Чакра - эта мистический "круг", состоящий из посвященных садхаков и садхика[186], которые вместе образуют единый божественный союз. Совершение садханы в таком "кругу" посвященных является необычайно могущественным. Результаты тех усилий, которые прилагаются каждым садхаком в отдельности, многократно умножаются при проведении чакры. Так, например, в Маханирвана-Тантре утверждается что садхака, обладающий истинным знанием, получает тот же благой результат от повторения мантры всего лишь один раз в чакре, что и посредством совершения сотни пурашчаран[187] на Шавасане, Мундасане[188] или Читасане[189]. Сказано также, что совершая чакру в течение шести месяцев, садхака может получить все, чего только ни пожелает и превзойти смерть. Посредством постоянного проведения чакры садхака (или садхика) достигает освобождения. Во многих тантрических писаниях содержится одно и то же утверждение о том, что там, где есть бхога (материальное наслаждение) - откуда взяться йоге (связи с Абсолютом), и где есть йога - нет бхоги, однако - тем, кто поклоняется Шакти - дается как наслаждение (бхога, бхукти), так и освобождение (мокша, мукти).
То есть в тантрической системе может успешно сочетаться наслаждение (бхукти) и освобождение (мукти). Наслаждение само по себе не является чем-либо предосудительным или "неприличным". Так или иначе, нельзя отрицать тот факт, что материальное наслаждение - это отражение Божественного блаженства (ананда). Поэтому, с тантрической точки зрения, полностью отрицать материальное наслаждение - вовсе не обязательно. Нужно сделать так, чтобы это материальное наслаждение не создавало пут, не приводило бы к страданиям, становясь тем самым препятствием для достижения освобождения, но напротив, способствовало бы освобождению. Тантра - это система, которая успешно совмещает казалось бы несовместимые вещи - интенсивную внутреннюю медитацию, обряды, в которые могут входить чувственные элементы и освобождение от всех страданий и круговорота перерождений. Однако что касается материальных наслаждений, необходимо, чтобы они были чисты. Именно в этом условии и есть тайный ключ к счастливому существованию. "Любой предмет - чистый или нечистый - делается чистым в результате ритуала очищения", обладая необходимыми практическими навыками и постоянно исполняя эту формулу, садхака, сознание которого сконцентрировано на Высшем (Брахмане), освобождается от неблагоприятных последствии своих действий.
В чакре могут практиковаться различные ритуалы - т.е., как медитации, связанные только с внутренним поклонением[190], так и ритуалы, сочетающие в себе внутреннее поклонение с использованием всех основных элементов природы.
Основной принцип чакры - это общая богонаправленность. Необходимым требованием по отношению ко всему, что совершается в чакре является чистота. Поэтому в чакру допускаются только люди, чье сознание уже очищено от скверны невежества, страха, ненависти, условностей. Только дикшита (посвященные), уже прошедшие необходимые подготовительные садханы, утвердившиеся на пути к Высшему познанию, допускаются в чакру.
Чакры, в которых практикуются ритуалы с непосредственным использованием материальных элементов, дающие наслаждение (бхога) - предназначены только для вира-садхака и садхика, но не для пашу[191].
В Махинирвана-Тантре ясно сказано: злые или порочные, жестокие, греховные, атеисты, говорящие плохо о Кула[192], или те, кто следует пашачара[193] - никогда не должны участвовать в чакре.
Каждый входящий в такую чакру садхака - сам Шива и должен постоянно осознавать себя им, каждая садхика - сама Шакти и должна постоянно осознавать себя таковой. Поэтому внутри истинной чакры нет и не может быть никаких внешних различий - ни кастовых или каких-либо других социальных делений, ни возрастных или национальных различий.
Находясь в чакре необходимо избегать непостоянства сознания, не следует болтать или говорить на темы, не относящиеся к ритуалу, не следует плевать и т.д.[194]. Во главе чакры стоит чакрэшвара (владыка чакры), который руководит проведением всего обряда и осуществляет контроль над тем, чтобы весь процесс шел в истинном направлении. Таким образом, соблюдается требование чистоты в отношении входящих в чакру лиц, их сознания и поведения.
Чистота места, а также всех элементов ритуала - осуществляется с помощью специальных мантр и различных очистительных магических действий, которые можно объединить под общим названием - шуддхи или шодхана (очищение).
Следует еще раз сказать о том, что только люди, находящиеся на уровне вира, т.е. уже овладевшие самоконтролем, твердые в поклонении Высшему, могут быть допущены к практике панчататтва в материальном виде (пратьякша) или с частичными заменами.
Тантры предупреждают об опасности злоупотребления "пятью М"[195]. Питье вина через меру делает человека неспособным быть поклоняющимся (упасака). Те, кто не способны контролировать свои чувства (т.е. не могут рассматриваться как вира) - должны совершить панчататтву с заменителями (анукальпа) - вместо мадья (вина) - они должны пить молоко, мед и т.п.; вместо мамса (мяса) - употреблять джинджер, соль, сезам, пшеницу, чеснок и т.д.; вместо майтхуна (сексуального союза) - они должны поклоняться лотосным стопам Великой Богини (Шакти).
Существуют различные мнения о том, в какой именно форме вира - поклоняющиеся должны совершать обряд панчататтва. Дело в том, что методы и особенности практики различных тантрических направлений иногда весьма отличаются друг от друга. Поэтому вполне понятно, что их предписания относительно этого ритуала имеют различия. Это не говорит о неправильности одного или другого варианта, но указывает на особенности этих направлений. Так в ряде тантрических направлений, на ступени вира-садхака и садхика могут совершать "5М" с непосредственным использованием всех пяти материальных элементов (пратьякша).
Однако следует помнить, что на протяжении всей садханы, решающим является мнение и указание гуру; далеко не все получают посвящение именно в эту практику. Другие тантрические направления - вообще учат совершать панчататтву только внутри тела. Есть и такие, которые предписывают овладение тайной наукой реализации панчататтвы внутри тела[196] и это является основой практики этих направлений. Однако, овладев реализацией панчататтвы внутри тела, последователь такого направления (или под направления) становится свободным и может совершать или не совершать обряд "5-ти М" в материальном виде (или с частичными заменами), так как в любом случае он уже владеет "тайным ключом".
Направление Парананда считает наилучшим (уттама) вариантом проведения панчамакара в материальном виде - совершение этого обряда без мяса и рыбы, вместо которых предписывается использовать растительные продукты. Остальные 3 элемента вира-садхака направления Парананда может практиковать в непосредственном виде (пратьякша).
На практике образование вира-чакры и нахождение всех необходимых условий и элементов - дело очень редкое. Только по воле самой Бхайрави такой чакра (круг) может быть образован и существовать. Ни один истинный тантрика никогда не удовлетворится самообманом и не станет обманывать других, выдавая желаемое за действительное. Поэтому, если нет других вира, или нет необходимых условий и элементов для проведения этого чакра садхака не должен ни пытаться имитировать этот обряд с кем-либо, ни впадать в беспокойство. Следует постоянно практиковать внутреннюю панчататтву[197], поклоняясь Всевышней (Парамэшвари) - и все желаемое, в этом или ином мире, будет даровано.
Если же по воле Махадэви такой чакра, во главе с истинным гуру, сознание которого всегда пребывает в Брахмане, действительно существует, то вира могут совершать в таком чакре обряд "5-тиМ" и в совместной садхане достигать совершенства. Ритуал панчамакара может проходить в таком чакра следующим образом.
Чакрэшвара очищает место для сидения и поклонения со специальными мантрами и действиями и садится. Все остальные садхаки и садхики садятся рядом, образуя единый круг (чакру). Слева от каждого садхака садится шакти (т.е. посвященная в чакру садхика). Каждый садхака и Шакти могут проводить обряд вместе после того, как они получили соответствующее благословение и наставления от гуру, который руководит обрядом. Совершается пуджа[198] и медитация. Для этого чакрэшвара рисует перед собой янтру[199] и мандалу.
На это место затем помещается священный кувшин, наполненный различными субстанциями, (рис, творог, ароматизированная вода и т.д.). Пуджа проводится с предложением сандалового порошка, благовоний, цветов. Совершается медитация на Бхайраву, Бхайрави, затем - на Их изначальное Единство. Затем производится очищение пяти элементов - панчататтва-санскара. Каждый из 5-ти основных элементов (освещается или очищается со специальной мантрой, которая повторяется определенное количество раз (например 108). Совершается поклонение Кулешваре и Дэви. Таким образом, совершается последовательное предложение Высшему мадья (вина), мамса (мяса), матсья (рыбы), мудра (жареного зерна). Для очищения каждого из этих элементов повторяется круг определенной мантры и производится ритуальное окропление предлагаемого таттва (элемента). Как уже говорилось, в ряде направлений вместо некоторых элементов используется замена (анукальпа). (Например, вместо мяса и рыбы - растительные продукты, вместо вина - сок, молоко или мед и т.д.)
Майтхуна (сексуальное единение) является самым сакральным и кульминационным действом всего обряда, поэтому очищению этого таттва (элемента обряда) уделяется много внимания и времени.
При правильном проведении обряда "5М" - он обеспечивает как необыкновенное могущество, так и освобождение.
Весь обряд должен проходить на божественном уровне, сознание участвующих в нем должно быть постоянно пребывающим в Брахмане (Абсолюте).
В Куларнава-Тантре Господь Шива говорит, обращаясь к Дэви: "Те, кто с любовью предлагают Нам Двоим вино и мясо, постоянно принося Нам (в жертву) наслаждение (ананда) - они Мои возлюбленные, они Каулика".
(5 улласах, 71).
Тантры запрещают такие действия как принятие вина или секс вне чакры. Однако, внутри чакры - в богонаправленном сознании, с самоконтролем и под руководством гуру - такие действия являются способствующими совершенству в вира-садхане. О правомочности использования этих элементов в кругу посвященных говорит сам Шива в Куларнава-Тантре, сравнивая с элементами хорошо известных древних Ведических обрядов. Так Кулешвара, например, говорит: "Как питье Сомы на собраниях Брахманов предписывается во время жертвоприношения (агья), точно также и на этом пути (ачара), предписанном Писаниями (Шастрами) - дающее как наслаждение, так и освобождение питье вина - является приносящим благо".
(Куларнава-Тантра, 54 ул., 90).
Тантры говорят о проведении обряда панчататтва в эзотерическом кругу вира-посвященных не как о чем-то неприличном (именно так это понимают многие люди, чье сознание находится в шорах ограниченных представлений), но как о возвышенном процессе, ведущем к сверхсознательному состоянию и конечному освобождению. Так в Нирвана-Тантре, предназначенной для совершения вира-садханы сказано: "Панчататтва (существует) для (достижения) нирвана-мукти (абсолютного освобождения). Когда индивидуальная душа (дживатма) растворяется в высшей душе (Параматма), то она получает благо абсолютного освобождения (нирвана-мукти). Как вода растворяется в воде, точно также и посредством поклонения с панчататтвой, садхака достигает растворения (или погружения) в Параматму (высшую душу)".
Что касается последнего элемента обряда панчататтва (шеша-таттва), называемого майтхуна (сексуальное единение), то он заслуживает отдельного описания, так как является завершением всего обряда и обладает особым значением. Как уже ясно было сказано выше, только посвященные (дикшита) вира-садхака и садхика могут принимать участие в обряде и в конце обряда совершать майтхуну. Совершать майтхуну могут только садхаки и шакти, которые перед этим прошли свадебный обряд (виваха). Как указано в Маханирвана-Тантре, садхака, совершающий майтхуна с женщиной, не пройдя до этого освятительного свадебного обряда (виваха), совершает грех сожительства с чужой женой.
Согласно Тантрической традиции, в этом материальном теле брак может быть двух основных видов; до самой смерти и на определенный период времени (шайва-виваха). Таким образом, если садхака уже женат согласно тантрическому обряду, то он может совершать поклонение в чакре со своей женой (естественно, уже имеющей необходимое посвящение).
Согласно некоторым Тантрам, например Маханирване, в Кали-югу (т.е. в нынешний период времени) садхака должен иметь майтхуну только со своей женой. Однако в той же Маханирване далее указывается, что вира-садхака владеющий собой и обладающий сиддхи[200] (совершенствами) может совершать майтхуну внутри чакры также и с парастри, т.е. с другой посвященной в чакра женщиной, которая не была до этого его женой. Совершение шэша-таттвы с парастри, посвященной в чакру - разрешается для вира и в ряде других Тантр[201].
Если двое посвященных садхака и шакти - хотят совершать вира-садхаку вместе, то они должны пройти свадебный обряд прямо на собрании чакры. Во время такого красочного обряда гуру благословляет новую пару, совершается особая пуджа (поклонение или приношение), во время которой все бросают цветы и кричат "свасти"[202]. Гуру также дает необходимые наставления по поводу проведения шеша-таттвы[203], так как оно требует особого искусства преобразования энергий, обеспечивающего достижение высшего сверхсознательного состояния обоими. Такое состояние недоступно обычным людям.
Поэтому майтхуна в истинном чакре не может быть сравнено ни с совокуплением животных, ни с сексом обычных людей, ни даже с любовными отношениями эмоционально-развитых людей, так как владение йогой и устремленная медитация на Высшее - выводит вира-тантриков, совершающих майтхуна на запредельный блаженный уровень бытия. В таком состоянии свободы "двое становятся Одним" и в этом - постижение изначального блаженного единства Шива-Шакти.
Однако, для того, чтобы все было именно так - необходимо предварительное очищение и интенсивное совместное поклонение Высшему.
Согласно одному из вариантов, этот ритуал может происходить следующим образом. Сначала садхака и шакти совершают совместное поклонение и медитацию. Они совершают поклонение гуру и, произнося мантры, обращенные к нему, получают незримую защиту, охраняющую от всего неблагоприятного. Садхака и шакти также обращаются с мантрами к божествам, непосредственно связанным с Божественной парой (Шива-Шакти). Объектом дальнейшей медитации садхака и шакти является Бхайрава и Бхайрави (т.е. Шива и Шакти).
Во время такой медитации с помощью различных ньяс[204], аджапа-мантра ("я есть Он" или "я есть Она"), и других средств - реализуется тождественность с объектом медитации. Таким образом, осознав себя как Махакала и Дэви[205] - они пьют вместе предложенное вино, или воскуривают бханг. Затем следует процедура, способствующая непосредственному осознанию тела шакти как тела самой богини. Касаясь всех частей тела шакти, начиная с пальца правой ноги и до самой верхушки головы, садхака произносит определенные мантры над каждой частью ее тела.
Затем он, осознавая ее божественность, совершает поклонение йони шакти, предлагая воду, цветы, вино, сандаловый порошок и произнося соответствующие мантры. Затем садхака и шакти совершают поклонение Кали. Различные мантры и гимны могут быть произнесены как в адрес Великой Богини, так и по отношению к Ее земному воплощению. Садхака и шакти медитируют на высшее единство Кали и Шивы. Затем шакти поклоняется линга (фаллосу) как самому Шиве с определенными мантрами. Затем оба вновь погружаются во внутреннюю медитацию и созерцают сексуальный союз Шакти-Шива, после чего садхака и шакти вступают в близкий контакт. Садхака касается груди шакти и повторяет один круг майя-биджа, медитируя на вхождение Кундалини в сушумна[206], затем повторяя еще один круг, касается ее йони. Лата (шакти) касается головы садхака и произносит слова, пробуждающие энергию и дающие силу.
Оба должны погрузиться в реализацию вечно-свободной изначально сущей Души. Затем шакти призывает своего возлюбленного раствориться в ней. Шакти - как вселенская йони - просит садхака - как вселенского линга - войти в ее лоно. Оба воспринимают себя и друг друга не иначе как Шива и Шакти. Она думает - "я твоя Шакти и ты мой Шива", и он - "я твой Шива и ты моя Шакти". Шакти размышляет - "наслаждайся теперь полнотой блаженства внутри меня", и Шива - форме садхака - также желает отдать всю полноту блаженства своей Шакти. Оба свободны и постигают природу вечного блаженства, достигая высшего состояния сверхсознательного единства.
Сиддхи
Слово сиддхи в прямом переводе означает "успех", "достижение" или "совершенство". Это слово используется, когда говорят об успехе или достижении совершенства в той или иной садхане (практике). Так, например, существует такое понятие, как мантра-сиддхи (успех или совершенство в повторении мантры). Считается, что наивысшее сиддхи (совершенство) - это достижение освобождения (мокши) от пут перерождений и всевозможных страданий. Однако сиддхи - это широкое понятие и кроме наивысшего успеха в духовной практике, оно также означает совершенства, которые могут быть проявлены на материальном плане. Так, если говорить о мантра-сиддхи, то наивысший успех в построении мантр - это достижение освобождения; в то же время, мантра-сиддхи может также означать и достижение сверхъестественной силы получать любой желаемый результат с помощью произнесения мантр. Таким образом, мантра-сиддхи - это как совершенство в высшем смысле, так и достижение совершенства в использовании мантр на материальном плане.
В тантрической традиции главной целью является достижение высшего совершенства, то есть мокши или нирвана-мукти (абсолютного освобождения). Однако существует и ряд других сиддх (совершенств или сверх способностей), которые могут быть обретены в результате тантрических садхан (практик). Из всех таких сверх способностей (сиддхи) самыми известными в тантрической традиции являются ашта-сиддхи, или восемь совершенств:
1. Анима - способность принимать форму меньше меньшего.
2. Махима - способность принимать форму огромных размеров.
3. Лагхима - способность становиться легче пылинки.
4. Гарима - способность становиться необыкновенно тяжелым.
5. Прапти - способность получать что угодно по желанию.
6. Пракамья - непоколебимая воля.
7. Ишитва - превосходство над другими.
8. Вашитва - способность удерживать других под своим контролем.
Достигнув совершенства (сиддхи) в своей садхане, тантрика становится способным делать свое тонкое тело видимым или действующим на этом материальном плане и совершать чудеса в материальном мире - как в тонком, так и в плотном материальном теле.
Ишитва (превосходство или "господство" над другими) предполагает ряд сверх способностей. Так, например, обладающий вак-сиддхи (совершенством речи), может произнести те или иные слова - и они обязательно сбудутся. Совершенный адепт (сиддха) также может обладать такими сверх способностями как ясновидение и знание прошлого, настоящего и будущего. Совершенный тантрика может также покидать свое материальное тело (стхула-шарира) по желанию и странствовать в тонком теле (сукшма-шарира) по различным мирам и уровням вселенной.
Существует также множество менее значительных сиддх, таких как понимание языка птиц и зверей, победа в любых диспутах.
Как уже ясно из определений вышеупомянутых сиддхи, нет ничего ни в этом материальном, ни в иных мирах, чего не мог бы получить тантрик достигший успеха в своей садхане. Он может иметь любые наслаждения по желанию (камья-сиддхи), обладать необыкновенной силой привлекательности или очарования (акаршана, мохана, вашикарана), а также иметь власть над людьми и другими существами.
Однако все эти совершенства или сверх способности - ничто по сравнению с высшим совершенством, т.е. с достижением высшего состояния (саччидананда), состояния свободы - вне страдания и ограничений проявленного мира. Поэтому сиддха (совершенный адепт) - это тот, кто достиг этого вечного состояния и стал абсолютно свободным, но не тот человек, который не достиг такого состояния, однако обладает некоторыми из сверх способностей, которые могут действовать на материальном плане.
В мире часто появляются люди, обладающие теми или иными сверх способностями. Но само по себе обладание сверхъестественными силами вовсе не говорит о каких-либо реальных успехах в духовной практике, или об истинности того, что объясняют или делают люди, обладающие ими. Более того, в этот век (Кали-юги) неизбежно появляется все больше личностей, которые обладают некоторыми сверх способностями, однако далеки от достижения высшего совершенства (мокши). Поэтому они не свободны, подвержены круговороту перерождений и страданий, но в то же время, способны проявлять определенные психические силы. Некоторые из этих людей используют или проявляют способности (такие как гипноз или психическое воздействие) явно не во благо, т.е. они оказывают такое психическое воздействие на других людей, которое не способствует освобождению душ, но напротив, может лишь только ввести их в еще большее заблуждение и связанность. Наивно полагать, что такие люди обязательно должны выглядеть как злодеи, черные маги и т.п. или совершать только негативные действия. Напротив, многие такие люди выглядят очень порядочно и могут излечивать болезни тела. Для материалистичного сознания, сводящего все в маленький отрезок существования в несколько десятков лет, излечение болезней тела с помощью сверхъестественных сил кажется неоспоримым благом. Однако с точки зрения освобождения индивидуальной души - излечение болезней тела само по себе не является ни положительным, ни отрицательным. Психическое воздействие, оказываемое рядом экстрасенсов, гипнотизеров или "лечащих психиатров", создает иллюзию временного облегчения, но на самом деле - лишь только застилает берег освобождения еще более густым туманом.
Единственно реальное благо - это то, что способствует освобождению от всех страданий. Те же воздействия, которые излечивают только тело, но не способствуют очищению сознания человека от невежества, иллюзий, беспокойств и страданий, нельзя считать истинным благом. Сильнодействующее лекарство может снять боль на несколько часов, но затем боль возвратится с новой силой. Такое лекарство не лечит, но только создает на несколько часов иллюзию, что человек здоров. Сильное психическое воздействие со стороны активных психотерапевтов, целителей и т.п. - подобно такому лекарству. Кроме того, существуют "побочные эффекты" - как от употребления сильнодействующих лекарств, так и от таких воздействий. Внушаемые люди - только и жаждут такого "исцеления" и по существу вверяют свою индивидуальную волю лицу, обладающему силами воздействия. Тантра учит вверять свою волю Богу, а по мере освобождения от власти иллюзии - постигать свое единство с Ним, свою неотличность от Высшего. Что касается взаимоотношений с гуру, то, во-первых, Шива[207] - единственный гуру для всех. Он может иметь различные земные воплощения в виде земных гуру, но все они учат, хотя и по-разному, науке освобождения. Несчастье людей в том, что чаще всего они не могут распознать истинного гуру от полу-гуру или псевдо-гуру, истинного сиддха (т.е. садхака, достигшего как освобождения, так и обладания сверхъестественными силами) от "факира", знахаря, одержимого жаждой славы психиатра, охваченного жаждой власти деятеля и т.д., и т.п. Последних появляется в этом мире несравненно больше, чем первых (т.е. сиддхов), к тому же последние стремятся к приобретению известности, популярности (хотя часто и отрицают это), в то время как первые не обеспокоены такими проблемами вовсе. Ряд людей, обладающих психическими сверх способностями, проводят массовые гипнозы, массовые сеансы психотерапии и лечения или же являют свои силы огромной аудитории. Все это было с древних времен, есть и будет, наша реакция на это зависит от нашего восприятия. Однако чисто с практической точки зрения, если человек отдает свою волю личности, обладающей определенной силой психического воздействия, но далекой от дверей освобождения и поэтому обуреваемой материальными или тщеславными побуждениями - это гарантия того, что попав в такой нечистый энергетический поток, человек окажется отнесенным этим течением еще дальше в сторону от берега освобождения и высшего состояния. Поэтому разумный человек никогда не вверяет себя в руки "факиров" или "исцеляющих психотерапевтов" и не попадается на соблазнительные приманки - обещание здоровья, молодости и долгой жизни.
Истинный тантрический святой (сиддха) не совершает актов психического насилия над живыми существами, если это не вызвано необходимостью защиты от агрессивных сил. Если же сиддха и проявляет такие сверх способности как "обворожение" (мохана, акаршана), удержание под собственным контролем (вашитва) и т.п., то, во-первых, он почти никогда не стремится к известности таких действий, а наоборот, держит это в тайне от непосвященных. Сиддха находится во внутреннем состоянии покоя и лишен каких-либо амбициозных или тщеславных побуждений. Во-вторых, сиддха владеет ключом от двери освобождения, и все его тело пропитано нектаром высшего состояния, ибо он уже искупался в священных водах бессмертия, океане саччидананда, поэтому те, на кого он воздействует тем или иным образом, действительно получают несомненное благо, то есть реально приближаются к объективному высшему состоянию.
Индивидуальная душа (джива) по своей природе свободна, блаженна, не ограничена ничем и обладает полнотой сиддх. Только с помощью собственных усилий, при поддержке и наставлениях гуру и по милости Всевышнего можно вернуться в свое изначальное состояние, достичь раскрытия всех сиддх и получить наивысшее из них - состояние абсолютной свободы (нирвана-мукти), определяемое как вечное разумное блаженство (саччидананда).
Библиография
Издания на русском языке:
1. А. Авалон (Дж. Вудроф) - "Шакти и Шакта", "3меиная сила".
2. Свами Абхедананда, "Провозвестие Рамакришны", изд-во "Новый человек", 1914 г.
3. "Гхеранда-Самхита" - пер. и ком. Б. Сахарова.
На английском и санскрито-английском языках:
1. A. Avalon - "Tantrik texts", ed. by A. Avalon. London. Luzas-Calcutta: Vol.3 Prapanchasara-tantra, 1914, Vol.6 Kalivilasa-tantra, 1917. Mahanirvana-tantra. transl. and ed. by A.Avalon.
2. S.C. Banerjee - "Tantra in Bengal", Calcutta, 1978.
3. S.C. Banerjee - "Tantra in Bengal", Calcutta, 1978.
4. "The Cultural Heritage of India" - Ed. by Haritas Bhattacharya.Ramakrishna Institute of Culture, Calcutta, vol.4-"The religions", 1956.
5. "Devi-Mahatmyam" - English transl. by SwJagadiswarananda, Sri Ramakrishna Math, Mylapore, Madras. 1953.
6. Swami Ghanananda - "Sri Ramakrishna and His Unique Message". Ramakrishna Vedanta Centre,London,1970.
7. Swami Harshananda - "Hindu Gods and Goddesses", Mysore. Sri Ramakrishna Ashrama. 1981.
8. A. Mookerjee and M. Khanna - "The Tantric Way-Art-Sdence-Ritual", London, 1977, 1989.
9. M. Muller - "Sri Ramakrishna, his life and sayings".
[2] Более подробное описание значений "5-ти М" см. в гл. "Тайные обряды посвященных". О кундалини см. гл. "Кундалини йога и человеческое тело".
[3] См. главу "Пуджа".
[4] К тантрическим текстам, авторство которых в лице Ади-Шанкарачарьи не вызывает сомнения, в частности относят Саундарья-Лахари ("Волна Красоты"), в которое входит великолепное восхваление Шакти-"Ананда-лахари"("Волна Блаженства").
[5] Эти аспекты практики будут описаны в последующих главах.
[6] Согласно древнеиндийским Писаниям, последний из 4-х периодов времени, известный как Кали-юга, или "черный", "железный" век, начался приблизительно 5 тысячелетий назад.
[10] Ибо, кто станет пытаться сделать из зимы лето?
[11] Взаимоотношения "гуру - ученики" должны носить абсолютно другой характер.
[12] Т.е. поклонников Шакти или Абсолюта в форме энергии, Богини или Матери.
[13] Бауддха.
[14] Джайна.
[15] Чина.
[16] См. Шандилья-Санхита, Панчаратра-Агама, Бхакти-Кханда.
[17] Знания о материальных и духовных субстанциях (таттва).
[18] Связь с Абсолютом (Брахманом).
[19] Отрешенность.
[20] "Возгорание" происходящее в результате интенсивной медитативной практики в сочетании с определенными обетами.
[21] Любовь к "прекрасноволосому" Кришне или Нарайане.
[22] На это указывает слог "тра".
[23] Так утверждается в некоторых шакта-Тантрах, например в Пранатошини.
[24] Шри Чайтанья - великий святой, проповедник учения бхакти (любви к Богу), явившийся в 15-м веке н.э. в Бенгалии. Согласно вайшнава-традиции Он является воплощением Господа Кришны и Его божественной возлюбленной Радхи, соединившихся в одном теле.
[25] Кашмир - северный район Индии.
[26] Эта школа имеет и другие названия, такие как Трика-шасана, Рахасья-сампрадайя, Трьямбака-сампрадайя.
[27] Согласно книгам Свами Лакшмана Джу, в Трике выделяют три, а иногда четыре направления: спанда, крама, пратьябхиджна и каула. (Примечание редактора)
[28] Тантрические произведения Кашмирской Школы обычно называют Агама.
[29] Известными aгама этой школы также являются: Виджняна-Бхайрава, Уччхушма-Бхайрава, Ананда-Бхайрава, Мргендра, Матанга, Нэтра, Иаишваса, Свайямбхува и др.
[30] Другие названия этого произведения: Шивопанишад-Санграха, или Шиварахасьягамашастра-Санграха.
[31] Эти работы подразделяются на Спанда-Шастра и Пратьябхиджна-Шастра, в связи с двумя основными ответвлениями Трика.
[32] Т.е. взаимоотношения "тождественной любви" с объектом поклонения, каковым является Изначальная Сущность (Махалинга).
[33] В традиции Трика из всех бесконечных энергий или шакти Абсолюта (он именуется Парамэшвара, Парамашива, Чайтанья, Парасамвит и т.д.) особенно выделяется 5 основных.
[34] Такое видение мира называется Рудракша (Рудра + акша) - "Глаз Рудры (Шивы)". Лингайят повторяет мантру на материальном воплощении этого принципа - четках из священного дерева рудракша.
[35] Современный Караван (в Катхиавар Пэнинсула), на юге Индии.
[36] Т.е., Абсолюту, как Высшему Господу Шиве, Единому со Своей неотъемлемой энергией (Шакти).
[37] Т.е. Абсолюту как Высшей Силе, Единой со Своим не проявленным супругом (Шивой).
[38] Она имеет другие образы, нежели различные Тары буддийского пантеона.
[39] См. гл. "Ачара - ступени в тантрической практике".
[40] См. главы "Три типа людей в тантрической практике". "Ачара - ступени в тантрической практике". садхана-практика.
[41] Обряд "5-ти М". См. гл. "Тайные обряды посвященных".
[42] Кали – Тантра предписывает главным образом вира-садхану.
[43] См. гл. "Божества", "Шакти".
[44] Тантрараджа-Тантра дает подробное описание всех этих трех доктрин. Существует мнение, что Куларнава-Тантра - наивысшая Таитра в Кахадимата.
[45] См. главы "Мантра", "Янтра".
[46] См. Лакшмидхара. О Парвати и Шива - см. гл. "Божества".
[47] Название этой школы означает "Высшее Блаженство".
[48] См. гл. "Тайные обряды посвященных".
[49] Уттарачара означает "Высший путь"; о значениях Вама и Дакшиначара см. гл. "Ачара - ступени в тантрической практике".
[50] См. главы "Три типа людей в тантрической практике", "Ачара - ступени в тантрической практике".
[51] Если первое из них является известным произведением этой школы, то второе до недавнего времени не было опубликовано.
[52] О значении слов куда и каула см. гл. "Ачара - ступени в тантрической практике", о Каула.
[53] См. гл. "Ачара - ступени в тантрической практике".
[54] Т.е. Шиве в его аспекте Разрушителя, Владыки смерти, и Бессмертия.
[55] Антарьяга-ментальное поклонение внутри тела, не связанное с какими-либо элементами внешнего ритуала.
[56] То есть с помощью практики, предписанной для пашу.
[57] Согласно индийской космологии, существование вселенной подразделяется на четыре периода, каждый из которых состоит из многих тысячелетий (каждый следующий период короче предыдущего). "Сатья-юга - "золотой век", период благоденствия, духовности и справедливости. Истинный Закон (дхарма) стоит в этот период на "четырех ногах". Постепенно происходит отклонение от изначальной Истины и снижение уровня духовности людей. В Трета-юге - Закон стоит на "трех ногах"; в Двалара-юге - на "двух", и, наконец, в Кали-юге - "железном веке", в котором мы живем сейчас закон (дхарма) держится лишь только на "одной ноге". Бездуховность, несправедливость, страдания, раздор, жестокость, несчастья, невежество и т.д. доходят до своего апогея. Однако, и в Кали-югу Господь воплощается в Своих различных формах (таких как Кришна, Иисус, Шива и др.) и наставляет людей на путь вечного спасения.
[58] "Путь".
[59] То есть пашу, начитанного в шастрах (Писаниях) и следующего их предписаниям.
[60] Мясоеды низкого образа мысли и поведения именуются млеччхами.
[61] Па пашушча калау квачита.
[62] Тантрические писания.
[63] С этим связано утверждение Тарарахасья о том, что в Кали-югу нет пашу.
[64] См. конец гл. "Ачара - ступени в тантрической практике".
[65] См. выше утверждение из Пранатошини.
[66] Кстати, в Каливиласа пашу-бхава понимается в очень "расширенном смысле", т.к. эта Тантра предписывает использование четырех из пяти М (кроме вина) в их непосредственном материальном виде, что соответствует вира-бхаве.
[67] Такие, например, как Нирвана-Тантра, Кали-Тантра, Шактаианда-Тарангиии, Тарарахасья.
[68] Эта Тантра является несомненным авторитетом как для ряда шакта, так и для некоторых шайва школ.
[69] См. гл. этой книги "Кундалини-йога и человеческое тело".
[70] Имеются в виду Писания (шастры), распространенные среди обычных людей, но не Тантры.
[71] А также Пранатошини. Джнянадипа-Тантра.
[72] Данный обзор различных ачара не претендует на единственно верное описание практик и процессов, таких как правритти-нивритти (см. далее в этой гл.), осуществляемых на этих ступенях, т.к. различные тантрические под направления могут иметь свои отличительные трактования и предписания относительно этих ачар, или описывать некоторые другие ачары. Например, некоторые добавляют агхора и йога-ачары. Однако Каула несомненно является наивысшей ачарой.
[73] Духовное "возгорание", связанное с упражнениями в самообуздании, именуется тапасйа.
[74] См. гл. "Три типа людей в тантрической практике".
[75] См. гл. "Ачара - ступени в тантрической практике".
[76] См. Куларнава-тантра.
[77] Т.е., совершая обряд 5-ти М (См. главу "Тайные обряды посвященных") без заменителей, или с определенными заменителями - в зависимости от той или иной шкалы. См. также Вишвасара-Тантра.
[78] Или Пашвачара - см. А. Авалон (Дж. Оудроф), "Шакта и Шакти".
[79] См. гл. "Три типа людей в тантрической практике".
[80] На англ. слово 'left" или "left-handed" - "левый" - имеет также и такие значения как "сомнительный", "незаконный", "предвещающий дурное" и т.п...
[81] См. гл. "Тайные обряды посвященных".
[82] См. гл. "Тайные обряды посвященных".
[83] См. гл. "Тайные обряды посвященных".
[84] А. Авалон (Дж. Вудроф), "Шакта и Шакти".
[85] Садхака, находящийся на ступени Сиддхантачара.
[86] Т.е. Шивы в Его аспекте йогина - Владыки смерти, наводящего ужас на демонов и людей.
[87] Свободного, ничем не ограниченного, блаженного Духа.
[88] Каулика сарвешам гуру. Каула признается наивысшим гуру для последователей всех тантрических школ, таких как Шакта, Шайка, Вайшнава, Ганапатья, Саура и др.
[89] Т.е. Каула, находящийся на уровне каулачара.
[90] Маханирвана-Тантра, гл.14.
[91] Там же. Т.е. могут достичь этого каулачара.
[92] Т.е. посвященный в каулачару, обладающий знанием.
[93] Там же.
[94] Там же.
[95] Т.е. в действительности, он - сам Шива, принимающий облик человека.
[97] Гуна ("веревка") - качества или принципы, начала природы (пракрити). Три гуны - тамас (темное или инертное), раджас - (страстное или активное) и саттва (светлое, истинное или гармоничное).
[98] См. например, Гопалоттара-Уп.: "Сварупа (изначальная форма Бога) бывает двух видов: сагуна и ниргуна". В Вишну-Пуране сказано: "У Брахмана есть два аспекта -муртам (обладающий формой) и амуртам (вне формы)". А также в Трипадвибхути -Маханарайяна - Уп.
[99] Из кн. "Провозвестие Рамакришны" (Свами Абхедананда), изд."Новый Человек", 1914.
[100] Там же.
[101] "Дэви-Махатмьям" - это часть из "Маркандейя-Пураны", посвященная величию Дэви.
[102] Качества или модусы Природы.
[103] Пралайя - растворение вселенной, происходящее в конце мирового цикла, который состоит из 4-х юг.
[104] Она полна сострадания к тем, кто предается Ей, но ужасна для тех, кто не подчиняется и действует против Нее. (Прим. Свами Джагадишваранандцы).
[105] "Провозвестие Рамакришны", Св. Абхедананда, гл. V.
[106] Санскрит именуется дэвабхаша, что означает "язык богов". Также и шрифт санскрита называется божественным - дзванагари.
[107] См. гл. "Мантра".
[108] Те. - Высший Шива - это Высший Абсолют, или Наивысший Господь.
[109] Рудра - одно из имен Шивы.
[110] Поэтому Он изображается в виде трупа, на котором сидит или стоит Шакти (как Кали и т.п.).
[111] Хималайя - "Обитель снегов".
[112] Из "Линга-Пурана".
[113] Точная дата определяется по Индийскому лунному календарю.
[114] Именуемый также Картикейя, Субраманья.
[115] В данном случае не следует путать Шиву как гунаватара. т.е. проявленного в материальной вселенной и выполняющего функции управления над гуной тамаса и разрушения, с Парамашивой, Который - сам Нарайяна.
[116] Кроме знаменитых Махабхараты и Рамайяны, Вишну и Лакшми многообразно описываются и прославляются в Шримад-Бхагаватам, а также в таких тантрических Писаниях как Брихад-брахма-Самхита, Вайкха-Насагама, Шандилья-Самхита, Нарада-Панчаратра, Падма-Тантра и др.
[117] Шри Рамакришна приводил по этому поводу следующий пример: "Когда Бхагаван Шри Рамачандра пришел в этот мир, только семь риши (мудрецов) смогли распознать в Нем воплощение Господа. Так, когда Бог нисходит в этот мир, лишь только немногие могут узнать Его Божественную природу". Достаточно подробное описание различных аватар содержится в таких агамах как Мундамала-Тантра, Тодала-Тантра.
[118] Т.е. в стране, где господствуют люди низкого образа мысли и жизни, не придерживающиеся Истины.
[119] Далее повествуется об исполнении этой миссии. Все основные рассказы совпадают с Евангелиями.
[120] Т.е., так или иначе, признание аватарами тех, кто ими в действительности не является.
[121] Или же, такие личности сами объявляют себя воплощениями, Спасителями, и т.п.
[130] Одинаковым образом слою дикша трактуется в Гвндхарва-Тантре и Шритаттва-Чинтамани, (автором которой признается Пурнананда). В Гандхарва-Тантре это выражено следующим образом: "Она дает божественное знание и приносит уничтожение грехов, поэтому она именуется дикша". Гьянам дивьям ято дадхьят, курьят папакшайям татах/ Ато дикшетиса прокта // (Гандхарва-Тантра).
[131] См.гл. "Сиддхи".
[132] См. гл. "Ачара - ступени в тантрической практике".
[133] Т.е. индивидуальной мантры, получаемой от гуру, которая не повторяется на четках (джапа), но мысленно произносится с процессом дыхания.
[134] Высшим духом, свободным от каких-либо страданий или ограничений.
[135] Такая расшифровка этого слова дается в "Йамала".
[137] См. гл. "Ачара - ступени в тантрической практике".
[138] См., например, тантрические произведения Гкеранда-Самхита, Шива-Самхита.
[139] См. гл. "Три типа людей в тантрической практике".
[140] Так в Мундамала-Тантре говорится, что при неподходящих условиях (для совершения других ритуалов) только повторение мантры (джапа) служит цели пурашчараны.
[141] См. гл. "Три типа людей в тантрической практике".
[142] Т.е. поклонение женщине (в случае Шакти-пуджи) или девушке (в случае Кумари-пуджи) как самой Дэви (Богине). Такая женщина или девочка может быть абсолютно любого происхождения, однако она обязательно должна иметь тантрическое посвящение. После поклонения - садхака дает ей дакшину, т.е. какой-либо дар.
[143] См. гл. "Ачара - ступени в тантрической практике".
[144] Мананат трайте ит мантрах – Мантра - это то, что спасает (Трайате) посредством концентрации (мананат) на нее.
[145] Мананам вишва-вигьянам транам самсара-бандханат/ йатах кароти-самсиддхам мантра ит ячьяте татах//(Пингала-Тантра, цитируемая в Шарадатилаке). Согласно Прапанчасара-Тантре, мантра имеет такое название потому, что дает понимание (или знание) таттва (т.е. Сущности) и спасает (трайяте) от страха (страданий или смерти).
[146] Из кн. А. Мукерджи и М. Кханна "Тантрический путь...", (на англ. яз.).
[147] Акшара - "нетленный" - один из эпитетов Брахмана (Абсолюта).
[148] А. Мукерджи, М. Кханна "Тантрический путь".
[149] Так называют слог ОМ в тантрической традиции, ибо все биджа-мантры имеют свои названия, которыми и следует пользоваться в разговоре, не произнося при этом звука самой мантры вслух.
[150] См. Варада-Тантра, Прапанчасара-Тантра (гл.IV).
[151] См. Варада-Тантра, Прачанчасара-Тантра (гл.IV).
[152] См. Варада-Тантра.
[153] (Напумсака). См. напр., Шарадатилака.
[154] Мантра - посвящение (см. гл. Тантрическое посвящение").
[155] Шактананда - тарангини, Улласа VI.
[156] В некоторых случаях - стороны света могут быть другими.
[157] См. гл. "Ачара - ступени в тантрической практике".
[158] "Янтра" переводится с санскрита как ''инструмент", "орудие".
[159] "Бинду превосходит материальные элементы (таттва)" (Йамала).
[160] Так в Камикагама утверждается: "Знай, что вся эта вселенная, с движимым и недвижимым, является Реальностью Шива-Шакти".
[161] Или Шри Чакра.
[162] Основная точка в середине янтры - это Высшая Шакти; раздуваясь, она принимает форму треугольника. (Камакалавиласа).
[163] Акьям ватманорахур - йогам.
[164] См., например, Пранатошини.
[165] См. главы "Пуджа", "Мантра" и "Янтра" и др.
[166] Может пониматься также и в узком смысле как воздержание. Эти пять составляют йама.
[167] В различных текстах встречается как описание вышеуказанных пяти ступеней в другом порядке, так и некоторые другие виды упражнений, такие как мудра (см. Гхеранда-Самхита) и др. Кроме того, в некоторых Тантрах хатха-йога может пониматься в узком практическом смысле - как подготовительные к медитативной практике психофизические и дыхательные упражнения. Так пранатошиии описывает хатха-йогу, как состоящую из шести очистительных действий (цхаути и т.д.) и практики пурака (вдох), кумбхака (задержка дыхания) и рэчака (выдох), которые выполняются в обычном или обратном порядке, в соответствии с правилами пранайамы.
[168] Йога, состоящая из 8-ми частей.
[169] "Кха" - "Небо".
[170] См. гл. "Мантра".
[171] Отреченной женщины.
[172] Состояние сверхсознательного Блаженства.
[173] Священное дерево, под которым Шри Рамакришна любил предаваться внутреннему созерцанию.
[174] Слог АУМ.
[175] Любовь.
[176] Огонь.
[177] Изначальный Звук.
[178] Совершение тайных садхана (практик) под руководством лжеучителя - еще хуже, - оба попадают в темные районы Вселенной, полные невежества и страданий. Поэтому, необходимо получить посвящение от истинного гуру, совершая тайные ритуалы под его руководством - можно достичь великого успеха. Если вы не видите такого гуру- то призывайте Всевышнего, и Он обязательно (рано или поздно) пошлет вам истинного духовного учителя.
[179] См. гл. "Три типа людей в тантрической практике", "Ачара - ступени в тантрической практике".
[182] Это совершается с помощью написания определенных формул, и т.д. и произнесения особых мантр, обращенных к великой Богине в Ее ужасающих аспектах.
[183] См. гл. "Кундалини-йога и человеческое тело".
[184] Атма - "Душа"; рам - означает божественное наслаждение любовного единения Шива-Шакти, поэтому этот слог - одно из имен Брахмана (Абсолюта) .
[185] Вечный Благой Абсолют.
[186] Т.е. имеющих тантрическое посвящение мужчин и женщин.
[187] См. гл. "Пурашчарана".
[188] На шава (трупе), на сидении из черепов (мунда).
[189] На площадке для сожжения трупов.
[190] Манаса-пуджа, Антарьяга - см. гл. "Пуджа".
[191] См. гл. "Ачара - ступени в тантрической практике". Дивья - свободен участвовать или нет в любых ритуалах.
[192] См. гл. "Ачара - ступени в тантрической практике".
[193] Т.е. совершают практику, предназначенную для пашу.
[194] См. Маханирвана-Тантра - о Бхайрави-чакра.
[195] Например - Маханирвана - Тантра.
[196] См. предыдущую гл. "Панчататтва и чакра посвященных".
[197] См. предыдущую гл. "Панчататтва и чакра посвященных".
[198] См. гл. "Пуджа".
[199] См. гл. "Янтра".
[200] Сверхъественными способностями, такими как ясновидение, способность покидать это тело и возвращаться в него по желанию и т.д.
[201] Интересно отметить, что Каливиласа-Тантра предписывая пашу-бхава в этот век Кали, при описании обряда панчататтва рекомендует не просто майтхуну в материальном виде, но парайони-майтхунам.
[202] Формула гармонии и счастья.
[203] Т.е. "последнего элемента" обряда майтхуна.
[204] Приложение сложенных пальцев или цветка к определенным частям тела, сопровождаемое соответствующими мантрами. Цель ньяса - осознать свое тело как обитель Божества.
[205] Т.е. Шива в проявленном (сагуна) аспекте и Шакти.
[206] См. гл. "Кундалини-йога и человеческое тело".