Глава I. Цикл как литературная форма …………………………… с. 5
1.1 Понятие о цикле в современной науке ……………………. с. 5
1.2 Творческая история и оценка «Вечеров» в критике………. с. 10
Глава II. Проблемно-тематическая соотнесённость произведений в цикле………………………………………………………………………… с. 17
2.1 Поэтизация народной жизни как основная тема…………... с. 17
2.2 Проблема личности в её соотношении с коллективной основой народного миросозерцания………………………………………………… с. 22
2.3Фольклорные мотивы повестей ……………………….......... с. 28
Глава III. Принципы композиционно-повествовательной и жанрово-стилевой организации цикла ……………………………………………… с. 39
3.1 Композиция цикла ………………………………………….. . с. 39
3.2 Своеобразие и роль рассказчиков в «Вечерах» ……………. с. 42
3.3 Сны героев как сюжетно-композиционный элемент ……… с. 55
3.4 Роль пейзажей………………………………………………… с. 61
3.5 Карнавальное начало «Вечеров»……………………………. с.66
3.6 Художественная функция фантастики …………………….. с. 72
Заключение …………………………………………………………. . с. 77
Список используемой литературы………………………………….. с. 79
Введение
Каждый большой художник – это целый мир. Войти в этот мир, ощутить его многогранность и неповторимую красоту – значит приблизить себя к познанию бесконечного разнообразия жизни. В художественном наследии запечатлены история и душа народа. Вот почему оно – неиссякаемый источник его духовного и эмоционального обогащения.
Н.В. Гоголь – один из самых сложных и своеобразных писателей мира. Он создал типы и характеры, имеющие общечеловеческое значение. Писатель заглянул в самые глубины души человека и показал в своих произведениях пример высокого гуманизма. Творчество Гоголя пронизано горячей любовью к простым людям, оно уходит своими корнями в глубины народной жизни.
Имя Гоголя стало широко известно после выхода в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки». И до сих пор при упоминании имени Гоголя все вспоминают и называют повести, входящие в этот цикл: «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь», «Страшная месть».
Тема дипломной работы: «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя (поэтика цикла).
Актуальность темы. Во-первых, выбор темы нашего исследования связан с новым всплеском интереса к творчеству Гоголя и народной культуре. В первом цикле писателя использованы, как известно, многие фольклорные мотивы и образы. В.П. Аникин писал: «Без знания фольклора, как и вообще без знания прошлого, истории народа, его многовековой борьбы за справедливость, его духовных поисков путей к совершенству, невозможно освоение широкими массами богатств культуры» [1, с. 3]. Действительно, человек, незнающий своих корней, прошлого своих предков, не может постичь красоты, значимости настоящего и обеспечить будущее.
Во-вторых, именно «Вечера» принесли Гоголю широкое признание. Нам стало интересно глубже осмыслить особенности поэтики, которые смогли увлечь современников писателя и стать основой новых интерпретаций его произведений.
В-третьих, методическая значимость нашей работы заключается в том, что государственный стандарт по школьному курсу литературы предполагает не только изучение «Ревизора», «Мёртвых душ», но и знакомство с первыми произведениями Гоголя. Программа под редакцией В.Я. Коровиной предлагает изучать «Заколдованное место» в 5 классе, а в 6 – познакомить с историей создания «Вечеров» и подробнее остановиться на повести «Ночь перед Рождеством», а на внеклассном занятии учителю рекомендуется познакомить учеников с повестью «Майская ночь, или Утопленница». Ребят надо заинтересовать, потому что одной из насущных проблем теории и методики литературы сегодня является чтение: ученики очень мало читают, многие читают произведения в кратком изложении. Поэтому важно создать новые формы и методы преподнесения литературного материала, который сначала надо адаптировать к восприятию школьников.
Новизнадипломного исследования состоит в углублённом рассмотрении мотивно-тематического комплекса «Вечеров», а также в стремлении целостно представить некоторые аспекты их поэтики (сны героев). В «Приложении» помещены конспекты уроков, самостоятельно разработанных нами и связанных с темой дипломного исследования.
Объектом изучения в квалификационной работе являются ранние повести Н.В. Гоголя, вошедшие в состав «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Предметом изучения – поэтика и циклообразующие принципы «Вечеров».
Учитывая актуальность проблемы, сформулируем цель дипломной работы: изучение «Вечеров на хуторе близ Диканьки» как цикла, как художественного целого.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) изучить научную литературу по данной теме;
2) систематизировать полученную информацию;
3) проанализировать повести, выявляя идейно-художественные особенности каждой из них, а также циклообразующие принципы, делающие их единым целым;
4) сделать вывод о неповторимом своеобразии поэтики «Вечеров».
Дипломная работа состоит из трёх глав. В первой главе рассматривается понятие о «цикле» как литературной форме в современной науке, раскрывается интерес Гоголя к циклизации, который сохранился у писателя и после создания «Вечеров». Здесь же освещается творческая история «Вечеров», помогающая воспринимать все повести как единую картину человеческого бытия на определённом этапе исторического развития.
Во второй главе речь идёт о проблемно-тематическом своеобразии и соотнесённости произведений, вошедших в состав «Вечеров». Особое внимание уделяется поэтизации Гоголем народной жизни как основной теме цикла, фольклорным мотивам повестей, а также освещается проблема личности в её соотношении с коллективной основой народного миросозерцания.
В третьей главе раскрывается композиционно-повествовательная и жанрово-стилевая специфика цикла. Здесь рассматривается система рассказчиков, сны героев как элемент композиционно-повествовательной организации цикла, роль пейзажей. В этой же главе говорится о карнавальном начале «Вечеров» и художественной функции фантастики.
В заключение подводятся итоги исследования, позволяющие уяснить своеобразие литературной формы цикла в ранней прозе Гоголя.