговому общению придается более полезное содержательное накоп­ление.

Однако сам процесс ввода уже возникших групп в сфе­ру социокультурных центров и объединений является довольно сложным. Групповые взаимосвязи, имеющие сугу­бо интимную природу, тщательно оберегаются от любого вмешательства. Если по характеру своему досуговые контак­ты более или менее удовлетворяют людей, входящих в това­рищеские группы, то люди не особенно охотно идут на расширение своих отношений. И тем не менее пути решения этой проблемы реально существуют и найти их можно.

Для менеджеров досуга очень важно видеть, понимать и умело использовать те объективно заложенные в общении свойства, которые делают его одним из важнейших средств социокультурного развития личности. Общение - очень мощный по своей силе фактор пробуждения и формирова­ния личностных потребностей. Наблюдая деятельность других, знакомясь с ними как с партнерами по досугу, вклю­чаясь в совместные занятия, человек неизменно переживает определенные состояния, проявляющиеся в форме желаний, влечений, стремлений, интересов. Нередко здесь мы постига­ем такие ценности жизни и культуры, с которыми ранее не сталкивались.

Особенно ярко побуждающая роль общения проявля­ется в ситуациях выбора, когда человек решает, какому виду деятельности как объекту удовлетворения своих потребнос­тей отдать предпочтение. Реально существует постоянная ориентация личности на референтную группу в читательских и зрительских пристрастиях, в модах на одежду и другие предметы потребления, в нормах и манере взаимоотноше­ний, в досуговых увлечениях и т.д.

В процессе общения человек удовлетворяет одну из пажнейших потребностей - потребность в самоутвержде­нии, и это, при определенных условиях, может стать решаю­щим фактором саморазвития и самовоспитания личности. Как явление и процесс самоутверждение базируется на самовыражении. Человек выражает себя во всем - в словах, действиях, поступках, в поведении. И это практически нельзя сделать, будучи изолированным от своего окруже­ния. Для того чтобы мы могли выразить обуревающие нас мысли, чувства, переживания, нам нужны другие люди, кото­рые, выслушав, почувствовав, откликнувшись, дают нам возможность проявить самих себя. Короче говоря, самовы­ражение и самоутверждение, как и самопознание, обяза­тельно предполагают для своей реализации межличностное взаимодействие. При этом особенностью досугового заня­тия является то, что в процессе их человек получает уни­кальную возможность выступить в наиболее благоприятной для себя роли.

Будучи освобожденным от жестокого функционализ­ма, досуговое общение выявляет истинные и глубинные свойства, способности и задатки личности. Порой на этом пути человек как бы заново открывает себя. Любительские занятия почти всегда имеют творческую направленность, а в этой деятельности предъявляются особые требования к ин­теллектуальным, эмоциональным и волевым качествам субъекта. Человек имеет возможность практически познать уровень развития своего воображения, гибкости ума, наблю­дательности, сообразительности. В совместной работе рель­ефно проявляются степень общительности, чуткости и внимательности по отношению к другим, умение включаться в общее дело, устанавливать нормальные взаимосвязи и т.д.

Досуговое общение с присущим ему взаимообменом актуальной информацией, ее осмыслением и оценкой помо­гает людям лучше и правильнее ориентироваться в событиях и тенденциях повседневной жизни. Это важный способ про­верки истинности личностных представлений, их переосмыс­ления и корректировки.

Как информационный и ценностно-ориентационный процесс, общение включает в себя не только передачу рациональной информации, но и обмен переживаниями. Потребность в таком обмене - один из важных мотивов, тол­кающих человека к постоянным межличностным контак­там. Очень часто люди не просто сочувствуют друг другу, а стараются, сообща и опираясь на свой опыт, найти наиболее верный вариант решения той или иной трудной задачи. Мы не говорим уже о тех нередких случаях, когда человек человеку оказывает, наряду с моральной, и прямую практи­ческую помощь.

Досуговое общение как культурогенный процесс имеет двусторонний характер: человек не только получает, но и передает информацию другим людям. Последнее становится также важной потребностью, удовлетворение которой следует считать совершенно необходимым делом. Опыт показывает, что индивидуальное саморазвитие протекает наиболее успешно, если в ходе его оптимально перекрещива­ются функции объекта и субъекта. Отсюда совершенно кон­кретная задача, встающая перед менеджерами досуга как организаторами культурного общения, - надо сделать так, чтобы каждый принес сюда все лучшее, что у него есть.

Создавая условия для полноценного общения, нельзя забывать об условиях подготовки к нему. Эти процессы тес­но взаимосвязаны и игнорирование одного из них не замед­лит отрицательно сказаться на развитии другого. Вот почему забота о возможности широкого использования человеком индивидуальных источников духовного обогащения все более становится одной из важнейших задач современных культурно-досуговых центров.

Чем богаче человек как лич­ность, чем больше у него запас знаний и ярче собственное отношение к миру, тем ценнее он в качестве субъекта меж­личностного общения.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.