Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Поэтизация народной жизни как основная тема



Большой успех «Вечеров на хуторе близ Диканьки» объяснялся их подлинной народностью. Гоголь обратился к действительности, хорошо ему известной, – к малороссийской народной жизни. Но «Вечера» – менее всего изображение реальной жизни Украины. Гоголь активно использует в цикле фольклорный материал: народные поверья, былички, сказки, описания праздников.

«Народная жизнь для него не была миром экзотики, и народное творчество он не воспринимал, как красочный орнамент» [38, с. 88]. В «Вечерах» Гоголем отражена одна из первых стадий исторического развития народа, поэтому закономерно его обращение к фольклору.

Писатель видел в народном творчестве ключ к раскрытию национального характера. В повестях выразилась сила народа, его благородный, поэтический облик, могучее духовное и нравственное здоровье, чистота и мудрость народной души, народное миропонимание. В образах главных героев отражены черты национального характера, то, что ценится людьми.

Образы Параски и Грицько в первой повести «Сорочинская ярмарка» отражают мир чистых чувств. Параска предстаёт как живое воплощение красоты и женственности, как олицетворение юности и мечты о счастье. Широта порывов, удаль характеризуют Грицько, то кроткого и нежного, то способного на дерзость и буйство. Отличительной чертой этих героев является естественность жизненного поведения, естественность проявления их чувств и переживаний. Повесть пропитана вольнолюбием, ненавистью к насилию и гнёту.

Любовь Гали и Левко светлая, радостная. Непосредственность и безыскусственность чувств и отношений сливаются у Гали и Левко с той цельностью натуры, которая свойственна народному характеру. В образах этих героев сказывается воздействие народно-песенных мотивов. В речи Левко и Гали ясно ощущаются ритм и мелодика народной песни. «Галю! Галю! ты спишь или не хочешь ко мне выйти? Ты боишься, верно, чтобы нас кто не увидел, или не хочешь, может быть, показать белое личико на холод! Не бойся: никого нет. Вечер тёпел. Но если бы и показался кто, я прикрою тебя свиткою, обмотаю своим поясом, закрою руками тебя – и никто нас не увидит. Но если бы и повеяло холодом, я прижму тебя поближе к сердцу, отогрею поцелуями, надену шапку свою на твои беленькие ножки. Сердце моё, рыбка моя, ожерелье! выгляни на миг» [11, с. 53].

Также в повести много эпитетов и сравнений, близких песенным: «моя красная калиночка», «чернобровый козак», «карие очи», «чёрный ус», «колышется вода, будто дитя в люльке», «моё серденько», «ясная панночка, белая, как снег» и таких фольклорных жанров, как приметы, пословицы, поговорки: «Винокур верил всем приметам, и тотчас прогнать человека, уже севшего на лавку, значило у него накликать беду» [11, с. 65], «Влезла свинья в хату, да и лапы суёт на стол» [11, с. 65], «…слово сказать – и всё будет по-твоему» [11, с. 55].

Вакула, главный герой «Ночи перед Рождеством», обладает яркой индивидуальностью. В нем есть и возвышенность чувств, и уверенность жизненного опыта. Силач в прямом и точном смысле слова, Вакула отличается упорством, твердостью характера. Настойчивость неотделима в нём от хитрости, народной смётки, которая позволяет ему добиться желаемого. Робкий и застенчивый с невестой, Вакула становится расторопным и смелым, когда решается преодолеть препятствия, стоящие на его пути. Перед ним отступает сам черт. Хитрую «дипломатичность» проявляет Вакула в Петербурге при встрече с запорожцами, а потом и при встрече с царицей. Он щедро одарён природой; мастер на все руки, он обладает и талантом художника. В образе Вакулы получили отражение сила и крепость народного характера, живой народный ум и сметливость.

Яркими жизненными чертами Гоголь наделяет и Оксану. Юная красавица избалована постоянным вниманием окружающих: «Оксане не минуло ещё и семнадцати лет, как во всём почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана знала и слышала всё, что про неё говорили, и была капризна, как красавица. <…> Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным» [11, с. 96]. Гордая, любующаяся собой, она свысока принимает ухаживания деревенских парней. Ей доставляет удовольствие испытывать силу своего обаяния. Отвергая и высмеивая любовные признания Вакулы, Оксана вместе с тем и неравнодушна к ним; её захватывает и покоряет то глубокое чувство, которое питает к ней Вакула. Неожиданно для неё самой у Оксаны вспыхивает большое ответное чувство.

Живые народные черты характера раскрываются и в образе Солохи, расчётливой и хитрой женщины, ловко управляющейся со своими многочисленными обожателями. Солоха «…так умела причаровать к себе самых степенных козаков (которым, не мешает, между прочим, заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести её сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник <…> Может быть, эти самые хитрости и сметливость её были виною, что кое-где начали поговаривать старухи, особливо когда выпивали где-нибудь на весёлой сходке лишнего, что Солоха точно ведьма» [11, с. 99-100].

Размышляя о героях «Ночи перед Рождеством», отразивших те или иные стороны национального характера, можно провести аналогию с русскими сказаниями и песнями о богатырях (кузнец Вакула), русскими народными сказками о красивых и капризных царевнах (образ Оксаны), о хозяйственности и расчетливости, присущей русской бабе (образ Солохи). О Солохе, например, говорится: «…охотник мешаться в чужие дела тотчас бы заметил, что Солоха была приветливее всего с козаком Чубом. Чуб был вдов; восемь скирд хлеба всегда стояли перед его хатою. Две пары дюжих волов всякий раз высовывали свои головы из плетёного сарая на улицу и мычали, когда завидывали шедшую куму – корову, или дядю – толстого быка. Бородатый козёл взбирался на самую крышу и дребезжал оттуда резким голосом, как городничий, дразня выступавших по двору индеек и оборачиваясь задом, когда завидывал своих неприятелей, мальчишек, издевавшихся над его бородою. В сундуках у Чуба водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами <…> В огороде, кроме маку, капусты, подсолнечников, засевалось ещё каждый год две нивы табаку. Всё это Солоха находила не лишним присоединить к своему хозяйству, заранее размышляя о том, какой оно примет порядок, когда перейдёт в её руки, и удвоивала благосклонность к старому Чубу. А чтобы каким-нибудь образом сын её Вакула не подъехал к его дочери и не успел прибрать всего себе, и тогда бы наверно не допустил её мешаться ни во что, она прибегнула к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек: ссорить как можно чаще Чуба с кузнецом» [11, с. 100].

Сходные с героями повести Гоголя образы мы находим и в русских народных сказках: «Морозко», «Как старуха нашла лапоть», «Царевна-Несмеяна», «Наказанная царевна», «Сивка-бурка», «Про глупого змея и умного солдата».

Трагичен образ Катерины из «Страшной мести». Она идеальная мать и любящая жена. Но одновременно Катерина стремится быть и послушной дочерью. Выбор между мужем и отцом, который ей приходится сделать, заставляет героиню страдать. И хотя она отрекается от отца-колдуна, всё-таки именно она выпускает его из темницы.

Данила Бурульбаш – смелый, бесстрашный защитник родины. Он жестоко бился с польской шляхтой, с турками и всегда готов к новым сражениям с врагами отчизны. Сам казак – Бурульбаш высоко ценил вольность, тот мужественный, суровый дух казачества, который складывался в тяжелых испытаниях. Бурульбаш изображен не только воином, но и любящим мужем, нежным отцом: «Дай сюда на руки мне сына! – При сем слове поднял пан Данило своего сына вверх и поднес к губам. – Что, Иван, ты не боишься колдунов? «Нет, говори, тятя, я козак». Полно же, перестань плакать! домой приедем! Приедем домой – мать накормит кашей, положит тебя спать в люльку, запоет:

Люли, люли, люли!

Люли, сынку, люли!

Да вырастай, вырастай в забаву!

Козачеству на славу,

Вороженькам в расправу! [11, с. 134].

Но всегда, когда возникает конфликт между семейным и патриотическим долгом он не испытывает никаких колебаний в том, чтобы поставить выше всего свой патриотический долг.

Данило Бурульбаш живёт мыслью о родине. Он горюет о том, что «Порядку нет на Украйне: полковники и есаулы грызутся, как собаки, между собой. Нет старшей головы над всеми» [11, с. 149].

В облике Данилы Бурульбаша и его казаков отражена сила, великодушие, цельность мыслей и чувств, беззаветная любовь к отчизне.

Для полноты картины украинской жизни Гоголю нужна была в «Вечерах» и такая повесть, как «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». В сущности, ее пафос рожден также народным мышлением, которое рядом с возвышенным духовным существованием не может не заметить и соответственно оценить унылую пустопорожность прозаического прозябания. «В фамилии главного героя «Шпоньки», что по-украински значит «запонка», подчёркивается незначительность, пошлость персонажа. Незначителен и чин, который он выслужил за одиннадцать лет воинской службы, уйдя в отставку всего лишь поручиком» [35, с. 250]. Но при этом Гоголь явно ищет новых средств изображения героя, нового, более углублённого развития комического характера. Герой подан в противоречивом авторском освещении: «как обыватель <…> он близок к своему окружению, <…> но как «кроткая» душа он им противостоит. Здесь начало очень важной линии гоголевского творчества: разоблачение социальной пошлости» [18, с. 289].

Поэтизацией народной жизни объясняются такие особенности «Вечеров», как преобладание в красочном и веселом мире Диканьки веры в безус­ловное осуществление человеческой мечты («Ночь перед рождеством», «Майская ночь, или Утопленница»), доверие к непосред­ственности, простоте жизни («Иван Федоро­вич Шпонька и его тетушка»), упование на всепобеждающую силу народного опти­мизма и юмораЗаколдованное место»). Возможность и необходимость единства, человеческой общности — одна из ведущих тем «Вечеров».

Наряду с цельными, народными характерами Грицько и Параски, Левко и Гали, Вакулы и Оксаны, Данилы и Катерины в повестях появляются герои, в судьбе которых намечается проблема отчуждения личности от коллективного мировосприятия.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.