Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что такое интеграция и зачем она нужна



 

Многие и не задумываются, что наш головной мозг состоит из нескольких частей, решающих разные задачи. Например, левое полушарие отвечает за логическое мышление и связную речь, а правое формирует наши эмоциональные переживания и считывает невербальные сигналы. У нас есть древний «рептильный» мозг, позволяющий нам действовать инстинктивно и в доли секунды принимать решения, направленные на выживание, и эволюционно молодой «мозг млекопитающего», отвечающий за социализацию. Одна часть мозга отвечает за память, другая за принятие решений на основе моральных принципов. Можно сказать, что мозг каждого человека – это множество личностей: разумная и иррациональная, рефлексирующая и реактивно действующая. Неудивительно, что в разных ситуациях мы порой ведем себя как разные люди!

Залог процветания личности – согласованная работа всех этих частей, их интеграция. Вследствие интеграции отдельные части головного мозга начинают функционировать сообща, как единое целое. Подобную целостность представляет собой наше тело, различные органы которого заняты каждый своим делом: легкие дышат, сердце качает кровь, желудок переваривает пищу. Тело здорово, когда все органы находятся в состоянии интеграции. Иначе говоря, каждый выполняет свою функцию и в то же время все они работают как единый организм. В этом и заключается интеграция – объединение отдельных элементов в эффективно функционирующее целое. Подобно телу, мозг работает с максимальной отдачей, лишь когда все его части скоординированы и сбалансированы. В процессе интеграции как раз и происходит координация отдельных частей мозга, укрепляется взаимосвязь между ними. Отсутствие интеграции у ребенка заметно сразу: его переполняют эмоции, он не владеет собой и действует бессистемно. В таком состоянии он не способен спокойно и рационально вести себя в сложившейся ситуации. Истерики, эмоциональные взрывы, приступы агрессии и большинство других проявлений, осложняющих воспитание и жизнь родителя, – это следствие утраты интеграции, или так называемой дезинтеграции.

Мы должны помочь детям в процессе интеграции, чтобы их мозг функционировал скоординированно. Так, им нужна горизонтальная интеграция , при которой логическое левое полушарие гармонично взаимодействует с эмоциональным правым, а также вертикальная интеграция – слаженная работа высших отделов головного мозга, отвечающих за осмысленные действия, и низших, инстинктивных, обеспечивающих базовые реакции и выживание.

Протекание процессов интеграции – захватывающе интересная тема, о которой большинство людей и не догадываются. Недавние научные достижения в области сканирования мозга позволили изучать этот орган как никогда полно и глубоко. И многие наши представления об устройстве мозга подтвердились. Но одно открытие поколебало самые основы нейрофизиологии: оказалось, что мозг «пластичен», то есть его можно формировать. Мозг каждого человека физически меняется на протяжении всей жизни, а не только в детстве, как считали раньше.

Что формирует наш мозг? Жизненный опыт. Даже в преклонном возрасте то, что мы испытываем, перестраивает физическую структуру мозга. При этом его клетки – нейроны – активизируются, или «зажигаются». В головном мозге насчитывается 100 млрд нейронов, и каждый поддерживает в среднем 10 000 связей с другими нейронами. От способа активации определенных нервных цепей головного мозга зависит характер всего спектра умственной деятельности, от восприятия визуальных образов или звуков до абстрактного мышления. Нейроны, зажегшиеся одновременно, устанавливают друг с другом новые связи. Постепенно накапливаясь, эти изменения «перепрошивают» мозг. Потрясающе! Значит, нынешнее состояние нашего мозга не является пожизненной данностью. Мы можем «перепрошить» его так, чтобы стать более здоровыми и счастливыми людьми. И относится это не только к детям и молодежи, но к любому из нас в любой момент жизни.

В эту самую минуту мозг вашего ребенка неустанно поддерживает имеющиеся и формирует новые нейронные связи, и его будущая структура в значительной мере зависит от вас. Ответственно, да? Но не волнуйтесь. Природа позаботилась о том, чтобы базовая архитектура мозга благополучно развивалась при наличии должного питания, сна и стимулов. Разумеется, в значительной степени то, каким станет человек, особенно его темперамент, определяет наследственность. Но открытия в разных областях физиологии развития свидетельствуют: все, что с нами происходит, – музыка, которую мы слушаем, люди, которых любим, прочитанные книги, характер воспитания, наши переживания, – оказывает колоссальное воздействие на развитие нашего мозга. Иными словами, родители могут сделать очень многое, чтобы на основе базовой архитектуры мозга и врожденного темперамента у ребенка сформировался жизнеспособный и глубоко интегрированный мозг. Из этой книги вы узнаете, как с помощью повседневного опыта способствовать все большей интеграции детского мозга.

Дети, с которыми родители обсуждают их жизненный опыт, лучше запоминают его. Разговаривая с детьми об их чувствах, родители развивают их эмоциональный интеллект – способность глубоко понимать собственные и чужие переживания. Побуждая робкого ребенка активнее исследовать мир при их поддержке, они помогают ему стать смелее и уверенней в себе. Если же слишком опекать ребенка или, наоборот, швырять его, как щенка, в одиночку бороться с трудностями, это лишь усиливает его робость.

Наше сегодняшнее понимание того, как работает мозг, опирается на данные целой науки о развитии ребенка и формировании привязанностей у детей. Новые открытия в области нейропластичности свидетельствуют о том, что родители способны направлять процесс формирования мозга своих детей с помощью тех жизненных впечатлений, которые предлагают им. Например, время, проведенное за компьютером и прочими устройствами – видеоиграми, телепрограммами, чатами, – создаст одну структуру нейронных связей, а учебная деятельность, занятия спортом и музыкой – совершенно иную. Свой вариант структуры сформирует и время, проведенное с родственниками и друзьями в освоении навыка взаимоотношений, особенно при непосредственном общении. Все, что с нами происходит, влияет на ход развития нашего мозга.

Процесс установления и перестройки нейронных связей – это суть интеграции. Все сводится к тому, чтобы обеспечить нашим детям такой жизненный опыт, который способствовал бы связности различных частей их мозга. Когда все эти части действуют согласованно, между ними формируются и укрепляются соединительные волокна. Связи между отделами мозга углубляются, обеспечивая все более гармоничное взаимодействие. Как голоса участников хора создают единое звучание, недоступное отдельному певцу, так и возможности интегрированного мозга намного превосходят то, что по силам любой его части.

Каждому нашему ребенку мы желаем именно этого – большей интеграции головного мозга, позволяющей по максимуму использовать интеллектуальные ресурсы. Зная, как работает мозг, вы можете осознанно учить своих детей, откликаться на их поведение и нужды. Уровень банального выживания останется далеко позади. Снова и снова подбрасывая детям впечатления, способствующие интеграции, вы добьетесь того, что конфликтные ситуации будут возникать гораздо реже. Что еще важнее, вы будете лучше понимать своего ребенка, эффективнее вести себя в каждом конфликте и сознательно закладывать фундамент его будущей счастливой жизни, полной любви. Благодаря вашим знаниям об интеграции будет процветать не только ребенок – сегодня и всегда. Процветание ждет вас самих и всю вашу семью.

 

 

Благодарности

 

Мы глубоко признательны всем, кто помог нам в создании этой очень важной для нас книги. Наши преподаватели, коллеги, друзья и родственники внесли огромный вклад в формулирование и распространение изложенных в ней идей. Наша особая благодарность Майклу Томпсону, Натали Томпсон, Джанел Амфрес, Даррелу Уолтерсу, Роджеру Томпсону, Джине Ошер, Стефани Гамильтон, Рику Кидду, Андре ван Роойен, Ларе Лав, Джине Грисволд, Деборе Бакуолтер, Галену Бакуолтеру, Джею Брайсону и Лиз Олсон за их отзывы. Спасибо нашим руководителям, коллегам-врачам и слушателям «Института майндсайта», а также всевозможных семинаров и групп для родителей за вопросы, заставлявшие нас стремиться узнать больше, и отклики на многие идеи, легшие в основу рационально-эмоционального подхода к дисциплине. Нашу жизнь и работу обогатили столь многие, что мы просто не в состоянии назвать каждого. Но надеемся, вы знаете, как много для нас значите.

Мы благодарим нашего друга и литературного агента Дуга Абрамса, который не только поделился с нами своими обширными знаниями о том, как пишутся книги, но и всегда выражал искреннее стремление помочь людям упрочить семейные узы и вырастить счастливых и здоровых детей. Мы уважаем его и как профессионала, и как гуманиста. Огромное спасибо редактору Марни Кохран за ее труд и энтузиазм, за мудрые советы в процессе подготовки этого издания, а также за безграничное терпение, которое она проявляла, когда мы пытались лучше выразить наши мысли, столь для нас значимые. Искренняя благодарность изобретательному иллюстратору Меррил Лиддьярд. Ее талант и творческий подход дополнили «левополушарный» текст книги «правополушарными» сценками из жизни.

Мы признательны всем родителям и пациентам, случаи из жизни которых вошли в эту книгу в качестве примеров, обогатили наш текст и показали, как наши идеи и теории применяются на практике. Разумеется, мы изменили ваши имена и детали личного характера и очень благодарны вам за эти сюжеты, на которых мы продемонстрировали читателям принципы дисциплины без драм.

Мы говорим спасибо и друг другу. Благодаря общей увлеченности и стремлению распространить наши идеи совместная работа стала для нас подлинной радостью и честью. Спасибо родственникам, близким и дальним, за ваше влияние на нас и за то, что вы гордитесь тем, что мы делаем. Как мы формируем настоящее и будущее наших детей, так и они отчасти сформировали нас как личностей и профессионалов, а их роль в нашей жизни и радость, которую они нам дарят, бесценны. Наконец, огромная благодарность нашим супругам, Кэролайн и Скотту, вклад которых в работу над рукописью был как прямым, так и опосредованным. Они знают, как много для нас значат, – больше, чем мы могли бы выразить, – и как близкие люди, и как единомышленники.

Лучший учитель – сама жизнь, и свидетельство тому – наши плодотворные взаимоотношения с окружающими. Самые главные наши учителя в том, что касается воспитания, – наши собственные дети. У Дэна они взрослые, им за 20, у Тины – подростки или скоро ими станут. Именно они показали нам всю важность эмоционального контакта и взаимопонимания, терпения и последовательности. Во всех взлетах и падениях на родительском поприще мы снова и снова находим в их действиях и реакциях, словах и эмоциях подтверждение тому, что смысл дисциплины – в обучении, в умении извлекать урок из опыта повседневной жизни, даже самого банального или катастрофического. Эти уроки адресованы как ребенку, так и родителю. Упорядочивать жизнь растущего человека, не отступая от спокойного, уравновешенного, «недраматичного» стиля воспитания, не так-то просто. Более того, это, пожалуй, самый тяжкий труд, который только может выпасть на долю каждого из нас. Именно поэтому мы так признательны как нашим детям, так и спутникам на этом увлекательном пути. Каждый из них самым доходчивым образом объяснил нам, что дисциплина – это способ научения и обучения и что она превращает саму жизнь в приключение, полное новых знаний и увлекательных открытий. Надеемся, эта книга и вас заставит по-новому взглянуть на дисциплину и увидеть в ней возможность обучения. Тогда вы и ваши дети будете процветать и радовать друг друга на протяжении всей жизни!

 

Дэн и Тина

 

 

Об авторах

 

Дэниел Сигел, д.м.н. – врач-нейропсихиатр, профессор Медицинской школы Дэвида Геффена при Калифорнийском университете. В качестве автора, соавтора или редактора участвовал в написании нескольких десятков книг, среди которых «Мозговой штурм», «Майндсайт» и «Развивающийся мозг». Дэниел Сигел является директором «Института майндсайта» – центра обучения межличностной нейробиологии, где различные научные дисциплины изучаются в рамках единой системы с целью лучшего понимания процессов развития человека и содержания человеческого благополучия. Выступает по всему миру с лекциями для родителей, специалистов и просто интересующихся. (См. его сайт www.DrDanSiegel.com.)

Тина Брайсон, д. филос. н., в соавторстве с Дэном Сигелом написала бестселлер «Воспитание с умом», переведенный на 18 языков. Специалист по детской и подростковой психотерапии, директор по работе с родителями «Института майндсайта» и специалист по детскому развитию школы Святого Марка в Альтадене (Калифорния). Проводит конференции и семинары для родителей, педагогов и врачей в разных странах. Получила степень доктора философии в Университете Южной Калифорнии. Живет недалеко от Лос-Анджелеса с мужем и тремя детьми. (См. ее сайт TinaBryson.com, где можно подписаться на блог автора и прочесть ее статьи о детях и воспитании.)

 


[1]Сигел Д., Брайсон Т. Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка. – М.: Эксмо, 2014.

 

[2]Сигел Д. Майндсайт. Новая наука личной трансформации. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.