1. Место технологии в системе науки и практики 407
Феномен "технология" 408
Феноменология "психотехнологии" 410
Сущность акмеологических технологий 412
Акметектоника 416
Глава IX
Методы качественной оценки и количественного измерения
личностного и профессионального развития 418
1. Методы измерения и оценки личностного и
профессионального развития 418
Количественные и качественные измерения 419
Основные направления измерения личного и
профессионального развития 424
Противоречия личностного и
профессионального развития 427
Личностное и профессиональное развитие и
его мониторинг 427
Глава X
Основные виды акмеологических технологий
Совершенствования личностного и профессионального
развития человека 430
1. Обучающие технологии 430
Акмеологические технологии в процессе обучения 431 Этапность и уровни обучения 432 Информационные технологии в обучении 433 Педагогические системы и
автоматизированные обучающие комплексы 435
Системы интенсивного автоматизированного обучения 436
Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий 439
2. Технологии игромоделирования 442 Функции игромоделирования
в развитии деятельности, личности и группы 444
Механизм игромоделирования 446
Моделирование развития в играх 447
Управление игромоделированием как акмеологическая
модель управленческой деятельности 450
Технологические формы управления
игромоделированием 451
Управление развитием профессиональных качеств
управленцев в игромоделировании 453
Игромоделирование в системе акмеологической службы
в управленческих структурах 454
3. Технологии психоконсультирования 456 Сущностные характеристики психолого-
акмеологического консультирования 457 Особенности запросов клиента 459 Стратегии психолого-акмеологического консультирования 460 Основные приемы консультативной работы 465 Схема сеанса индивидуального консультирования 469
4. Акметехнологическое обеспечение личностно-
профессионального развития человека акмеологической службой 470
Акмеологическая служба как форма обеспечения
личностно-профессионального развития человека 470
Структура целей и задач акмеологической службы 471
Направления деятельности и
функции акмеологической службы 473
Технологическое оснащение акмеологической
службы 475
Акмеолог как субъект деятельности
в акмеологической службе 478
5. Технологии развития аутопсихологической компетентности 478
Акмеологические технологии развития аутопсихологической
компетентности 479
Технологический модуль развития
аутопсихологической компетентности 479
Типовая структура развивающего модуля 480
Особенности поведения руководителя группы
аутопсихологического тренинга 481
Основные этапы тренинга 481
Предварительный этап — этап подготовки
аутопсихологического тренинга 482
Формирование тренинговой группы 482
Организационные вопросы 483
Основной этап проведения тренинга 483
Глава XI
Акмеологические технологии помощи человеку в организации и
Оптимальном осуществлении им своего личностного и
профессионального развития 485
1. Технологии ресурсосбережения 485
2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости 492
Направление акмеологического сопровождения
деятельности персонала 493
Развитие творческого потенциала руководителей,
активация саморегуляционной деятельности,
целевые программы оптимизации психической устойчивости 497
Заключение 506
Введение
В последние четыре десятилетия в нашей стране целеустремленно и последовательно осуществляются комплексные исследования развития взрослого человека. Получаемые в них результаты обогащают фонд знаний новой науки акмеологии, главной задачей которой является прослеживание закономерностей развития взрослого человека в характеристиках индивида (сложнейшего живого организма), личности (ядром которой выступают отношения человека к различным сторонам действительности) и субъекта деятельности (прежде всего, как профессионала) и достижения им в этом развитии наиболее высокого или оптимального уровня.
Внимание к разработке проблемы взрослого человека вызвано тем, что, проходя в своем развитии эту возрастную ступень, он должен состояться как гражданин своей страны, как семьянин и как специалист, проявить себя в конкретной области труда.
Акмеология — наука, возникшая на стыке естественных, социальных и гуманитарных дисциплин, изучающих закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии (от греч. "акме" — вершина). Акмеология создает и внедряет стратегии, тактики и техники, помогающие людям в поступках и деяниях объективировать свой индивидный, личностный и субъектно-деятельностный потенциал.
Учебник "Акмеология" подготовил авторский коллектив, представляющий московскую научную психологическую школу, и возглавляемую, доктором психологических наук, профессором, академиком РАО А.А. Деркачом. Исследования этой научной школы опираются на идеи Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, продолжают традиции системного, субъектного, комплексного подходов к человеку на ступени зрелости и вместе с тем развивают понимание сущности и роли акме в личностном и профессиональном развитии.
Учебник отражает современное состояние акмеологии как науки, когда определил ее социальный статус ВАК (19.00.13 — психология развития, акмеология), принят паспорт специальности, намечены программы развития акмеологии как научной дисциплины.
В учебнике определены задачи акмеологии, прослежены исторические этапы становления акмеологии, систематизированы ее методологические, исходные принципы, разработан категориальный аппарат, отраженный в виде ключевых слов к каждому разделу книги, упорядочены специфические методы и технологии акмеологического анализа. Феномен "акме" описан в контексте возрастного, индивидного, личностного, профессионального и индивидуального развития. При этом гносеологическое понятие "акме" находится в процессе становления, в разных статьях сборника делается акцент на различных его аспектах. Превращение специалиста в профессионала высокого уровня прослеживается на материале деятельности человека в разных сферах социальной практики, что явилось основанием для построения ряда областей прикладной акмеологии. В данной книге представлены такие ее виды как педагогическая, управленческая, политическая, военная, медицинская, информационная, этническая акмеология. Показана специфика профессиональной деятельности, критерии высокого уровня профессионализма в разных профессиях. Акмеологические технологии описаны как программы, включающие системы задач и способов продвижения специалиста к вершинам профессиональной и личностной зрелости.
Учебник призван изложить совокупность акмеологических знаний, обеспечить эффективное освоение, а также помочь читателю сделать акмеологические знания средством решения профессиональных и личностных проблем, чему способствуют задания и упражнения в конце каждого раздела.
Фонд знаний, накопленный в акмеологии, с каждым днем оказывается все более востребованным. По этой причине коллектив авторов создал этот учебник. Кроме того, набирает силу подготовка специалистов-акмеологов на уровне высшей школы. И это вторая причина, побудившая авторов написать этот учебник.
Авторы будут благодарны за все замечания, советы и пожелания, которые поступят от читателей учебника, и учтут их при его переиздании.