Интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки кадров и в системе непрерывного образования. При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов с учетом различных аспектов подготовки кадров и совершенствования их квалификации. Возрастной аспект направлен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда).
Образовательный аспект нацелен на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования.
Профессиональный аспект связан с определением возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты.
Креативный аспект определяет затрачиваемые усилия и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества.
Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося "Я" и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека. Разработанные нами приемы индивидуальной, диалогической и групповой игрорефлексики (М., 1993) позволяют развивать творческие способности взрослых, учащихся, студентов и профессионалов в таких ситуациях, как решения профессионально-творческих задач (М., 1989), так и применения интенсивно-игровых методов формирования рефлексивной культуры (М., 1997) с учетом структурных аспектов акмеологического подхода к подготовке профессионалов на основе рефлексивно-психологической концепции развития творчества, обеспечивающей реализацию в практике профессионального обучения акмеологических образовательных технологий.
Современная государственная служба представляет собой сложноорганизованное образование, изучаемое в различных аспектах рядом общественных и гуманитарных наук, в том числе правом, политологией, психологией, акмеологией.
Рассмотрим, какую лепту вносят указанные науки в комплексное изучение госслужбы и каким образом она выступает в качестве предмета изучения при их взаимодействии, которое так необходимо для решения практических задач ее научного обеспечения.
Логика этого взаимодействия определяется тем, что госслужба как специфический правовой институт и определенная социальная система реализуется в общественной жизни благодаря жизненным усилиям и профессиональной деятельности конкретных индивидов-госслужащих. Причем их функционирование в системе госслужбы во многом опосредовано теми социальными и политическими процессами, которые характерны для общественной жизни в целом и которые рельефнее всего и наиболее персонифицированно проявляются на вершине социальной пирамиды в высших эшелонах власти и политики. Именно здесь наиболее применим идеографический (по своей функции — индивидуализированного анализа) психолого-акмеологический подход к изучению поведения высшей категории госслужащих и политических лидеров с учетом влияния их индивидуальных особенностей на профессиональную управленческую деятельность.
В отличие от этого, противоположный полюс анализа составляют массовидные процессы, связанные с реализацией функций многочисленного персонала госслужащих, исполняющего директивы, которые поступают от вышестоящего руководства.
Важно подчеркнуть, что в обоих случаях взаимодействие и поведение индивидов-госслужащих регламентировано законами, нормирующими цели, функции, содержание и средства осуществления ими своей профессиональной деятельности в системе госслужбы того или иного уровня (федерального, регионального, местного и т. п.). Именно эта социально-законодательная нормировка и определяет собственно правовой аспект комплексного изучения госслужбы и ее научного обеспечения во взаимодействии с политологией, психологией и акмеологией.
Однако реализация социально-законодательных норм в конкретных условиях и ситуациях допускает гораздо больше возможностей и одновременно требует большей ответственности, творческих усилий при осуществлении управленческой, чем исполнительской деятельности. Причем эффективность обоих видов деятельности зависит не только от компетентности специалиста-госслужащего, но и от его мастерства, творческого потенциала, а главное — личностной инициативы и активности его профессионального сознания. Именно эти компоненты профессиональной деятельности составляют психолого-акмеологический аспект изучения госслужбы и ее научного обеспечения во взаимодействии с правом и политологией. Если социально-законодательная нормировка задает правовой базис госслужбы, то психолого-акмеологическое пространство ее функционирования на этом базисе определяется двумя основными векторами профессионального взаимодействия госслужащих: горизонтальным и вертикальным.
В первом случае имеют место горизонтально партнерские взаимоотношения госслужащих, принадлежащих к одной и той же команде, а во втором — вертикально подчиненные взаимоотношения между руководителем и исполнителем как внутри команды, так и во всей системе управления в целом.
Сущность психолого-акмеологического аспекта заключается в изучении роли человеческого фактора в законодательно-нормированной системе госслужбы. Собственно акмеология акцентирует внимание на изучении и развитии профессиональной компетентности и творческого мастерства как на основных аспектах человеческого фактора в системе госслужбы, в то время как психология сосредоточивается на таких его компонентах, как психические процессы и состояния, которые присущи индивидам-госслужащим и актуализируются у них при выполнении ими служебных обязанностей, законодательно-нормированных правом.
Проведенная нами дифференциация различных аспектов правового, политологического, психологического и акмеологического подходов к изучению госслужбы позволяет теперь перейти к их интеграции в целях построения целостного предмета ее научного обеспечения. Онтологической предпосылкой подобной интеграции является выделение сквозных, базовых категорий, которые бы одновременно, с одной стороны, отражали соответствующие для каждой науки аспекты такой реальности, как человеческий фактор в системе госслужбы, а с другой стороны, взаимодействие которых пронизывало бы основные ситуации ее функционирования. В качестве таковых сквозных понятий, категоризирующих реальность госслужбы (как целостного предмета ее психолого-акмеологического изучения и научного обеспечения при взаимодействии с правом и политологией), целесообразно выделить следующие базовые общепсихологические понятия: поведение, деятельность, общение, сознание.
Действительно, во всех сферах госслужбы (изучаемых правом, политологией и акмеологией) социально-профессиональное функционирование индивида-госслужащего осуществляется в актах сознания, деятельности, общения, поведения. Будь то законотворчество или правоотношение в правовой сфере, политическое лидирование или привлечение электората — в политической, развитие компетентности или строительство карьеры — в профессиональной. Разумеется, осуществление этих психических активностей в каждой из указанных сфер имеет свою специфику. Убедиться в этом можно, выявив различия между, например, "законопослушным (или, наоборот, противоправным) поведением", "политическим поведением" и "профессиональным (деловым) поведением", а также "правовой деятельностью", "политической деятельностью", "профессиональной деятельностью" или "правовым общением (взаимоотношением)", "политическим общением (коммуникацией)", "профессиональным общением" и, наконец, "правосознанием", "политическим сознанием", "профессиональным сознанием".
Отсюда следует, что общее для всех них содержание - а именно профессионализм — и является той системообразующей связью, которая задает целостность человеческому фактору в системе госслужбы, конституируя тем самым предмет ее психолого-акмеологического изучения и научного обеспечения при взаимодействии с правом и политологией. В самом деле, для обычного гражданина "правосознание" или "политическое сознание" является лишь мировоззренческим элементом его во многом спонтанно функционирующего самосознания. Напротив, именно для госслужащего это "правосознание" выступает одним из основных компонентов его профессионального сознания (наряду с предметными: знаниями, ценностями, смыслами и т. п.). Аналогично обстоит дело и с деятельностью, поведением и общением — все они формируются и реализуются достаточно стихийно и спонтанно по сравнению с жестко нормированной госслужбой, где их функционирование обязательно профессионализируется, и в этом своем качестве они становятся неотъемлемым компонентом профессионализма госслужащего (впрочем, равно как и у любого менеджера) или политика.
В связи с этим возникает ключевая (для очерчивания предмета научного изучения госслужбы) проблема: какова же та, схватывающая ее специфику сквозная категория, которая конкретизировала бы понятие профессионализма по отношению именно применительно к госслужащему (исключая, например, близкого к нему по характеру своей управленческой деятельности менеджера). Такой сквозной категорией является понятие "профессиональный менталитет" госслужащего, которое и позволяет очертить целостность человеческого фактора в социально-правовой системе госслужбы и эксплицировать тем самым предмет ее изучения и научного обеспечения в психолого-акмеологическом аспекте при взаимодействии с правом и политологией. В отличие от понятия "профессиональное сознание", которое редуцирует предмет изучения госслужбы до выделения лишь ее психолого-акмеологического аспекта, категория "профессиональный менталитет" интегрирует в себе как указанный аспект, так еще правовой и политологический аспекты госслужбы (причем не редуцируя их до политологии и права). При этом структура профессионального менталитета госслужащих может быть представлена взаимодействием различных уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.
Так, на акмеологическом уровне — через формирование системы профессиональных ценностей госслужащего обеспечивается его идентификация с менталитетом российского общества, его культурой и государственностью, строящейся на гуманистических, демократических и правовых принципах, которые реализуются посредством конкретных ценностных ориентации, поведения и деятельности, адекватных условиям принятия и исполнения управленческих решений. На концептуальном уровне эта идентификация происходит через формирование системы профессиональных представлений о целях, содержании, формах и средствах осуществляемой управленческой и исполнительской деятельности (или поведения), задаваемой как ее социально-правовой нормировкой, так и научно-методическим и материально-информационным обеспечением. На технологическом уровне через формирование системы профессиональных способов осуществления выполняемой деятельности (или поведения) обеспечивается последовательная реализация конкретных шагов (действий) по достижению ее целей, принятых решений и т. п. На рефлексивном уровне — через формирование системы профессиональных аналитических, критических, прогностических и организационных процедур обеспечивается целостное осмысление, контролирование, регуляция и самосовершенствование осуществляемой деятельности (поведения) для оптимизации процесса ее выполнения и интерпретации полученных результатов. На коммуникативном уровне через формирование системы профессиональных коммуникаций достигается обеспечение непосредственной презентации и понимания (принятия) результатов, осуществление деятельности (поведения) партнерами по ее выполнению или потребителями ее продуктов. На информационном уровне через формирование системы профессиональной документации и др. — обеспечение (посредством печати, факсов, компьютеров) фиксации, обоснования и трансляции информации о продуктивности и значимости результатов осуществленной деятельности (поведения) для специалистов данного профиля в системе госслужбы.
Системообразующим фактором взаимодействия указанных уровней, образующих структуру "профессионального менталитета госслужащих", выступает его центральный — рефлексивный — уровень, обеспечивающий взаимосвязь всех остальных уровней и их интеграцию в оптимально функционирующий ансамбль различных аспектов человеческого фактора такой социально-правовой системы, каковой является государственная служба.
В заключение необходимо отметить, что дальнейшая разработка предложенной здесь нами рефлексивно-акмеологической концепции профессионального менталитета госслужащего как целостного предмета изучения и научного обеспечения эффективности госслужбы предполагает изучение этого менталитета, с одной стороны, как специфической формы социально-профессионального мышления, а с другой стороны — социально-деятельностно ориентированной рефлексии как рефлексивно-профессиональной культуры. В современной психологии и акмеологии имеется богатый и конструктивный арсенал концепций и методов изучения и развития выделенных нами уровневых аспектов профессионального менталитета госслужащего. Эти методы позволяют диагностировать, корректировать и активизировать такие элементы, как ценностные ориентации, мотивация, самооценка, самоанализ, рефлексия, социальное мышление, акмеологичность личностного, профессионального и социального роста, акмеограммы и продуктивные алгоритмы профессиональной деятельности, стратегии профессионального самосовершенствования, профессиональная, рефлексивная, коммуникативная компетентность и т. п. Одной из конструктивных задач конкретных акмеологических исследований является интеграция указанных методов в систему эффективных методических средств диагностики и развития профессионального менталитета госслужащих.
Резюме
Одной из основных свойств бытия человека является акмеологичность его жизнедеятельности. Акмеологичность является онтологическим атрибутом бытия живых организмов и социальных систем, в том числе человека и групп (коллективов) людей.
Современная акмеология развивается в контексте взаимодействия естественных, общественных и технических наук. Это взаимодействие выражается во взаимосвязи естественно-научной, общественно-гуманитарной и технологической научно-методологических ориентации.
Развитие акмеологии опосредствовано ее взаимосвязями с человекознанием, обществознанием и естествознанием.
Важное значение для акмеологии имеют ее генетические взаимосвязи с философией, общей психологией, психологией развития, конфликтологией, правом, политологией, педагогикой и другими общественно-гуманитарными науками.
Рефлексия взаимодействия понятий, моделей и методов взаимосвязанных с акмеологией наук необходима для эффективности конкретных исследований, ведущихся в рамках акмеологического подхода, в частности, при изучении профессионализма, профессионального мастерства, менталитета и других аспектов акмеологичности человека.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем состоит акмеологичность социокультурного бытия человека?
3. Каковы связи акмеологии с общественными науками?
4. Каковы связи акмеологии с человекознанием?
5. Каковы связи акмеологии с общей психологией и психологией развития?
6. Каковы связи акмеологии с конфликтологией?
7. Какова структура рефлексивно-акмеологического подхода?
8. Каково взаимодействие акмеологии с правом и политологией в научном обеспечении госслужбы?
9. Сравнить взаимодействие естественно-научной и технологической ориентации в акмеологии.
10. Сравнить взаимодействие естественно-научной и общественно-научной ориентации в акмеологии.
11. Сравнить взаимодействие общественно-гуманитарной и технологической ориентации в акмеологии.
12. Охарактеризовать системообразующую роль рефлексии в профессиональном менталитете.
Список литературы
Семенов И.И. Акмеология — новое направление комплексных исследований в современном человекознании // Общественные науки и современность. 1998. № 3.
Акмеология, политология, педагогика социального развития и управления / Отв. ред. Т.С. Болховитина, И.Н. Семенов. М.; Брянск, 2001.
Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М., 1998.
Семенов И.Н. Методологические проблемы гуманитаризации непрерывного образования на основе рефлексивно-акмеологического подхода // Инновационная деятельность в образовании. 1994. № 1.
Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации психологии творчества и рефлексии // Наука о человеке. М., 1989.
1. Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости. Прослеживание зависимостей между индивидными, личностными и субъектными характеристиками взрослого человека и особенностями его формирования и развития на предшествующих его взрослости этапах, а также воздействия на них его собственного жизнетворчества.
2. Выявление микро- и макрооптимумов (или макро- и микроакме), достигаемых людьми в их индивидном, личностном и субъектном развитии, и прослеживание и определение их общих, особенных и единичных характеристик.
3. Изучение процесса овладения человеком профессией и достижение в ней мастерства как одной из форм его "акме". Выявление общего, особенного и единичного в профессионализме и путях его достижения у людей, занятых в разных сферах деятельности. Теоретическое обоснование и практическая разработка технологий, оптимизирующих процесс формирования и развития профессионализма у людей, представляющих различные сферы труда.
4. Прослеживание общего, особенного и единичного в достижении малыми и большими общностями своих "акме" и описание и классификация основных характеристик этих "акме". Создание методического инструментария, позволяющего выявлять объективные и субъективные предпосылки достижения человеком и малыми и большими общностями людей "акме", а также определять главные особенности этих "акме".
— взрослость — возрастная ступень в жизни человека, начало которой чаше всего относят к 18—20 годам;
— развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов;
— индивидные характеристики — состояние организма человека в целом и каждого его органа, а также их функционирование при сравнении с нормой;
— личностные характеристики — сформировавшиеся у человека отношения к разным сторонам действительности, включая его самого;
— субъектные характеристики — все качества человека, от которых зависит осуществление им деятельности;
— "акме";
— профессионализм — устойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области труда.