Панчататтва - это пять элементов, которые в своей совокупности являют собой характерную особенность тантрического пути. Панчататтва или панчамакара - это пять слов, начинающихся на санскрите с буквы "м", которые дословно означают: манса - мясо, матсья - рыба, мудра - жареные зерна, мадья - вино и майтхуна - сексуальное единение. Однако внешнее или примитивное понимание этих элементов не имеет ничего общего с Тантрой. Тантрические учителя говорят:
"Питье вина, еда мяса, совокупление - это не есть Тантра. Выполнение внешнего обряда - это не есть Тантра". Все элементы вселенской природы находятся внутри тела. Поэтому следует медитировать внутри своего тела, познавая все элементы природы во внутреннем смысле. И за счет этого постижения достигается освобождение. Поэтому, согласно эзотерическому расшифрованию, слово тантра означает: "тан" - это внутреннее познание вселенских субстанций, пребывающих в теле и "тра" - освобождение посредством этого знания.
Обряд панчататтва может практиковаться на различных уровнях - внутреннем или "божественном" (дивья), непосредственно материальном (пратьякша), а также с полной или частичной заменой элементов (анукальпа). Однако только внутренний обряд панчататтва является истинной основой тантрического пути. Именно он отличает садхака от обычного человека. Только тот, кто совершает панчататтву внутри тела и уже достиг в этом желаемых результатов - действительно сведущ в Тантре, но не тот, кто совершает обряд "5М" в материальном виде и не практикует его внутри тела. Только за счет внутренней медитации достигается свобода ото всех привязанностей, сиддхи (совершенства), освобождение и высшее наслаждение. Ни один из внешних обрядов или даже их совокупность не приводят к такому результату. Поэтому, вступившие на путь Тантры, получив необходимое посвящение и указания от учителя, должны тщательно практиковать обряд панчататтва внутри тела. Это тайная сущность Тантры. Кто осознал это и реализовал на практике - становится свободным уже в этой жизни и обретает вечное блаженство, оставив этот материальный мир. Внутреннее значение каждого из "5-тиМ" расшифровывается следующим образом:
Мадья - (вино) - это лунная амброзия (сомадхара), которая капает с тысяче лепесткового лотоса на верхушке головы (брахма-рандхра). Истинный йогин всегда пьет божественный нектар Луны и становиться беспечальным, всегда опьяненный этой небесной энергией.
Манса - (мясо, плоть) - это язык, функцией которого является речь. "Поедая" его (т.е. "заглатывая" язык с помощью специального йогического упражнения) садхака контролирует свою речь. Еще более важным является то, что научившись (с помощью особого йогического упражнения, называемого кхечари-мудра) "заглатывать" свой язык, садхака поднимает его высоко, продвигая его в черепном отверстии ко лбу. За счет этого садхака становится способным пить божественный нектар (мадья), истекающий из брахма-рандхры (с верха головы), этот небесный божественный нектар опьяняет как вино.
Матсья - (рыба) - это две рыбы, которые всегда плавают в реках Джамуна и Сарасвати, т.е. в каналах тела ида и пингала. Т.е. рыбы - это "лунный" и "солнечный" токи внутри тела. Выполняя пранайаму (дыхательные упражнения), садхака "поедает" этих "рыб" с помощью кумбхаки (задержки дыхания во время пранайамы), т.е., садхака занимается кундалини-йогой - он направляет эти два тока (находящихся в ида и пингала) в центральный канал своего тела - сушумну и, совершая поднятие Кундалини, доводит эти токи до аджны (на уровне лба)[183], где эти энергии "поедаются" или полностью поглощаются сверхсознанием. (Для этого и совершается кумбхака или задержка дыхания во время пранайамы).
Мудра - или как ее называют в Бенгалии - бхаджа (жареное зерно) - это знание Высшего Духа, пребывающего в теле. На великом тысяче лепестковом лотосе (сахсарара-падма), расположенном на верхушке головы, пребывает Дух. Сиянием Он подобен миллионам Солнц, а прохладой - великому множеству Лун. Это Высшее Существо имеет необыкновенное очарование и вместе с Ним пребывает Кундалини-Шакти. Тот, кто приобретает знание этой очаровывающей Души - является поклонником Мудра. В этом йогическом состоянии (дхьяна) ум полностью охвачен реализацией Высшего.
Майтхуна - (единение) - это единение Шакти-Кундалини с Шивой в теле садхака. Это наивысшее из всех единений. Оно достигается с помощью методов кундалини-йоги, уже описанных ранее. Достигнув такого единения, садхака обладает наивысшим знанием Абсолюта (брахма-гьяна) и наслаждается невыразимым блаженством. Такой садхака именуется атмарама[184] так как его наслаждение пребывает в атме, в сахасраре.
Сексуальный союз (майтхуна) - это основа или корень творения, поддержания и разрушения. Он рассматривается в Писаниях как великая первооснова. Этот союз исполняет все цели и дарует самое труднодостижимое знание Брахмана (Абсолюта). Тот, кто понял значение майтхуны (единения) в его эзотерическом смысле и реализовал его с помощью йогического процесса (кундалини-йоги и медитации) внутри тела - достигает высшего единения (парамайтхунам) и погружается в сверхсознательное блаженство (самадхи). Для него не существует ни страха смерти, ни бремени нового рождения, ни страданий, ни беспокойств. Он абсолютно свободен (дживанмукта), наслаждается вечным блаженством (парананда), он - сам Садашива[185].