Она черного цвета. У Нее четыре руки, и Она украшена гирляндами из голов - одна гирлянда на Ее голове, другая - на плечах. В Своих двух правых руках Она держит меч и два лотоса. В Своих левых руках Она держит кинжал и череп. Ее спутанные волосы касаются неба. На Ней ожерелье из змей. У Нее красные глаза. Она носит черную ткань и вокруг Ее талии тигровая шкура. Ее левая нога - на груди трупа, правая нога - на спине льва. Она прихлебывает вино, взрывается ужасным смехом и издает громкие утробные звуки. Она невероятно ужасна.
Существует также множество других форм и изображений Богини, которые в основном сочетают в себе те или иные из вышеописанных элементов Ее облика.
Изображения Кали, которые могут показаться непосвященному набором жестокости, неприличия, дикости и т.д., содержат в себе глубокий символизм. Так местопребывание Кали - места сожжения трупов (шмашана) - естественно навевает мысли о неизбежности смерти, о недолговечности земного существования и всего материального. Орудия, которые она держит в Своих руках - символизируют силу разрушения. Только когда разрублены путы материального существования, можно постичь Высшую Истину. Кали - Исполнительница Закона, Она воздает существам по их деяниям, никто не может избежать своей участи. Она убивает всевозможных демонов и людей, запутавшихся в сетях Майи, осуществляя тем самым естественный процесс эволюции вселенной. В действительности Она вечна, и все индивидуальные души существ тоже вечны. Поэтому вся великая драма, развертывающаяся во вселенной, - это просто игра. Во время этой игры преступления и наказания, причины и следствия, рождения и смерти мелькают одно за другим. Трагедия индивидуальных душ в том, что они "заигрываются" и перестают осознавать свое истинное состояние - свободы, вечности, блаженства. Кали пребывает в вечном блаженстве, Она пьет вино неиссякаемой энергии. Для тех существ, которые хотят вернуться в свое изначальное, единственно реальное состояние блаженства, - Кали становится Великой Помощницей и Матерью, охраняющей от всех бед. Она изображается нагой (дигамбари) (Ее единственная одежда - пространство), так как Она абсолютно свободна ото всех иллюзорных покровов материального существования. Тех, кто поклоняется Ей как Абсолюту или Вечной Изначальной Энергии, Она делает такими же свободными и блаженными, как и Она Сама. Так в песне, которую любил петь Шри Рамакришна, есть слова: "Поклонник Божественной Матери свободен даже в этой жизни и наслаждается вечным блаженством".
Кали изображается черной, так как в черном цвете исчезают все различия. Она - вечная ночь, посреди которой Она стоит на "не-бытии", пребывая в статическом, но в то же время потенциально динамическом состоянии, которое предшествует проявлению. Не проявленное представлено в образе Шивы как трупа (шава), на котором Она сидит или стоит.
О черном цвете Богини Шри Рамакришна говорил: "Можно ли сказать, что Кали черная? Она кажется черной на расстоянии, но если истинно Ее почувствовать - Она совсем не черная. Акаша (небо, воздух) не имеет цвета, но если посмотреть на него из глубокого колодца, оно кажется черным. Вода океана кажется голубой, но зачерпнете немного воды рукой и вы увидите, что на самом деле она не имеет никакого цвета".
"Разве моя Божественная Мать черна? О ум, что говоришь? Хотя и черная, Она, со Своими развивающимися волосами, освещает лотос сердца". (Песня).[105]
Интересные сведения о Богине можно найти в Каливиласа-Тантре, где утверждается, что Она была Гаури, то есть имела светлый цвет кожи, но почернела, охваченная страстью ко Своему Возлюбленному (Шиве). В результате Их божественного единения, родился Кришна. Далее Кали рассказывает Своему Сыну о том, как по окончании определенного мирового периода (дня Брахмы), Он станет возлюбленным Радхи, которая будет рождена из тела Кали.
Одно из значений гирлянды голов, которую носит Кали, состоит в том, что каждая голова является символическим изображением одной из букв санскритского алфавита. Таким образом, вся гирлянда, состоящая из 50-ти голов, представляет собой нить алфавита "языка богов"[106], состоящего из такого же количества слогов. Такой символизм важен в связи с наукой мантра-йоги, тщательно разработанной в тантрической традиции[107]. Гирлянда (мала) голов подобна четкам (джапа-мала), так как на каждой бусине четок определенного типа содержится своя биджа-мантра, образованная из того или иного слога алфавита. Гирлянда голов представляет собой весь санскритский алфавит, слоги которого, в свою очередь, содержат в себе силу всех богов и символизируют самих богов. (Так первый согласный слог алфавита "ка" - означает прежде всего Саму Кали, а слог "ха" - Хара или Шиву). 50 слогов алфавита и, соответственно, 50 голов представляют собой проявленное состояние изначального Звука (шабда), из которого происходит творение всей вселенной. Кали носит эту гирлянду на Своем теле и это показывает, что проявленное творение возвращено в свое изначальное состояние Единства.
Жесты (мудра), которые Кали делает Своими руками, известны как абхайя, или освобождающий от страха, и вара (варада) - дающий дары. Абхайя указывает на то, что тех, кто призывает Кали, Она освобождает от всех ужасов существования и страха смерти. Варада-мудра означает, что Богиня дает поклоняющимся Ей как дары наслаждения; так и абсолютное освобождение.
Махавидья
10 форм Шакти являются наиболее почитаемыми в тантрической традиции:
1. Кали
2. Тара - сила золотистого эмбриона (Хираньягарбха), из которого развивается вселенная.
3. Шодаши (именуемая также Лалита или Трипурасундари) - персонификация полноты и совершенства.
4. Бхуванешвари - сила материального мира.
5. Бхайрави - сила разрушения и смерти.
6. Чхиннамаста – богиня, держащая в руке свою собственную отрубленную голову .Она выражает собой состояние само продления сотворенного мира, в котором каждое саморазрушение влечет за собой самообновление.
7. Дхумавати - представляет собой силу сожжения всего, после чего остается лишь пепел и дым (дхума).
8. Багала - Богиня с головой вороны, представляет собой ужасные качества живых существ, такие как жестокость, гнев, ревность.
9. Матанги - воплощение силы доминирования.
10. Камала (именуемая также Лакшми) - это чисто духовное сознание, дающее разнообразные дары и освобождающее от страха. Это прекрасный аспект шакти, воплощение или сила красоты и счастья.
Шива
Шива - наивысший объект почитания для шайвов. Последователями Шайва и Шакта-школ Он постигается как Наивысший Абсолют. Парашива - это Парабрахман или Парамэшвара[108], Наивысший Вечный Абсолют, выше которого нет и не может быть ничего. Именно так Он прославляется в Писаниях. Шветашватара-Упанишад содержит в себе великолепные шлоки, посвященные Его величию:
"Не двойственный, Он, Владыка сети (майа), управляет с помощью Своих (божественных) сил всеми мирами; в действительности, Он всегда остается Единственным, поддерживая связь с божественными силами и проявляясь, - познавшие это становятся бессмертными.
Рудра[109], управляющий всеми мирами с помощью Своих божественных сил, пребывающий внутри каждого существа, создавший все миры и ставший их поддержателем, втягивает их обратно во внутрь во время растворения. Так как (лишь) Он один (реально существует), они (риши, знающие Брахмана, прозреватели Высшей Реальности) не ищут какого-либо другого (божества).
Он (Рудра) имеет Свои глаза повсюду. Свои лица повсюду. Свои руки повсюду, и также Свои ноги повсюду. Это одно Божество, создавая небо и землю, дает людям руки и птицам крылья".
(гл.3, 1-3)
"Я знаю этого великого Пурушу (Личность), сверкающего как Солнце и пребывающего вне тьмы. Познав (лишь) Его (одного), человек превосходит смерть; нет иного пути (для постижения Высшего Состояния).
Этот Пуруша наполняет Собой все, нет ничего высшего или низшего по отношению к Нему, нем ничего меньшего или большего, чем Он, (лишь) Он Один (действительно) существует в Своем сверкающем великолепии, неподвижный как дерево.
То, что выше наивысшего (причины вселенной) не имеет формы и существует вне болезни. Те, кто знает это (эту Высшую Реальность) - становятся бессмертными, в то время как иные получают лишь страдания.
Он, имеющий всюду Свои лица, головы, шеи, пребывающий в разуме всех существ, все наполняющий. Он есть Господь (Бхагаван), Он - все проникающий Шива.
Он - воистину великий Господь, Он - побуждает внутреннюю светлую сущность к совершенному чистому постижению. Он - Управляющий, Свет и Неразрушимое".
(гл.3, 8-12)
"Этот Пуруша в действительности, все то, что взращиваемо пищей, и все то, что было и будет. Кроме того. Он - Господин бессмертия".
(Там же, 15).
"Я знаю Его, древнего, свободного от немощи. Он - Душа всего. Он - всепроникающ и наполняет Собой все. В связи с Ним брахмавадины (люди, размышляющие об Абсолюте) говорят о нерожденности, о Нем говорят как о Вечном".
(Там же, 21).
В Своем непроявленном аспекте Шива - лишенный всяких форм и качеств, бездеятельный и безграничный Абсолют. Шакти дремлет в Нем; Они - Единое. Это непроявленное Абсолютное состояние не постигнуть ни умом, ни чувствами. Оно именуется Шунья, потому что оно вне всяких пределов постижения.
Однако когда происходит творение вселенной, из Непроявленного Парамашивы возникают Его манифестации, обладающие формой и качествами. Они проявляются во вселенной со Своими Шакти, так как без Шакти - боги не имеют своего могущества или способности делать что-либо. Как утверждают шакты (поклонники Шакти), Шива без Шакти (т.е. когда Шакти дремлет) абсолютно бездеятелен и подобен мертвому [110]. Согласно доктрине Шайва, все боги возникают во вселенной из Абсолютного, именуемого Парашива (единого с Парашакти), во время сотворения вселенной. Все сущее происходит из единения Шивы и Шакти.
Так во вселенной появляются Брахма (творец), Вишну (Хранитель), Шива (Разрушитель) со Своими Супругами, а также все остальные боги.
Шива как Господь, проявленный во вселенной, имеет множество форм, аспектов и имен.
"Шива" значит "Благой". Его называют также Шамбху (Сущность которого благо), Садашива (Вечно благой), Шанкара (Умиротворяющий), Махэшвара (Великий Господь), Рудра (Ревущий), Ишана (Владыка), Бхайрава (Ужасный) и т.д.
Образ Шивы как Личного Бога, обладающего качествами (сагуна) - уникален и необычайно притягателен. Он обладает самыми разнообразными аспектами и чертами.
В одних Своих формах Он являет Себя как полный нежности и очарования, как лепесток цветка на утренней заре. В других - Он беспощадный Владыка Смерти (Махабхайрава), карающий демонов и людей, творящий Высший Суд. Он - Непоколебимый Судья и Владыка всех живых и мертвых. Как Шанкара - Он предстает в образе великого йогина (Махайоги), погруженного в созерцание. В Его руке четки, на Его теле - набедренная повязка из тигровой шкуры. Он сидит, углубившись в блаженное состояние покоя, Его глаза прикрыты, на лице улыбка вечного удовлетворения. Он беспечален и свободен от страха. Дикие животные не страшатся Его, Он - их покровитель. Он дарует благо, покой, умиротворение всем тем, кто обращается к Нему с любовью, Он освобождает от страха.
Шива - наивысший из йогинов. Его обитель - в горах Хималайя[111], на вершине горы Кайласа. Там, среди снежных вершин, недоступный живым существам, недостижимый, Он пребывает в медитации, всегда погруженный в Свою Безначальность. Над Его головой полумесяц, вплетенный в Его прекрасные волосы. По Его длинным локонам золотистого цвета ниспадают воды великой Ганги. У Него три глаза. Он украшен змеями; Носящий трезубец, Он - Владыка бессмертия, непогрешимый.
В Пуранах, Смрити, Тантрах и других Писаниях повествуется о разнообразных образах и деяниях Шивы.
Изначальное тело Шивы, или Его тонкая Сущность - это Лингам. Люди, духи и сами боги почитают Его в этой непроявленной, наивысшей форме. Когда Брахма и Вишну спорили о том, кто из них Наивысший Господь, перед ними явился огненный столб. "Он выглядел как огонь, пожирающий вселенную во время ее уничтожения. Он сверкал, окруженный языками пламени. Он не имел ни начала, ни середины, ни конца"[112]. Брахма и Вишну хотели измерить этот столб. Брахма обернулся лебедем и полетел вверх, чтобы найти его вершину; Вишну, став подводной черепахой, отправился вниз, в глубины океана, чтобы найти его основание. Однако великие боги не смогли найти ни его начала, ни конца. Тогда, поняв, что он бесконечен, и значит - Изначальный, Наивысший, склонились перед ним в благоговении. Махэшвара явился тогда из Огненного Столба, именуемого Махалингам (Великий Лингам), и предстал перед ними в Своей обычной форме.
С этим явлением Шивы, как и с другими великими Его деяниями, связан праздник Шива-ратри ("Ночь Шивы"), который отмечается раз в году в январе или феврале[113]. В этот праздник предписывается пост и медитация, после чего следует пир и воспевание имен Великого Господа (Махэшвары).
Лингам - высший объект почитания; почитая Его - почитают непроявленного, непознаваемого умом и чувствами Шиву.
Будучи Йогином, предающимся созерцанию в обители снегов, Шива абсолютно свободен от каких-либо желаний.
Его Вечная Супруга, воплотившись в материальном мире как Парвати (Обитательница гор), еще в детстве решила, что выйдет замуж только за Шиву. Однако, как ни старалась она достичь своей цели, Шива не обращал на Нее ни малейшего внимания. Погруженный в себя, Он был бесчувственен ко внешнему миру. Ума (Парвати) пожертвовала всем, сбросила с себя все драгоценности и роскошные одеяния и стала горной отшельницей. Она купалась в ледяной воде, питалась листьями с деревьев и постилась, совершая все более суровые аскезы и поклоняясь Треокому. Так проходили столетье за столетьем. Не только сама Ума, но и все боги желали Ее союза с Шивой, так как только от Их брака мог родиться бог войны Сканда[114], способный победить полчища демонов во главе с Таракой. Поэтому боги послали Камадэва (бога любви), чтобы тот пронзил Своими стрелами сердце Великого Йогина. После многих безуспешных попыток и ухищрений Кама, наконец, сумел пронзить сердце Шивы. Но в тот самый миг, когда он выпустил свою стрелу. Шива испепелил его Своим третьим глазом, превратив в горстку пепла.
Парвати уже давно прислуживала Шиве, принося Ему цветы и воду, однако абсолютно безразличный ко всему Он не обращал на Нее никакого внимания. Теперь все переменилось. Пронзенный стрелой бога любви, Махэшвара увидел перед собой прекрасную женщину, которая прислуживала Ему, и Его охватило необыкновенное чувство любви. Так осуществилась великая мечта Богини гор (Парвати), и Они вскоре отпраздновали свадьбу. Затем, верхом на священном быке Панде, Ума и Махэшвара отправились на снежную гору Мандара, где в тихих лесах и зарослях предались любви.
Ума родила двух сыновей: первый - слоноголовый бог Ганэша, бог мудрости, благоприятствующий, устранитель всех преград (Винайака), и второй - Сканда (также Картикейя или Субраманья), бог войны, могущественный полководец, побеждающий злых демонов.
Рати, жена бога любви Камы, явилась к Шиве с Умой со слезами на глазах, умаляя Его вернуть ей мужа, который лишь выполнил свое предназначение. Махадэва (Великий бог) объяснил ей, что Он сжег только материальную оболочку ее супруга, и пообещал что Кама будет впредь - до наступления определенного мирового периода - являться в своей видимой форме только ей, но оставаться невидимым для всех остальных существ. После этого, он вновь получит материальное тело и будет виден богам и небожителям.
Будучи вечным Властелином гор (Гиришанта, Гиритра), Шива переживает своих супруг, которые являются воплощениями его вечной Шакти, но они подвержены смерти, поскольку получают материальные тела. Так, когда первая супруга Махадэвы, Сати, покинула Свое тело, Он впал в отчаяние и как сумасшедший, обмазанный пеплом, со всклоченными волосами, почти голый скитался по всему свету, нося Ее труп…
Шива - экстатический Танцор (Натараджа). Своим танцем Он создает и разрушает этот мир. Все боги аккомпанируют Ему в этом Небесном Танце.
В Своей ужасающей форме Шива - обитатель мест сожжений (Шмашанаваси), сопровождаемый повсюду свитой духов и демонов, Супруг ужасной Кали.
Испив яд, чтобы избавить вселенную от гибели, Махэшвара стал Синешеим (Нилакантха). Его шею обвивает кобра, которая охлаждает своим телом жар от этого яда.
Как йогин-подвижник, Шива скитается по земле, почти голый, со спутанными длинными волосами, с черепом или чашей для подаяний. Он - покровитель отчаявшихся и угнетенных. Он - как ужасный, неумолимый Бхайрава и Рудра, так и самый благодетельный, милостивый, нежный и добрый Сундарэшвара (Господь Красоты и Привлекательности). Он - прекрасноликий юноша и седовласый старик, предающийся созерцанию. Он - всепожирающий Чанда, и Владыка, исцеляющий от всех болезней (вайдьяпатха). Поклоняясь Ему, Господину бессмертия (амарнатха), существа несомненно обретают бессмертие и вечное блаженство.
Вишну и Лакшми
Вишну (или Нарайяна) и Лакшми являются верховными Божествами для последователей Вайшнава-школ и направлений. Махавишну (Великий Вишну) и Его супруга (Лакшми) образуют Единое Высшее, ибо Лакшми является вечной Энергией Господа (Бхагавана), полной блаженства.
В ряде писаний Нарайяна признается как Изначальный. Так в Маха-Упанишад утверждается: "В начале творения существовала только Высшая Личность, Нарайяна. Не было ни Брахмы, ни Шивы[115], ни огня, ни Луны, ни звезд на небе, ни Солнца".
Как Высший Абсолют Нарайяна (или Махавишну) пребывает во всем и является как непроявленным, не имеющим ни формы, ни качеств, так и обладающим формой и качествами.
"Нарайяна имеет два аспекта - муртам (обладающий формой) и амуртам (вне всяких форм)".
(Трипадвибхути - Маханарайяна- Уп.)
Махавишну и Лакшми имеют множество прекрасных форм и аспектов, которые прославляются как в различных ведических писаниях и гимнах, так и в тантрических произведениях[116].
Особой красотой и очарованием отличаются такие Их образы как Кришна и Радха, Сита и Рама.
Кришна, имеющий также имена Говинда, Гопала, Мадхава, Кешава и другие, - является Объектом поклонения для множества людей. Он имеет различные образы. В одном из них - Он игривый мальчик, Сын Нанды и Яшоды. Будучи пастушком (Говинда, Гопала), Он играет на Своей божественной флейте. Пастушки-молочницы (гопи), главная из которых Радха, сбегаются на сладостные звуки волшебной флейты. Юный Кришна танцует и предается любовным играм со Своими Божественными подругами, которые, по сути, являются проявлениями Его божественной возлюбленной Радхарани (Радхи).
Взрослый Кришна - искусный воин и мудрый советник. Перед великой битвой, знаменующей собой приход Кали-юги (железного века), Он поведал Бхагавад - гиту (Божественную Песнь) своему другу Арджуне на поле Курукшетра.
Все эти образы и деяния - игра Господа. Никогда не следует думать, что Он - просто человек. В Кришна-Упанишад сказано: "Кришна - это вечный Брахман".
В образе Рамы Нарайяна - благочестивый принц, герой великой Рамайяны. Отправившись в изгнание со Своей верной супругой Ситой и братом Лакшманой, Рама лишается Ситы, которую хитростью и силой захватывает коварный демон Равана и уносит на свой остров Ланка. Рама со своим братом и друзьями, главным из которых становится обезьяна Хануман, отправляется на поиски Своей возлюбленной супруги и, в конце концов, вступив в битву с полчищем демонов, побеждает их и освобождает верную Ситу. В образе Нарасинхи Вишну выступает в Своем грозном аспекте человека-льва, беспощадно раздирающим Своими когтями злого демона.
Все эти формы и деяния следует понимать в высшем смысле, как игру (лила) Господа со Своими манифестациями.