Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Патогенез и клиника основных пневмокониозов.



Силикоз относится к одному из важнейших разделов профес­сиональной патологии, ибо им болеют рабочие самых различных отраслей промышленности, а борьба с силикозом является одной из основных задач в проблеме гигиены труда.

Кремний является весьма распространенным элементом, его соединения составляют 28 % земной коры. В природе он, однако, почти не встречается в свободном состоянии, а преимущественно в виде двуокиси кремния (SiO2, кремнезем, ангидрид кремневой кислоты), которая бывает кристаллической и аморфной, т.е. не имеющей кристаллической решетки. Химически чистый кремне­зем бесцветен и совершенно прозрачен («горный хрусталь»). Но большей частью природный кремнезем содержит небольшое ко­личество примесей (Fe2O3, A12O3, Mn, MgO, CaO и др.), придаю­щих ему разнообразную окраску — от белой до желто-бурой и черной (марион).

Около 60 % всех горных пород состоят из кремнезема. Наиболее распространенной кристаллической разновидностью кремнезема является кварц, на 97 —99 % состоящий из двуокиси кремния и составляющий главную часть многочисленных горных пород — кварцитов, песчаника (до 80%), гранита (70%) и др. Кварц со­держит в себе, кроме кремнезема, различные примеси; но так как последние составляют только 1 — 3%, то нередко понятия и тер­мины «кварц» и «кремнезем» отождествляют.

Кварцевая пыль представляет собой весьма трудно раствори­мое соединение.

 

Особенности растворимости кварцевой пыли и дру­гих кремнеземных, а также силикатных пылей заключаются в том, что не все слои пылевых частиц обладают одинаковой раствори­мостью — легко растворяется только поверхностный слой пылин­ки, а глубокий слой, в силу образования защитной коллоидной пленки кремневой кислоты, растворяется крайне медленно, что играет большую роль в развитии фиброза тканей. В тканевых жид­костях, например в сыворотке крови, кварцевая пыль в течение недели растворяется только на 0,007 %.

В развитии силикоза большое значение имеет концентрация двуокиси кремния и размеры пылевых частиц. Для возникнове­ния, развития и тяжести процесса наибольшее значение имеют те виды производственной пыли, которые имеют размер частиц 1 — 2 мкм и содержат свободную двуокись кремния в количестве бо­лее 5 — 10%. Однако заболевания силикозом могут возникать и при более низком содержании SiO2, если запыленность рабочих помещений высокая и рабочие длительное время вдыхают такую пыль. В этих случаях силикоз обычно протекает медленно, относи­тельно доброкачественно, с длительным сохранением трудоспо­собности и обычно не переходит в III стадию и редко сочетается с туберкулезом.

Силикоз развивается обычно после 5 —10-летнего стажа ра­боты в условиях запыленности, однако в отдельных случаях за­болевание может наблюдаться и при малых сроках работы. Так, описаны случаи гибели больных от силикоза, развивающегося после 9—17 мес. работы в условиях интенсивной запыленности при проходке туннелей, у пескоструйщиков, шлифовальщи­ков стекла, лакировщиков кожи. Наименьший же стаж работы (из описанных подобных примеров) составлял всего 35 дней — 280 рабочих часов.

По своему течению силикоз делится, согласно принятой в на­шей стране классификации, на три стадии, клиника которых изу­чается на кафедрах (курсах) профессиональных заболеваний.

Силикоз относится к прогрессирующим заболеваниям. I стадия неуклонно переходит во II, II в III стадию, которая кончается легочной недостаточностью, развитием легочного сердца, его декомпенсацией и гибелью больного. Самое страшное, что развитие силикоза продолжается даже в случае, если рабочий перестал ра­ботать в отрасли промышленности, связанной с запыленностью пылью, содержащей SiO2, а в ряде случаев заболевание начинает развиваться уже после прекращения работы. Правда, такие случаи обычно характеризуются более медленным прогрессированием (от нескольких лет до 10 лет).

Силикоз обладает еще одним коварным свойством — он пред­располагает к развитию туберкулеза легких. Клиника внутренних болезней не знает второго примера столь частого сочетания 2-х болезненных форм. При этом чем тяжелее силикоз, тем чаще он осложняется. Туберкулез, как тень, следует за силикозом. Если в I стадии он встречается в 15 — 20% случаев, то во II стадии в 30 %, а в III стадии в 80 % случаев. Причем силико-туберкулез протекает клинически значительно тяжелей, чем эти заболевания в отдельности и туберкулез у таких больных крайне плохо подда­ется лечению, поэтому такие больные чаще всего гибнут именно от туберкулеза.

Силикоз может осложняться и другими инфекциями: пневмо­нией, бронхитом, бронхоэктатической болезнью, иногда наблю­дается спонтанный пневмоторакс.

Рак легких при силикозе встречается сравнительно редко, что связано, очевидно, с развитием силикоза в сравнительно моло­дом возрасте, а также с тем, что больные эти погибают раньше, чем возникают новообразования.

Существует много теорий патогенеза силикоза (около 50), из которых основными являются: механическая, токсико-химическая, инфекционная, теория радиоактивного действия пыли, коллоидная, те­ория действия полимеризованной кремневой кислоты и ряд других.

Однако в настоящее время наиболее признанной является им­мунологическая теория (Вильяни, Грюмберг, Пернис и Петри). Существо этой теории состоит в следующем: начальным звеном процесса является фагоцитоз частиц двуокиси кремния макрофа­гами (гистиоцитами), превращающимися в пылевые клетки. Фаго­цитированные частички сорбируют на своей поверхности белки цитоплазмы макрофагов, вызывая в последних дистрофические изменения, а затем их гибель. Возникающие при распаде макрофа­гов сложные белки — муко- и липопротеины являются антигена­ми, т. е. аутоантигенами, вызывающими образование антител в ретикулоэндотелиальной системе. Возникающий при этом преципитат (аутоантиген + антитело) выпадает на новообразованных рети­кулиновых волокнах формирующегося силикотического узелка, имея вид гиалина, отличающегося от гиалина обычной рубцовой соеди­нительной ткани большим содержанием (3- и у-глобулинов).

Освобождающиеся при распаде пылевых клеток частички SiO2 опять фагоцитируются макрофагами, и процесс повторяется вновь. Одновременно в силикотических узелках и лимфатических узлах идет усиленное образование плазматических клеток, играющих большую роль в выработке антител. Таким образом, мы имеем дело со сложными местными и общими иммунологическими про­цессами.

Вместе с тем силикоз нельзя рассматривать как коллагеноз. Отечественные авторы В.Н.Яновский и П.П.Движков показали, что в основе склероза при силикозе лежит не воспалительный процесс, а склеротический процесс, развивающийся по типу пер­вичного реактивного процесса.

К числу достоинств этой теории относится то, что она объяс­няет прогрессирующий характер данного заболевания и его нео­братимость, объясняет разнообразие сроков развития заболева­ния у разных людей, и положительный лечебный эффект при си­ликозе кортикостероидных гормонов.

Еще сравнительно недавно считалось, что пыль силикатов, за исключением асбестовой, не вызывает фиброза легких, однако за последние 50 лет накопились значительные факты, опровергаю­щие данное мнение.

Силикатозы возникают под воздействием различных производ­ственных пылей, содержащих связанную двуокись кремния. По характеру возникающих в легких изменений силикатозы являют­ся разновидностью силикоза. Однако они отличаются от него по этиологии (частично), по клиническим и патологоанатомическим проявлениям. В зависимости от содержания SiO2, устойчивости его химических соединений и других причин силикатозы развивают­ся значительно медленнее и протекают по-разному.

Такие силикатозы, как асбестоз, каолиноз, талькоз, хотя и вы­являются значительно позднее (по срокам работы в условиях запыления), чем силикоз, однако по тенденции своего клинического течения мало от него отличаются. При этих заболеваниях также могут наблюдаться диффузносклеротическая (чаще) и узелковая формы течения I, II и III стадии, причем при талькозе и каолинозе тече­ние заболевания нередко осложняется присоединяющимся туберкулезом легких, при асбестозе туберкулез наблюдается редко, зато в 7—17 % имеет место присоединение рака легких.

При оливинозе, нефелино-аппатитовом и слюдяном пневмокониозе также возможно присоединение туберкулеза легких, хотя и редко, однако эти пневмокониозы протекают обычно в диффузносклеротической форме и редко развиваются до II стадии заболевания. При пневмокониозе от мулитпа (соединения глинозема с кремнеземом) заболевание обычно ограничивается I стадией и не прогрессирует.

Еще более доброкачественным, в общей своей массе, течени­ем отличается антракоз, возникающий от запыления легких уголь­ной пылью.

При антракозе склероз легких не достигает тяжелой степени, а механизм его развития иной, чем при силикозе.

Решающее значение в развитии фиброза при антракозе приобре­тают механические факторы — раздражение ткани большим количе­ством пылевых частиц и блокада ими лимфатических сосудов лег­ких, вследствие закупорки их просвета с последующим развитием соединительной ткани и образованием периваскулярных и перибронхиальных склерозов с большим количеством угольной пыли.

Антракоз наблюдается обычно спустя 10—15 — 20 лет работы в угольных шахтах, отличается медленным течением и крайне ред­ко переходит в III стадию и осложняется туберкулезом легких. Однако антракоз редко наблюдается в чистом виде, чаще он соче­тается с силикозом, ибо SiO2 почти постоянно входит в состав угольной пыли.

Среди пневмокониозов, вызываемых вдыханием металлических пылей, следует остановиться на бериллиозе. Дело в том, что бурное развитие электронной промышленности, расширение сети про­изводства полупроводниковых приборов, люминесцентных и рент­геновских ламп и других расширяет круг рабочих, подверженных влиянию пыли бериллия.

Особенностью хронических форм бериллиоза является то, что они могут развиваться не только у лиц, для которых он представля­ет профессиональную вредность, но также у лиц, живущих вблизи соответствующих производств, у женщин, стирающих спецодежду рабочих этих производств, и даже у детей, родители которых име­ли контакт с пылью бериллия. При этом процент непрофессио­нального бериллиоза, как отмечают некоторые авторы, достигает 8-10%.

Бериллий поступает в организм в виде пыли и паров через дыхательные пути, выделяется главным образом через кишечник и меньше через почки.

Бериллий относится к редким металлам. В природе он входит в состав некоторых минералов, из которых наиболее широко распро­странен берилл [ВезА12(8Ю2)б]. Берилл добывается из гранитных пер-матитов, являющихся крупнокристаллической породой. Чистые кри­сталлы берилла относятся к драгоценным камням (зеленый — изум­руд, сине-зеленый — аквамарин, золотистый — гелиодор).

Бериллий — легкий металл с целым рядом весьма ценных свойств, определяющих его широкое использование в ряде отрас­лей промышленности.

Бериллий и его соли обладают высокой токсичностью и вызыва­ют интенсивное размножение клеток соединительной ткани с раз­витием в различных органах, особенно в легких, гранулематозного процесса, а также оказывая воздействие на ферменты, в частности, фосфатазу — вызывает нарушение отложения кальция в костях.

Наблюдается две формы течения заболевания — острая и хро­ническая.

Острая форма связана с вдыханием больших количеств берил­лия и часто протекает по типу «литейной лихорадки». Длитель­ность заболевания при такой форме может колебаться от 10 дней до 1 — 2 мес.

Хроническая форма (хронический легочный гранулематоз) характеризуется медленным развитием и течением в среднем око­ло 3 лет. Заболевания проявляются иногда во время работы, но чаще спустя несколько месяцев или лет (до 10 лет) после прекра­щения работы с соединениями бериллия.

У рабочих на предприятиях по получению бериллия из руды, при производстве его сплавов, люминесцентных ламп, прессовке полупроводниковых кристаллов и стержней для атомных реакто­ров хронический бериллиоз может развиться спустя 2— 4 года с начала работы и даже 2 — 5 нед.

Летальность при профессиональном бериллиозе свыше 20 %, а при непрофессиональном еще больше.

Грануломатозный процесс отмечается при хроническом берил­лиозе не только в легких, но и в других органах: печени (5 %), селезенке (3 %), реже в коже и периферических лимфатических узлах.

Патогенез бериллиоза недостаточно ясен, однако существует мнение, что это заболевание связано с образованием соединений бериллия с белками тканей и плазмы крови, которые трудно рас­творимы и благодаря приобретению свойств антигенов вызывают медленно протекающую гиперергическую гранулематозную реак­цию. Механизм рассмотренной реакции не связан с возникнове­нием гуморальных антител, как при силикозе, а заключается в контакте между антигеном и клетками мононуклеарного типа.

Общие клинические черты большинства пневмокониозов:

· необратимость и неуклонно прогрессирующий характер процесса;

· «Доброкачественность» процесса - постепенно, медленное, развитие основных форм пневмокониозов;

· «Клиника отстает от органики» -изменения в легких существенно опережают клинические проявления.

· Скудность клинических проявлений, отсюда трудность первичной диагностики;

· Метод выбора в диагностике – рентгенологический;

· Туберкулез – частый спутник и бич пневмокониоза, существенно ухудшающий течение и диагноз.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.