Глава VI СОЦИОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДОСУГОВОГО ОБЩЕНИЯ
Сущность и структура общения в сфере свободного времени
Каким бы высоким ни оказался потенциал различных видов досуговой деятельности человека, он не может быть реализован, если эта деятельность не обеспечивается и не подкрепляется прямым или косвенным общением.
Человек становится личностью только в результате активного взаимодействия с другими людьми. Развивающиеся в сфере досуга коммуникации имеют большое значение для общего культурного развития личности, ее социального формирования, успешного адаптирования в социуме, творческой самореализации человека. Однако все это происходит при условии хорошо продуманного педагогического регулирования межличностных отношений.
Процесс общения - это выражение тенденции к организации, заложенной в самой природе социальной практики человека.
Потребность в общении проявляется у ребенка уже на первом году жизни. По мере взросления она превращается в одну из основных социальных потребностей индивида, во многом определяющую его духовный облик и практическое поведение. Нормально развивающийся человек всегда стремится к общению и испытывает потребность в общении.
Обычно стремление к общению возникает там, где человек испытывает определенное затруднение: налицо потребность и сформировавшиеся мотивы к действию, но достичь желаемой цели в одиночку, без участия других людей, он не в состоянии. Живя в обществе, люди не могут не координировать свои намерения с намерениями окружающих. Даже самое простое дело, когда в него вовлечено несколько человек, требует согласования усилий. Благодаря общению люди получают возможность перенимать друг у друга то, что они еще не знают и не умеют сами.
Социальная психология рассматривает в качестве основного условия и главной предпосылки процесса общения реально существующие различия между людьми. Психологи считают, что именно природная разновидность индивидов подталкивает их к постоянному социальному взаимодействию друг с другом. И действительно: если предположить, что сознание, опыт, способности, знания, возможности людей станут абсолютно одинаковыми, непонятно, зачем им тогда вступать во взаимодействие? В этом случае людям просто нечего было бы сказать и передать друг другу.
Многочисленные опросы последних лет с убедительностью свидетельствуют о возрастающей потребности людей в свободном повседневном общении.
В социально-психологическом плане досуговое общение является формой неофициальных и нормативно нерегла-ментируемых взаимодействий. Тут человек встречается с другим человеком не как с членом той или иной организации, а как с личностью. Отсюда еще одна особенность общения — высокий уровень эмоциональности, гораздо более высокий, чем в сфере делового общения.
Благодаря полной свободе и добровольности досугового общения человек вступает в сеть образующихся взаимосвязей в наиболее благоприятной для него роли, и это создает хорошие условия для индивидуального самопроявления и самореализации. Современные исследователи справедливо отмечают, что в условиях досуга создается наилучшая обстановка для спокойных, объективных и всесторонних обсуждений взаимоинтересных вопросов. Качественной особенностью складывающейся коммуникации является ее непринужденность и непристрастность по сравнению, допустим, с атмосферой в такой области, как деловое взаимодействие.
В сфере досуга деятельность в ее практическом смысле довольно часто служит лишь поводом для общения, а само общение, понимаемое прежде всего как речевое взаимодействие, превращается в деятельность. На этой основе базируется большая и перспективная область свободных досуговых коммуникаций, где общение становится не фоновым и сопутствующим, а основным видом человеческой активности.
Основными парадигмами взаимодействия в сфере свободного времени могут быть кооперация, состязание и диалог. Характеристиками общения, базирующегося на кооперации, можно назвать стремление к достижению общей цели, сходство позиций и взаимопонимание. Люди стараются в данном случае всячески обходить вопросы, способные вызывать острые разногласия.
Особенность взаимодействия в форме состязания связана с желанием каждого из общающихся или группы общающихся добиться собственной цели и помешать в достижении целей другим. Эта разновидность общения отличается большей напряженностью отношений, чем контакт, основанный на кооперации.
Что касается парадигмы диалога, то здесь субъекты общения, несмотря на определенные расхождения, с самого начала отчетливо видят возможности достижения согласия. Они готовы внимательно выслушивать друг друга и могут пойти в необходимых случаях на взаимный компромисс. Расхождения в позициях в данном случае не означают их несовместимости.
Досуговое общение можно рассматривать как процесс, включающий в себя накопление, обработку и выдачу информации. Он имеет ярко выраженную осведомительную направленность. Любому человеку в любой момент жизни необходимо знать, что происходит в окружающем мире. Оптимальный уровень информированности обеспечивает нормальное самочувствие и дает возможность правильно и вовремя корректировать линию практического поведения.
Досуговые контакты развертываются в той части временного бюджета, когда человек свободен от забот по удовлетворению своих основных потребностей. Основные особенности содержания досугового общения можно определить как свежесть информации (говорят чаще всего о том, что произошло недавно), преобладание событийной информации (велик удельный вес своего, местного), экспрессивность и эмоциональность (в информации силен оценочный элемент). Взаимодействие в сфере свободного времени, с присущими ему взаимообменом информацией, ее осмыслением и оценкой, помогает людям лучше и правильнее ориентироваться в событиях и тенденциях меняющейся жизни. Это важный способ проверки истинности личностных представлений, их переосмысления и корректировки. Человек через досуговые контакты получает нередко дополнительные сведения, которые не могут быть почерпнуты ни из каких других источников. Эта информация существенно увеличивает возможности знакомства с ранее неизвестными сторонами жизни.
Досуговое общение доставляет людям удовлетворение прежде всего путем снятия личностных напряжений. Оно помогает устранить неопределенность: человек получает ответ на интересующие его вопросы (информационно-познавательный эффект); а также получает возможность утвердиться или разувериться в истинности какого-то мнения, оценки, суждения (ценностно-позиционный эффект), удовлетворить свои аффективные потребности, прежде всего потребность в эмоциональном сопереживании (эмоциональный эффект), снять коммуникативную дискомфортность, компенсировать дефицит, изменить круг и структуру общения (коммуникативный эффект), удовлетворить потребность в дисфункциональных личностно-избирательных контактах (гедонический эффект), включиться в сферу коллективного отдыха и развлечений (рекреационный эффект).
Как информационный процесс досуговое общение включает в себя не только передачу рациональной информации, но и обмен переживаниями. Потребность в таком обмене - один из важных мотивов, толкающих людей к постоянным контактам со знакомыми и незнакомыми, с приятелями и друзьями. Многие исследователи справедливо рассматривают эту потребность как инстинктивно-биологический фундамент человеческой общительности. Жажда поделиться своими радостями и печалями, излить то, чем наполнена душа, - вполне естественное желание человека. И, наоборот, душевная черствость и сознательное сдерживание эмоциональных реакций заметно ограничивает возможности вступления в контакт, мешает достижению психологической близости, обедняет глубину общения. Все это, в итоге, может стать серьезным тормозом на пути развития человека как субъекта общения.
Досуговое общение вносит очень важный и практически ничем не заменимый вклад в процесс индивидуальной рекреации. Само ощущение того, что у тебя есть настоящие друзья, у которых всегда можно найти поддержку и взаимопонимание, порождает чувство уверенности и оптимизма. Благодаря комфортности ближайшего окружения личность утверждается в своей нужности и значимости. Периодически повторяющиеся встречи становятся в этой ситуации благотворным фактором, способным снимать или, во всяком случае, уменьшать эмоциональное напряжение. Человек получает удовольствие от самого процесса взаимодействия. Людей привлекает возможность строить свое поведение как свободное, стимулируемое только личными желаниями, лишенное строгой регламентации и стандартизации.
Мы уже говорили, что при очень интенсивном общении, которое забирает чуть ли не все свободное время, человек практически перестает работать над самим собой. Конечно, общение, особенно в интересной, хорошей компании, в какой-то мере способствует развитию личности. Однако без подкрепления этого плодотворного в своей основе процесса систематическим саморазвитием, а оно проходит чаще всего в индивидуальных формах, общение не может дать многого. Вот так и возникает необходимость пойти на сознательное ограничение своих повседневных встреч. Нельзя не отметить, что сделать это бывает довольно трудно. Привычные формы досуга по-своему затягивают -отказаться от них ничуть не легче, чем навсегда забыть сигареты для заядлого, с многолетним опытом курильщика. Ответить отказом на приглашение, сказать обидное «нет» старому другу способен далеко не каждый, но делать это все-таки приходится.
Прикладной культурологией обычно выделяются четыре возможных в реальной практике организации досуга содержательных вида межличностного общения: общение в процессе отдыха и развлечений; общение в ходе потребления духовных ценностей; общение на основе созидания духовных ценностей; общение, связанное с деятельностью по распространению духовных ценностей.
По признаку организации можно выделить два самостоятельных вида досугового общения. Первый из них возникает и функционирует в рамках стихийно образующихся диффузных групп и представляет собой наиболее распространенную форму повседневного свободного контактирования. Второй вид общения - это межличностное взаимодействие и взаимосвязи, развивающиеся внутри стабильных досуговых объединений. Здесь контакты отличаются большей устойчивостью, регулярностью, организованностью. Субъекты общения связаны единой, регулярно повторяющейся деятельностью. Взаимоотношения в данном случае строятся более осознанно. Поскольку люди хорошо знают друг друга и находятся в рамках общности со своими дополнительными нормами поведения, уменьшается действие случайных факторов. Не будет преувеличением сказать, что этот вид досуговых контактов обладает особенно мощным социокультурным потенциалом.
В любом коммуникативном акте действует субъект общения. Объектом, на который направлена его активность, является другой человек. Поскольку он тоже находится в активной позиции, есть все основания говорить о наличии не одного, а двух или нескольких субъектах. Таким образом, в общении мы сталкиваемся с субъектно-субъектной связью и отношениями.
Как и любое проявление личностной активности, общение имеет в своей основе определенные побудители. Они могут быть внутренними и внешними. Внутренние побудители — это наши личностные потребности. Они осознаются и, как осознанные потребности, становятся мотивами практического поведения. Потребности и мотивы отражают стремление личности вступить в контакт с другими людьми с тем, чтобы удовлетворить какие-то духовные нужды: обменяться информацией, выбрать единую линию поведения, включиться в групповую деятельность и т.д.
К внешним побудителям относятся те воздействия извне, которые способны актуализировать наши потребности, привести в деятельностное состояние соответствующие мотивы и дать толчок к практическому вступлению людей в контакты.
Применительно к досуговому взаимодействию можно выделить несколько групп стимулов, побуждающих человека к общению. К первой группе относятся стимулы, обусловленные потребностью в новых знаниях и текущей событийной осведомленности (необходимо, используя групповую информированность, восполнить свои информационные пробелы; есть сведения, которые можно получить только здесь; благодаря повседневному общению будешь в курсе всех местных дел).
Вторую группу составляют стимулы, обусловленные жизненно-практической значимостью совместного досуга (общаясь, расширишь и укрепишь свои дружеские связи; контакт с другими людьми дает возможность более правильно ориентироваться в обстановке).
Группа третья включает стимулы, имеющие своей основой общественное мнение (неприятие нелюдимости, замкнутости, общественное одобрение коллективистической настроенности и направленности личности, высокий общественный престиж групповых форм свободного времяпрепровождения).
Четвертая группа - стимулы, связанные со свойствами самосознания личности (в общении можно показать себя; общаясь, получаешь возможность проверить себя в сравнении с другими людьми; через досуговые контакты можно укрепить свое ролевое положение в микросреде).
К пятой группе следует отнести стимулы, связанные с экспрессивно-эмоциональными ценностями, прежде всего с потребностью в совместных переживаниях.
И, наконец, в шестую группу входят стимулы, связанные со стремлением к культурно-творческому развитию (в досуговой группе собираются знающие, интересные люди и, общаясь с ними, можно многому научится; интересующий вид любительства возможен только при объединении и т.д.).
Ключевой характеристикой любого акта общения и его конституирующим ядром является предмет совместных действий. Реально проявить свою коммуникативную активность человек способен только по какому-то конкретному поводу
- не бывает ни беспредметного общения, ни беспредметной деятельности.
Предметы общения являются своеобразными «посредниками» между взаимодействующими субъектами. В условиях досуга предметом общения чаще всего являются различные выражения научных знаний и концентрированного человеческого опыта; результаты ценностно-ориентацион-ной деятельности в определенных знаковых системах -мнения, суждения, оценки, идеи; процессы и продукты творческой деятельности; коллективные занятия, самоценные процессуально (система рекреации, игра и другие развлечения).
В сфере досуга предмет деятельности и предмет общения могут совпадать. Однако в ряде случаев дело обстоит иначе. Каждый раз, когда общение абстрагируется от предметных занятий и превращается в самостоятельную деятельность, его основным предметом становится передача той или иной информации. Причем она выполняет уже не подсобную, а основную роль и обретает вполне автономную ценность и значимость.
Как процесс взаимодействия, содержанием которого является обмен информацией для установления определенных взаимоотношений, общение имеет свою систему средств. Первостепенную роль здесь играет язык. Он является важнейшим средством человеческого общения, осуществляет свои функции через звучащую речь.
В процессе досугового общения велик удельный вес диалогических форм речи. Характерная черта их - чередование высказываний одного человека с высказываниями другого. Вступление в разговор происходит или в порядке естественной смены высказываний (выслушал - отвечай), или в порядке прерывания, когда собеседник начинает говорить, не дослушав партнера до конца. Общение базируется на единстве прямой и обратной связи, то есть предполагает восприятие ответной реакции сразу после передачи первичной информации. Обязательное условие нормально развивающегося диалога — взаимовнимание. Собеседники должны слушать друг друга. При этом подготовка к очередному высказыванию происходит параллельно с восприятием. В бытовом диалоге нет возможности делать слишком большие паузы для обдумывания. Разговор идет практически без перерывов.
В непосредственном общении слово всегда дополняется зрительным восприятием. Мимика и пантомимика наглядно отражают реакцию собеседника на услышанное (согласие, несогласие, внимание, отключение и т.д.). Кроме того, зрительно воспринимаемые компоненты общения могут выполнять и роль недвусмысленного ответа собеседнику.
Живое слово в процессе общения опирается на переживаемые людьми чувства и эмоции. Для выражения их человек прибегает к использованию целого ряда дополнительных сигналов, из совокупности которых складывается эмоциональный компонент общения.
Поскольку досуговое общение в конечном счете представляет собой своеобразную систему взаимных воздействий, его итоговой результат следует искать в тех изменениях, которые происходят в облике контактирующих субъектов. Изменяться в данном случае может сознание и поведение личности. Практически здесь возможны три варианта. Первый (назовем его положительным результатом общения) - это случай, когда вызванные взаимодействием изменения соответствуют первоначальным целям контактирующих субъектов. Например: смысл сообщений понят, выявлены и сформированы одинаковые установки, установки могут реализоваться и реализуются в действиях и поведении субъектов.
Следующий вариант - отрицательный результат общения: изменения достигнуты, но они прямо противоположны тем, которые предполагались. Если в первом случае люди приходили в процессе взаимодействия к согласованию, то во втором мы сталкиваемся с ясно выраженным рассогласованием.
И, наконец, третий вариант результативности - это так называемый «нуль-эффект», означающий полное отсутствие каких-либо изменений в сознании и поведении субъектов общения.
Если выразить изменения, происходящие в сознании и поведении контактирующих субъектов в психологических терминах, то первые проявляются в различных мыслях, суждениях, представлениях, взглядах, убеждениях, оценках, установках и стремлениях, а вторые - в действиях, поступках, поведении. Те же самые результаты общения языком социально-психологических понятий можно обозначить как взаимопонимание, согласование, взаимоуподобление, взаимопомощь, сотрудничество или, наоборот, взаимоигнорирование, взаимообособление и разъединение.
Разобравшись в том, что представляет собой досуговое общение по своей природе, сути и структуре, мы можем теперь выстроить систему его основных функций.
Прежде всего здесь следует вычленить перцепциально-гностическую функцию. Только в процессе общения люди взаимно познают друг друга, осмысливают информацию и программируют в соответствии с ней линию своего практического поведения. Именно коммуникации являются для человека важнейшим источником знаний об объектах общения, а без этих знаний невозможны ни взаимопонимание, ни взаимодействия, ни взаимоотношения.
Ведущее место в системе присущих общению функций принадлежит информационной функции. Основным содержанием коммуникативного взаимодействия является обмен определенными ценностями, прежде всего осведомительной, эмоциональной и регулятивной информацией. Человек получает в общении с другими людьми новые знания и необходимую событийную информацию. Идет интенсивный обмен мнениями, оценками, идеями, передается накопленный опыт, формируются нравственные качества, расширяются культурные интересы.
Общение выполняет интегративную функцию. Каждый раз, когда люди не могут реализовать свои цели индивидуально, общение способствует объединению усилий и придает деятельности совместную форму. В результате общения возникает развернутая система связей, основанных на продуманном распределении ролей. Действующая группа превращается в коллективно-творческий субъект, который обретает ряд существенных преимуществ по сравнению с индивидуально действующими субъектами.
Общение обладает ярко выраженной регулятивной функцией. В процессе его всегда происходит взаимная регуляция и коррекция поведения. Включаясь в ту или иную общность, человек подчиняет свое поведение установленным правилам и требованиям. Взаимодействие с другими людьми становится для него решающим источником мотивов и способов практического поведения.
В условиях досуга общение имеет еще одну специфическую функцию - рекреационную. Как особая форма рекреации, оно компенсирует то, что человек недополучает в других сферах своей жизнедеятельности, способствует восстановлению его сил, нормального самоощущения и самочувствия. В основном это происходит за счет способности досугового общения снимать некоторые из личностных напряжений, устранять неосведомленность, четко ориентировать на удовлетворение потребности в эмоциональном сопереживании, предоставлять возможность самоутверждения, ликвидировать коммуникативный дефицит и т.д.