Преобразующая сущность диагностики в акмеологии характеризуется особым содержанием, отличным от описательных (феноменологических) и объяснительных (детерминистских) теорий. Когда объекты познания приобретают процессуальную специфику, гносеологические возможности этих теорий оказываются недостаточными; способностью к спецификации изменяющихся объектов обладают такие его характеристики, как самоопределение, идентификация, воспроизводство и т. п.; их цели, задачи, установки начинают превращаться в структуры мышления, они становятся логическими формами, т. е. способами анализа, синтеза, категориализации.
Диагностика в акмеологии выполняет, таким образом, целый комплекс исследовательских и практических задач:
— с помощью методов диагностики осуществляется оценка состояния объекта, выявление проблемных ситуаций;
— производится сравнительный анализ проблемных ситуаций, который выстраивает их иерархию, выделяя приоритетные направления, наиболее актуальные и возможные для их поэтапного решения;
— диагностика должна прослеживать процесс изменения до конструктивного результата, тем самым из инструмента научного познания диагностика превращается в процедуры формирования, преобразования, конструирования практической деятельности;
— научно-практическая сущность диагностики выражается в необходимости доведения ее результатов до жанров моделирования, прогнозирования, проектирования, программирования;
— по итогам диагностического обследования должен создаваться определенный механизм информационно-аналитического взаимодействия всех субъектов, участвующих в решении проблем объекта; таким механизмом является мониторинговая Деятельность.
Основная цель мониторингового отслеживания — оперативный контроль за ходом исследуемого процесса, выявление изменений в состоянии объекта, следовательно, мониторинг в диагностике обеспечивает задачи саморегуляции социальной системы.
Эти задачи диагностики позволяю сформулировать следующие ее особенности:
во-первых, диагностика из инструмента познания, из средства получения актуальной научной информации превращается в инструмент преобразования (формирования, конструктивного изменения) объекта;
во-вторых, диагностика направлена как на изучение "внешних" условий и обстоятельств развития объекта, так и на изучение "внутренней" картины жизни объекта (соответственно интериорные и интроиорные аспекты исследуемого процесса);
в-третьих, диагностика не бывает "самоцельной", как социологическое или психологическое исследование, она всегда делается под что-то, под какое-либо социальное или научно-практическое действо (например, под концепцию кадровой политики, под программу социального развития территории и т. д.), поэтому диагностика всегда практикоориентирована, привязана к конкретному объекту.
Главная особенность диагностического исследования состоит в том, что диагност идет от типично единичного, выделяя его специфику и на этой основе устанавливая закономерное, а затем, опираясь на ряд закономерностей, по предположению характеризующих нечто общее, разрабатывает средство для развития (восстановления, формирования) того единичного, которое принципиально для данного исследования.
Условное выделение определенных этапов и уровней в процессе диагностической деятельности, которое обозначает переходы от менее достоверного знания о состояниях объекта к более достоверным знаниям, составляет познавательную задачу методологии акмеологической диагностики.
Как уже отмечалось, диагностика как познавательный процесс обладает рядом специфических особенностей:
— объект диагностического анализа очень сложен, многомерен и, как правило, плохо изучен;
— условием решения диагностических задач является длительность во времени и комплексность в пространстве;
— достижение полноты диагностической информации требует использования на разных этапах исследования многообразия методов;
— сложность диагностической интерпретации анализируемых состояний, ситуаций и изменений, которые чаще всего являются очень специфическими, особенными для того или иного объекта.
Изучение объекта с точки зрения диагностики означает установление свойств объекта и выявление отношений, в которых он находится с другими объектами. Возможности социологии, антропологии, этнологии, ориентированные на определенные формы познания и деятельности, оказываются мало пригодными для анализа сложно устроенных объектов, какими являются профессионально-деятельностное и личностное развитие в акмеологии. Прежде всего, следует выделить класс (или множество классов) объектов, которые должны в совокупности составлять диагностический универсум объектов.
Объект исследования для акмеологической диагностики - это всегда процесс и все его основные параметры: человеческий (личности, группы, общности и т. п. субъекты процесса), организационный (действенность форм организации и самоорганизации), управленческий (использование эффективных механизмов развития и самоуправления), психологический (создание механизмов адаптации в реальной ситуации), а также информационный, экономический и т. п.
Иными словами, объектами акмеологической диагностики могут быть любые стороны личностно-профессионального развития людей и их общностей. Поэтому важным становится определение иерархии объектов, значимых для диагностики. Актуализация же объектов диагностики всегда зависит не столько от целей и задач самого диагностического исследования, сколько от системы целей и ценностей, которые ставит для своего развития общество в целом, регион, локальная территория или организация. Только их углубленный анализ, позволяющий вскрыть основные противоречия социокультурного Развития, подводит к актуальности тех или иных объектов. Так, наиболее актуальными объектами в практике проведения диагностических исследований являются организационно-управленческий, социально-групповой, самоорганизация и саморегуляция личности.
Предметом диагностики всегда является изучение действия механизмов и факторов, обусловливающих процессы изменений.
Основной проблемой диагностики является идентификация объекта — в зависимости от степени его изученности.