Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Личность как субъект жизненного пути



 

Как отмечалось, особое качество личности, которое возникает во взаимодействии с обстоятельствами и в решении жизненных противоречий, это качество ее как субъекта. Категория личности в качестве субъекта жизни означает не только то, что личность осуществляет, создает, направляет свою жизнь, но и то, как, на каком уровне, с какой степенью полноты и глубины она проживает свою жизнь.

С.Л.Рубинштейн связывал характеристику субъекта жизни с тремя способностями: способностью к рефлексии, с мировоззренческими чувствами и с ответственностью ("за все содеянное и упущенное").

Способность рефлексии — это способность "простраивать" ход жизни, в который втягивается личность текучкой дел, обязанностей, событий, переживаний, и взглянуть на нее объективно, оценив себя, свои достижения, неудачи, способ жизни, сформулировать свои проблемы. То же, фактически, отмечал Г.Олпорт как чувство реальности, реалистическое восприятие, способность видеть себя таким, каков есть, а не хотел бы казаться. Он связывал это со способностью самопознания, чувством юмора и обладанием жизненной философии.

Мировоззренческими чувствами Рубинштейн назвал ценностно-смысловые эмоциональные обобщения жизни — чувство трагического, комического, чувство оптимизма, которые у каждого человека находятся в определенной взаимосвязи, выражающей семантику и смысл жизни (например, "оптимистическая трагедия").

Под ответственностью он подразумевал "дух серьезности", т. е. принятие жизни как жизни всерьез (а не начерно), как необратимой, охватывая ответственностью судьбы других людей, за которых отвечаешь. Здесь его взгляды также близки идее Г.Олпорта об ответственности человека за планирование и осуществление жизни в соответствии с планом.

Опираясь на эти философско-психологические идеи, мы разработали теорию личности как субъекта жизненного пути, критериями которого являются:

— способность построить оптимальную гармоничную жизненную позицию;

— реализовать ее во времени как жизненную линию, которая отвечает типу личности (ее способностям, потребностям, мотивам и ее семантическому интегралу — притязаний, саморегуляции, удовлетворенности) и оптимальному для нее способу самовыражения, самореализации в совокупности наличных обстоятельств;

— иметь соответствующую своему типу жизненную перспективу и, главное, переживать, проектировать и реализовать смысл своей жизни.

Личность как субъект жизненного пути обладает, как отмечалось, высшими жизненными способностями — сознанием, активностью и способностью к организации времени. Такое понимание разрешает дискуссию, касающуюся характеристики личности в психологии в связи с сознанием: одни психологи считают, что определение личности связано с наличием у нее сознания (С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе), другие не только не считают сознание главным стержнем и уровнем личностной организации, но и убеждены, что она детерминирована независимо от сознания, что ведущую роль играют бессознательные влечения (З.Фрейд).

Сознание как способность личности проявляется в организации жизненного пути. Оно связано с его масштабами, его ценностями, его изменениями. Сознание способствует сознательному, т. е. рациональному способу организации жизни, оно способствует сохранению идентичности личности при резких жизненных изменениях и одновременно направляет ее развитие посредством рефлексии, выявления и решения жизненных проблем. Оно одновременно позволяет личности и концентрироваться на главном направлении и включать свою жизнь в широкий контекст — психосоциальный, культурно-исторический, социальный. Сознание субъекта жизненного пути - предпосылка и механизм культуры личности (А.А.Деркач).

Активность в отечественной психологии фактически рассматривалась как идущая от субъекта детерминация, т. е. инициатива. Термин был несколько дискредитирован идеологическим тезисом об "активной позиции личности". В гуманистической психологии активность связывалась с потребностью в самоактуализации (А.Маслоу), самовыражении (Ш.Бюлер) и трактовалась как имманентная движущая сила развития личности, а не ее инициативы, тем более направленные вовне.

Мы определяем активность как высшую личностную способность личности как субъекта жизненного пути, его целенаправленно организующего в соответствии со своим индивидуально-психологическим типом.

Активность проявляется и в познании, и в общении, и в деятельности, но, согласно теории отношений В.Н.Мясищева, только при позитивном отношении к соответствующей сфере. Активность имеет у разных типов личности разный способ связи ее форм — инициативы и ответственности (преобладание одной или другой), включая их противоречие, погашающее уровень активности, разные уровни, включая и нулевую активность — пассивность. А.Адлер, хотя и пользовался другим понятием — не жизненный путь, а стиль жизни, также считал, что уровень активности играет конструктивную или деструктивную роль. Он построил типологию по двум основаниям; одним из них, так же как в нашей типологии, была активность, другим — не время (как в типологии В.И.Ковалева), а способ интеракции, который он назвал "социальным интересом".

Наконец, жизненной способностью является способность к организации времени жизни, проявляющаяся не только в жизненной перспективе, но и ряде других форм: в соотношении последовательности — одновременности деятельностей (актов поведения, поступков и т. д.) (в качестве частного примера одновременности можно назвать способность синхронного перевода, когда человек одновременно и слушает, и переводит, и говорит, но такие примеры имеют место и в масштабах жизни), в своевременности как оптимальном согласовании пика (максимума) своей активности с решающим моментом ситуации, события и т. д., в способности ускорения — как оптимального, конструктивного способа осуществления активности (деятельности) во времени (примером ускорения в познавательной деятельности являются исследования скорочтения в работе с текстами) (К.А.Абульханова, Т.Н.Березина).

Эти способности к разный уровень их развития позволяют личности как субъекту более (менее) оптимально организовать свою жизнь, жизненный путь. Таким образом, первый аспект акмеологического понимания субъекта жизни — это, кроме вышеупомянутых способностей личности, составляющих предпосылку ее субъектного качества, специфический способ организации (под организацией имеется в виду качественная определенность системы, которую придает ей субъект своей активностью). Субъект, во-первых, самоорганизуется, во-вторых, вырабатывает способы взаимодействия с жизнью, и если эти способы являются оптимальными, они могут быть названы организованными, и, наконец, субъект организует свою жизнь как целое, находя свое место в социуме, место деятельности, познанию и общению в своей жизни, строя ее в соответствии со своими ценностями, целями, мировоззрением, "Я-концепцией".

Понятие организации в данном случае связано с ее семантическим — ценностно-смысловым и ценностно-практическим характером: личность трудится в силу своих профессиональных мотивов и интереса, своих притязаний на определенные успехи (достижения) и роль в профессиональной среде, но жертвует (т. е. ценой) временем общения (с друзьями, коллегами) или свободным временем (для удовлетворения культурных потребностей или потребностей в развлечениях).

Активность субъекта проявляется не только в деятельности, общении, познании, но и в постоянном разрешении противоречий, которые возникают между той сложной системой, которой является личность, включая ее цели, мотивы, притязания (даже эмоциональные состояния, уровень работоспособности и т. д.), и объективными жизненными системами, с которыми он взаимодействует, осуществляет свои способы организации, преобразуя объективно существующие системы (технические, социально-психологические, социальные и т. д.). Свой способ организации он и вырабатывает, разрешая эти противоречия. Таким образом, само теоретическое определение субъекта как системы организации с присущим ей способом функционирования имеет в своей основе противоречие, несоответствие его возможностей и ограничений тем объективным сферам жизни-труда, общения, семьи, т. е. той системы, в которой он должен функционировать. Личность как субъект жизни решает и противоречия между разными способами своей организации жизни на ее разных этапах в связи с изменениями и развитием ее самой, социальными изменениями, изменениями самой жизни.

Постоянно разрешая кардинальные и множество конкретных противоречий, личность развивается, совершенствуется. Она становится более зрелой, уверенной, рациональной и тем самым приобретает как субъект жизни новые ресурсы. Субъект постоянно решает задачу совершенствования, и в этом его акмеологическая специфика, человеческая сущность и постоянно возобновляющаяся жизненная задача. Ценность и полнота жизни человека не только в ее "благополучное™", упорядоченности и продуктивности, но и в самом способе ее осуществления субъектом. Способ жизни может быть и гораздо ниже личностных возможностей, не ведет к их развитию, не дает удовлетворенности, переживанию своей жизни, как имеющей смысл.

Итак, личность — это то, что человек сумел сделать из себя при данных обстоятельствах в ходе своей жизни, и личность постольку личность, поскольку она сумела сделать из своей жизни то, что соответствовало ее способностям, потребностям, смыслу жизни. Субъект жизненного пути вырабатывает жизненную стратегию, и в этом его важнейшая функция.

Стратегия жизни в самом общем определении — это способ жизни, который соответствует типу личности, ее индивидуальности. Стратегия — приведение личностью как субъектом в соответствие свою жизнь своему типу.

Стратегия является индивидуальным достоянием, достижением каждого. Как очевидно из термина "стратегия" (в отличие от "тактики"), это реализация наиболее принципиальных для человека направлений его жизни, решение кардинальных задач и соответственно способность эти направления и задачи выявить, определить и затем реализовать.

Стратегия предполагает наличие обратной связи между тем, чего личность достигла, и ее последующими притязаниями, целями и т. д. Эти связи пронизаны жизненным смыслом и придают личности уверенность (через удовлетворенность — неудовлетворенность жизнью, деятельностью и т. д.) и чувство подлинности жизни.

Отсутствие стратегии — тактика жизни — преобладание внешней необходимости, уступка личностью своих внутренних индивидуальных целей и задач требованию времени, обстоятельств.

Стратегия — это оптимальная организация жизни, регуляция ее хода и осуществление избранного направления.

Стратегия жизни предполагает наличие ответственности за свой способ жизни. Ответственность определяется Рубинштейном как ответственность за все "содеянное и упущенное"1. Ответственность — гарантированное своими силами достижение цели, решение задачи, сохранение верности себе при встрече с непредвиденными трудностями, препятствиями. Вырабатывая стратегию жизни, одни преимущественно опираются на социально-психологические тенденции, на окружающих людей, используют социальные ситуации, другие же — на внутренние возможности, свои силы и самостоятельно поддерживают определяющую линию жизни, третьи оптимально их объединяют, четвертые постоянно решают противоречия между ними.

Типы активности человека — характерные для него способы соединения личностью внешних и внутренних тенденций жизни с целью превращения их в движущие силы своей жизни, они представляют собой умноженные личностные ресурсы, т. е. способности субъекта жизни.

 

Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности

 

Понятие "акме", как известно, было выдвинуто Б.Г.Ананьевым и лишь десятилетия спустя благодаря развитию акмеологии стало не метафорой, а научным термином. В "Основах общей и прикладной акмеологии" А.А.Бодалев всесторонне проанализировал его многопараметральность, общие, особенные и единичные характеристики, "стартовые" (по выражению Б.Г.Ананьева) предпосылки его достижения, факторы, содействующие и препятствующие его достижению, возможные типы "акме".

Акмеология — активно развивающаяся наука. Сделанные исследователями выводы постоянно уточняются. И к посылкам можно сделать существенные дополнения.

Во-первых, понятие "акме" в жизненном пути связано с качеством субъекта жизни. Вышесказанное позволяет говорить о том, что акме — это не отдельно высший уровень развития личности или высший уровень ее достижений, а это кульминация способа самореализации субъекта жизненного пути. Поэтому для одного типа личности эта кульминация достигается один раз в жизни, и он удерживается на этом предельном уровне все оставшееся (профессионально, жизненно) время. Эта кульминация имеет таким образом пролонгированный характер.

Другой тип достигает своей кульминации ("акме") как самореализовавшаяся на протяжении всей жизни личность только в старости. Это высшее качество и уровень развития личности, ее гармоничности, оптимальность, но остается краткий отрезок жизни — год-два старости, на протяжении которого личность может ее реализовать (и только в определенных ограниченных формах самой жизни).

Третий тип достигает вершин жизни неоднократно, но в силу жизненных противоречий, изменений жизни и целей самой личности (прерывистая линия жизни), достигнув вершины, он либо опускается на обычный уровень, либо стремится к следующей. В данном случае возможно говорить об иерархии жизненных "пиков" или вершин.

Одним из важнейших поставленных С.Л.Рубинштейном вопросов является вопрос о соответствии-несоответствии кульминации жизненным силам, ресурсам личности.

Он пишет об этом, будучи еще очень молодым, в некрологе на смерть Н.НЛанге — известного русского психолога. Рубинштейн ставит проблему жизни и смерти, соотношения вершины жизни со смертью и соотношения возможностей человека с ее вершиной. Последнее, на наш взгляд, главное для акмеологии. Он пишет, что одни люди, достигнув своей вершины, исчерпывают все свои силы ("ресурсы") и вся их последующая жизнь оказывается бессмысленной и пустой. И напротив, другие, достигнув кульминации, вершины, не исчерпываются ею ("их личность не измеришь осуществленной ею работой, в них всегда остается еще нечто бесконечно нереализованное). Это и есть проблема соотношения возможностей личности и ее достижений, решаемая двумя способами: при одном достигнутое исчерпывает возможности личности. При другом мы находим образ движения линии жизни по восходящей: образ лестницы, при подъеме на которую достижение каждой ступени открывает новые горизонты (и, добавим, умножает силы личности).

Мы предполагаем, что понятие "акме", если его раскрыть в контексте категории субъекта, позволяет говорить об умножении (о неисчерпаемости) личностных возможностей на основе и благодаря достижению кульминации. Развитие субъекта, таким образом, носит не просто характер его совершенствования, но и умножения его человеческих ресурсов.

Выше речь шла о соответствии уровня развития личности ее индивидуальным возможностям и пределам. Для психологии это так. Но для акмеологии, в которой кульминация субъекта рассматривается в контексте духовной человеческой культуры, личность, вбирая в себя все ее богатства, начинает развиваться по принципу прогрессии.

Резюме

По отношению к предшествовавшим подходам к жизненному пути личности акмеология останавливается на новом субъектном подходе. Он позволяет структурировать жизненный путь не по возрастным периодам или некоторым единицам, биографическим этапам, а по обобщенным жизненным образованиям: позиции, линии, перспективе и смыслу жизни.

В свою очередь, в личности удается выделить те высшие жизненные качества, которые релевантны ей именно как субъекту жизни: сознание, активность, организация времени жизни, — и дать характеристики личности как субъекта жизненного пути:

— способ организации жизни (включающий самоорганизацию);

— способ разрешения противоречий;

— способ совершенствования.

Последним интегральным качеством субъекта является способность строить стратегию жизни, соответствующую своему типу личности.

Наконец, как раскрытие способа совершенствования субъекта рассматривается понятие "акме": высшие жизненные достижения (кульминации) бывают разных типов, приходятся на разные периоды жизни и находятся в разном соотношении с личностными ресурсами: они либо исчерпывают, либо умножают их.

Контрольныевопросы и задания

1. В чем особенности разных подходов к жизненному пути?

2. В чем суть жизненной позиции?

3. В чем суть жизненной линии?

4. Какие типы жизненных перспектив?

5. Критерии субъекта жизненного пути.

6. Каковы жизненные высшие способности личности?

7. В чем сущность стратегии жизни?

8. Какие определения "акме" разработаны в акмеологии?

9. Сравните жизненные достижения нескольких известных вам профессионалов и определите какие из них можно считать

"акме".

10. Могут ли противоречить друг другу смысл прошлой и настоящей жизни.

11. Может ли (и при каких условиях) жизненная позиция считаться "акме" — вершиной жизни.

Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности. Время жизни. М., 2001.

Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды. М., 1980. Т.1, 2.

Джидарьян И.А. Счастье и удовлетворенность жизнью в русском обществе // Российский менталитет. М., 1997.

Психология личности в социалистическом обществе. 4.2. Личность и ее жизненный путь. М., 1990.

© Абульханова К.А., 2002

 

4. "Акме" в личностном развитии человека

 

План

1. Постиндустриальный вызов.

2. Личностная зрелость как основание профессионализма.

3. "Я" — социальное качество личности с психологическим

статусом "Мы".

4. Профессиональная самореализация как путь личности к

"акме".

Ключевые слова: постиндустриальное общество, личность, акмическая личность, "Я", экзистенциональный, миссия, акме.

— постиндустриальное общество — стадия общественного развития, приходящая на смену индустриальному обществу. Главная характеристика — тенденция этого общества — наукоемкость. Массовое внедрение наукоемких технологий (ноу-хау)

во все сферы жизни общества приводит к революционным изменениям в требованиях к личности как субъекту жизни. На первый план выходят: уровень образованности, духовная и гражданская культура; профессионализм как форма реализации жизненного замысла личности. Акмеологическая значимость постиндустриализма заключается в том, что онтологическая реальность этого общества ставит вопрос о расширенном воспроизводстве человеческих, гуманистических, т. е. акмеологических основ общественной жизни;

личность — социальная способность индивида жить через свое "Я", выступать самоопределившимся, активным и авторским субъектом. Чем выше уровень социального и духовного развития личности, тем более ярко и рельефно сформировано и выражено ее ядро — "Я". Зрелость "Я" проявляется как способность личности жить через свой социальный и психологический выбор и ответственность за него;

акмическая личность — личность, ведущей потребностью и доминирующей жизненной ценностью которой выступает стремление "быть личностью". Данное потребностное стремление у акмической личности воплощено в способности "быть личностью". И потребность, и способность "быть личностью" у акмической личности имеют духовную и гражданскую направленность;

"Я" — центральная, "ядерная", "соборная" характеристика личности, интегральное выражение самопознания и самосознания. В абсолютном смысле "Я" — это и есть личность. Все личностное совпадает с "Я — выражением". Все, что человек не идентифицирует (не отождествляет) со своим "Я" (личностный смысл), не является для него психологически личностным;

экзистенциональный (от лат. exsistentia — существование) — относящийся к существованию. Основной принцип существования — быть в мире. "Быть" — значит то же, что "быть при", "жить при", "быть приобщенным к", "быть посвященным в". Причем "быть при" — это всегда мое существование: "мое владение" и "моя ноша". Экзистенциальность в подлинном смысле — это стремление принять вызов времени (жизни, судьбы), устремленность вперед через свой выбор и свою ответственность, т. е. через свой жизненный путь. В этом и заключается психолого-акмеологическое содержание данного понятия;

миссия — стратегическая смысловая цель личности, реализуемая через жизненный и профессиональный путь;

Постиндустриальный вызов, перед которым стоит Россия (вместе с остальным миром), подразумевает преобразование производства и всех форм жизнедеятельности на основе наукоемких технологий (ноу-хау). По-новому в этих условиях встает вопрос и о субъекте деятельности, субъекте труда. Субъект этот должен быть "наукоемким". И дело не только в уровне образования, качестве подготовки. Вопрос — о пожизненной эффективности специалиста, о его способности быть адекватным постоянно развивающейся профессии, ее научному (технико-технологическому) оснащению. Такой субъект может быть только личностным, авторским. В этом его главное, базовое отличие от работника индустриального общества, где доминирует субъект в статусе общественного индивида — носителя и выразителя нормативной детерминации. В этом (не всегда выделяемом моменте) и заключается историческая (антропологическая) знаковость постиндустриализма. Впервые современное массовое производство (в предельно широком понимании) востребовало (тенденция эта проявляется все более и более четко) субъекта труда в статусе не "исполнительской", а именно творческой личности. И само выступает основанием развития такой личности. Именно личностная зрелость предопределяет профессиональную высоту постиндустриального субъекта.

Личностная зрелость (если предельно коротко выразить ее суть) выступает как переход к самодетерминации и проявляется в способности индивида жить через свое "Я", т. е. через свой жизненный выбор и ответственность за него. Эта черта является главной и в характеристике творческого, авторского субъекта профессиональной деятельности. Отсюда необходим новый взгляд и на содержание профессионализма.

Высокий профессионализм — это не просто знания, навыки и умения (умелость), но всегда и страстность, жизненный порыв личности. Профессионал в современном значении слова — это прежде всего стремление личности предъявить миру свое "Я" (составляющие его смыслы) через "деловое поле" той или иной социальной деятельности, зафиксироваться (определиться) в ее результатах. Именно этот момент является ключевым в подлинном профессионализме.

Возможно, что многих насторожит сама мысль связать профессионализм с такой личностной характеристикой, как "Я". Чаше его связывают с государственным и общественным интересом, с таким социальным образованием, как "мы". Но здесь нет противоречия. Психологически "Я" — центр самопознания (самосознания) и саморегуляции. В основе содержания системы Я (Я-конструктов) лежит социальная память и механизм идентификации. В итоге — открытие личностного смысла в явлениях окружающей действительности и психологическое слияние с ними (персонификация). То, что человек пережил как "свое", входит в содержание его "Я". И чем более развита личность (как тип социальности и индивидуальность), тем более ярко, рельефно сформировано и выражено ее соборное ядро — "Я". Именно это позволяет сделать вывод, что "Я" — это социальное качество индивида с психологическим статусом "Мы". Главным отсюда в нашем аспекте анализа выступает ответ на вопрос: входит ли в систему смыслов, составляющих содержание "Я" конкретной личности (ее базовых жизненных ценностей), чувство Отечества, народа, человека? Способна ли она откликаться на их проблемы, ожидания, надежды? Откликаться сердцем (социальным сопереживанием) и прежде всего предметным делом.

В мировосприятии, в концепции жизни субъекта обозначенного типа происходит как бы слияние личностного и профессионального: жизненного пути и профессионального пути в единый путь — цель. Происходят качественные изменения и во взаимоотношениях работника и деятельности, работника и предмета труда. Как мы уже отметили, личность "несет" в себе потенциал не только субъекта деятельности, но и субъекта жизни (жизненного пути). Работник "исполнительного" (функционального) типа реализует в деятельности необходимое, но ограниченное в пространстве и времени "субъект-объектное отношение". Работник творческого (авторского) типа реализует в деятельности еще и открытое в бесконечность смысловое (смысложизненное) отношение "человек— мир". Происходит не только функциональный процесс деятельности, но и акт экзистенциальный — самореализация работника как личности. Этот акт и переживается как акме — чувство самоактуализации (чувство жизни). Происходит акмеологический синтез личностного и профессионального. Профессиональные цели и смыслы деятельности коррелируются с целями и смыслами жизненного пути личности. Происходит, с одной стороны, расширение и углубление смыслового поля деятельности, а с другой — рождаются новые смыслы жизненного пути, которые интегрируются в личностные структуры, обогащают ее базовые ценности, "смысловую вертикаль"1. Деятельность (со своей логикой) включается в драматургию жизненного пути личности. Ее цель и задачи, не теряя своей функциональной определенности, одухотворяются жизненным замыслом личности. Ведущие мотивы деятельности обретают характер миссии. Субъект не просто работает ("для себя", "для других", "для тех, кто после нас"). Он еще и творит — для Вечности. И в этом проявляется подлинно творческое измерение деятельности как формы жизни.

"Акме" в этих условиях не просто жестко фиксированная "объектная" точка отдельного достижения, а процесс жизнетворчества, самореализация и качественный рост человека как личности в профессиональном пространстве. "Акме" выступает здесь как дело самого человека — реализация стратегии жизни и жизненного замысла через участие в делах социума, в творении Мира.

"Человек и мир... — писал С.Л. Рубинштейн, — вершина философской проблематики. Нет верного отношения к человеку без верного отношения к миру, нет верного отношения к миру без верного отношения к человеку"2. И важно отметить, что развитие Мира, Деятельности и Личности только тогда достигают социальной, экологической и духовной сбалансированности, когда в них (в их взаимоотношениях) фиксируются и сознательно развиваются основные акмеологические закономерности человеческой жизни3.

Резюме

Новый этап общественного развития — постиндустриальный и, прежде всего, наукоемкая экономика впервые ставят вопрос (социальная потребность) об опережающем и именно личностном развитии массового человека, а не только элиты.

Только личность, живущая в режиме акме (профессиональной и жизненной самореализации), выступает носителем и выразителем универсальных ресурсов развития цивилизации (и каждого отдельного социума). В роли универсальных ресурсов развития выступают: ВРЕМЯ (прежде всего, время человеческой жизни); ИНФОРМАЦИЯ (в том числе как новая форма капитала - ноу-хау, банки данных; основание образованности и духовности); КРЕАТИВНОСТЬ (творческие способности человека, профессионализм).

Все это и ставит так остро вопрос об самоопределяющейся, самоорганизующейся акмической личности как субъекте социального развития и его ведущем критерии.

Контрольные вопросы и задания

1. Ощущаете ли вы "психологическое давление" изменений (и прежде всего уровня наукоемкости) в содержании деятельности в сфере государственной службы, окружающей социальной действительности? Поразмышляйте об этом.

2. Задумайтесь. Можете ли вы однозначно сказать: "Да, моя профессия — это моя жизнь. Здесь мои главные проблемы, мои самые значительные победы, мои главные жизненные вершины"?

3. Попробуйте сформулировать (на бумаге) основные требования к личности профессионала в сфере государственной службы. Проранжируйте эти требования. Выделите самое главное, значимое на всех должностных уровнях.

4. Можете ли вы (хотя бы приблизительно) определить процент своих профессиональных дел:

— реализуемых как воплощение вашего "Я";

— реализуемых по исполнительскому алгоритму, но с мотивацией "надо";

— реализуемых с блокированием собственных побуждений, переживаемых как "навязанная субъектность"?

Список литературы

Бобнева М.И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. № 1.

 

Бодалев А.А., Ганжин В. Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. 1999. № 2.

Братусь Б. С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М., 1999.

Деркач А.А. Развитие ценностной сферы профессионала. М., 2001.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

© Маркин В.Н., 2002

 

5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека

 

План

1. Индивидуальность в системе качеств человека и акме.

2. Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека.

3. Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой.

4. Типология стилей.

Ключевые слова: индивидуальность, интегральная индивидуальность, индивидуальный стиль деятельности, стиль профессиональной деятельности.

индивидуальность — неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры; человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость;

интегральная индивидуальность — особый характер связи между всеми свойствами человека как его целостная характеристика;

индивидуальный стиль деятельности — индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности;

стили профессиональной деятельности — интегральные иерархические биполярные динамичные системы психологических средств осуществления деятельности, детерминированные индивидуальностью субъектов и организацией среды (компонентов деятельности и интерперсонального пространства взаимодействующих субъектов).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.