Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изучение процесса овладения человеком профессией



 

Помимо рассмотрения развития всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость, а в ней его акме, акмеология научно анализирует зрелость и акме более сужено, имея в виду только овладение человеком профессией, достижение им в ней уровня мастерства. Ведь понятно, что постижение сущности профессионализма, видение и понимание путей, ведущих к нему, имеет не только сугубо теоретическое, но и большое практическое значение. В стране огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, в сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова. И суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в строительстве государственности, в экономике, во внешней и внутренней политике, в промышленности и в сельском хозяйстве, в управлении ими, в сфере воспитания и образования и во всех других областях жизни общества. Непрофессионализм способствует росту напряженности в межнациональных отношениях, ведет к росту числа межличностных конфликтов и к психологическому дискомфорту в самочувствии людей.

Отсюда понятно, насколько актуальна разработка акмеологией круга проблем: "профессионализм и его основные характеристики", "профессионализм и зрелость человека", "пути предотвращения профессиональной деформации", "пути достижения профессионализма" и др.

Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Естественно, последнего не будет, если у человека не окажется и нужного для его профессионального труда состояния здоровья.

В связи со сказанным следующая задача акмеологии состоит в том, чтобы при изучении труда профессионалов экстракласса в разных областях деятельности выделить общее, которое их объединяет, и таким образом научно раскрыть как содержание явления высокого профессионализма, так и соответствующего ему понятия.

Настоящий глубокий и широкий профессионализм (об этом свидетельствует овладение им многими выдающимися людьми) не может вырастать у человека из занятий только одной деятельностью, которой он посвятил себя, особенно если эта деятельность сложна по своему характеру. Высокий профессионализм хотя и невозможен без развития у человека специальных способностей, которые как своим содержанием, так и формой были бы тесно притерты к требованиям конкретной деятельности, и без соответствующих этим требованиям знаний и умений, но важнейшим условием достижения такого профессионализма также обязательно является и мощное развитие у человека общих способностей и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность его личности.

Таким образом, чтобы хорошо разобраться в наиболее характерных чертах профессионализма, высокий уровень которого становится обычно доступным человеку на ступени зрелости, надо четко видеть непременную связанность составляющих его психических образований со всеми другими блоками свойств, входящих в его личностную и субъектную структуру, рассматриваемую в широком смысле.

Из всего сказанного для нас вырисовывается еще одна проблема, относящаяся к компетенции акмеологии, — это зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими проявлениями последнего вне сферы профессиональной деятельности. Наблюдения за проявлениями высокого профессионализма в жизни нередко фиксируют остановки в его росте, а иногда и утрату его и также деформацию личности самого профессионала. Описание феноменологии подобных случаев, их классификация, прослеживание причин, их вызывающих, — это тоже задача акмеологии.

Далее, если не идти от абстрактных схем, а от жизни, как она есть, то мы не найдем в ней профессионализма "вообще", а будем сталкиваться с профессионализмом людей, проявляемым в конкретных областях деятельности. Впрочем, мы и без специальных напоминаний знаем, что "общее существует лишь в отдельном и через отдельное".

Если попытаться назвать эти конкретные области деятельности, в которых наряду с общими чертами профессионализма обнаруживаются в каждом случае и свои специфические черты, то это будут области "человек — живая природа", "человек — общность", "человек — техника и неживая природа", "человек — человек", "человек — знаковые системы", "человек — образы искусства".

Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать людям, работающим в каждой из этих областей, несхожесть "технологий", которые надо использовать, чтобы получить высокий результат, который в каждой деятельности свой, — это все, взятое в совокупности, определяет своеобразие содержания и формы профессионализма в каждой из названных областей. Кроме того, надо иметь в виду, что есть отдельные виды деятельности, которые в большей мере находятся на стыке названных областей, а потом, ведь внутри каждой области, просматриваемой как по горизонтали, так и по вертикали, всегда есть рабочие места, посты, должности, предъявляющие не во всем совпадающие требования к занимающим их людям. И, конечно, чтобы по праву быть во всех этих последних случаях в числе подлинных профессионалов, человек должен нести в себе, сформировать у себя соответствующие способности, очень дифференцированно "нажить" конкретный фонд знаний, навыков, умений и научиться его также очень адресно, творчески употреблять.

Таким образом, высветилась еще одна многоаспектная проблема, которая вширь и вглубь освещается акмеологией.

Вместе с тем как с позиций создания теории названной новой науки, так и в интересах практики возможен и необходим еще один подход к изучению сложнейшего по своим характеристикам явления профессионализма: исследование на разных научных уровнях, сопряженных в единую целостную систему, профессионализма людей, подвизающихся в таких важных, как для общества в целом, так и для каждого отдельного человека, сферах нашей жизни, как экономика, политика, промышленность и сельское хозяйство, идеология, наука, управление, воспитание и образование, военное дело, здравоохранение, культура (в узком смысле), работа правоохранительных органов, деятельность средств массовой информации, спорт, обслуживание.

При осмыслении фактического материала, полученного при исследовании профессионалов — мастеров своего дела, работающих в каждой из этих сфер, конечно, будут встречаться характеристики их как индивидов, как личностей, как субъектов, некоторые из особенностей их труда, которые перед этим обнаружатся при описании и классификации профессионалов, и специфичности их деятельности, осуществленных по указанному выше принципу. Но вместе с тем надо суметь увидеть, в какой общий контекст характеристик, часть из которых у профессионала в каждой сфере будет совершенно новой, они впишутся, например, у политика, в отличие от человека, удачно нашедшего себя в сфере идеологии, или у работника сферы воспитания и образования в отличие от человека , подвизающегося на радио или телевидении. И само собой понятно, во всех этих случаях существенно узнать не только, в какой конкретно контекст они вписываются, но и обязательно, с каким значением, так сказать, с каким "весом" они в него вошли. Далее, определяя иерархию качеств в выявившемся контексте, необходимо обязательно устанавливать, какие из них являются незаменимыми у действительно выдающегося профессионала в каждой из названной сфер, а какие из них могут быть без ущерба для деятельности замещены, компенсированы другими качествами.

Естественно, что ответы на эти непростые вопросы нельзя искать в отрыве от содержания обозначенных выше сфер деятельности, от конкретных ситуаций, "штатных" и "нештатных", которые в них возникают, от разных форм ресурсов (в широком смысле), которые может использовать профессионал, осуществляя свою деятельность, и еще от целого ряда других факторов. Словом, для акмеологии и по намеченному направлению открывается широкое поле для научных поисков.

Без доказательств понятно, что путь к вершинам профессионализма длинен и труден. И понятно также, что любой Мастер в главной для него деятельности неповторим, неважно, токарь это или конструктор самолетов, швея или военачальник, животновод или работник уголовного розыска. Однако последнее не исключает того, что продуманная организация деятельности и отношений ребенка в дошкольном и младшем возрасте, целенаправленное введение подростка в мир профессий, последующие теоретически и практически научно глубоко отработанное и проверенное на эффективность профессиональное образование, если они хорошо сопряжены с общеличностным развитием молодых людей, значительно облегчат их включение в деятельность, которая станет главной в их жизни, и дадут каждому из них возможность искать алгоритм поведения, ведущий к выработке своего индивидуального стиля деятельности и высокому профессионализму. Последнее надо подчеркнуть особо, потому что как не может быть воспитание признано состоявшимся, если у человека не возникает потребность в самовоспитании, так и допрофессиональная и профессиональная подготовка не будут полноценными, если у прошедшего их человека не появится постоянное стремление к профессиональному росту.

Из сказанного понятна задача, стоящая перед акмеологами: через проведение комплексных разработок предложить, образно говоря, предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма. Решение этой очень трудоемкой задачи потребует интеграции в целостную систему результатов конкретно-социологических, конкретно-экономических, педагогических, психофизиологических, психогенетических, возрастно-психологических, социально-психологических, дифференциально-психологических исследований и, разумеется, исследований по психологии труда, связанных с поднятой проблемой. Проведение соотнесения друг с другом получаемых данных и сведение их в систему, как бы это ни было трудно, тоже осуществляет сейчас акмеология.

С точки зрения уровня профессионализма может и должен оцениваться не только отдельный человек, работающий в конкретной области труда, но и отличающиеся друг от друга по своей величине и по характеру решаемых ими задач общности, — бригада, экипаж, педагогический коллектив, спортивная команда, труппа театра, кафедра института, префектура, правительство и т. д. И это тоже объект, несущий в себе много проблем, подлежащих научному освещению акмеологией. И наконец, капитальнейшая задача, решаемая в настоящее время акмеологией, — создание методического инструментария, позволяющего выявлять уровень профессионализма, достигнутый как отдельным человеком, так и общностью людей.

Как всем понятно, акмеология, входя в нашу жизнь как научная дисциплина, предполагает глубокое освоение ее специалистами, чьей областью труда является организация условий оптимального достижения людьми индивидной, личностной и деятельностной ступеней зрелости и социально ценного и творчески продуктивного проявления каждым из них себя на этой ступени. Поэтому акмеология является одновременно и учебной дисциплиной. Это означает: чтобы в этом качестве она успешно выполнила свою роль, необходимо, помимо глубокого и всестороннего раскрытия предмета акмеологии и ее значения и места в системе наук об обществе и человеке, освещения закономерностей и механизмов, подлежащих изучению акмеологией, а также теоретического и практического значения акмеологии, о чем речь частично выше уже шла, дидактически и методически проработано предложить вниманию изучающих этот предмет слушателей научные характеристики основных параметров и типологий человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности на ступени зрелости и наиболее распространенные варианты достижения или не достижения человеком вершины в своем развитии на этой ступени.

Но одной констатации существа этих фактов будет недостаточно, если далее не будет прослежена убедительно вписанная в различные жизненные контексты "логика наживания" той или иной "картины" зрелости и ее конкретных проявлений, а также не обсуждены эффективные — и социально, и психологически конкретные — пути помощи человеку с целью более оптимального проявления им себя как личности и как труженика-творца на ступени зрелости. И конечно, поскольку здесь все время имеется в виду главным образом взрослый человек, изучая акмеологию, постигая этот предмет, мы должны взять на вооружение результативную в практическом отношении "систему" передачи этому взрослому человеку "технологии" движения его самого к более высокому уровню физического здоровья, гражданственности, нравственности и, разумеется, профессионализма в главной для него деятельности. Столь же важно для акмеологии выявление феноменологии, закономерностей и механизмов развития разных типов общностей и целенаправленное использование этих знаний с целью более успешного решения этими общностями стоящих перед ними задач.

Резюме

Поскольку акмеология, в отличие от многих других наук, стремится не односторонне, а целостно изучать человека в единстве всех его ипостасей, для нее характерно применение комплексного подхода при осуществлении этого изучения.

Изучение формирования и развития человека на ступени взрослости и всех проявлений этого процесса акмеология проводит, выявляя и учитывая особенности формирования и развития его индивидных, личностных и субъектных характеристик на предшествующих взрослости возрастных ступенях.

Осуществляя такое сопряжение прошлого и настоящего при раскрытии особенностей взрослого человека и при проецировании их развития в будущее, акмеология устанавливает, какие микроакме предваряли достижение им макроакме и были ли они, а если не были, то почему.

При проведении этого изучения для акмеологии представляет особую значимость выяснение предпосылок при прохождении человеком своего жизненного пути, которые благоприятствуют формированию его в будущем в профессионала высокого класса.

Для акмеологии при продолжении этой линии научного творчества является принципиально важным теоретическое обоснование и практическое создание технологий, обеспечивающих формирование и развитие профессионализма людей, работающих, в частности, в сфере государственной службы.

Столь же значимо для акмеологии и проведение аналогичных разработок в отношении общностей, чтобы они с максимальной продуктивностью решали задачи, под которые они создаются.

Для успешного разрешения всех этих сложных проблем акмеология, применяя комплексный подход к изучению целостного человека и разных видов общностей, постоянно совершенствует свой методический инструментарий, пополняя его новыми методиками.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие наиболее общие задачи решает акмеология, имея в виду развитие человека на ступени взрослости?

2. Какие задачи решает акмеология, имея в виду овладение человеком профессией?

3. Что означает характеристика человека как профессионала?

4. В чем вы видите роль акмеологии в повышении профессионализма специалистов, занятых в разных областях деятельности?

5. Вообразите себе, что перед вами незнакомый вам ранее взрослый человек, и вам надо установить, что он из себя представляет как субъект познания, общения и труда (в той области, в которой вы специалист). Какие качества его в этом случае вы будете выявлять у него в первую очередь?

6. Если перед вами встанет вопрос: почему этот человек такой? Какие обстоятельства из его жизни в прошлом и какое участие его в них будут прежде всего вас интересовать?

7. Если вас попросят активно вмешаться в продвижение этого человека как субъекта познания, общения и труда к его акме (в близкой с вашей области деятельности), какие первоочередные меры вы в этом случае осуществите и почему?

8. Перед вами трудовой коллектив, во главе которого долгое время стоял человек с авторитарным стилем руководства, а его сменил руководитель с глубоко укоренившимся в нем демократическим стилем. Что вы в этом случае рекомендовали бы делать, чтобы развитие коллектива пошло по восходящей, и почему?

Список литературы

Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2001.

Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.

Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 2000.

Климов Е.А. Субъект как реальность глазами разнотипных профессионалов//Акмеология. 1994. № 1.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

© Бодалев А. Н., 2002

© Деркач А.А., 2002

© Климов Е.А., 2002

 

 

Глава II

 

Методологические

принципы и подходы

в акмеологии

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.