Акмеология, как любая другая область научного познания, имеет не только общенаучные принципы, конститутирующие ее категориально-методологически как науку, но и конкретные дисциплинарные особенности, которые характеризуют ее как специфическую отрасль предметно-методического знания. Поскольку она является формирующейся научной дисциплиной, определение ее предметно-методической специфики и категориально-методологических рамок представляет собой особую проектировочную задачу, от решения которой в известной мере зависят пути дальнейшего развития конкретных акмеологических исследований. Им присущи три основные научно-методологические ориентации: естественно-научная, технологическая и общественно-гуманитарная.
Естественно-научная ориентация в акмеологии выражается в том, что, во-первых, она, стремясь оформиться в качестве самостоятельной науки, методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения в эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их математической достоверности и т. п.), которые сложились еще в классическом естествознании. Во-вторых, при анализе ряда акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионального мастерства и т. п.) имеет место апелляция к естественно-научным знаниям из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда.
Общественно-гуманитарная ориентация в акмеологии проявляется еще более многообразно. Принадлежа к наукам о человеке, акмеология обретает свою онтологическую определенность, с одной стороны, на базе генетического взаимодействия с этими науками в ходе исторического развития, а с другой — в предметном обособлении от них в качестве формирующейся самостоятельной дисциплины.
Разумеется, и до возникновения акмеологии психологами, социологами, педагогами издавна исследовались вопросы профессионализма, творчества, образования взрослых, что во многом сходно с акмеологической проблематикой. Однако, именно особый акцент на изучение созревания мастерства, на культивирование его вершинных "акме"-форм привел сначала к порождению специфически акмеологической проблематики, а затем — к концептуально-методическому построению оригинальных акмеологических моделей и технологий и, далее, к возникновению и оформлению акмеологии как особой науки со своими специфическими предметом и методами.
Технологическая ориентация акмеологии проявляется не только в ее непосредственном взаимодействии с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, информатикой и т. п.), но и в использовании присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания. При этом важно иметь в виду, что, с одной стороны, взаимосвязь акмеологии с техническими дисциплинами осуществляется не сама по себе, а опосредована, в частности, эргономикой, которая обеспечивает разворот их проблематики на оптимизацию человеческого фактора в технике (например, в автоматизированных человеко-машинных системах управления и т. п.). С другой стороны, необходимо также учесть влияние на акмеологию современной праксиологии в виде двустороннего процесса как технологизации гуманитарного знания, например, в форме психотехники и игротехники, инноватики и рефлексики (И.Н.Семенов, 1994), так и гуманизации технических наук (возникновение бионики, соционики, синергетики и т. п.).
Современная праксиология Т.Котарбиньского (как и ее предшественницы в лице тектологии А.А.Богданова, научной организации производства Тейлора, научной организации труда К. Гастева и др.) стремится выделить позитивные принципы рациональной организации деятельности в различных сферах социальной практики не только с позиций общей теории систем — биологических, социальных, психологических, технических (Л.Берталанфи, А.А.Малиновский и др.), — но и с учетом данных человекознания (Б.Г.Ананьев, В.Н.Несмелое, А.Печчеи, Т. де Шарден, И.Т.Фролов и др.) и обществознания.