После помощи лицам, пристрастившимся к алкоголю, в признании требований закона Божьего, им необходимо бросить вызов – решиться с помощью благодати Божьей воздерживаться от алкогольных напитков. Елена Уайт пишет: «Тех, кто стал жертвой плохих привычек, следует пробуждать к осознанию необходимости самостоятельных усилий. Другие могут прилагать самые серьезные попытки вернуть их к нравственной жизни, при этом благодать Божья будет беспрепятственно изливаться, Христос может умолять, Его ангелы – служить, но все будет напрасно, если эти люди не начнут бороться за себя сами» /СИ, 174/.
Елена Уайт неоднократно подчеркивала жизненно важную роль воли: «Искушаемый нуждается в том, чтобы понять истинное значение силы воли. Это определяющее качество в характере человека – сила решения, сила выбора. Все зависит от правильного направления его воли… Многие катятся навстречу гибели, хотя и намереваются преодолеть свои дурные пристрастия. Все дело в том, что они не подчиняют себя воле Божьей. Они не избирают служение Ему. /СИ, 176/.
Следует отметить, что недавние исследования бросили вызов популярному взгляду об алкоголизме как болезни, которая выводит из строя волю пьяницы, показывая вместо этого, что «пьяница может и должен брать на себя некоторую ответственность за перемену, даже
допуская, что это совершение преступления не приведет к опасным последствиям» /Герберт Фингаретти, «Сильное пьянство» – «Миф алкоголизма как болезни» Издательство Калифорнийского Университета, 1988, стр. 79/. Это исследование вполне подтвердило совет, данный Е. Уайт пристрастившимся к алкоголю.
Убеждать в божественном прощении и силе
Недостаточно побудить пьяницу решить воздерживаться от алкоголя: мы должны также убедить его /ее/ в божественном прощении и помощи. Елена Уайт писала: «Самое первое и наиболее важное дело – смягчить и покорить душу, представив ей Господа нашего Иисуса Христа как взявшего на Себя ее грех, как Спасителя, прощающего грех, то есть, излагая весть Евангелия в такой ясности, как только /277 стр. ориг./ возможно. Когда Дух Святой действует среди нас… души, не приготовленные к пришествию Христа, проникаются сознанием своей греховности… Курильщики жертвуют своим идолом и пьяницы – употреблением алкоголя. Но они не смогли бы поступать так, если бы не ухватились верой за обетования Божьи о прощении своих грехов» /Евангелизм, 264/.
Елена Уайт также подчеркивала необходимость ободрять людей: «Ободряйте людей словом; возносите за них молитвы к Богу. Многие, кого одолело искушение, унижены своими неудачами, и они не думают, что для них тщетно пытаться достичь Бога, но эта мысль возникает по наущению врага. Когда они согрешили и чувствуют, что не могут молится, скажите им, что как раз настало время молиться. Они могут переживать глубокий стыд и глубокое унижение; но когда они исповедуют свои грехи, Тот, Кто верен и праведен, простит их грехи и очистит их от всякой неправды» /СИ, 181-182/.
Личный интерес
Восстановительные программы для алкоголиков подчеркивают важность предусмотреть личную или групповую поддержку для имеющих алкогольную зависимость. Елена Уайт подчеркивала эту же точку зрения, передавая личный опыт: «Мне припомнился случай, когда однажды человек обратился ко мне в собрании. Злоупотребляя крепкими напитками и курением табака, он повредил себе, своему телу и уму – до того расстроил свое здоровье, чт был едва жив. Развратный образ жизни сгорбил его. Также и его одежда вполне согласовалась с его жалким состоянием здоровья. По всему было видно, что он был далек от возможности восстановления и спасения. Но когда я обратилась к нему, побуждая противостоять искушению силой Воскресшего Господа, он с трепетом поднялся и сказал: «Вы проявили ко мне интерес, и я проявил интерес к себе». Шесть месяцев спустя, он пришел ко мне домой. Я не узнала его. Его лицо сияло от радости; глаза были полны слез. Он взял меня за руку и сказал: «Вы, кажется, не узнаете меня, но помните ли вы человека в старом пиджаке, который поднялся в собрании и заявил, что он пытался совершить реформу в своей жизни? Я была крайне изумлена. Он стоял стройно и помолодел, по крайней мере, лет на десять. Возвратившись с того памятного собрания домой, он провел всю ночь в молитве. Это была ночь борьбы, но слава Богу – он вышел победителем» /Возд. 109/.