Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995-08-01



Первая редакция ISO 12207 была подготовлена в 1995 г. объединенным техничес­ким комитетом ISO/IEC JTC1 «Информационные технологии, подкомитет SC7, Проектирование программного обеспечения».

По определению, ISO 12207 — базовый стандарт процессов жизненного цикла ПО, ориентированный на различные виды ПО и типы проектов автоматизированных систем, в которых ПО является одной из составных частей. Стандарт определяет стратегию и общий порядок в создании и эксплуатации ПО, он охватывает жизненный цикл от концептуализации идей до завершения проекта.

Целесообразность совместного использования стандартов на информационные системы и на ПО обусловливается одним из положений ISO 12207, согласно которому процессы, используемые во время жизненного цикла ПО, должны быть совместимы с процессами, используемыми во время жизненного цикла автоматизированной системы.

Согласно ISO 12207, система — это объединение одного или нескольких процессов, аппаратных средств, программного обеспечения, оборудования и людей для обеспечения возможности удовлетворения определенных потребностей или целей.

В отличие от Oracle COM стандарт ISO 12207 в равной степени ориентирован на организацию действий каждой из двух сторон: поставщика (разработчика) и покупателя (пользователя); он может быть применен и в том случае, когда обе стороны — из одной организации.

В стандарте ISO 12207 не предусмотрено каких-либо этапов (фаз или стадий) жиз­ненного цикла информационной системы. Данный стандарт определяет лишь ряд процессов, причем по сравнению с Oracle CDM стандарт ISO 12207 состоит из гораздо более крупных обобщенных процессов: приобретение, поставка, разработ­ка и т.п. Несколько утрируя, можно сказать, что один процесс ISO 12207 сопоста­вим со всеми процессами Oracle CDM вместе взятыми.

Согласно ISO 12207, каждый процесс подразделяется на ряд действий, а каждое действие — на ряд задач.

Очень важной особенностью ISO 12207 по сравнению с CDM является то, что каждый процесс, действие или задача инициируются и выполняются другим процессом по мере необходимости, причем нет заранее определенных последователь­ностей (естественно, при сохранении логики связей по исходным сведениям за­дач и т. п.).

В стандарте ISO 12207 описаны пять основных процессов жизненного цикла про­граммного обеспечения:

- процесс приобретения определяет действия предприятия-покупателя, которое приобретает информационную систему, программный продукт или службу про­граммного обеспечения;

- процесс поставки определяет действия предприятия-поставщика, которое снаб­жает покупателя системой, программным продуктом или службой программ­ного обеспечения;

- процесс разработки определяет действия предприятия-разработчика, которое разрабатывает принцип построения программного изделия и программный продукт;

- процесс функционирования определяет действия предприятия-оператора, кото­рое обеспечивает обслуживание системы в целом (а не только программного обеспечения) в процессе ее функционирования в интересах пользователей. В от­личие от действий, которые определяются разработчиком в инструкциях по эксплуатации (эта деятельность разработчика предусмотрена во всех трех рас­сматриваемых стандартах), определяются действия оператора по консультиро­ванию пользователей, получению обратной связи и др., которые он планирует сам и берет на себя соответствующие обязанности;

- процесс сопровождения определяет действия персонала, обеспечивающего сопровождение программного продукта, то есть управление модификациями программного продукта, поддержку его текущего состояния и функциональной пригодности; сюда же относятся установка программного изделия на вычисли­тельной системе и его удаление.

Кроме основных, стандарт ISO 12207 оговаривает 8 вспомогательных процессов, которые являются неотъемлемой частью всего жизненного цикла программного изделия и обеспечивают должное качество проекта программного обеспечения. К вспомогательным процессам относятся;

- процесс решения проблем;

- процесс документирования;

- процесс управления конфигурацией;

- процесс обеспечения качества;

- процесс верификации;

- процесс аттестации;

- процесс совместной оценки;

- процесс аудита.

В стандарте ISO 12207 также определяются четыре организационных процесса:

- процесс управления;

- процесс создания инфраструктуры;

- процесс усовершенствования;

- процесс обучения.

Под процессом усовершенствования в стандарте ISO 12207 понимается не усовершенствование информационной системы или программного обеспечения, а улучшение самих процессов приобретения, разработки, обеспечения качества и т.д., реаль­но осуществляемых в организации.

И, наконец, в стандарте ISO 12207 определен один особый процесс, называемый процессом адаптации, который определяет основные действия, необходимые для адаптации этого стандарта к условиям конкретного проекта.

Все сказанное выше позволяет сформулировать следующие особенности стандарта ISO 12207.

- Стандарт ISO 12207 имеет динамический характер, обусловленный способом определения последовательности выполнения процессов и задач, при котором один процесс при необходимости вызывает другой или его часть. Такой характер позволяет реализовать любую модель жизненного цикла. Согласно стандарту ISO 12207, модель жизненного цикла — это структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования.

- Стандарт ISO 12207 обеспечивает максимальную степень адаптивности. Множество процессов и задач сконструировано так, что возможна их адаптация в соответствии с конкретными проектами информационных систем. Эта адапта­ция сводится к исключению процессов, видов деятельности и задач, неприме­нимых в конкретном проекте.

- Стандарт принципиально не содержит описания конкретных методов действий, а тем более — заготовок решений или документации. Он лишь описывает архитектуру процессов жизненного цикла программного обеспечения, но не конк­ретизирует в деталях, как реализовывать или выполнять услуги и задачи, вклю­ченные в процессы. Данный стандарт не предписывает имена, форматы или точное содержание получаемой документации. Решения такого типа принима­ются сторонами, использующими стандарт.

- Обеспечение качества разными процессами выполняется с разной предусмот­ренной степенью организационной независимости контролирующей деятель­ности вплоть до обязательных требований к полной независимости проверяю­щего персонала от какой-либо прямой ответственности за проверяемые объекты. В отличие от СDM контроль этого вида предусмотрен на самых ранних шагах разработки, начиная с анализа системных требований посредством их прове­рок на соответствие потребностям приобретения.

- Степень обязательности рассматриваемого стандарта следующая: после ре­шения организации о применении ISO 12207 в качестве условия торговых от­ношений является ее ответственность за указание минимального набора тре­буемых процессов и задач, которые обеспечивают согласованность с этим стандартом.

- Стандарт содержит предельно мало описаний, направленных на проектирова­ние базы данных. Это можно считать оправданным, так как разные системы и разные прикладные комплексы программного обеспечения могут не только - использовать весьма специфические типы баз данных, но и вообще не исполь­зовать базу данных.

Ценность стандарта ISO 12207 в том, что он содержит наборы задач, характерис­тик качества, критериев оценки и т. гг., дающие всесторонний охват проектных си­туаций. Например, при выполнении анализа требований к системе предусматри­вается, что:

- рассматривается область применения системы для определения требований, предъявляемых к системе;

- спецификация требований системы должна описывать: функции и возможнос­ти системы, области применения системы, организационные требования и тре­бования пользователя, безопасность, защищенность, человеческие факторы, эргономику, связи, операции и требования сопровождения; проектные ограни­чения и квалификационные требования.

Далее, при выполнении анализа требований к программному обеспечению пре­дусмотрено 11 классов характеристик качества, которые используются позже при обеспечении качества.

При этом разработчик должен установить и документировать в виде требований к программному обеспечению следующие спецификации и характеристики:

- функциональные и возможные спецификации, включая исполнение, физичес­кие характеристики и условия среды эксплуатации, при которых единица про­граммного обеспечения должна быть выполнена;

- внешние связи (интерфейсы) с единицей программного обеспечения;

- требования квалификации;

- спецификации надежности, включая спецификации, связанные с методами функционирования и сопровождения, воздействия окружающей среды и вероятностью травмы персонала;

- спецификации защищенности, включая спецификации, связанные с компро­метацией точности информации;

- человеческие факторы спецификаций по инженерной психологии (эргономике), включая связанные с ручным управлением, взаимодействием человека и оборудования, ограничениями на персонал и областями, нуждающимися в кон­центрированном человеческом внимании, которые являются чувствительны­ми к ошибкам человека и обучению;

- определение данных и требований к базе данных;

- установочные и приемочные требования поставляемого программного продук­та в местах функционирования и сопровождения (эксплуатации);

- документацию пользователя;

- работа пользователя и требования выполнения;

- требования сервиса пользователя.

Согласно стандарту ISO 12207, требование квалификации — это набор критериев или условий (квалификационные требования), которые должны быть удовлетворены для того, чтобы квалифицировать программный продукт как подчиняющийся (удовлетворяющий условиям) его спецификациям и готовый для использования в целевой окружающей среде.

Хотя стандарт не предписывает конкретной модели жизненного цикла или метода разработки, он определяет, что стороны-участники при использовании стандарта ответственны за следующее:

- выбор модели жизненного цикла для разрабатываемого проекта;

- адаптацию процессов и задач стандарта к этой модели;

- выбор и применение методов разработки программного обеспечения;

- выполнение действий и задач, подходящих для проекта программного обеспе­чения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.