Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Абхишека или посвящение особого вида



Абхишека - это особый вид посвящения, во время которого ученик окропляется водой. На различных ступенях духовной жизни, ученик получает соответствующие различные виды абхишек. Перечисляется 8 видов абхишек, которые могут даваться практикующему на разных ступенях его садханы (пути):

1. Шактабхишека - это посвящение, предназначенное для ученика, который только что вступил на путь духовного совершенствования (садхана). В этом посвящении гуру раскрывает природу Шакти и чудесная новая энергия вдыхается в ученика.

2. Пурнабхишека - посвящение, предназначенное для ученика, который приобрел подходящее состояние посредством совершения Пурашчараны (См. гл. "Пурашчарана"), и т.д. Настоящая садхана начинается с этого посвящения.

3. Крамадикшабхишека.

4. Самраджйабхишека.

5. Махасамраджйабхишека.

6. Йогадикшабхишека.

7. Пурнадикшабхишека.

(Следует отметить, что, так как тантрическая практика построена на индивидуальном контакте между гуру и учеником, в соответствии со способностями ученика, его качествами я прогрессом в садхане, - гуру дает ему столько посвящений, сколько считает необходимым. Поэтому перечисленные выше промежуточные посвящения не являются обязательными или необходимыми для всех).

8. Махапурнадикшабхишека - являет собой квинтэссенцию всех инициаций. С помощью этого посвящения садхака достигает вершины духовной жизни. После этого абхишеки - он совершает символический обряд собственных похорон (шраддха), предлагает священный шнур и пучок волос с головы (шикха) огню как выражение полного самопожертвования (пурнахути). На этой ступени взаимоотношения гуру - шишья (учитель - ученик) завершаются. Садхака сам постепенно реализует состояние "Я есть То" (через практику аджапа-мантра)[133], достигает освобождения при жизни и становится парамаханса[134]. Воистину, реализация тождественности джива (души) и Брахмана (Абсолюта) - наивысшая цель тантрической инициации.

Пурашчарана

Пурашчарана - это важный обряд, который совершается в первую очередь (пуратах) после инициации[135]. В Маханила-Тантре, утверждается, что этот обряд так назван, так как в нем осуществляется поклонение лотосным стопам (чарана) избранного Божества посредством джапы (повторение мантр на четках), хомы (обряд с возлиянием масла в огонь) и тарпаны (жертвенного окропления)[136].

Обычно Пурашчарана состоит из пяти составных частей (анга): джапа, хома, тарпана, абхишека (омовение), брахмана-бходжана (угощение брахманов).

По своей сути, Пурашчарана является мощным толчком или стимулятором для ученика, вступившего на тантрический путь. Во время этого обряда, который состоит из нескольких частей, осуществляется интенсивная духовная практика, которая необходима для того, чтобы поддержать воздействие предшествующего посвящения и совершить реальное изменение в сознании и внутреннем состоянии ученика. Считается, что этот обряд, включающий в себя интенсивное поклонение, совершаемый после посвящения, обеспечивает успех в дальнейшей регулярной практике. После совершения этого обряда достигают успеха в повторении мантр.

Во время пурашчараны, количество совершаемых джап (повторений мантра), хом (возлияний в огонь), тарпан (жертвенных окроплений с соответствующим созерцанием), и т.д. - варьируется, в зависимости, от поклонения тому или иному Божеству. Кроме того, в Тантрах содержатся подробные указания - в каком соотношении по количеству раз должны совершаться все эти действия (джапа, хома, тарпана и т.д.).

Так или иначе, во время периода проведения пурашчараны, который может длиться несколько дней, садхака (практикующий) полностью погружается в сферу тантрического поклонения, постоянно повторяя мантру и совершая необходимые ритуалы. В эти дни предписывается максимальная изоляция от влияний извне и строгое соблюдение чистоты и воздержания. Совершаемый с искренней самоотдачей, этот обряд может дать мощный толчок и обеспечить продвижение в духовной практике.

При невозможности по той или иной причине совершить хому, тарпану и абхишеку - их можно заменить очень большим количеством джапы (повторения мантры). (В таком случае джапа повторяется в два раза больше, чем каждый из невыполненных элементов и может быть несколько десятков тысяч). Однако брахмана-бходжана (кормление, угощение брахманов) - незаменимо. Брахмана-бходжана рассматривается как очень важная часть всего обряда. Если были какие-либо недостатки во время совершения всех остальных частей обряда, дело можно поправить, полностью удовлетворив преданного брахмана прекрасным пиром, который является завершением всего обряда. Однако брахманы, приглашаемые на такой пир, должны быть соответствующих качеств. Только тантрический брахман, то есть брахман, имеющий тантрическое посвящение, а не просто "дважды рожденный", может быть приглашен. (Если приглашается обычный брахман, не инициированный в тантрическую традицию, то тем самым совершается великий грех и обряд становится бесполезным).

Для последователей Кулачары[137], только брахманы, инициированные в соответствии с кула-обрядами, могут быть ублажены.

Что касается числа приглашаемых брахманов, то их, согласно некоторым источникам, должно быть 1/10 от числа совершенных абхишек (ритуальных омовений). (Таким образом, их может быть от одного до нескольких лиц.)

Необходимо отметить, что обряд пурашчарана совершается далеко не во всех тантрических традициях. Во-первых, как известно, существуют тантрические направления и школы, которые не используют никаких внешних ритуалов и занимаются только йогой внутри тела (например, шахта-школа Самайя), или же - аштанга-йогой[138]. Далее, даже в шакта-направлениях Бенгалии, где обряд пурашчарана имеет распространение, он совершается не всеми, так как некоторые Тантры утверждают, что такие ритуалы как хома, тарпана, абхишека или даже пурашчарана в целом не эффективны в наше время (Кали-югу). (Это утверждают такие Тантры как Каливиласа и др., призывающие к практике пашу-бхава[139] в Кали-югу). Однако, для некоторых других тантрических школ и под направлений (таких как ряд под направлений Каула), обряд пурашчарана остается живым и действенным и в наше время, так как Тантры, на авторитет которых они опираются, включают этот обряд в разряд важных и необходимых для достижения успеха в практике, предписанной для нашего времени (Кали-юги).

Существуют различные варианты совершения пурашчараны, согласно которым обряд может состоять не обязательно из пяти вышеуказанных частей, но может включать в себя от одной (эканга)[140] до 18-ти (аштадашанга) частей, в зависимости от различных типов поклоняющихся или условий.

Так вира[141]-пурашчарана может состоять из семи частей (анга) - то есть, к пяти обычным (джапа и т.д.), добавляются:

6. шакти-пуджа

7. кумари-пуджа[142]

Есть указания о том, что для каулика - пурашчарана состоит из 16-ти частей, а для агхори - из 18-ти.

Различные сезоны, месяца и т.д., как и различные места, различные тиртхи (священные места), считаются благоприятными для совершения пурашчараны, в зависимости от поклонения различным формам Бога или Божествам. Однако, как и в случае со всеми другими обрядами, если пурашчарана совершается при непосредственном участии гуру, то именно он решает все, что касается обстоятельств и условий проведения обряда.

Для дивья и вира[143] садхаков особенно благоприятными местами являются: место сожжения трупов, пустой дом, сидение из черепов (мундасана), горная пещера и т.д.

В числе неподходящих для обряда мест: места, полные млеччхов (мясоедов, низкого уровня сознания, ведущих низкий образ жизни), безнравственных людей или злобных животных, места, где так или иначе могут помешать практике.

Среди действий или образов поведения, запрещаемых во время пурашчарана: переедание, болтливость, лень, чрезмерный сон или бессонница, дневной сон, слушание вокальной или инструментальной музыки, наблюдение за танцем, жевание бетеля и т.д., нечестность, хитрость, убиение животных, общение с еретиками и злыми людьми, прикасание к собаке и т.д., принятие еды, не предложенной Божеству, принятие даров или еды от других.

Как в тантрической практике вообще, так и в совершении этого обряда в частности, гуру играет очень важную роль. Перед началом и по завершении обряда должна совершаться гура-пуджа (поклонение гуру). Первым действием, совершаемым в течение, дня является приветствие гуру. Если гуру присутствует лично - он принимает участие в поклонении, руководит проведением всего обряда. В свое отсутствие он может поручить это кому-нибудь из своей семьи, имеющему соответствующую квалификацию (например - сыну, жене), или - кому-либо из других садхаков (практикующих).

Во время пурашчараны следует совершать поклонение днем. Однако для тех, кто уже прошел посвящение пурнабхишека, так же как и для тех, кто вступил на путь вирабхавы, предписывается также и поклонение ночью.

Мантра

Мантра играет исключительно важную роль во всей тантрической практике. Мантра - это звук или энергетическая вибрация, концентрируясь на которой достигают спасения[144], Обычно слово мантра переводится как "очищающая ум или сознание", так как "ман" означает ум или сознание (манас), а "тра" - очищать. Другое значение этого слова, приводимое в некоторых Тантрах, связано с переводом слога "ман" как знание и слога "тра" как "то, что спасает". Так утверждается: "Мантра так названа потому, что она спасает того, кто достиг совершенства (сиддхи) (в ее повторении) от пут перерождений через знание (манана) вселенной"[145].

Мантра - это Абсолют, проявленный в звуке. Она - сама Шакти, единая с Шивой, проявляющая Себя как звуковая вибрация. Концентрация на звуке является проверенным и действенным средством овладения наукой медитации. Концентрируясь на этой энергии Бога, проявленной как звук, мы вступаем в непосредственный контакт с Высшим, в результате чего наше сознание очищается, и, в конце концов, мы получаем спасение от всех страданий.

Существует множество мантр, которые при правильном отношении к ним и повторении ведут к высшему состоянию. Тантры открывают для людей тайное знание о Божественных звуковых энергиях, которые способны привести садхака (практикующего) в состояние сознания, выходящее за рамки обычного спектра человеческих мыслей и эмоций. Процесс повторения мантры - это не скучное и безрадостное занятие, но живое и притягательное действо, во время которого мы вовлекаемся в сферу взаимоотношений со Всевышним (с Высшей Реальностью) и, погружаясь все глубже и глубже, проникаем в область сверхсознательного. Другими словами, с помощью повторения мантры мы постигаем свою истинную Сущность, которая есть вечное разумное блаженство (саччидананда).

Тантра содержит в себе эзотерическое знание о биджа-мантре.

Биджа-мантра - это "семя-слог", обладающий внутренней скрытой потенцией или энергией, которая может быть раскрыта в результате его правильного повторения. "Односложная биджа-мантра для тантрической садханы (практики) то же, что и семя для дерева: как семя обладает потенциалом дерева, точно также и один звук может содержать в себе всю тотальность божественного в своей вибрации"[146].

Выражение биджакшара или "семя-слог", используемое в Тантрах для обозначения биджа-мантр, состоит из двух слов: биджа - "семя" и акшара, что означает как "слог", так и "нетленный"[147].

В образовании различных биджа-мантр участвуют все слоги санскритского алфавита. При образовании той или иной биджа-мантры, несколько слогов группируются таким образом, что образуют единый "семя-слог" (биджа). Таким образом, каждый биджа ("семя-слог") на самом деле состоит из нескольких слитых воедино букв или слогов. Каждый из этих составляющих слогов имеет определенное символическое значение. Каждая биджа-мантра заканчивается точкой в полукруге (этот знак называется анусвара), которая при написании ставится над слогом и означает назализацию звука (т.е. (м) или (н), произносимое в нос). Сама точка (бинду), завершающая "семя-слог" (биджа), представляет из себя символическое выражение изначального состояния единства Шива-Шакти (или Абсолюта и Его энергии самопостижения). Бинду является символом освобождения, так как с помощью концентрации на внутренний назализированный звук при повторении биджа-мантра с ощущением изначального единства Шива-Шакти достигают освобождения.

Каждое Божество (то есть каждый аспект Бога) имеет свою биджу. Ученик получает биджа-мантру от гуру во время посвящения и, таким образом, входит в непосредственный контакт с тем или иным аспектом Бога. Семя просеивается в почву, которая вспахивается, очищается и поливается. Подобным образом биджа-мантра помещается в сердце ученика, чистое и орошенное водой Божественной милости.

Знание биджа-мантр и тайной науки их практического применения - отличительная особенность всей тантрической системы. "Считается, что биджа-мантра содержит в себе всю потенцию и полное значение доктрины. Целый трактат, состоящий из тысяч, стихов, может быть уложен в несколько стихов, затем суммирован в несколько строк и, наконец, сокращен в биджа-мантру, которая хотя и является самой маленькой звуковой единицей, будет сохранять в себе полную силу всей доктрины"[148]. Даже после самого повторения биджа, ее воздействие продолжается. Энергия, хранящаяся в каждом таком "семя-слоге", может быть активизирована и приведена в действие. Утверждается, что сила той или иной биджи может быть сконцентрирована в головном центре аджна и пробуждаться к действию по желанию.

Такие биджа-мантры как ОМ, ХРИМ, КРИМ, ШРИМ, КЛИМ, ХУМ, ПХАТ и др., по отдельности или в различных сочетаниях, широко используются во всей тантрической традиции. Для человека со стороны смысл таких "семя-слогов" остается неведомым и повторение их может показаться "невнятным бормотанием магических формул", или чем-нибудь в этом роде. На самом же деле - в каждой из биджа-мантр содержится глубокое смысловое значение.

Биджа-мантра ОМ - самый могущественный звук, источник всех мантр и ключ к Реализации. Он состоит из трех звуков: А-У-М, которые символизируют три функции по отношению ко вселенной: А - творение (Божество - Брахма), У - поддержание (Вишну) и М - разрушение (Шива). О мантре ОМ говорят как, о царе всего звучащего, матери вибраций, квинтэссенции всего космоса, ключе к вечной мудрости и силе. Пранава[149] является изначальным звуком, из которого рождается вся вселенная, которым она поддерживается и в который она входит после растворения.

Повторение бидж и других мантр пронизывает все аспекты тантрической практики. Каждая биджа может повторяться как отдельно, так и в сочетании с другими мантрами, в зависимости от совершения того или иного вида духовных упражнений или ритуалов.

Вот несколько биджа-мантр с расшифровкой их внутреннего смыслового значения:

ХРИМ - называемая Майя-биджа - это биджа-мантра богини Бхуванэшвари, Матери вселенной, женской энергии сфер. Слог "ха" означает Господа Шиву, "ра" - Шакти, длинный "и" - махамайя (трансцендентную иллюзию), назализированный звук "м" (или "н") - источник вселенной (Шива-Шакти) или звук освобождающий от страданий[150].

ШРИМ - Лакшми-биджа - биджа богини Лакшми, божественной супруги Вишну. Выражает женскую энергию изобилия и разнообразия. Может повторяться для приобретения чего-либо и с целью получения наслаждений. "Ша" - означает трансцендентную божественность изобилия, "ра" - богатство, "и" - достижение или удовлетворение, "м" - безграничность или освобождение от страданий.

ХУМ - курча-биджа - биджа Шивы. Слог "ха" означает Шиву, длинное "У" - Бхайрава или разрушительный аспект Шивы, звук "м" означает высшего Освободителя от страданий (т.о., все три составляющих слога являются различными аспектами Шивы). Эта биджа - охранительное оружие, так как она вызывает силу Шивы, который является как созидающим, так и разрушающим; Он спасет от страданий.

КРИМ - Кали-биджа - биджа Кали, выражающая власть над творением и разрушением. С помощью повторения этой мантры устраняются все преграды. "Ка" - означает Кали, "ра" - Абсолют (Брахман), "и" - трансцендентную силу иллюзии (махамайя): "м" - изначальный звук, освобождающий от страданий[151].

КЛИМ - Кама-биджа - биджа-мантра бога любви Камы, или - биджа любовного желания Шивы или Кришны в образе Камадэва (бога любви). Выражает удовольствие, наслаждение, блаженство, "ка" - символизирует Камадэва, или трансцендентное любовное желание (Кама), "ла" - означает силу Индры или бога пространства (или Небес); долгий "и" - удовлетворение и счастье, "м" - освобождение.

Существует также множество других биджа-мантр, таких как АЙАМ - биджа богини Сарасвати, КРОМ - еще одна биджа Шивы, ПХАТ - биджа, используемая для разрушения или растворения негативных сил и воздействий, ДУМ - биджа богини Дурги, ГАН - биджа бога Ганэши, и т.д.

Мантры, используемые в соответствии с практикой кундалини-йоги[152] обладают безграничной силой. Сила мантр разнообразна. В некоторых мантрах преобладает воля, в других - наслаждение; в некоторых доминирует творческая сила, в других - разрушительная, в некоторых преобладает покой.

Мантры подразделяются на мужские, женские и нейтральные[153]. Такие мантры как ХУН, ПХАТ - мужские. Такие как ХРИМ, КРИМ, СВАХА - женские. Мантра НАМАХ - нейтрального рода. Поэтому, если мантра, состоящая из нескольких слогов или слов заканчивается на ХУМ, ПХАТ - она считается мужского наклонения, если на СВАХА - женского, на НАМАХ - нейтрального.

Мантры, состоящие из нескольких слогов или слов, имеют как бы различные части тела. Так пранава, находящийся в начале мантры, как, например, в мантре ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ, является "лицом" мантры, гласные являются "сердцем" мантры и т.д.

Как уже говорилось, различные биджи и более длинные мантры используются в различных медитативных упражнениях, ритуалах и обрядах, в связи с концентрацией на различные аспекты Божественного.

Существуют мула-мантры, или "коренные", основные мантры для той или иной традиции. Каждое из основных Божеств, имеет свои мула-мантры. Так, мула-мантра Шивы - ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ.

Мула-мантра Вишну или Нарайяна - ОМ НАМО НАРАЙЯНАЙЯ. Мула-мантры обладают огромной силой и повторяются как основные поклонниками соответствующих тантрических традиций.

Мантры обычно повторяются на четках, и тогда этот процесс называется джапа. Другим типом мантры является аджапа-мантра, или мантра, которая мысленно произносится с дыханием и не отсчитывается на четках или пальцах. Такая аджапа-мантра именуется великой мантрой освобождения. Мантра, повторяемая после совершения пранайамы (дыхательных упражнений), считается особенно действенной и называется мантра-джапа. Мантры, произносимые во время богослужения (пуджа) и ритуалов небольшое количество раз, не нуждаются в использовании четок.

Джапа (или повторение мантр на четках) бывает трех видов: манаса, упамшу и вачика. В манаса-джапе следует повторять ее слоги (или слог) мысленно, постигнув смысл мантры.

При этом возможна визуализация каждого санскритского слога мантры во время такой мантра-медитации. Манаса-джапа - признается наивысшим уровнем повторения мантры. В упамшу-джапа - садхака, концентрируя сознание на Божестве, слегка двигает языком и губами и его повторение может быть едва слышно. Такой уровень повторения считается средним. В вачика-джапа - мантра повторяется вслух. Такой уровень повторения признается наихудшим.

Четки, используемые для повторения мантр, бывают разных видов, в зависимости от Божества, которому поклоняются, а также по количеству бусин. Традиционным количеством бусин для повторения является 108 (священное число; такие четки называются уттама (наилучшие). Однако, для различных целей могут использоваться также четки из 55-ти (мадхьяма - средние), 28-ми (адхама - наихудшие) бусин, а также из 100, 50, 30, 27, 15, 14, 10, 8 бусин.

Круг четок, находящихся на нити или шнуре, завершается одной большой бусиной (109-ой в случае 108-ми бусин), которая называется Мэру и символизирует непосредственно то Божество, которому поклоняются. После каждой бусины обычно делается узел на нити, что делает повторение удобным.

Различные четки (мала) используются в случае поклонения различным Божествам и в различных ритуалах и медитациях. Четки могут быть сделаны из разных материалов: дерева, кристалла, золота, серебра, меди, жемчуга, корала, слоновой кости, раковины и т.д. Для повторения мантр, обращенных к Ганэше - рекомендуется мала (четки), сделанные из бивня слона (гаджаданта-мала), для Вишну-мантр - четки из священного дерева туласи (туласи-мала); для Шива-мантр - четки из семян священного дерева рудракши (рудракша-мала); для Кали-мантр - металлические или из кристалла, или рудракши; Маха-шанкха - (или Рахасйя) мала (четки, сделанные из несгоревшей части человеческого черепа) предписываются для определенных Дэви – и Шива-мантр.

Четки, даваемые гуру во время мантра-дикша[154], обладают особой силой. Только от гуру могут быть получены наставления относительно того, как следует правильно повторять мантру, как использовать мала (четки), как хранить их и т.д. Повторяя мантры, полученные от гуру с самоотдачей, утвердившись на великом пути мантра-йоги, садхака через определенный период времени достигает мантра-сиддхи (совершенства в результате повторения мантр) и, в конце концов, достигает исполнения всех желаний и полного освобождения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.