КОММЕНТАРИЙ: В противоположность раковине, в которую трубил Бхишмадева, раковины в руках Кришны и Арджуны названы божественными. Они прозвучали в знак того, что противник обречен на поражение, ибо Кришна был на стороне Пандав. Джайас ту панду-путранам эшам пакше джанарданах. Победа всегда на стороне таких людей, как сыновья Панду, так как Господь Кришна помогает им. Где бы и когда бы ни появился Господь, богиня удачи всегда рядом, ибо она никогда не расстается со своим мужем. Итак, победа и удача ожидали Арджуну, и божественные звуки раковины Вишну, или Господа Кришны, разнесли весть об этом. Кроме того, колесница, на которой восседали оба друга, была подарена Арджуне богом огня Агни, а это означает, что на ней можно было завоевать любую землю в границах трех миров.
панчаджанйам - раковину под названием Панчаджанйа; хришика-ишах - Хришикеша, Кришна, Господь управляющий чувствами своих преданных слуг; девадаттам - раковину под названием Давадатта; дханам-джайах - Дхананджайа, Арджуна, завоеватель всех богатств; паундрам - раковину под названием пундара; дадхмау - затрубил; маха-шанкхам - потрясающую раковину; бхима-карма - тот, кто совершает нечеловеческие подвиги; врика-ударах - ненасытный едок, Бхима.
Затем Господь Кришна затрубил в Свою раковину, именуемую Панчаджанйа, Арджуна затрубил в свою, Девадатту а Бхима, ненасытный едок, известный своими удивительными подвигами, затрубил в свою замечательную раковину Паундру.
КОММЕНТАРИЙ: Господь Кришна в этом стихе именуется Хришикеша, потому что он - хозяин чувств всех живых существ. Живые существа неотъемлемые его частички, и поэтому чувства живых существ также являются неотъемлемой частью Его чувств. Имперсоналисты не могут объяснить чувства живых существ, и поэтому они всегда стремятся представить все живые существа бесчувственными, безличными. Господь, пребывая в сердцах всех живых существ, направляет их чувства соответственно степени их преданности Ему. Чувства же Своих чистых преданных Он непосредственно контролирует. Здесь, на поле битвы Курукшетра, Господь непосредственно направляет духовные чувства Арджуны, и поэтому в данном случае Его называют Хришикеша. У Господа есть много имен, соответствующих различным аспектам Его деятельности. Например, Его называют Мадхусудана, потому что Он убил демона по имени Мадху; Его называют Говинда, потому что Он - источник наслаждения для коров, и для чувств всех живых существ; Его называют Васудева, потому что Он появился как сын Васудевы; Его называют Деваки-нандана, потому что Деваки была Его матерью; Его называют Йашода-нандана, потому что это с ней Он провел Свое детство во Вриндаване; Его называют Партха-саратхи, потому что Он был колесничим у Своего друга Арджуны. Подобным же образом Его называют Хришикешей, потому что Он направлял Арджуну на поле битвы Курукшетра.
Арджуна в этом стихе именуется Дхананджайа, потому что он помог своему старшему брату, царю Йудхиштхире, раздобыть несметные богатства, необходимые тому для принесения различных жертвоприношений. Подобным же образом, Бхима известен как Врикодара, так как его аппетит был настолько же необычаен, насколько и его подвиги, такие, как победа над демоном Хидимбой. Итак, все эти раковины, в которые затрубили сторонники Пандав, начиная с раковины Господа, воодушевляли на битву их воинов. Другая же сторона не имела таких преимуществ; не было с ними ни Кришны, Верховного властителя, ни богини удачи. Итак, им было суждено проиграть битву, и об этом извещали звуки раковин.
ананта-виджайам - раковина под названием Анантавиджайам; раджа царь; кунти-путрах - сын Кунти; йудхиштхирах - Йудхиштхира; накулах Накула; сахадевах - Сахадева; ча - и; сугхоша-манипушпакау - раковины, называемые Сугхоша и Манипушпака; кашйах - царь Каши; ча - и; парама-ишу-асах - меткий лучник; шикханди - Шикханди; ча - также; маха-ратхах - тот, кто может сражаться один против тысячи; дхриштадйумнах - Дхриштадйумна, сын царя Друпады; виратах - Вирата, принц, укрывший Пандавов, когда они должны были скрываться; ча - и; сатйаких Сатйаки, то же, что и Йуйудхана, колесничий Господа Кришны; ча - и; апараджитах - те, кто никогда не знали поражения; друпадах - Друпада, царь Панчалы; драупадейах - сыновья Драупади; ча - также; сарвашах все; притхиви-пате - о царь; саубхдрах - Абхиманйю, сын Субхадры; ча также; маха-бахух - с мощным снаряжением; шанкхан - раковины; дадхмух - затрубили; притхак притхак - каждый в отдельности.
Царь Йудхиштхира, сын Кунти, затрубил в свою раковину Анантавиджайу Накула и Сахадева затрубили в раковины Сугхошу и Манипушпаку. О царь, великий лучник царь Каши, могучий воин Шикханди, Дхриштадйумна, Вирата и непобедимый Сатйаки, а также Друпада, сыновья Драупади и другие, такие, как превосходно вооруженный сын Субхадры - все затрубили в свои раковины.
КОММЕНТАРИЙ: Санджайа очень тактично дает понять царю Дхритараштре, что его неразумная политика обмана сыновей Панду и попытка возвести на царский трон собственных сыновей не слишком похвальна. По всем признакам уже было видно, что вся династия Куру погибнет в этом великом сражении. Начиная с деда Бхишмы и кончая внуками, такими, как Абхиманйу и другими - включая царей многих государств мира - все присутствовали здесь, и все были обречены. Вся катастрофа была вызвана царем Дхритараштрой, так как он поощрял политику своих сыновей.
ТЕКСТ 19
स घोषो धार्तराष्ट्राणां हृदयानि व्यदारयत् ।नभश्च पृथिवीं चैव तुमुलोऽभ्यनुनादयन् ॥१९॥