Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социопедагогические технологии формирования коммуникативной культуры



 

Будучи важным воспитательным пространством, досуг предоставляет его организаторам и педагогам благодатные возможности для целенаправленного совершенствования человеческого общения. Этот процесс включает в себя не только чисто практические усилия по созданию благоприят­ных условий для разнообразных досуговых взаимодействий, но и прямую педагогическую помощь человеку в обретении им должной коммуникативной квалификации.

На современном этапе определенные достижения в разработке коммуникативных проблем у нас все-таки есть. Защищаются кандидатские и докторские диссертации. Дей­ствуют специализированные научные лаборатории. Выходит немало монографий, учебников, учебных пособий, научно-популярных изданий. Но до полного благополучия здесь еще далеко.

Качественное общение - это несомненный залог жизненного успеха любого человека. Умения правильно воспринимать, понимать, оценивать являются непремен­ным условием благополучия в сфере приятельских, дружес­ких, соседских, семейных отношений. Искусство ладить с сослуживцами всегда необходимо для организации нор­мального труда. Характер взаимоотношений личности с окружающими целиком и полностью определяют ее рейтинг и социальный статус. Соответственно, каждый, кто хочет стать удачливым и счастливым человеком, должен обяза­тельно овладеть искусством общения.

Само собой коммуникативное мастерство к людям не приходит. Этому надо учиться. Причем с самого юного воз­раста. Кое-что здесь делается в наших семьях, детских садах, школах и других учебных заведениях. Но делается пока сла­бо и зачастую неумело. Еще больше недостатков содержит­ся в чисто практической работе по организации общения. Плохо обстоит дело со специалистами в этой области. Под­готовка их, в сущности, только начинается.

В современных условиях люди начинают сами проявлять активное стремление к совершен­ствованию своей коммуникативной практики и компетенции. Возрастает роль всевозможных психологических центров, клубов общения, психоконсультационных пунктов. Укреп­ляется интерес к коммуникативному самообразованию, а соответственно, и к социально-психологической литературе.

Заметно повышается значимость разнообразных структур, связанных с удовлетворением коммуникативных потребностей. Диапазоны подобных структур начинают все более и более расширяться: сюда входят религиозные, куль­турно-творческие, спортивно-оздоровительные, культурно-национальные, социокультурные и многие другие типы добровольных объединений.

Очень важно, чтобы, несмотря на все жизненные труд­ности, люди сохраняли в себе природное чувство доброты.

Если этого не происходит, значит, воспитатели, с которыми им приходилось иметь дело на различных этапах жизненно­го пути, упустили самое главное.

В социальной психологии существует термин «эмпатия», означающий нечувствительность человека к чужой боли. Эмпатия всегда связана с такими отрицательными качествами, как эгоизм, эгоцентризм, безразличие к окружа­ющим. В процессе подготовки к общению необходимо при­учать человека к сочувствию другим людям, воспитывать умение переживать и сопереживать чужие радости и чужие беды, бережно относиться к окружающим.

Хорошо известно, как сильно влияют отношения с дру­гими людьми на настроение, мироощущение, мировосприя­тие человека. Многие люди, особенно в молодом возрасте, сильно страдают, когда видят равнодушие к ним со стороны окружающих. Причем этого равнодушия в действительности может и не быть - человек сам придумывает его.

Каждый по собственному опыту знает, как приятно быть в центре внимания, ощущать себя нужным, любимым, уважаемым. И наоборот, одиночество, изоляция или само­изоляция нередко превращаются в силу, разрушающую личность. Человек становится злым, завистливым, неужив­чивым. У него начинаются хронические конфликты с окру­жающими. Личностное общение выступает во всех этих случаях в качестве такого могучего фактора, отсутствие ко­торого нельзя компенсировать ничем: ни интересной рабо­той, ни материальной обеспеченностью, ничем другим.

Есть хорошее жизненное правило: внимательно всмат­ривайся в другого человека. Всматривайся в него, как в зер­кало, где увидишь самого себя. Познавай себя через других -это отличное средство самоизучение. Постарайся по-насто­ящему понять тех, кто тебя окружает. Все беды идут оттого, что люди очень неосторожны в своих выводах и оценках. Учитывать особенности других, делать скидку на эти особен­ности, не стараться мерить всех на свой аршин - вот непре­менные правила общения. «Береги, щади неприкосновен­ность, уязвимость, ранимость другого человека. Не причиняй людям зла, обиды и беспокойства». Эти слова мы долж­ны сделать девизом своего взаимодействия с окружающими.

Готовность к адекватному восприятию, пониманию и оценке других людей - необходимое условие плодотворно­го общения. Если человек выработал в себе эти качества, он будет хорошим партнером в любых жизненных ситуациях.

Одна из заветнейших мыслей Ф.М. Достоевского - мысль о величии самоотверженной любви человека к окру­жающим людям. В романе «Идиот» эта тема нашла концент­рированнее выражение в афоризме: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». Устами героя своего известного рассказа «Сон смешного человека» писатель говорил: «Я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не поте­ряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей...» Именно здесь Достоевский сформулировал свое «золотое» правило совместной жизни: «главное - люби других, как себя».

В школе, имеющей своей целью научить людей пони­мать себя и других, трудно найти лучший учебник, чем лите­ратура и искусство. Очень хорошие уроки дает в этом смысле и сама жизнь. Но за такое наставничество приходит­ся слишком дорого платить. В жизни, пока научишься, тыся­чи раз изранишь себе сердце. А в литературе - вот оно уже израненное, уже побитое на всех жизненных колдобинах. Вроде чужое и в то же время такое близкое, родное, понят­ное. Вдумывайся, постигай, учись.

Вспомним на собственном опыте, насколько лучше на­чинаешь понимать самого себя и других, прочтя хорошую книгу, посмотрев отличный спектакль или кинофильм. Талант и наблюдательность художников помогают им загля­нуть в самые глубинные тайники человеческой психики. Искусство обогащает эмоциональный опыт человека, делает его душевнее, умнее, тоньше. Практически любое художе­ственное произведение в прямой или опосредованной форме учит правилам человеческого общения. Вместе с героями по­вести, спектакля, кинофильма читатель и зритель попадает

D сложное переплетение людских судеб. Сопереживание не просто очищает наши души, но и всегда возвышает, дает пример достойного поведения.

По существу, восприятие искусства, в каких бы формах оно не происходило, есть ничто иное, как опосредованное общение человека с другими людьми. Здесь человек включа­ется в мир других людей, причем если внутренний мир дру­гих людей при непосредственном общении раскрывается постепенно, в процессе длительных взаимоотношений, то в данном случае писатель, художник, режиссер с помощью худолсественных средств вводят нас сразу во внутренний мир своих персонажей и дают возможность сопереживать их чувствам.

Особенно благотворным в воспитательном плане ста­новится искусство, когда люди не просто воспринимают, а сами создают определенные художественные ценности. Творчество, раскрывая талант человека, раскрывает и само­го его как личность. Творческие занятия связывают воеди­но мысли, чувства и волю людей, помогают им созвучно радоваться и страдать, любить и ненавидеть. В этом смысле трудно переоценить облагораживающую роль нашего худо­жественного любительства.

Когда человеческое общение вполне справедливо на­зывают единственной на свете роскошью, то имеют в виду, что из всех существующих в мире ценностей главной, без сомнения, является благодатнейшая возможность вступать во взаимодействие с приятными и близкими тебе по духу людьми. Об утверждении такого образа жизни мечтали все, начиная с первых христиан и утопистов, фантазировавших по поводу чудесных «городов солнца», и кончая практичес­ки любым из наших сегодняшних современников. К сожале­нию, претворять подобные мечты в жизнь оказалось весьма нелегким делом. Но, надо отдать должное человечеству, оно упорно стремилось и стремится к достижению этой великой гуманистической цели.

В сфере межличностного и межгруппового общения на современном этапе, как в зеркале, отражаются серьезные проблемы кризисного развития общества. Осложнились процессы вхождения человека в систему общественных отношений. Идет весьма болезненный процесс распада ста­рых и установления новых социальных взаимосвязей. Явственно ощущается недостаточное внимание к человеку со стороны государственных структур. Все это зачастую порождает у современного человека чувство одиночества, изоляции, ощущение непреодолимости психологических барьеров на пути нормального взаимодействия с окружаю­щими. Людям сегодня, как никогда, нужны социальная по­мощь и социальная поддержка, причем практически во всех областях, включая сюда и организацию повседневного обще­ния. В подобных нелегких условиях становятся особенно ак­туальными слова все того же Достоевского: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь пойти!»

Общению надо учить, как всему, что имеет для челове­ка жизненно большое значение и используется им на протя­жении всей жизни. Здесь необходимо умение глубоко проникать во внутренний мир другого человека, способность видеть в нем себе подобного, стремление и умение ставить себя на его место и многое другое. Такие знания и умения не приходят сами собой.

Совершенствование системы общения начинается с обуздания эмоциональной несдержанности, которая у невоспитанного человека всегда преобладает и господствует над разумом и доводами разума. Культурные привычки и навыки не даются людям от рождения. Приспособление аф­фективных реакций к общепринятым нормам взаимодей­ствия - одна из первых задач социального воспитания. «Ты не один на свете, ты живешь среди людей, уважай их и счи­тайся с установленными в обществе правилами». Такую или примерно такую заповедь должен усвоить человек уже в са­мом юном возрасте. Если этого не происходит, потом пона­добится очень большая работа по перевоспитанию, а ломать сложившиеся стереотипы - дело исключительно сложное.

Межличностное общение как сугубо творческий про­цесс трудно поддается алгоритмированию и регламентации. Это совершенно справедливо и по отношению к всевозмож­ным нормативно построенным советам. Однако пренебре­гать тем, что выработано и апробировано в практике человеческого взаимодействия, было бы тоже неразумным. В многочисленных книгах-советчицах собрано очень много дельных рекомендаций. Вполне понятно, что выполнять их все везде и всегда отнюдь не обязательно - здесь у каждого человека есть право на выбор. Но знать эти советы в целом полезно.

Американский специалист в области паблик рилейшиз Джон Честара сформулировал следующие правила эффек­тивного межличностного взаимодействия.

1.Проявлять такт, когда имеете дело с другими людь­ми. Обращайтесь с ними так же, как вы хотели бы, чтобы они обращались с вами. Если вы будете внимательны и терпимы к другим, то и окружающие вас люди будут внимательны и терпимы к вам.

2.Старайтесь помогать другим людям. Заботьтесь о них, и пусть они знают об этом. И тогда они смогут тоже заботиться вас.

3.Хвалите людей везде, где это только уместно. Пуб­лично, где только возможно. Не скупитесь на похвалы.

4.Будьте всегда максимально заинтересованы в том, чтобы научиться чему-то у тех, с кем вы общаетесь. Это при­несет вам пользу в деле самосовершенствования, а они почувствуют удовлетворение и свою значимость оттого, что смогли научить вас чему-то.

5.Никогда не ущемляйте достоинство людей, особенно при свидетелях. Никогда не критикуйте кого-либо в присут­ствии других, делайте это только с глазу на глаз.

6.Постарайтесь не демонстрировать при других, ЧТО вы предпочитаете кого-то. Демонстрация особого располо­жения к кому-то может только породить соперничество и неприязнь там, где это нежелательно, неуместно и ненужно.

7. Будьте в процессе общения вполне определенными
в ваших мнениях, чувствах и решениях. Нерешительность и расплывчатость порождают здесь только непонимание и недоумение.

Долгое время у нас пользовались популярностью (и в какой-то мере пользуются и сегодня) коммуникативные рекомендации Дейла Карнеги. Условно их можно подразде­лить на три группы.

Группа первая - это основные способы понравиться своим собеседникам. Сюда входят следующие советы: ста­райтесь дать человеку почувствовать его значимость и делай­те это искренне; заводите разговор на темы, интересующие вашего собеседника; умейте внимательно слушать и вооду­шевлять его на беседу; проявляйте к нему искренний инте­рес; попробуйте с самого начала узнать и запомнить имя партнера по общению и старайтесь в разговоре называть его по имени; чаще улыбайтесь.

Вторая группавключает в себя рекомендации, связан­ные с искусством убеждения: уважайте мнения других и никогда не говорите человеку резко, что он не прав; недора­зумения нельзя устранить спором; если вы почувствовали себя неправым, признайтесь в этом быстро и решительно; не начинайте разговор с вопросов, по которым ваши мнения расходятся; старайтесь получить от партнера побольше утвердительных ответов и лучше в начале беседы; обеспечьте возможность другому побольше говорить, а сами старайтесь оставаться немногословным; дайте человеку почувствовать, что идея, которую вы ему подали, принадлежит ему, а не вам: если хотите убедить людей в чем-то, старайтесь смот­реть на вещи глазами этих людей; всегда относитесь к идеям и желаниям другого человека с сочувствием; научитесь дока­зывать свою правоту: одних слов и одной логики здесь недо­статочно - преподносите факты, аргументы и выводы наглядно, живо и интересно.

В третью группу советов были собраны рекомендации относительно того, как можно наиболее безболезненно поменять или скорректировать мнение своего собеседника. Здесь обозначены следующие правила: будьте щедрыми а похвалах; всякое предложение или замечание вос­принимается лучше, если оно следует за похвалой; пре­уменьшайте допускаемые людьми ошибки и хвалите за то, что им удается; прежде чем критиковать точку зрения других, постарайтесь поговорить о своих собственных ошиб­ках; ведите дело так, чтобы человек был счастлив сделать то, что вы ему предлагаете; старайтесь создавать другим людям хорошую репутацию, и они станут стараться ее оправдать.

Известный специалист по проблемам межличностных коммуникаций В.А. Кан-Калик выделял в своих работах три основных барьера, мешающих плодотворному общению.

«Барьер предвзятости». Вы беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку. Если проанализировать мотивы этого, трудно найти что-то доста­точно определенное. Такое отношение нередко складывает­ся на основе первого впечатления. Рекомендация: тщательно проанализировать возможные мотивы появления у вас тако­го отношения к человеку и стремиться преодолеть в себе это чувство, если серьезных причин у вас для этого нет.

«Барьер отрицательной установки», введенной в ваш опыт кем-либо из людей. Кто-то сообщает вам отрицатель­ную информацию о другом человеке, в которой тот по отно­шению к вам лично характеризуется негативно. В результате у вас может сложиться предвзятое отношение к человеку, о котором вы сами мало что знаете. Рекомендация: не ориен­тируйтесь только на мнение других. Стремитесь сами тща­тельно разобраться в личности человека, соотносите полученную вами информацию с вашими собственными впечатлениями. Стремитесь подходить к человеку с оптими­стической гипотезой.

«Барьер боязни контакта с человеком», вызванный беспокойством за то, будет ли общение успешным. Вам хочется организовать общение с партнером, более того, это просто необходимо, а вот вступить в непосредственный кон­такт как-то неловко. Мы переживаем, мучаемся. Выход один, попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят второстепенный характер. После этого вступайте в беседу, затем обязательно проанализируйте, все ли в разговоре прошло успешно, зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не случилось.

Коммуникативные традиции, обычаи, правила в разных странах существенно различаются. Однако, как и в других сферах общественной жизни - экономике, политике, культу­ре, здесь есть свой «золотой фонд», который пригоден и ценен для всех времен и народов. В этой области каждому есть, чему поучиться у хорошего соседа.

Исключительно плодотворным является такой стиль общения, который базируется на глубоком уважении к собе­седнику, на стремлении доставить ему удовольствие и оста­вить хорошее впечатление о себе самом. Анализируя этот стиль общения японцев, Всеволод Овчинников в книге «Вет­ка сакуры» пишет: «В разговорах люди всячески избегают слов "нет", "не могу", "не знаю", словно это какие-то руга­тельства, нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказательно, обиняком. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо "нет, спасибо" употребляет выражение, дословно означающее "Мне уже и так прекрас­но". Нельзя не признать, что у японцев нам действительно есть чему поучиться».

В своей книге очерков «Корни дуба» Всеволод Овчин­ников пишет о том, что гости из России приводят порой чопорных британцев в величайшее удивление: им совершен­но непонятно, как можно разговаривать с человеком даже на платформе лондонского метро (хотя интервалы между поез­дами здесь меньше пяти минут), причем умудриться до посадки в вагон расспросить собеседника, чем он занимает­ся, где работает, что у него за семья, в каком возрасте дети и, что самое удивительное, рассказать в этом же плане все о себе. Да, для англичанина - это полнейшая экзотика. Скорее всего, он отнесется к подобному поведению не вполне одобрительно. Может быть, и в самом деле нашим соотече­ственникам не хватает сдержанности. Но зато, какой прият­ный образец коммуникабельности и распахнутости мы демонстрируем явно зажатым англичанам. Что касается сти­лей поведения, то какой из них является более предпочти­тельным, - еще вопрос.

С другой стороны, тот же Овчинников нисколько не сомневается, что у англичан есть немало коммуникативных правил, которые неплохо было бы перенять и нам. Вернемся еще раз к британскому опыту общения, представленному в упомянутой книге: здесь, без сомнения, поражает высокое умение вести диалоговую беседу, основанную на очень высо­ком уважении позиции партнера. «В повседневном быту, -пишет В. Овчинников о британцах, - они умело избегают болезненных столкновений, приноравливаются друг к другу, Проявляя взаимную предупредительность, сдержанность и терпимость. Они считают ссоры неразумной тратой нервной анергии, поскольку подобные стычки, на их взгляд, лишь обостряют разногласия, вместо того, чтобы преодолевать их. Они способны сохранять самообладание в споре, остава­ясь объективными и к себе, и к другим, признавая, что, по­скольку любая истина имеет много сторон, о ней может быть много суждений... Они врожденно недемонстративны, они не только предпочитают недомолвку, но и неприязненно относятся к любому открытому выражению чувств, будь то любовь или ненависть, восторг или гнев».

Психологи и психотерапевты считают, что есть пять основных способов избавления людей от чрезмерной обид­чивости.

Первый способ самый простой: простите того, кто вольно или невольно огорчил вас: «Лучшее лекарство от обиды - прощение», - говорил древний философ Сенека.

Второй - попробуйте найти обидчику оправдание. Если вы достаточно объективны, то, вероятно, сможете себе сказать: «А ведь и я был не вполне прав»; или: «Он не вино­ват, что его плохо воспитали»; или: «Его толкнули на это такие-то и такие-то обстоятельства».

Третий - попробуйте дать юмористическую оценку, подшутить над самим собой, найти в случившемся какие-то забавные стороны.

Четвертый - взгляните на обиду с позиций: «Ничего, проглотим, зато это пойдет мне на пользу — на закалку характера»; или: «Заставит меня в другой раз быть благора­зумнее».

Пятый и самый главный - трезво взвесить, а что же мне приносит больше вреда - факт, послуживший поводом для обиды, или размышления вокруг него? И тогда станет ясно, что именно от этих размышлений гораздо больше вреда для здоровья. Следующее за этим настойчивое многодневное самовнушение: «Забыть, забыть и никогда не вспоминать!» -помогает действительно избавиться от обиды, почувствовать себя легко и спокойно.

Говоря о требованиях к людям как субъекту общения, нельзя забывать, что для нормального включения в процесс взаимодействия необходима целая совокупность чисто прак­тических умений и навыков. Не столь простым, как это кажется на первый взгляд, является умение правильно выб­рать тему разговора и чутко корректировать его развитие. В основе нормально складывающегося общения, прежде все­го общения в сфере свободного времени, лежит не любая информация, а лишь та, которая затрагивает обоюдные интересы партнеров. Это значит, что успех или неуспех на­шего взаимодействия определяется тем, насколько удачно умеем мы выстроить разговор в содержательном отношении. Досуговое общение успешно развивается тогда, когда в ходе его контактируют субъекты, действующие на паритетных началах. Это диалог, где общая позиция, единая точка зре­ния, выводы не передаются, а вырабатываются совместно.

В процессе свободного общения особую роль играет искусство установления межличностного контакта. Дело в том, что здесь совершенно неприемлемо чисто формальное взаимодействие, которое вполне может иметь место в облас­ти делового общения. Говоря о контакте, мы имеем в виду эмоционально-психологическую близость общающихся. Контакт предполагает возникновение доверия, интереса, уважения, откровенности. Только при этом условии обще­ние станет приятным для участников и в ходе его будут реа­лизованы запланированные цели и задачи.

Одним из важных компонентов культуры общения является умение человека слушать своих собеседников. Это Простейшее на первый взгляд дело на поверку оказывается не таким уж простым. В свое время наблюдательный Мишель Монтень пришел к очень интересному в плане нашего разго­вора выводу: «Что до той школы, которой является общение с другими людьми, - писал он, - то тут я нередко наталки­вался на один обычный порок: вместо того, чтобы стремить­ся узнать других, мы хлопочем только о том, как бы выставить себя напоказ, и наши заботы направлены скорее на то, чтобы не дать залежаться своему товару, нежели что­бы приобрести для себя новый»1.

Слушать и слышать - не одно и то же. Ведь, кроме слу­шания слов как первого шага в процессе слышания, надо понимать смысл речи говорящего, правильно оценивать ска­занное, самому поддерживать разговор. Все это требует зна­чительных умственных усилий и определенных практических навыков, которыми даже среди взрослых людей обладают далеко не все.

Специалисты считают, что поддерживать непрерывное внимание к говорящему оказывается для многих нелегким делом по целому ряду причин.

Причина первая - отключение внимания. Особенно от­влекающее действует все, что необычно и раздражает. Например, внешний вид партнера по общению, его голос, произношение и т.д.

Причина вторая - высокая скорость умственной дея­тельности. Человек думает в четыре раза быстрее, чем гово­рит. Поэтому в процессе слушания наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего.

Причина третья - предубеждение и безразличие к тому, что тебе говорят. Антипатии к чужим мыслям ведут Монтень М. Об искусстве жить достойно. - М., 1975. — С. 115-116.) или к игнорированию информации как недостойной вни­мания, или к напряженному поиску недостатков и неточно­сти речи, что так же мешает нормальному ее восприятию.

Причина четвертая - стремление подготовить опровер­жение услышанного. Если такое стремление возникает, человек чаще всего перестает слушать и начинает мысленно готовить и репетировать свое собственное выступление.

Причина пятая - озабоченность. Озабоченному чем-то слушателю трудно сосредоточиться на восприятии партнера, ибо его мысли беспрерывно возвращаются к другим, более для него важным вопросам.

Психологами разработан целый ряд правил, которые помогают сделать восприятие речи собеседника эффектив­ным. Прежде всего надо настроиться на уважительное отно­шение к своему партнеру. Там, где с самого начала возникает предубеждение, трудно заставить себя быть внимательным. Внимание волей-неволей переключается на что-то другое. Оценка, сделанная еще до того, как разговор окончен, дале­ко не всегда оказывается верной и объективной.

Слушая своего собеседника, очень полезно выделять и запоминать основные положения его речи. В любом выступ­лении есть главное и неглавное. Поскольку одинаково пол­но воспринимать все, что тебе говорят, никогда не удается, единственный выход здесь уловить и понять суть разговора.

Непременное качество партнера - активно реагировать на речь говорящего. Легче всего вести беседу, когда ты видишь и чувствуешь, что тебя внимательно слушают. Ярко выраженный интерес подбадривает и воодушевляет. И, наоборот, даже малейший знак безразличия может серьезно нарушить нормальный ход разговора.

Хорошая и полезная привычка, - начиная любой разго­вор, сразу же занимать активную позицию слушающего. Говорящего легче слушать, наблюдая за ним. Ведь любая речь, кроме непосредственных слов, имеет и свой зритель­ный образ, который составляют внешний вид собеседника, его мимика, жесты. Поза внимания всегда дисциплинирует человека внутренне. Однако излишнее физическое расслабление моментально порождает расслабление умственное. Последнее может быть простительным в ничего не значащих бесседах на отдыхе, но оно совершенно недопустимо в сколь­ко-нибудь серьезных разговорах.

Важной составной частью культуры общения является речевая культура человека, т.е. его умение использовать выразительные средства и выразительные возможности языка. Мы и сами порой не подразумеваем, как много в пашей жизни зависит от этой, на первый взгляд, не столь существенной подготовки. Между тем качество владения основным оружием человеческого общения в значительной степени определяет то, как нас воспринимают другие люди, насколько успешно мы добиваемся их внимания и понима­ния и, что самое главное, в какой мере нам удается реализо­вать поставленные перед собой цели.

Специалисты различают в речевой культуре человека два взаимосвязанных компонента - правильность речи и речевое мастерство. Говоря о правильности речи, мы имеем в виду элементарное соблюдение норм современного лите­ратурного языка. Языковая норма - это правила произно­шения, грамматики, словоупотребления, принятые в обще­ственно-речевой практике образованных людей. Под рече­вым мастерством, в отличие от правильности речи, принято понимать не только (да и не столько) следование нормам литературного языка, сколько умение выбирать из суще­ствующих вариантов наиболее точный в смысловом отноше­нии, стилистически уместный, выразительный, доходчивый вариант.

Недостаточно высокая речевая культура становится нередко источником серьезных конфликтных ситуаций. То, что для одного из собеседников кажется вполне безобидным и он в этом искренне уверен, воспринимается другим как грубость, неуважение и даже прямое оскорбление.

Распространенной трудностью, таким образом, на пути налаживания нормального межличностного общения яв­ляется неумение и нежелание одних людей считаться с осо­бенностями других. В свое время тургеневский Базаров с присущей ему прямотой выразил эту мысль так: «Человек все в состоянии понять - и как трепещет эфир, и что на солн­це происходит, а как другой человек может иначе сморкать­ся, чем он сам сморкается, этого он понять не в состоянии»1.

Нередко межличностные конфликты и столкновения возникают только потому, что собственные взгляды и суж­дения кажутся человеку некими истинами в конечной инстанции. Внимательно выслушать другого, постараться понять его позицию, представить себя на месте своего оппо­нента, спокойно и объективно проанализировать приводи­мые им доводы, не упорствовать там, где не вполне уверен в собственной правоте, уметь пойти на уступки - всему это­му надо учиться.

Мы уже говорили, что есть много причин, в силу кото­рых возникает межличностные конфликты. И тем не менее наиболее часто столкновения между людьми рождаются как раз на почве категорического неприятия суждений, взгля­дов, оценок, исходящих от другого человека. Качество, кото­рое так необходимо для преодоления межличностных конфликтов и которое зачастую у нас отсутствует, на языке современной психологии называется толерантностью, т.е. терпимостью к чужим мнениям.

Давно замечено, что наибольшие трудности в общении испытывают люди, о которых в обиходе говорят - он или она «не как все». Уважение к личности другого, признание его прав на определенное своеобычие в мыслях и поступках -непременная предпосылка и условие культуры общения. Такому бережливому отношению к людям тоже надо учить. Более того, с этого, наверное, следует начинать воспитание человека вообще.

У нас много говорят и пишут сегодня о проблеме совместимости. Нельзя не согласиться с тем, что эта пробле­ма в деловом и личностном общении действительно важна и сложна. Однако здесь надо сделать одну существенную оговорку. В конце концов, в повседневной жизни можно все оправдать ссылками на различия в характерах. Гораздо Труднее понять друг друга и сделать несовместимое совмес­тимым. Как часто мы не умеем пойти на взаимные уступки, выступаем с необдуманными претензиями и притязаниями, да к тому же обижаемся на людей: «нас не понимают», «нас не ценят» и т.д. Не слишком ли сегодня злоупотребляют люди модными ссылками на некую несовместимость, с помо­щью которой можно оправдать все.

Очень полезным в деле повышения культуры общения может стать метод, который психологи называют «методом переигрывания конфликтных ситуаций». Суть его заключа­ется в том, что, анализируя реальные или условные «столк­новения», мы делаем попытку «перекроить содержание и форму определенного события таким образом, чтобы вскрыть и исключить из него «ростковые почки» конфликта. Если предметом анализа является спор противоборствую­щих групп или субъектов, то каждая из «ролей» переписы­вается заново с целью перевести конфликтную ситуацию в лоно ее мирного разрешения.

Порой мы просто недооцениваем, как важна для нор­мального развития человеческого общения самая обыкно­венная шутка. Зато на основе житейских наблюдений каждый может подтвердить неопровержимую истину -очень тяжело общаться с людьми, лишенными чувства юмо­ра. Психологи и физиологи всерьез пишут о большой психо­логической силе смеха. Умение с улыбкой относится к собственным слабостям и слабостям других очищает нас и наше общение от возможных и, к сожалению, иногда неиз­бежных наслоений: мелочных обид, завистливых упреков, необоснованных претензий.

Умная шутка разряжает порой прямо-таки грозовую атмосферу. Шагающему по жизни с улыбкой все дается намного легче, чем другим. Он быстро сходится с людьми, у него везде и всюду товарищи. И возникающие конфликты решаются в этом случае мягче и безболезненнее. Человек, вооруженный самым мирным оружием - улыбкой, поистине непобедим.

Что касается сферы свободного времени, то здесь без юмора вообще обойтись нельзя. Представим себе, что наш досуг вдруг навсегда лишился бы улыбки. Насколько обед-нилось бы тогда человеческое общение, каким суровым и мрачным оно стало бы, как скучно и тяжко было бы жить.

Юмор подобен смазке, недостаток или отсутствие которой выводит механизм человеческого взаимодействия из нормального рабочего состояния. Он продолжает дей­ствовать, но уже со скрипом и перебоями. Поэт Михаил Светлов - сам исключительно наблюдательный, добрый и остроумный человек, говорил, что юмор вроде лавсановой нити: он не дает отношениям «мяться». Даже в столкновени­ях, спорах, схватках улыбка служит показателем увереннос­ти, силы и желания непременно найти путь к мирному разрешению конфликта.

В компании людей, умеющих и любящих улыбаться, даже трудности и неудачи переживаются намного легче и безболезненнее. Именно из этих соображений исходил в свое время Тур Хейердал, подбирая экипаж своего знаме­нитого «Кон-Тики». «Грозовые тучи, низкое давление и ненастная погода, - говорил он, - будут представлять для нас меньшую опасность, чем угроза столкновения характе­ров шести человек, которым придется месяцами находиться на дрейфующем плоту. В этом случае хорошая шутка часто бывает столь же полезна, как спасательный пояс».

Нетрудно заметить, что в последнее время явно подни­мается цена на юмор, остроумие, веселый нрав и характер. Появилась масса приглашений на работу, где в обойму при­вычных требований к специалисту втиснулось нечто необыч­ное - «развитое чувство юмора». В газетных объявлениях под рубрикой «Знакомства» все чаще и чаще можно встре­тить пожелание познакомиться с человеком, у которого среди прочих достоинств должно быть «чувство юмора».

Давайте попробуем разобраться: а что же лежит в основе этого необычного спроса. Весьма маловероятно, что речь здесь идет просто о желании иметь дело с неким отча­янным хохмачем, непрерывно извергающим на окружающих анекдоты и прочие «примочки». Таких весельчаков хватает и без всяких объявлений. Видимо, дело заключается в чем-то другом и более глубоком. Почему люди хотят иметь рядом С собой - дома, на отдыхе и на работе - веселого и неуныва­ющего в любых ситуациях человека? Наверное, потому, что даже один такой человек способен создать в группе благодатную мажорную атмосферу. И пусть его порой и упрекают за несерьезность, пользы от подобных людей гораздо больше, чем неудобств.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.