Вы – значимый человек в жизни нашего ребенка или детей. Во многом от вас зависит, какими они вырастут, ведь вы формируете их душу, характер и даже структуру мозга! Мы разделяем с вами громадную привилегию и ответственность – научить их, как делать верный выбор и стать добрыми и успешными людьми. Поэтому хотим поделиться с вами нашим подходом к коррекции их поведения. Вместе мы сумеем дать детям последовательный и очень ценный опыт приучения к дисциплине.
Вот восемь основных принципов, которыми мы руководствуемся.
1. Без дисциплины нельзя . Мы уверены: любить детей и удовлетворять все их нужды означает, среди прочего, устанавливать для них четкие и обязательные к соблюдению границы дозволенного и предъявлять к ним высокие ожидания – ведь все это способствует их дальнейшему успеху в отношениях с людьми и прочих сферах жизни.
2. Успешное приучение к дисциплине возможно лишь на основе взаимной любви и уважения ребенка и взрослого . Воспитание ни при каких условиях не должно сопровождаться запугиванием и унижением, причинением физической боли, внушением ребенку мысли о взрослом как о враге. Обе стороны воспитательного процесса должны чувствовать, что они любимы и находятся в безопасности.
3. Цель дисциплины – обучение . С помощью воспитательного воздействия мы формируем у детей навыки, которые помогут им лучше вести себя уже сегодня и принимать правильные решения завтра. Как правило, наказание не оптимальный метод обучения. Вместо того чтобы наказывать, мы поощряем детей сотрудничать с нами, помогая им задуматься о своих поступках, проявляя изобретательность и игровой подход. Мы очерчиваем границы дозволенного в ходе диалога с ребенком, который дает ему необходимую информацию и способствует развитию навыков, позволяющих лучше вести себя сейчас и в дальнейшем.
4. Первый шаг в приучении к дисциплине – обратить внимание на чувства и эмоции ребенка . Плохое поведение детей чаще всего бывает следствием неумения справляться с сильными переживаниями и делать правильный выбор. Поэтому эмоциональный опыт, выразившийся в проступке , ничуть не менее важен, чем сам проступок. Ученые доказали: удовлетворение эмоциональных потребностей детей – это самый эффективный метод постепенной коррекции поведения, а также такого развития их мозга, которое поможет им лучше справляться с собой в самостоятельной жизни.
5. Сильнее всего дети нуждаются в нас в моменты наиболее бурных эмоциональных вспышек . Нужно показать им, что мы рядом и всегда будем рядом, как бы плохо они себя ни вели. Это формирует доверие и базовое чувство безопасности.
6. Иногда приходится дождаться момента, когда ребенок будет способен обучаться . Если ребенок сильно расстроен или вышел из себя, это совершенно неподходящий момент, чтобы учить его чему-то. Его бурные эмоции свидетельствуют о том, что он нуждается в нас. Наша первоочередная задача – помочь ребенку успокоиться, чтобы он мог снова контролировать себя и свои чувства.
7. Чтобы помочь ребенку подготовиться к обучению в процессе воспитания, надо установить с ним эмоциональный контакт . Только после этого можно перенаправлять его поведение. Мы утешаем детей, когда они испытывают физическую боль. Точно так же нужно действовать при боли эмоциональной. Это означает признать чувства ребенка и проявить максимум сострадания и заботы. Итак, прежде чем учить, мы устанавливаем эмоциональный контакт.
8. После установления эмоционального контакта мы приступаем к перенаправлению . Почувствовав эмоциональную близость с нами, дети становятся более восприимчивы к обучению, и мы можем перенаправить их к правильному поведению и обсудить с ними неправильное. К чему мы стремимся при перенаправлении и установлении пределов дозволенного? К тому, чтобы у детей развился инсайт – понимание самих себя, эмпатия к окружающим и способность исправлять последствия совершенных ошибок.
Наш подход к дисциплине можно выразить короткой формулой: эмоциональный контакт и перенаправление . Наш первый отклик – это всегда успокаивающий и утешительный эмоциональный контакт. Затем можно приступать к исправлению поведения. Даже говоря «нет» поведению ребенка, мы всегда говорим «да» его эмоциям и тому, как он чувствует и воспринимает происходящее .