Принципами называют первоначальные, основные правила, основополагающие идеи, направления, которых следует придерживаться для выполнения поставленных задач.
В принципах государственной службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной службой к государственной службе и государственным служащим. В них реализуются представления законодателя о правовом, социальном, федеративном, демократическом характере российского государства. Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь эти принципы. Государственные служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе. Принципы государственной службы регулируют следующий круг правоотношений: между государственным служащим и государством, между государственным служащим и гражданами, между лицами, органами и организациями государственной службы разных уровней и видов. Все эти принципы органически взаимосвязаны и отражают сущность, содержание и формы осуществления государственной службы.
Каждая отрасль права, как и право в целом, имеет свои принципы, которые являются его основой. Принципы государственной гражданской службы перечислены в статье 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004г.
Согласно названной статьи государственная гражданская служба Российской Федерации основана на 8 принципах, а именно:
× приоритет прав и свобод человека и гражданина;
× единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;
× доступность информации о гражданской службе;
× защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;
× равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
× профессионализм и компетентность гражданских служащих;
× взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
× стабильность гражданской службы.
Все указанные принципы условно можно объединить в три общие группы:
× демократизм (принципы 1, 2, 3, 5, 8);
× законность (принципы 1, 4, 7);
× профессионализма (принципы 6, 8).
Так, принцип законности означает признание верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами и должностными инструкциями; обязательность законных решений вышестоящих органов и должностных лиц; приоритет прав и свобод человека и гражданина.
Принцип демократизма проявляется в полном и постоянном соответствии деятельности служащих интересам граждан, общества, государства; общедоступности государственной гражданской службы; гласности в осуществлении гражданской службы; разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Принцип профессионализма предполагает компетентность государственных гражданских служащих; ответственность за подготавливаемые и принимаемые решения; политическую нейтральность.
В последующих статьях Закона эти принципы раскрываются, конкретизируются, дополняются. Например, принцип профессионализма и компетентности государственных служащих конкретизируется в статье 12 Закона о необходимости наличия у поступающего на государственную гражданскую службу профессионального образования. Принцип гласности в осуществлении гражданской службы раскрываются в статье 14 Закона и выражается в том, что служащий имеет право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений.
Имеются и другие классификации принципов, которые относятся только (или в основном) к службе в целом; либо адресуются государственным гражданским служащим при осуществлении ими своих должностных полномочий. Однако принципиальных различий между этими группами принципов нет.