В табл. 2.1 предпринята попытка сопоставления стадий классического жизненного цикла (автор Уинстон Ройс, 1970 г.), стандарта ИСО/МЭК 12207-02, ГОСТ 34.601-90 и ОРММ ИСЖТ 5.03-00.
Таблица 2.1. Стадии жизненного цикла информационной системы
Классический ЖЦ
ИСО / МЭК 12207
ГОСТ 34.601-90 и ОРММ ИСЖТ 5.03-00
Стадия
Основные этапы (работы)
Системный анализ
Заказ
Формирование требований к ИС
Технико- экономическое обоснование1 (ТЭО)
1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС. 2. Формирование требований Заказчика к ИС. 3. Оформление договора между Разработчиком и Заказчиком.
Анализ требований
Разработка
Разработка концепции ИС (для комплексных многоуровневых и интегрированных систем)
1. Поиск путей удовлетворения требований Заказчика на уровне концепции создаваемой системы (структура, функции, программно-техническая платформа, режимы). 2. Рассмотрение альтернативных вариантов концепции системы, их анализ и выбор лучшей концепции.
Проектирование
Техническое задание (ТЗ)
Разработка, согласование и утверждение ТЗ на создание ИС.
Эскизный проект (для комплексных многоуровневых и интегрированных систем)
Разработка предварительных проектных решений2 по системе и ее частям.
Пилот-проект (макетирование3, прототипирование) (при необходимости)
1. Разработка частей проекта для испытаний в реальных, но ограниченных условиях функционирования с целью проверки предварительно принятых решений. 2. Проведение испытаний на головном объекте или стенде и анализ результатов испытаний.
Технический проект
1. Разработка проектных решений по системе и ее частям. 2. Разработка документации на ИС и ее части. 3. Разработка документации на поставку изделий для комплектования ИС и/или технических заданий на их разработку. 4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации (строительство, монтаж, наладка и др.).
Кодирование (реализация)
Рабочая документация
1. Разработка рабочей документации на систему и ее части. 2. Разработка программных и технических средств и/или адаптация приобретаемых. 3. Тестирование средств.
Тестирование
Интеграция и тестирование
1. Загрузка БД типовыми исходными данными и тестами. 2. Интеграция программ и тестирование в имитированной среде. 3. Интеграция программных средств с аппаратными в реальной операционной и внешней среде. 4. Тестирование в реальной среде. 5. Разработка комплекта документации для пользователей.
Внедрение и сопровождение
Поставка и эксплуатация
Ввод в действие на головном объекте (ввод в эксплуатацию, внедрение)
1. Подготовка объекта автоматизации к вводу ИС в действие. 2. Подготовка персонала. 3. Комплектация ИС поставляемыми изделиями. 4. Проведение предварительных испытаний4 и передача ИС для опытной эксплуатации5. 5. Проведение опытной эксплуатации. 6. Проведение приемочных испытаний6 по сдаче ИС в постоянную эксплуатацию.
Тиражирование (при внедрении на нескольких объектах)
1. Передача эталона загрузочных модулей ПО и эксплуатационной документации в группу сопровождения или ОФАП7 ОАО «РЖД». 2. Тиражирование документации. 3. Обучение и консультации пользователей. 4. Поставка ПО и документации на объекты внедрения.
Сопровождение и эксплуатация
Сопровождение (авторский надзор)
1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами8. 2. Оказание научно-технических услуг в послегарантийный период9. 3. Разработка методики оформления отчетов об ошибках и предложениях на изменение версий. 4. Учет состояния конфигураций ИС.
Примечания:
1. Не по ГОСТ и ОРММ ИСЖТ.
2.Основные проектные решенияна создание ИС включают в себя определение:
- функциональной и организационной структур системы;
- состава и структуры комплекса технических и программных средств;
- применяемых инструментальных средств;
- технологии обработки информации;
- состава, структуры и технологии ведения информационной базы;
- входных и выходных форм;
- алгоритмов обработки данных.
3. Цель макетирования (прототипирования) - снять неопределенность в требованиях Заказчика.
4. Предварительные испытания информационной системы проводят для определения ее работоспособности и решения вопроса о возможности приемки ее в опытную эксплуатацию.
5. Опытную эксплуатацию проводят с целью определения фактических значений количественных и качественных характеристик информационной системы; готовности персонала к работе с ней; фактической эффективности ее работы; корректировки (при необходимости) документации.
6. Приемочные испытания проводят для определения соответствия информационной системы ТЗ, оценки качества опытной эксплуатации и решения вопроса о возможности приемки ИС в постоянную (промышленную) эксплуатацию.
7. ОФАП – отраслевой фонд алгоритмов и программ.
8. Гарантийные обязательства (выполняются бесплатно согласно договору):
- устранение выявленных недостатков и ошибок;
- внесение необходимых изменений в программы и документацию;
- внесение изменений в технологический процесс;
- консультации пользователей.
9. Послегарантийные обязательства (выполняются за отдельную плату):
- анализ функционирования системы;
- выявление отклонений фактических эксплуатационных характеристик ИС от проектных значений и установление причин этих отклонений;
- устранение выявленных недостатков и обеспечение стабильности эксплуатационных характеристик ИС;
- внесение необходимых изменений в документацию на ИС;
- передача очередных версий.
В табл. 2.1 отсутствует процесс поставки из стандарта ИСО/МЭК 12207-02, так как он определяет работы, выполняемые на всем протяжении жизненного цикла. Эти работы связаны с управлением и обеспечением проекта, начиная с момента подготовки договора и заканчивая сопровождением.
Согласно ГОСТ 34.601-90 и ОРММ ИСЖТ 5.03-00 допускается:
- исключать стадию «Эскизный проект» и отдельные этапы работ на всех стадиях;
- объединять стадии «Технический проект» и «Рабочая документация» в одну стадию «Технорабочий проект»;
- выполнять отдельные этапы работ до завершения предшествующих стадий;
- параллельное во времени выполнение этапов работ;